салфетница, салфетки из ткани для сервировки стола.
2.Набор геометрических фигур, согласно схеме.
3. Мольберт со схемой, клей, листы А 4.
Сюрпризный момент: появление шкатулки от бабушки,
Двигательная:пальчиковая игра «Девочка Ирина порядок наводила», «Стол», динамическая пауза «Посуда», «Чайник».
Ожидаемые результаты:Правила поведения за столом
Ход занятия:
Дети вместе с воспитателем, входят в группу под музыку, проходят по кругу.
Воспитатель:
Так случилось, что однажды
Дети в сказке оказались.
Пришли в волшебную страну,
И очутились в доме,
где жила Федора Егоровна. (Везде лежит посуда)
Посмотрите, сколько гостей сегодня в доме бабушки Федоры, давайте с ними поздороваемся (дети здороваются).
Слышится громкий звук, падает конверт.
Воспитатель: Ребята, что это в конверте?
Дети: Письмо.
Открывает и читает:
«Здравствуйте дорогие ребята!
У меня случилась беда,
Пропала посуда для чаепития,
Помогите отыскать, а иначе, как же я устрою праздник?».
«Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!»
- Ребята, как вы думаете от кого это письмо
Дети: От Бабушки Федоры.
Воспитатель: Почему от неё убежала посуда?
(Фраза с использованием глаголов:
«Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!»)
Воспитатель: Ребята, а сколько посуды убежало? (много).
Дидактическая игра «Продолжи фразу… »
Воспитатель: - А как звенели блюдца, когда бежали?
Дети: «… дзынь-ля-ля, дзынь-ля-ля… »
Воспитатель: - А, что Федора кричала, когда помчались по улице ножи?
Дети: «… Эй, держи, держи, держи, держи, держи… »
Продолжите, пожалуйста, фразу: «… Вот и чайник за кофейником бежит… »
Дети: «Тараторит, тараторит, дребезжит… »
Коррекционная гимнастика.
Воспитатель: Ребята, а давайте покажем нашим гостям, как посуда убегала, отыщем её.
(Дети идут по коррекционным дорожкам).
Воспитатель ритмично, отрывисто произносит:
бежала посуда по полям,
по лугам,
побежала лесочком,
поскакала по пням и по кочкам.
ОСТАНОВКА 1.
(Останавливаются, видят на полу лежит столовая посуда)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?
Дети: Посуда.
Воспитатель: Эта посуда подходит для чаепития?
Дети: Нет, это столовая посуда.
Воспитатель: А давайте гостям покажем посуду, которая точно подходит для чаепития.
Пальчиковая гимнастика «Чашка»
Воспитатель: Спасибо, ребята, что напомнили про чайную посуду, а наш паровоз поехал дальше (дети делают ещё круг).
ОСТАНОВКА 2
Воспитатель: Здесь подсказка, как последовательно расставить чайный сервиз. А какую посуду называют сервизом?
(разнообразные предположения детей).
Воспитатель: Сервизом называется посуда, в которой цвет предметов повторяется. Я буду загадывать загадки про посуду на картинке, кто отгадает поставит этот предмет в начало и так далее друг за другом.
Игра - алгоритм последовательности сервировки стола:
воспитатель вешает на мольберт в разнобой картины с изображением чайной посуды и скатерти.
Воспитатель: Дети, картинки по ошибке смешались, Нужно последовательно и правильно расставлять посуду для чаепития.
Практическая работа.
Дети по очереди подходят к мольберту и поправляют алгоритм последовательности сервировки стола. Воспитатель хвалит детей.
Предметом моим ты стол застилаешь,
Потом очень вкусные блюда расставишь. (Скатерть)
воспитатель по очереди вызывает детей и просит накрывать и сервировать стол.
отгадайте загадку –
Она бывает глубока.
Она бывает мелка;
Однако, это не река.
(Десертная тарелка), в неё можно положить тортик или печенье.
Следующая подсказка:
вот фарфоровые …блюдца,
вдруг уронишь – разобьются (дети договаривают)
Она всем очень нравится,
На блюдечке красавица,
С одной рукой милашка,
Голубенькая ... (чашка)
Следующая подсказка
Помощница маленькая,
Любит сладенькое.
Берёт понемножку
Чайная… ложка
А теперь нужно решить, куда же положить чайные ложечки?
Выслушать ответы детей.
Правильный ответ: ложка в блюдце, около чашки. Воспитатель: спасибо за помощь. Поехали дальше
(делают круг).
ОСТАНОВКА 3.
Видят речку (ткань голубого цвета) читают потешку вместе с воспитателем:
Ай, лады, лады, лады. Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Друг другу улыбаемся.
В это время убирается ткань, дети видят геометрические фигуры, рассыпанные на полу: (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)
Воспитатель: Вот, во что превратилась чайная посуда, наверное, она обиделась. Не беда у нас есть подсказка, благодаря которой мы сможем вернуть посуду и накрыть чайные столики.
Для того, чтобы накрыть стол, что в первую очередь нужно постелить на стол?
Показывает на мольберт.
Вызывает 2-х детей стелить скатерть на стол.
Перед детьми ставится задача:
Но посуды у нас еще нет. Зато есть вот такие фигуры. Как вы думаете, что может обозначать эта фигура? А эта? Почему вы так решили?»
Иными словами, закрепление значения за каждым знаком надо предоставить детям.
(Воспитатель прикрепляет фигуру рядом с посудой, выбранную детьми).
- Воспитатель:Ребята возьмите каждый по фигуре в руки.
– Поднимите руки у кого фигура соответствует десертной тарелке, несите их на стол, и так с каждой фигурой – заместителем, пока дети не накроют стол полностью.
Ребята, поднимите «чашки», на что вы их поставите? Правильно на блюдца. Чашка без блюдца, это уже кружка
Итог: дети рассматривают, называют предметы чайного стола.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите нашу посуду можно назвать сервиз? (разнообразные ответы детей). Да, можно, так как цвета повторяются, назовите, какие.
Сервиз в подарок - очень мило!
Чтоб всех гостей чайком поила!
На видном месте пусть стоит,
Всех очарует и пленит!
Воспитатель: - Ребята, а чего не хватает на столе?
Дети: Салфеток,
Воспитатель кладёт салфетницу с бумажными салфетками:
Для тех, кто замарается,
Салфетки расставляются.
Воспитатель: - А какого самого главного хозяина на чайном столе?
Правильно, чайника.
Физкультминутка «Чайник».
Воспитатель:Ребята,давайте гостям напомним, что бабушка приговаривала, жалея бедную посуду.
Ой вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои,
Вы пойдите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой,
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять, Федора (обнимает детей):
Словно солнышко, сиять.
Воспитатель: Давайте покажем солнышко.
Проводится дыхательная гимнастика «Солнышко».
Сюрпризный момент: дети дуют на стол, снимается покрывало и открывается стол, накрытый к чаю.
- Воспитатель: Какая красивая и чистая посуда стоит на её столе, это потому, что бабушка Федора помирилась с посудой и пожалела её.
Рассматривает стол с детьми, называя все предметы сервиза, обращает внимание на спасательныесалфетки, задаёт вопрос: - Почему так называют.
Бабушка Федора рада, даже помолодела, устроит чаепитие. А угощение за Вами, ребята.