Конспект занятия с детьми 6-7 лет по подготовке обучению грамоте
Конспект занятия с детьми 6-7 лет по подготовке обучению грамоте
Данная разработка преднозначена для воспитателей подготовительных групп. Конспект предусматривает создание условий для формирования умений у детей старшего дошкольного возраста: выполнять элементарный фонематический анализ: определять наличие заданного звука в слове, составлять слова из 2, 3 звуков, запоминая их последовательность. Употреблять в речи слова: звук, сгласный - согласный, звонкий-глухой звук, твердый - мягкий согласный и др. Формировать мотивационную готовность к обучению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
способствовать формированию у детей взаимоотношений сотрудничества при решении учебной задачи;
воспитывать в детях способность сопереживать и помогать тому, кто попал в беду;
формировать мотивационную готовность детей к школе.
Методические приемы:
- метод словесной передачи и слухового восприятия (загадки, общение в процессе НОД, музыкальные вставки);
- метод наглядной передачи и зрительного восприятия (презентация, картинки, пазлы-буквы, использование схем, фишек-обозначений звуков);
- деятельностный метод (получение знаний детьми в ходе собственной учебно-познавательной деятельности);
- создание ситуации занимательности, познавательной игры;
- методы контроля и самоконтроля.
Оборудования:
проектор, экран, компьютер, звукозаписи;
мольберт с картинками-отгадками;
ключ для звуковой схемы, фишки красного, синего, зеленого цветов;
письма от героев сказки, ларец;
схемы слов по количеству детей;
картинки для дидактических игр;
наборы цифр 1, 2, 3 – по количеству детей;
столы для выполнения заданий.
Ход НОД
Предварительная беседа, в ходе которой детям сообщается о том, что они отправляются в замок коварного Звукомора.
Дети заходят в зал. На экране – замок Звукомора, звучит зловещая музыка.
Воспитатель: Вот он, этот зловещий замок, в котором живет Звукомор (на экране портрет Звукомора). Он украл фею Звуков (портрет на экране) и спрятал в самой высокой башне замка (на экран). Поможем ей выбраться?
Но коварный Звукомор просто так не отдаст свою пленницу. Он будет нам чинить препятствия, давать трудные задания. Мы справимся?
Ну что, в путь!
На экране появляется первое задание: страница сайта romaschki.jimdo.com
Первый наш помощник спрятался. Чтобы его увидеть, нужно найти все картинки, в названии которых есть звук Ш. Давайте его произнесем.
Играют в игру – на экране появляется кот.
Кто у нас получился? Кот.
Да, это чеширский кот, он живет в этом замке уже давно. Ребята, он дарит нам с вами что-то. (достает схему и конверт со значком и письмо)
ТЕКСТ ПИСЬМА: Это волшебный ключ от башни, где томится фея Звуков. Если вы справитесь со всеми заданиями, то заполните его волшебными знаками. Первый знак вы заслужили.
Достает значок – кружок синего цвета.
- Ребята, а что фея Звуков может обозначить синим кружком? Согласный звук.
- Чем отличаются согласные звуки от других? Встречают преграду.
- Какую? Губы, зубы, язык.
Вставляет кружок в первую ячейку.
- Куда же поведет нас кот? Пойдемте дальше.
Подходят к столу, на котором лежат схемы звуков, на мольберте – перевернутые картинки.
- Кот дает нам такое задание: найти в словах звук Р. Какой кружок нам поможет? Синий
- Почему? Нам мешает язык – поднимается вверх.
А слова здесь – на стене. Чтобы их отгадать, слушайте внимательно загадки. Воспитатель читает загадку, дети называют слово-отгадку, определяют место звука Р: начало, середина, конец слова.
Крашеное коромысло через реку повисло. РАДУГА
Чудо-ящик, в нем окно,
В том окошечке кино. ТЕЛЕВИЗОР
Эта птица так болтлива
Воровата, суетлива.
