Материал: Белая ткань («Зима»), фонограммы (Чайковский «Зима», пение птиц, хоровод «Весенний»), заготовка книги «Весна‑красна», схемы (приметы весны, пословицы о весне, рассказы о птицах и животных, стихотворения о весне), фланелеграф, совместные рисунки по пословицам, картины («Весна», «Перелетные птицы»), игрушки‑звери (медведь, белка, лиса, волк, еж), картина‑схема «Звери», гуашь желтая для рисования.
Предварительная работа: Беседа о весеннем периоде, жизни животных и птиц; заучивание стихотворений о весне по схемам, заклички, пословиц, рисование по теме пословиц.
Структура занятия:
Мотивация: Под белой тканью – зима; стих о конце зимы; закличка весеннему солнышку; открывается ткань под фонограмму Чайковского; появление куклы‑Весны; пишем книгу о весне в подарок.
1 страница – Приметы весны в схемах на панно.
2 страница – Пословицы с использованием рисунков детей.
3 страница – Стихи по схемам.
4 страница – Рассказы о перелетных птицах по схемам; фонограмма пения птиц.
Физкультминутка – Хоровод весенний на лужайке.
5 страница – Рассказы о жизни зверей весной по схемам (игрушки‑звери).
Д/и «Кто из зверей спрятался?» (притяжательные прилагательные).
(Дети с воспитателем находятся под белой тканью в «зимнем периоде»)
Воспитатель: Ребята, посмотрите: вокруг белым‑бело. Но, время Зимушки уже проходит.
«Зима недаром злится, прошла ее пора.
Весна в окно стучится и гонит со двора»
«Уходи, Зима седая! Уж, красавицы Весны
Колесница золотая мчится с горной вышины»
Воспитатель: Ребята, давайте с вами громко произнесем закличку, позовем Весну, ведь пришла ее пора. Будем закликать солнышко, а вместе с ним придет и весна
Дети(говорят закличку):
«Солнышко красно! Гори‑гори ясно!
В небо пташкой залети, нашу землю освети,
Чтоб садам и огородам зеленеть, цвести, расти!
Солнышко красно! Гори‑гори ясно!
В небо рыбкой заплыви, нашу землю оживи,
Всех на свете ребятишек обогрей, оздорови!»
(Снежная пелена из белой ткани открывается, и дети встречают Весну‑куклу под фонограмму Чайковского «Весна»).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, вот она, Весна‑красна к нам пожаловала. Мы очень ее ждали. Давайте в благодарность станем на время писателями и художниками, напишем книгу о Весне и подарим ее на память Весне. Сегодня мы будем бродить по лесам и полям, наблюдать и рассказывать, записывать и зарисовывать. А вот и переплет нашей будущей книги (воспитатель показывает корочку будущей книги «Весна‑красна).
1
Воспитатель: А вот и первая страничка. Она пока пустая, но мы ее заполним. Наверное, сначала надо рассказать о приметах весны. Как мы узнали, что пришла весна? А помогут нам в этом символы‑схемы, обозначающие какое‑либо явление в природе.
Дети (поочередно выкладывают на фланелеграф схемы, обозначающие приметы весны, называя их):
С хемы, обозначающие приметы весны
И ллюстрация о весне
Символы, обозначение
Описание
Весна
Наступила теплая, добрая, ласковая, веселая весна
День‑ночь
День становится длиннее, а ночь короче
Небо, облака
Небо становится ясное, чистое, голубое, высокое. По небу, как комья ваты, раскинулись пушистые облака.
Солнце
На небе светит ласковое, теплое, ослепительное, лучистое солнце.
Снег
Снег стал серый, грязный, ноздреватый, пористый.
Капель
Снег тает, начинается капель.
Ручьи
Журчат весенние ручьи, бегут далеко.
Дождь
Теплый весенний дождь нужен растениям.
Ветер, воздух
Разгуливает свежий, ароматный ветерок. Бывает безветрие.
Проталины
Зачернели проталины.
Трава
Появляется молодая, свежая, зеленая травка. Первая щетинка травы.
