Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД "Зимующие птицы"»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе (6-7лет) на тему «Зимующие птицы»
Бармина Ирина Александровна
МБДОУ «Детский сад «Золотой ключик»
города Ядрин Чувашской Республики
Программное содержание:
Цель: расширять представление о зимующих птицах, изучая их особенности, развивать интерес к наблюдению за птицами. Задачи:
Образовательные: закрепить знания детей о зимующих птицах, обобщающем слове птицы; обогащать словарь: зимующие, перелетные птицы, кормушка;
Развивающие: закреплять знания детей о жизни птиц и о пользе, которую они приносят природе и человеку, активизировать словарь детей, развитие общей моторики, координация речи с движением, диалогической речи, зрительного внимания, мышления;
Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к птицам, вызвать стремление беречь их, помогать зимующим птицам, формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, воспитание любви и бережного отношения к природе.
Предшествующая работа воспитателя: знакомство с названиями зимующих птиц, их особенностями, изучение правил поведения с птицами и с правилами их кормления.
Индивидуальная работа: выучить стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой» с Дашей Майоровой.
Методы и приемы ОД:
- отгадывание загадок о птицах,
- чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой»,
- просмотр видеоролика «Зимний лес»,
- прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц»,
- словесная дидактическая игра «Поломанные слова», «Верю – не верю»,
- беседа о зимующих птицах,
- подвижная игра «На кормушке»,
- дидактическая игра «Четвертый лишний»,
- пальчиковая гимнастика «Перелетные птички»,
- раскрашивание птиц,
- обобщение воспитателя,
- анализ занятия.
Ход занятия:
Вступительная часть.
Приветствие:
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, воздух и вода,
Здравствуй, ты и здравствуй, я.
- Я хочу пригласить сегодня вас в зимний лес. Как вы думаете, что мы можем увидеть в зимнем лесу? Что можно услышать? Пора бы нам отправиться в лес.
2. Основная часть.
На экране включается видеоролик «Зимний лес».
- Ребята посмотрите, какой красив зимний лес. А что слышите? (Как дует ветер, скрипят деревья, как трещит сорока) - Ребята, знаете, о чем протрещала сорока – белобока? Она обеспокоена тем, что в лесу нет ни одной птицы…
Как вы думаете, почему нет птиц в лесу?
- Предлагаю рассказать нашей сороке, почему в лесу так тихо. - Вы знаете уже, что есть люди, которые изучают птиц. Кто помнит, как называется эта профессия? Орнитолог — это биолог, изучающий птиц. Он наблюдает за их поведением в лесу, городе и в зоопарке. Хотите поиграть в ученых-орнитологов? Сегодня, я старший орнитолог, а Вы научные сотрудники. Ребята, кто мы сегодня с вами будем? – орнитологи. - Катя, кто мы сегодня? - Дима, кто мы сегодня?
(Звучит запись «Голоса птиц»)
- Ребята, да это птицы. Но где — же они? А вот и необычное дерево. (Дети подходят к дереву, на котором «сидят» птицы). Посмотрите, какая бойкая стайка поселилась на дереве. Но почему-то они спряталась. От нас: они хотят проверить нас, сможем ли их узнать по описанию. Слушайте загадки и угадайте, о какой птице идет речь.
Дидактическая игра «Угадай птицу».
И зимой найдет приют
Не боится он простуды-
С первым снегом тут как тут! (Снегирь)
Окраской – серовата, повадкой – вороватая,
Каркунья хрипловатая. (Ворона)
В теплый край не улетают,
На морозе распевают.
Эти птички - невелички
Называются…(Синички)
Все время стучит
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)
Я весь день ловлю жуков, Ем букашек, червяков. В тёплый край не улетаю, Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик! Не робей! Я бывалый… (воробей) Если воробьи нахохлились, притихли — будет снег.
Непоседа пестрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая (Сорока.)
Вот птичка, так птичка, Не дрозд, не синичка, Ни лебедь, ни утка И не козодой. Но эта вот птичка, Хоть и невеличка Выводит птенцов Только лютой зимой (Клест.)
Беседа.
- Птички в этой стайке разные. Хотите познакомимся с ними поближе? Перечислите этих птиц. (Снегирь, сорока, ворона, синица, воробей…). -Как вы догадались, что это снегирь? (Красная грудка). -Как определили, что это сорока? (Длинный хвост, белые бока). -Как определили, что это ворона? (Черная, большая). -Как определили, что это синица? (Желтая грудка). -Молодцы, ребята. -Все эти птицы собрались вместе ещё осенью. Почему? Стайкой им легче прокормиться. Найдёт одна птичка корм, на её голос спешат другие. Как назовем их, одним словом? - Зимующие. -Почему их так назвали? (Потому что остаются зимовать) - А как вы думаете, зимующим птицам холодно зимой, ведь известно, что у птах нет ни халатов ватных, ни байковых рубах? Как же птицы согреваются в морозы? - Во время морозов птицы нахохливаются, чтобы согреться. Тепло сохраняют как сами перья, так и воздушная прослойка между ними. Когда холодно птицы поднимают перья и толщина “воздушной шубы” увеличивается. И тогда за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. - Так, почему же все- таки многие птицы улетают в теплые края? - Как вы думаете, а для зимующих птиц что страшнее: холод или голод? - Почему? - Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом. - Ребята, а легко ли птицам зимой искать себе корм? - Да, правильно, птицам зимой тяжело найти себе корм. И поэтому они прилетают ближе к людям за помощью. Мы с вами тоже старались помочь птицам пережить трудную зиму.