Стрекотунья, белобока,
А зовут ее… СОРОКА
Нелегко иногда забираться туда,
Но легко и приятно прокатиться обратно. ГОРКА
Белый, как снег,
Сладкий, как мед,
Во рту тает, его в чай добавляют. САХАР
Его украшают желе, шоколадом
И все ребятишки ему очень рады. ТОРТ
У мышей сегодня пир – они стащили в кухне… СЫР
Блещет в речке чистой спинкой серебристой. РЫБКА
Золотая рыбка появляется на экране.
- А вот и следующая жительница замка – золотая рыбка. Она даст нам следующий знак – достает из конверта кружок синего цвета.
- Что же еще приготовила для нас эта рыбка? Идемте посмотрим?
Дети садятся на стулья напротив экрана.
- Рыбка загадает нам ребусы. Из названия каждой картинки мы возьмем первый звук и составим из них слово. Начнем?
РАК, ЛУК
Отгадывают ребусы. Последнее слово ГНОМ.
- Ребята, кто это? Это гном – маленький житель замка. Он отдаст нам следующий знак – красный кружок. Что он означает? Гласный звук.
- Чем гласный звук отличается от согласного? Произносится без преград, воздух выходит свободно.
- Гном предлагает нам отдохнуть.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Гномик по лесу гулял
Ходьба на месте
Колпачок свой потерял
Наклоны вперед
Колпачок был не простым,
Со звоночком золотым
Хлопают в ладоши.
Гному кто точней подскажет?
Прыжки на месте
Где ему искать пропажу?
Ходьба на месте
- Молодцы! За ваше старание гном дарит нам еще один знак – зеленый кружок.
Что же он значит? Мягкий согласный. (А синий – твердый).
- Ребята, фея нас уже, наверное, заждалась. Торопимся дальше!
Следующее задание здесь на столе. Ветер, гуляющий по коридорам замка разбросал картинки. Их нужно разложить по корзинкам: слова со звуком Ш и Ж.
Давайте их произнесем и понаблюдаем: чем они похожи? ОБА СОГЛАСНЫЕ.
Как их отличить? Ш глухой, Ж – звонкий.
Разбирают картинки по группам из трех человек. Затем меняются и проверяют друг друга, произнося название. Среди картинок - сова.
- Смотрите, сова принесла нам еще один знак – красный кружок. Ставим его в ключ.
Сова очень любит играть в домино и приглашает нас поиграть вместе. Но домино у нее не простое – звуковое. Нужно подбирать картинки так – последний звук слова становится первым для следующего слова. И первое слово сова.
Дети с помощью воспитателя строят дорожку из слов.
- Молодцы, справились с заданием. За это сова отдает нам еще один знак – синий кружок. Тут еще какой-то ларец. Что в нем? Цифры! С их помощью мы сейчас определим, сколько слогов в словах.
Дети садятся за столы, получают конверты с цифрами. Выполняют задание молча, если возникают трудности – разбирают.
Получаем последний знак – красный кружок.
- Ребята, что же у нас получилось? Схема слова.
Сколько всего звуков в этом слове? 7
Сколько здесь гласных звуков? 3
Сколько согласных звуков? 4
Какие согласные здесь? Твердые и мягкие.
Сколько каких?
Сколько в этом слове слогов? Почему?
Что же это за слово? Смотрите, фея Звуков посылает нам подсказку. Это загадка. Читаем (на экране):
Это слово говорят,
если вас благодарят,
Исчезнет колдовская сила
От слова доброго….. СПАСИБО.
Давайте составим его из букв. Получилось?
На экране появляется фея Звуков, замок становится красивым. Звучит волшебная музыка.
Посмотрите, мы волшебники – помогли фее Звуков избавиться от злого Звукомора. Теперь она будет жить в этом красивом замке и ждать вас снова в гости! А вам в подарок фея дарит волшебный замок.
Пойдемте остальным детям расскажем, где побывали и что делали.