Деревья, почки, листочки
На деревьях набухают почки. Начинается сокодвижение.
Цветы
Появляются первые весенние цветы: подснежники, золотые головки мать‑и‑мачехи, ландыши.
Птицы
Птицы распевают песни.
Насекомые
В воздухе появляются насекомые. Слышно жужжание жуков.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, эта страничка появляется в нашей книжке (листок с подобной иллюстрацией подшивается в книгу).
2
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг. Знаете ли вы пословицы о весне? А помогут вспомнить их ваши рисунки о природе и схемы.
Дети(рассматривают свои рисунки и называют пословицы по схемам):
Рисунок
Схема пословицы
Пословица
Увидел грача – весну встречай.
Увидел скворца – знай:
весна у крыльца.
Дружная весна – жди большой воды.
Май леса наряжает,
лето в гости поджидает.
Весенний дождь лишним не бывает.
Апрель – с водою, май – с травою.
Воспитатель: Ну, вот, ребята, и эту страничку мы подшиваем в нашу книжку (прикрепляются рисунки детей и схемы пословиц)
3
Воспитатель: Ребята, красоту природы восхваляли русские поэты в своих произведениях. А знаете ли вы стихотворения о весне? Мы подарим их нашей гостье.
Дети(читают стихи по цветовому моделированию и пиктограмме):
«Весна» /Токмакова/
К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под ее ногами.
Черные проталинки на полях видны.
Видно, очень теплые ноги у весны.
Ты, весна, весна‑красна,
Что с собою принесла?
Принесла я для лугов одеяло из цветов.
Принесла для елки свежие иголки,
Небушко ясное, солнышко красное.
«Весна‑волшебница» /Белозеров/
Ожила вокруг природа,
Пробудившись ото сна.
С голубого небосвода
С солнцем к нам пришла весна.
Ветерком дохнула чистым,
Пыль с дороги убрала,
Брызнув дождичком искристым,
Не закончила дела.
Подарив весенней краски
Всей листве во всех лесах,
Растворилась, словно в сказке,
В звонких птичьих голосах.
(Дети прикрепляют уменьшенные варианты пиктограмм стихотворений в книгу)
4
Воспитатель: Ребята, прислушайтесь. Что вы слышите? Это голоса птичек, которые к нам прилетели. Пойдемте на поляну и прислушаемся.
«Я пройдусь по лесам. Много птичек есть там.
Все порхают, поют, гнезда теплые вьют»
Дети(перемещаются на «полянку» и рассматривают картину с изображением птиц, прилетевших к нам весной).
Воспитатель: Ребята, какие птицы прилетают к нам весной? Что вы знаете о них?
Дети(составляют рассказы о перелетных птицах с использованием схем):
«Грачи»
Открывают весну грачи. Они прилетают еще при снеге. Ростом грачи примерно с ворону, но одеты не в серые, а в сине‑черные перья. На дорогах, на полях и лугах грачи ищут корм. Грачи строят новые и ремонтируют старые гнезда. Грачи строят из сучьев и ветвей грубые гнезда. Шумно становятся в парках и рощах.
«Скворцы»
После грачей прилетают скворцы. Суетливые скворцы бегают по полянкам и ищут семена трав и проснувшихся насекомых. Скворцы – наши соседи. Они начинают устраивать свои гнезда, чистят домики‑скворечники. Скворцы по утрам распевают свои звонкие песни. Скворцы – большие друзья человека, потому что, питаясь насекомыми, они уничтожают вредителей лесов, полей, садов. Весной у скворцов появляются птенцы. Когда молодые скворчата начинают летать, вся семья покидает домик, и песни скворцов прекращаются.
Воспитатель: Эти рассказы о птицах мы так же помещаем в нашу книгу.
Физкультминутка
Воспитатель: Ребята, весной всегда люди веселятся, заводят хороводы на лужайках. Давайте и вами заведем хоровод.
Дети (танцуют и поют):
«Что за музыка на улице слышна? Это снова на дворе поет весна.
Холод и немая тишина, зимний холод и немая тишина.
