Просмотр содержимого документа
«Клуб для родителей "Учимся играя"»
4
Клуб для родителей «Учимся играя»
Модернизация российского образования предполагает отведение семье исключительной роли в решении задач воспитания, развития и оздоровления ребенка.
Семейное воспитание является оптимальным для маленького ребенка, поскольку любовь близких взрослых, их чуткое и гибкое отношение, индивидуальное общение являются необходимыми условиями нормального развития ребенка и его хорошего эмоционального самочувствия. Однако далеко не все родители понимают возрастные особенности детей до 3 лет и умеют найти адекватные педагогические воздействия. В большинстве семей сохраняются представления о раннем возрасте как о периоде физиологического созревания и физического развития. Считается, что психическое развитие начинается после 3 лет. В результате внимание родителей сосредоточено на физическом здоровье малыша, ограничено гигиеническим уходом (кормление, прогулки, купание и т. д.) и предоставлением ему множества игрушек. В других семьях, напротив, переоценивают возможности ребенка и начинают учить и воспитывать 2-летнего малыша так же, как ребенка 5–7 лет (учат читать и писать, пользоваться компьютером, сажают перед телевизором и т. д.). В обоих случаях игнорируются возрастные особенности детей, что может привести к весьма печальным последствиям. Результатом такого «неумения» родителей является нарастание тревожных проблем, связанных с психическим здоровьем и развитием детей (задержки в умственном и речевом развитии, отсутствие воображения, дефицит внимания, импульсивность и агрессивность, эмоциональная глухота и т. д.).
Известно, что в настоящее время резко увеличилось количество детей раннего возраста имеющих различные отклонения в психомоторном развитии.
В соответствии с этим нами была разработана программа детского клуба для детей в возрасте 2-3 лет и их родителей. Целью группы является осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи при учете состояния здоровья, темпа уровня развития, возраста и характерологических особенностей ребенка.
Маленький ребенок зависим от взрослого, родители и педагоги являются его главными авторитетами, он обладает повышенной внушаемостью, стремиться подражать. Нервная система ребенка необычайно пластична и способна к изменению, перестройке, именно поэтому уже в раннем возрасте необходимо начинать целенаправленную работу по коррекции нарушений.
Для создания условий более эффективной работы с детьми раннего возраста и привлечения внимания родителей к проблемам развития детей, с целью создания пространства «детский сад – семья» на базе ДОУ была разработана программа взаимодействия педагогов с семьями воспитанников раннего возраста, реализованная в рамках детско-родительского клуба «Учимся, играя вместе с детьми».
Содержание программы предусматривает построение отношений с семьями на принципах добровольности и личной заинтересованности. Тематика встреч определяется по запросам родителей и предусматривает гибкую коррекцию в случае необходимости.
Целью разработанной нами программы клуба является оказание психолого-педагогической помощи семьям детей раннего возраста, адаптация детей в период первого года пребывания в ДОУ.
Программа направлена на решение следующих задач:
Обучение родителей игровому взаимодействию с детьми.
Повышение психолого-педагогических знаний родителей.
Обеспечение психологической комфортности детей и родителей в дошкольном учреждении.
Адресатом программы являются дети 2-3 лет и их родители.
Программа реализуется в течение 9 месяцев (сентябрь – май) педагогами дошкольного учреждения: учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели, музыкальный руководитель.
Общее время проведения программы – 16 часов. Встречи организуются 2 раза в месяц по 1 часу. Каждая встреча проводится в два этапа: на первом этапе проводится теоретическая часть – 30 минут, на втором этапе – практическая часть с детьми и привлечением других педагогов – 30 минут.
Теоретический раздел включает работу с родителями. Основными методами работы являются групповая дискуссия, разбор конкретных случаев и педагогических ситуаций, отработка умений и навыков в тренинговых упражнениях. Содержание работы с родителями рассчитано на формирование у них осознанного отношения к развитию психомоторных качеств детей раннего возраста, а также информирование о проблемах воспитания и развития детей раннего возраста.
