Просмотр содержимого документа
«Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшей группы компенсирующей направленности "Знакомство с буквой и звуком [Н]"»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Знакомство с буквой Н, звуками [н], [н`]».
Старший дошкольный возраст.
Цель: Знакомство с буквой Н, звуками [н], [н`]
Воспитательно-образовательные задачи:
- развивать умение выделять звук Н и НЬ из ряда согласных звуков, обратных и прямых слогов и слов;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать творческое мышление;
- закрепить умение находить обобщающее слово;
- упражнять детей в умении выделять место звука в слове;
- упражнять в умении делить пластилин на три равные части через изображение буквы Н;
- упражнять в умении называть количество слогов в слове.
Коррекционно-образовательные задачи:
- развивать фонетико – фонематический слух;
- автоматизировать произношение звука Ш в тексте;
Материалы и оборудование: муляж бабочки, изображения солнца и поляны, предметные картинки с изображением цветов, кляксы с изображением букв на обратной стороне (д, т, ш, ж, к, г, с, з), изображение сороконожки, полотно с изображением различных насекомых, карточки по количеству детей для обозначения слоговой структуры слова, карточки по количеству детей для определения места звука Н в словах, изображение картинок, в которых видна буква Н, аудиозапись «голоса» бабочки, звуков насекомых: пчелы, сверчка; пластилин, дощечки для лепки, салфетки по количеству детей.
Ход:
Логопед: - Сегодня к нам в гости прилетела бабочка. Чем-то она расстроена, что же ее так разволновало? Давайте послушаем.
Аудиозапись: Здравствуйте, дети! Весна уже пришла, а на моей полянке почему-то не растут цветы и солнышко совсем не греет. Как же хочется мне летать, порхать с цветка на цветок. Помогите, пожалуйста, вернуть мою полянку!!!
- Поможем бабочке? Идите за мной, я покажу вам эту полянку. ( На наборном полотне – солнышко, зеленая поляна, на которой помещены черные кляксы в форме букв).
Посмотрите, как же тут будут расти цветы?! Вся поляна в кляксах, а солнышку, я думаю, просто грустно смотреть на эту грязь, поэтому оно и перестало греть. Что же делать?
Посмотрите-ка внимательно, эти кляксы на что-то похожи.(на буквы) Давайте назовем все буквы, может быть тогда они исчезнут.(дети называют буквы – кляксы не исчезают). Может быть нам надо не просто произнести звук, а рассказать какой он? (дети дают характеристику звукам: согласный звонкий, согласный глухой – кляксы исчезают – дети получают цветок, появляется картинка с изображением насекомых)
А это еще что такое? Какая-то картинка. Нашла! С обратной стороны что-то написано. ( Читает: Угадай звук, который их объединяет.)
Какой же звук может объединять эти картинки? (насекомые, звук Н)
Давайте произнесем этот звук и скажем какой он.(согласный, твердый). Но есть еще и мягкий звук, например, в слове гусеница, назовите этот звук. (НЬ) - дети получают цветок.
Аудиозапись: свист СВЕРЧКА
Летит какое-то насекомое. Угадали кто это? (сверчок). А давайте поиграем, посмотрим какие вы внимательные. Будем ловить сверчков, которые произносят звук Н. Приготовили ладошки. (Выделение звука Н из ряда согласных)
Аудиозапись: жужжание ПЧЕЛЫ
А сейчас какое насекомое пролетело? (пчела) Пчел будем ловить?(да) Только сейчас задание будет труднее: мы ловили твердый звук, а сейчас нам нужно поймать еще и мягкий звук, попробуйте произнести его. Молодцы, тогда ловите пчел, которые произносят слоги со звуком Н или Нь. Приготовили ладошки. (Выделение звука Н и Нь из слогового ряда). Молодцы, еще один цветок появится на поляне.
На нашу полянку начали слетаться насекомые. Я думаю, что мы идем верным путем.
Посмотрите, что же это за конверт? (находят конверт с заданием)
Составьте из двух слов – одно. СОРОК, НОЖКА (сороконожка)
Физ.мин. Пал.игра «Сороконожка»
Вот бежит сороконожка пальцы правой руки щекочут левую ладонь в
направлении от кончиков пальцев до основания
ладони
У Алешки по ладошке.
Так щекочут ее ножки,
Что хохочет наш Алешка. (дети получают цветок)
Куда же нам идти? Посмотрите, какие-то карточки. Давайте-ка посмотрим, что же там интересное нас ждет. ( Дети находят карточки с изображением насекомых – считают слоги в словах, отмечают нужное количество – получают цветок)
А вот еще что-то. Опять карточки, в них надо отметить место звука Н или Нь в слове. Где же стоит звук Н в начале слова, в середине или в конце? (получают цветок)
А ведь в слове СОЛНЫШКО тоже есть звук Н. Давайте с вами познакомимся с буквой Н и поместим ее на наше солнышко.
Дети знакомятся с буквой, рассматривают ее, говорят на что она похожа, лепят букву из пластилина.
Логопед подводит итог занятия, спрашивая детей о том, как же удалось оживить полянку и что нового они узнали.