Оборудование: аудиозапись «шум дождя», зеркала по количеству детей, листочки осины, рябины, березы, подносы, загадка, сюжетные картинки из серии «Времена года», мнемосхема к стихотворению, картинки к рассказу «Любимое время года» из книги Н. Созонова, Е. Куцина «Тетрадь. Рассказы о временах года. Осень», картинки из лото «Когда это бывает».
Ход занятия. 1.Организационный момент. Приветствие «Солнышко». Дети стоят в кругу, игрушку солнышко передают друг другу, а вместе с ним тепло и улыбку. Выполняя упражнение, все дети улыбаются. 2.Основная часть. Звучит «Шум дождя»
Воспитатель:- Ребята! Что это такое? (Ответы детей). Мне кажется, вы угадали. Давайте не будем расстраиваться и поиграем с ним.
…К нам на длинной мокрой ножке Дождик скачет по дорожке (дети скачут на одной ножке)
В лужице – смотри, смотри! - Он пускает пузыри (приседают и смотрятся в «зеркальце»).
Воспитатель:- Я предлагаю вам взять зеркала и присесть на стулья.
(элементы артикуляционной гимнастики).
Воспитатель:- Ребята, отгадайте загадку:
Пришла без красок B без кисти И перекрасила все листья.
-Это осень. Посмотрите на картинку. Предположите, о чем разговаривают бабушка и внучка? (Дети высказывают предположения)
- Они рассуждают, осень – это любимое время года или нет. Хотите услышать их разговор? (пересказ текста воспитателем, обсуждение).
Воспитатель:- А теперь пришла пора поиграть нам детвора. «Игра ДА или НЕТ» - Я буду читать вопросы, будете мне отвечать «да» или «нет».
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?
Воспитатель: Вы очень внимательные ребята и с этим заданием, вы справились успешно. Вы уже много знаете про осень, знаете ее приметы и особенности природы в это время года. Предлагаю вам подойти к столу и выбрать ту картинку, на которой изображена одна из примет осени. (Работа с картинками из Лото «Когда это бывает». Дети составляют предложения).
Воспитатель: - Осень – очень красивое время года. Многие поэты писали про нее в своих стихах. Давайте послушаем стихотворение «Падают с ветки…» И. Пивоваровой (читает ребенок).
Пальчиковая гимнастика “Осенний букет”. Раз, два, три, четыре, пять – Будем листья собирать. (Дети сжимают и разжимают кулачки) Листья берёзы. (Дети загибают поочередно пальцы) Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба Мы соберём (Дети сжимают и разжимают кулачки) В вазу осенний Букет отнесём.(Н.Нищева)
Воспитатель:- Посмотрите, осень разбросала свои листочки. Давайте их рассмотрим. Найдите листик березы. Рассмотрите его. Сравните его с осиновым листочком. Чем отличаются? А рябиновый лист на что похож? Предлагаю поиграть: «Выполни – не ошибись!» (Двум детям даем задание: «Возьмите 3 осиновых листочка и один березовый» - отмечается правильность и скорость выполнения).
Воспитатель: Чтобы не расстраивать тех, кто проиграл в этой игре у соперника, мы поиграем еще в одну интересную игру. Предлагаю вам каждому занять свой «домик» (кольцо). Все вместе мы идем внутри круга друг за другом и произносим: «Капля раз, капля два, капли капают едва. Стали капельки бежать, капля каплю догонять». По окончанию фразы необходимо занять любой «домик». Кому не хватает места – выбывает из игры. Готовы?
Воспитатель: Ребята, я приготовила вам схему – подсказку (мнемосхему) к стихотворению И. Винокурова об осени. Послушайте его. Давайте попробуем рассказать его вместе со мной.
Воспитатель: Ребята, о каком чудесном времени года мы говорили сегодня? Есть вот такая пословица: «Осень богатая – зима сытная». Почему так говорят в народе? (Ответы детей) 3.Итог
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей). Красивая, яркая пора – осень. Посмотрите в окно, как красиво на ветру шевелятся листочки. Это Осень нас благодарит за то, что мы похвалили её. Давайте помашем ей.