Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе»
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе
Конспект
НОД по обучению грамоте
в старшей группе (Образовательная область "Познание")
Тема: 1. Освоение действий звукового анализа слов.
2. Различение гласных, твердых и мягких согласных звуков.
Цели и задачи:
освоение детьми действия звукового анализа слова, определение последовательности звуков в слове «утки», построение модели слова, закрепление твердой и мягкой фонемы звуков в игре «Назови братца», «позови звук», «задание звуку».закрепление умения делить слова на слоги. Закрепление умения детей называть слова на заданные воспитателем звуки определенной тематической направленности, развитие фонематического слуха.
Демонстрационный материал: карта-схема слова «утки», фишки красного, синего, зеленого цвета.
Ход занятия:
-Ребята, вы любите сказки?
-отгадайте, из какой сказки эти строки:
« Из яйца выглянул долговязый, нескладный утенок, ничуть не похожий на своих братьев…»
(«Гадкий утенок»)
-Кто написал эту сказку?
-К нам в гости пришел утенок, его отовсюду гонят, никто с ним не дружит. Чем мы ему поможем, а давайте построим для него дом.
Дом мы будем строить не простой, а из слов , в которых есть звук Р. (дверь, крыша, труба, крыльцо..)
-Давайте, обозначим, что это дом утки, с помощью фишек. Определим, какие звуки живут в слове «дом»
Звуковой анализ слова «утки»
-Произнесем слово, выделяя первый звук у-у-у-у-утки
-Какой первый звук гласный или согласный?
-Почему?
-Какой фишкой обозначим, какого цвета?
-Второй звук?
-Какой он? Почему?
-Третий звук? Какой он? Почему?
-какой фишкой обозначим?
Произнесем всё слово, выделяя последний звук .Какой он? Почему?
-Давайте, дадим задания звукам. Назовем братца мягк. Звук (к)
-Звуку (у) долго потянем этот звук.(УУУУУУУ У у )
-Звуку (т) назови слово, начинающееся с этого звука? (телефон, труба, тумба…)
-Звуку (и) назови гл.звук. (аоуиыэ)
Игра «уберем фишку»
-Убираем фишку, которая обозначает звук (т, и, к)
-Какой звук остался? (у)
Физминутка.
Птицы в домиках сидят
И на улицу глядят
Полетать вдруг захотели
И все сразу полетели
Крыльями взмахнули
в воздух все вспорхнули
Пролетели над горой
Покачали головой
Прилетели все к реке
Поплескались в воде.
-Давайте сделаем рядом с домиком утенка еще дома и поселим там других птиц. А кто в них будет жить – отгадайте загадки…
-зимой на ветка , яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это …….. снегири.
-верещунья, белобока
И зовут ее ………сорока
- Желтогруденькая птица,
А зовут её …. . синица
- я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь
Чистоплотный серый……гусь
-ночь как смоль
Черным черна.
Серой птице не до сна
Меж кустов, как тень скользит
Караулит, кто не спит
Ловит каждый шорох чутко
А как крикнет, станет жутко.
Вздрогнет спящая трава
Это ухает ……сова
Работа у доски.
-Мы этих птиц поселим в домики синего и зеленого цвета. В зеленом домике будут жить птицы в слове которых есть мягкий согласный звук (с). (гусь, синица)
-В синем домике- твердый согласный звук (С). (сова, сорока, снегирь)
Игра «Назови братца» с мячом.
-Я называю ТВ. согл. звук, а вы называете мягкий согл. зв., его пару ,братца младшего.
Задание на словообразование.
-Давайте представим, что у уточки появились детки, как их будут называть? У утки – утята, а у…
Гуси-гусята
Аист - аистята
Сова - совята
Орёл - орлята
Страус - страусята
Воробей - воробышки
Сокол - соколята.
- Кого птицы боятся и наш утенок тоже? (кошек)
- А давайте превратим кошку в мышку. Как это можно сделать. Попробуем, какой звук надо заменить…… кошка- мошка- мышка.
-Теперь нашей уточке не страшна кошка.
-Наш утенок мечтает превратиться в прекрасного лебедя.
-Давайте, сделаем лебедей и подарим их.
Оригами «Лебеди»
-Может быть наш утенок тоже превратиться в такого же красивого, элегантного , грациозного лебедя.