Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи "Такие разные самолеты"»
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Такие разные самолеты» по сюжету аппликации « Самолет»
Предварительная работа: беседа, чтение художественной и энциклопедической литературы, подвижные игры, дидактические игры, изучение лексической темы, загадки о транспорте, рассматривание макетов самолетов, аппликация «Самолет», конструирование из бросового материала самолет.
Задачи:
-обобщать знания и активизировать словарь по теме: «Воздушный транспорт»
-совершенствовать грамматический строй речи, используя игровые упражнения
-расширять представления о многозначности слов, объяснять значение многозначных слов
-закреплять умения отвечать на вопросы полным ответом
-продолжать учить составлять связный рассказ совместно с воспитателем и самостоятельно.
Ход
В гости к детям пришел Доктор Айболит. Он очень расстроен. Раз он расстроен, он какой? (грустный, огорченный). Айболит опечален тем, что не может быстро добраться до своих больных животных. Если он опечален, он какой? (печальный).
Чтение отрывка из сказки К. Чуковского « Доктор Айболит»
Сейчас я загадаю загадку и вы узнаете на чем быстро и безопасно Айболит доберется до больных животных.
Я машина не простая,
Вся из алюминия
И на крыльях я взлетаю
В это небо синее
Пассажирский, грузовой
Иногда сверхзвуковой. (самолет)
-Почему самолет так называется? (сам летает)
-Если транспорт летает по воздуху, он какой? (воздушный)
-Назовите, какой вы еще знаете воздушный транспорт? (ракета, вертолет, дирижабль)
- Кто управляет самолетом? (пилот)
- Откуда взлетают и где приземляются самолеты? (аэродром)
Игровое упражнение: «Подскажи словечко»
Самолет летит высоко, а ракета (выше)
Самолет летит быстро, а ракета (быстрее)
Самолет мощный, а ракета (мощнее)
Самолет большой, а ракета (больше)
Самолет тяжелый, а ракета (тяжелее)
Рассмотреть модель самолета
- Расскажите, что есть у самолета (крылья, нос, хвост, кабина, иллюминаторы, колеса (шасси)).
- А у кого еще есть нос? (у людей, у корабля, животных, носик у чайника, нос у сапога)
- А крылья? (у птиц, насекомых, у мельницы)
Я знаю историю про самолет и птицу. Хотите послушать?
Как-то раз высоко в небе встретились самолет и большая птица. Надо сказать, что встречались они часто, любили играть в догонялки. Самолет стал хвалиться какой он большой и сильный. Птица на него обиделась, ведь она тоже считала себя сильной и большой. Они поссорились и разлетелись в разные стороны.
Раз они поссорились, какое у них настроение? ( грустное, печальное)
Давайте их помирим, похвалим птицу и самолет.
Д/и «Похвали птицу и самолет»
- У самолета есть крылья (и у птицы тоже есть крылья)
-Самолет сделан из металла, (а птица живая и покрыта перьями)
- У самолета есть колеса (шасси), а у птицы (лапки)
- Самолет когда летит крыльями не машет, (а птица машет крыльями)
- У самолета есть двигатель,(он помогает ему летать), ( а у птицы нет, ей помогают летать крылья)
Вот и помирились птица и самолет, обрадовались, что мы их похвалили.
- Если они помирились, какие они стали? (радостные, веселые).
И стали они опять вместе играть в догонялки и больше никогда не ссорились.
Физкультминутка
Мы садимся в самолет (приседают)
Отправляемся в полет (заводят мотор)встают и говорят р-р-р
Мы летит над облаками (руки в стороны)
Машем папе, машем маме.
Видим как течет река (показывают волну)
Видим в лодке рыбака («забрасываем удочку»)
Осторожнее гора! (наклоны вправо ,влево)
Приземляться нам пора (приседают)
- Для чего служат самолеты? (перевозят людей, грузы, тушат пожары)
- Если самолет везет пассажиров он как называется? (пассажирский)
- А если перевозит грузы? (грузовой)
-А если тушит пожары? (пожарный)
-А какие еще самолеты мы не назвали (показ иллюстраций) ( военные, санитарные)
Недавно мы делали аппликацию «Самолет» . Подумайте и расскажите нам, какой самолет вы сделали: военный, грузовой, пассажирский, а может спасательный или пожарный)
Придумайте историю про свой самолет. Вы должны рассказать, какой у вас самолет, где он используется и что с вашим самолетом произошло интересного.
Как можно начать рассказ? (я сделал….военный, спасательный самолет).
Он может….( что делать?) . Однажды…. И вот….
Воспитатель помогает. Послушать 2-3 детей
Молодцы! Может быть, когда вы станете взрослыми, кто-то захочет стать пилотом и управлять самолетом. Я желаю вам удачи!