Что за музыку я слышу за окном? Всё растаяло, что было зимним сном.
И весенним водопадом звон сосулек звонко капал,
Засмеялось, зазвучало все кругом»
5
Воспитатель: Ребята, посмотрите, Кто это?
Дети(обращают внимание на игрушек‑зверей)
Воспитатель: А как меняется их жизнь весной? Расскажите, пожалуйста. Около каждого зверя лежит схема, которая поможет вам.
Дети (поочередно выбирают схему для рассказа)
Примерные рассказы детей:
«Медведь весной»
Медведи выходят из берлоги после вскрытия рек. А когда солнышко пригреет сильнее и проталинок появляется больше, выходят из берлоги и медведицы с медвежатами. Весной медведи линяют: старая шерсть начинает вылезать. Медведь сразу идет искать муравейники. Еще он разламывает гнилые пни и ищет насекомых. Он ест всё: ловит лягушек, ящериц, выкапывает из земли луковицы растений, ищет прошлогодние ягоды. Иногда голодный медведь нападает на лосей, оленей.
«Ёжик весной»
Весной просыпаются ежи под ворохами сухих листьев. В лесу слышны шорох листьев и фырканье. Еж бегает по полянкам и обнюхивает всё на пути. Когда ежик бежит, он семенит ножками и постукивает коготками. У ежика вытянута мордочка и иголки на спинке.
«Белка весной»
У белки в ее гнезде бывает 4‑7 крошечных слепых бельчат. Белка – очень заботливая мать. Она кормит их молоком и охраняет от врагов. Вскоре у бельчат открываются глаза, они обрастают шерстью. Бельчата вырастают и начинают выглядывать из гнезда. Но скоро они начинают бояться опасности и прятаться в гнездо. Белка‑мать научила их осторожности. В начале лета белочка осторожно сводит бельчат с дерева, ведет полакомиться ягодами и молодыми грибами. Наедятся бельчата – и снова на дерево. Густая листва скрывает их от врагов. Сытые бельчата гоняются друг за другом по веткам. Бельчата растут и становятся белками.
«Лиса весной»
Когда солнце обогреет землю и покажется молодая зелень, у лисицы появляются 5‑8 слепых, но крепких лисят. Выбегать из норки они начнут тогда, когда станут зрячими и обрастут шерсткой. Лисица‑мать внимательно следит за своими детенышами. При опасности ее короткий лай заставляет лисят прятаться в нору. Лис‑отец вместе с лисицей оберегает и учит лисят, приносит им полуживых зайчат, мышей, птиц. Лисята растут быстро. Они всё дальше и дальше уходят от норы, пробуют ловить всех, кто ползает по земле. Но, по лаю родителей сразу затаиваются. К осени лисята уже сами могут добывать себе корм. А к концу осени они покидают родное логово: лисята начинают самостоятельную жизнь.
«Волк весной»
В глухом и заросшем овраге или густом лесу, обязательно недалеко от воды, устраивает свое логово волчица. Сами волки норы роют редко, чаще они пользуются чужими (барсука или лисы). Весной в логове появляются 4‑7 волчат. Сначала детеныши слепые и глухие. Волчица кормит щенят молоком. Позже волчата уже едят мясо. Когда щенки голодные, они скулят и завывают. Мать‑волчица заботится о своих детенышах, храбро их защищает. Им помогает волк‑отец. Волки – лесные санитары: они уничтожают больных и слабых диких животных.
Воспитатель: Наши рассказы со схемами мы тоже помещаем в книгу о Весне.
Воспитатель: Ребята, звери решили поиграть с нами в прятки. Они разбежались и спрятались. Только некоторые их части выглядывают. Давайте отгадаем, кто там спрятался. Чьи видны ушки, хвосты и лапки?
Воспитатель: Ребята, хорошая у нас получилась книжка о весне: иллюстрированная, с интересными рассказами. Предлагаю на последней страничке нарисовать необычным способом (пальчиками) яркое лучистое солнышко.
Дети (рисуют примакиванием пальчиков лучики солнышка и дарят книгу гостье Весне).