Подвижная игра « На кормушке».
На столе картинки птиц, подойдите, пожалуйста, возьмите ту птицу, которая вам понравилась. Представьте, ребята, что вы – птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на кормушку».
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
- Давайте теперь поиграем и узнаем, запомнили ли вы кто из птиц, чем питается. На столе приготовила корм для птиц. Вам нужно выбрать тот корм, который любит ваша птичка. Чем питается?...... - Воробей — питается семенами, зернами, ягодами, хлебные крошки, любой крупой. - Синица питается семенами растений, любит подсолнечные семечки и сало (несоленое). - Ворона – вороны всеядные птицы. Это городской санитар, ест любые зерна, семена, хлеб и остатки с человеческого стола. - Снегири любят семечки арбуза, тыквы, семена хвойных деревьев и трав, молодые почки, ягоды, особенно рябину. - Голубь – любит семена растений, зерно, крупу и хлеб. - Когда мы кормили птиц, мы соблюдали некоторые правила. Давайте их повторим. Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки. Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени. Кормить птиц надо регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы пища нужна птицам каждый день, чтобы они выжили. Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
- Ребята, наверняка вы все задались вопросом: все ли мы знаем о птицах. Которые остаются зимовать в наших краях? Ну конечно, не все.
Игра «Верю – не верю». Если утверждение правильно, то вы отвечаете: «Верю», а если утверждение неправильно, то отвечаете: «Не верю». - У птиц тело покрыто шерстью. - Тело покрыто перьями. - Есть клюв. - Птицы летают. - Клесты выводят птенцов зимой. - У синицы жёлтое брюшко. - У воробья большой сильный клюв. - У сороки короткий хвост. - Для птиц самое страшное зимой – это голод. - Клесты любят семена шишек. - Синицы любят сало. -Ворона- это маленькая птица. Продолжаем играть.
Игра «Четвертый лишний». А теперь, чтобы узнать, насколько хорошо вы знаете птиц, поиграем в игру «Четвертый лишний». Внимательно посмотрите на картинки, и скажите, какая птица здесь лишняя? (Дети объясняют свой выбор). Игра «Поломанные слова» (нужно исправить поломанные слова и узнать название зимующей птицы). ВА-СО, РО-СО-КА, ЦА-СИ-НИ, ТЕЛ-ДЯ, НА-РО-ВО, ГИРЬ –СНЕ. -Что — то наши птички загрустили на дереве. - Когда орнитологи ведут работу по изучению данных птиц, они пишут статью, работу или книгу. Давайте и мы сегодня вспомним все, что мы узнали о зимующих птицах. А потом запишем свои рассказы и тоже продолжим свою книгу. Давайте, вспомним, что есть у птицы? (Голова, клюв, туловище, лапы, крылья). Что есть только у птиц? (Крылья.) Что умеют делать только птицы? (Летать.) -Ребята, кто расскажет о синице…… (сове, воробье, снегире). -А еще орнитологи в своей работе делают зарисовки птиц, или их фотографируют. -Мы сегодня с вами раскрасим зимующих птиц и тоже поместим их в свою книгу. -Но сначала пусть наши пальчики отдохнут. Пальчиковая гимнастика. Птичка прилетела, Головкой повертела. Поклевала крошки Из моей ладошки. Пёрышки встряхнула, Быстро упорхнула
Машем кистями рук. Пальцы собраны в щепоть.
Выполняем повороты кистями рук. На одной руке пальцы собраны в щепоть, на другой – ладонь раскрыта. Изображаем, как птичка клюёт зёрна. Поочерёдно большой палец соединяется с остальными, начиная с указательного. Машем кистями рук. Теперь ваши пальчики готовы и можно приступать к работе. Выбирайте, какую зимующую птицу будете раскрашивать. (Дети садятся за подготовленный стол). Обратите внимание на цвет оперенья. Развитие мелкой моторики «Раскрашивание птиц». Во время раскрашивания звучит музыка «Голоса птиц» (клест, воробей, снегирь, ворона). Мы с вами подпишем названия птиц. — Этот книгу мы поместим в группе. Звучит музыка «пение птиц». 3. Итог занятия. - О каких птицах мы говорили? Почему их так мы называем? Какую птицу называют лесным доктором? Как называется «птичья столовая»? какой корм нужно класть в кормушку?
- Ребята я хочу, чтобы вы послушали Дашу, которая приготовила для вас стихотворения А.Яшина «Покормите птиц зимой». - Ребята вы с родителями приготовили кормушки, мы сегодня на прогулке их развесим и разложим туда лакомства для наших птиц. Давайте и у себя дома тоже устраивать «птичьи столовые» и думаю, птицы будут нам за это благодарны.