3. Практические – дидактические игры и упражнения.
Словарная работа:
Формировать грамматически правильную речь и активизировать словарь детей.
Предварительная работа:
Чтение стихотворений об осени А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, П. М. Плещеева. Игра «Подбери предмет к признакам», разучивание стихотворений об осени.
Организация детей:
Дети входят в группу, рассаживаются на стульчики.
Оборудование:
мяч;
3 осенние картины (золотая осень, дождливая и поздняя);
осенние листочки из картона с мнемотаблицами;
папка скоросшиватель для создания книги;
аудиозапись «Звуки осеннего леса».
Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много пришло к нам гостей! А как обычно приветствуют гостей? (Дети здороваются).
Давайте поприветствуем друг друга веселой улыбкой!
Присаживайтесь на стульчики.
Воспитатель: Ребята, послушайте рассказ-загадку и попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.
«В лесу шуршали листья, и, казалось, что будто кто-то ходит по кленам и березам, и там где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест и стаями летели к теплым синим морям».
(Отрывок из рассказа О. Иваненко «Спокойной ночи»)
Воспитатель: Ребята, о каком времени года здесь говорится? (Об осени).
А как вы догадались? (Трава пожелтела, птицы стали улетать.)
Ребята, а осень, она какая??? (Ответы детей: золотая, красивая, холодная)
Воспитатель: ребята, вы знаете осенние месяцы? Назовите их. (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Воспитатель: в старину СЕНТЯБРЬ месяц называли ХМУРЕНЬ.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, с чем связано такое название «хмурень»? (Небо часто «хмурится», погода бывает ненастной, часто идут дожди.)
Воспитатель: ОКТЯБРЬ раньше называли ЛИСТОБОЙ или ЛИСТОПАД.
Воспитатель: А вот интересное название - листобой: какие 2 словечка спрятались в этом длинном слове? (листья, бой).
-И получилось какое слово? (листобой)
-Что значит «листобой», как вы понимаете? (листья о землю падают, бьются)
-А в наше время каким словом мы заменяем слово «листобой» («листопад»).
НОЯБРЬ последний месяц осени. Задумчивый, грустный месяц. Его называют воротами зимы.
-Еще называли ноябрь - ПРЕДЗИМЬЕ.
-Какое знакомое слово слышится? (Зима).
-Как вы думаете, что обозначает слово «предзимье»? (Это время перед зимой,в ноябре снег ложиться и не тает больше, дуют сильные ветры со снегом,)
Воспитатель: Вот и сегодня ветер дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад и он подарил мне волшебный мяч.
Игра «Осенний мячик».
«Мяч осенний и волшебный будет в руки к нам скакать и вопросы задавать!»
Воспитатель: Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильные ответы я буду дарить вам осенние листики.
Листья осенью(что делают) – Листья осенью желтеют и опадают.
Дождь осенью(что делает) – Дождь осенью моросит, идет.
Урожай осенью(что делают) – Урожай осенью убирают, собирают.
Деревья осенью(что делаю) – Деревья осенью теряют, роняют листья.
Звери осенью(что делают) – Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
Птицы осенью(что делают) – Птицы осенью улетают в теплые края.
Вода в реке осенью (что делает) – Вода осенью замерзает.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите, из листиков, которые я вам подарила можно собрать настоящий осенний букет!
Пальчиковая гимнастика: «Осенний букет»:
Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять-
Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки).
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба (Загибать поочередно пальцы).
Мы соберем, (Пальцы в замочек).
В вазу осенний букет отнесем. (Размахивать руками из стороны в сторону).
Составление рассказа с опорой на мнемотаблицы.
Воспитатель: Какой замечательный букет у нас получился, ребята! Это осенний ветер принес нам такие красивые листья! И попросил сделать осеннюю книгу.
Но листья эти не простые! На них что то нарисовано! (На листьях приклеены мнемотаблицы на осеннюю тему.) Давайте возьмем каждый по одному листочку. Придумайте к своей картинке короткий рассказ, а потом мы все листики соединим и у нас получится настоящая осенняя книга из наших рассказов!
Пример:
Осенью листочки на деревьях становятся разноцветными, и только елочка остается всегда зеленой.
Осенью солнце светит мало, часто идет дождь, дует ветер, падают листья.
Осенью часто идет дождь, дует холодный ветер, люди прячутся от дождя под зонтики.
Осенью небо покрыто тучами, из них часто идет дождь, а иногда и снег.
Осенью на небе появляются тучи, из которых идет дождь.
Осенью дует ветер, с деревьев летят листья.
Осенью птицы улетают в теплые края.
Осенью в лесу собирают грибы и кладут в корзинку.
Дети поочереди составляют предложения об осени с опорой на мнемотаблички на листочках.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая большая и красивая книга у нас получилась! Мы положим ее в уголок природы, а потом сделаем такие же книги о зиме, весне и лете!
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Да или Нет», проверим, как вы знаете приметы осени.
Игра «Да или Нет».
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Цветочки осенью цветут?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать –
Куртки-шапки одевать?
Итог занятия:
Воспитатель: Молодцы, ребята! Все про осень знаете.
Кто мне скажет, чем мы с вами сегодня занимались? ( Мы выполняли задания осеннего ветра.)
А ещё мы вспомнили, что осень бывает разной.
Сделали осеннюю книгу. И показали себя настоящими знатоками природы!
Воспитатель: Ребята, если вам понравилось занятие возьмите солнышко, а если нет – тучку.
Ребята, вы не только хорошо потрудились сегодня, но, наверное, и устали? Давайте немного отдохнем, послушаем музыку, но сначала поблагодарим наших гостей и попрощаемся с ними.
(Дети говорят «до свидания» и «до новых встреч»). Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года»
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(253) "конспект по развитию речи "обогащение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности "
["seo_title"] => string(158) "konspiekt-po-razvitiiu-riechi-oboghashchieniie-slovarnogho-zapasa-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-v-protsiessie-tieatralizovannoi-dieiatiel-nosti"
["file_id"] => string(6) "224134"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1438515401"
}
}