Задачи:
- Формировать интерес к исследовательской деятельности
- Развивать умение выделять и ставить проблему, которую необходимо решить
- Развивать логическое мышление путём моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решения
- Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды
- Развивать умение схематично изображать проделанные действия
- Учить делать выводы в соответствии с результатами работы
- Закреплять в речи детей слова: фильтр, водопровод, воронка, авария
Материал: письмо, конверт, глобус, грязная вода в тазике, ёмкости для воды, воронка, ткань, бумажные салфетки, марля, ватные диски, тряпочки, клеёнки, карточки под схемы, карандаши.
Предварительная работа: чтение книги Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей", свободное экспериментирование, закрепление правил работы с водой, подготовка сообщений о бережном отношении к воде, разучивание песни.
Ход занятия
1. Организационный момент
Перед занятием воспитатель предлагает встать в круг и взяться за руки, интересуется о настроении детей, предлагает улыбнуться друг другу и под фонограмму спеть песню юных экспериментаторов на музыку песни "Волшебник - Недоучка":
- А у нас в саду дела - эксперименты снова,
Сам волшебник никогда не творил такого!
То растопим снег и лёд, то смешаем краски,
Изменяем вкус воды, как в волшебной сказке.
То ли ещё будет, то ли ещё будет,
То ли ещё будет, ой - ой - ой !..
2. Основная часть
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите на глобус. Кто знает, что на глобусе обозначается голубым цветом?
Дети: Вода.
Воспитатель: Прослушайте сообщение детей о бережном отношении к воде.
1 ребёнок: Кажется, что воды на земле много. Вон сколько голубой и белой краски на глобусе. На планете много людей и всем нужна вода. Мы должны беречь воду, чтобы её хватило на всех.
2 ребёнок: Мы должны знать правила:
- Закрывать кран с водой.
- Не пускать воду сильной струёй.
- Набирать столько воды, сколько необходимо, не наполнять ванну доверху.
- Содержать реки, озёра, пруды в чистоте и порядке, не засорять природные водоёмы.
(Раздаётся стук в дверь, вручают письмо)
Воспитатель:
- Ребята, вам пришло письмо от Медуницы из Цветочного города.
"Здравствуйте, дорогие ребята! В цветочном городе случилась беда: сломался водопровод, и мы берём воду из реки. Но она там грязная, и мы не знаем, что делать".
(Дети предлагают помощь)
Воспитатель:
- В чём может заключаться наша помощь малышам - коротышам?
Дети:
- Можно отремонтировать водопровод.
- Привезти чистой воды.
- Попробовать самим очистить воду.
(Воспитатель акцентирует внимание на последнем предложении детей)
Воспитатель:
- А с помощью чего мы это сможем сделать?
(Дети предлагают взять различные фильтры: ватные диски, бумагу, марлю, ткань. Они самостоятельно берут всё необходимое для очистки воды: ёмкости, воронки, фильтры, баночки с грязной водой, тряпочки и клеёнки, уточняют последовательность выполнения работы и приступают к очистке)