Программное содержание: Закрепить, уточнить и систематизировать знания детей по теме «Деревья. Лес». Закрепить словарь по теме. Закреплять словообразование относительных прилагательных от существительных, обозначающих деревья. Упражнять в распространении предложений. Обучать составлению описательного рассказа по предметной картинке (по опорным словам, по образу). Развивать связную речь, внимание, логическое мышление, память. Развивать выразительность речи, творческое воображение, слуховое восприятие, фантазию.
Ход занятия:
Воспитатель: кто назовёт мне, какой лист растёт на дереве?
— на берёзе – берёзовый лист;
— на черёмухе – черёмуховый лист;
— на осине – осиновый лист;
— на ольхе – ольховый лист;
— на тополе – тополиный лист;
— на рябине – рябиновый лист;
— на клёне – кленовый лист;
— на дубе – дубовый лист;
— на яблоне – яблоневый лист;
— на смородине – смородиновый лист;
— на иве – ивовый лист;
— на калине – калиновый лист.
(Назвав листья, дети садятся на свои места)
- Ребята, посмотрите какие чудесные деревья нарисовал художник, как они называются: сосна и ель? Правильно, молодцы! А как вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем говорить, правильно о хвойных деревьях. А какие ещё есть деревья – лиственные, а чем они отличаются?
А сейчас давайте с вами поиграем в игру «Какие сосна и ель?».
Сначала подберём определения к этим словам:
— молодая, стройная, красивая, высокая, зелёная, нарядная, пушистая, серебристая, шумящая, могучая, качающаяся.
Хорошо, ребята молодцы!
А теперь подберём действия к деревьям:
— растёт, стоит, зеленеет, радует, колышется, пахнет, качается, шумит, серебрится, поднимается.
Отлично, вы справились и с этим заданием.
А теперь мы с вами подберём родственные (похожие) слова к названиям наших деревьев:
— ель – ёлка, ёлочка, еловая, ёлочная, ельник, еловичёк.
— сосна – сосёнка, сосняк, соснячок, сосновый, сосёнка, сосёночка.