Практический раздел предполагает работу с детьми и родителями. Работа с детьми включает развивающие занятия с использованием комплекса упражнений и игр, направленных на развитие психомоторных качеств. Координация движений, мелкая моторика, чувство ритма развиваются через использование на занятии подвижных игр, пальчиковой гимнастики, через проведение развивающих игр с использованием игрушек, различных видов терапии, а также с помощью продуктивной познавательно-творческой деятельности.
В каждом занятии прослеживается взаимосвязь между различными видами деятельности, направленными на решение развивающих и воспитательных задач.
Главным и необходимым условием для достижений целей программы являются отношения между матерью и ребёнком. Специалисту отводится роль консультанта, обучающего родителя специальным умениям, приёмам взаимодействия с ребёнком. Таким образом, специалист и родитель находятся на одном уровне партнёрских отношений. Такая модель позволяет более эффективно решать поставленные задачи развития ребёнка.
Таким образом, программа клубаносит комплексный характер. В ней представлены все виды деятельности, доступные детям раннего возраста. Занятия проходят в спокойной, доброжелательной обстановке. Этому способствуют психолого-педагогические условия – активное взаимодействие родителей и детей на занятии, атмосфера и условия сенсорной комнаты, музыкальное сопровождение, которое создаёт положительный эмоциональный настрой на занятии.
Учебно-тематический план программы детско-родительского клуба «Учимся, играя вместе с детьми.
Цель: Способствовать активному включению родителей в воспитательный процесс. Гармонизировать межличностные отношения родителей и детей. Вызывать у родителей потребность в совместной деятельности с ребёнком.
№ п/п
Наименование раздела.
Всего часов
В том числе
теоретические
практические
1
Презентация программы семейного клуба “Растём вместе”. Знакомство родителей с пространством детского сада.
1
1
-
2
Родительские ожидания. Итоги анкетирования.
1
1
-
3
Развитие ребёнка раннего возраста.
1
1
-
4
Игрушка в жизни ребёнка.
1
0,5
0,5
5
Непослушный ребёнок.
1
0,5
0,5
6
Песочная терапия.
1
0,5
0,5
7
Водная терапия.
1
0,5
0,5
8
Арт-терапия. Новый год.
1
0,5
0,5
9
Капризы детей. Песочная терапия.
1
0,5
0,5
10
Стили общения в семье. Арт-терапия. Божья коровка.
1
0,5
0,5
11
Если ребёнок кусается…Водная терапия.
1
0,5
0,5
12
Безусловная любовь к ребёнку. Арт-терапия. Зайчик и его друзья.
1
0,5
0,5
13
Наказываете ли вы ребёнка? Песочная терапия.
1
0,5
0,5
14
Психомоторное развитие ребёнка. Арт-терапия. Мишка пришёл в гости.
1
0,5
0,5
15
Общение детей. Водная терапия.
1
0,5
0,5
16
Итоговое занятие.
1
0,5
0,5
Результатом реализации программы является повышение уровня педагогической компетенции родителей в вопросах развития детей, возрастных особенностей и игрового взаимодействия с детьми, социализация ребёнка на основе оптимизации семейной микросреды в целом и взаимоотношений между детьми и родителями в процессе продуктивной игры, положительные изменения в умственном и эмоционально-личностном развитии детей.
Контроль за реализацией программы осуществляется педагогом-психологом в начале и конце учебного года в качестве диагностического инструментария используется методика психолого-педагогического обследования детей Е.А.Стребелевой. Родителям предлагается анкета, в которой они отмечают изменения, происходящие с ребёнком.
В современных социальных условиях в основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность.
Успешное решение задач воспитания и развития детей возможно только при объединении усилий семьи и дошкольного учреждения.
Список литературы
Айрих О.А. Эмоциональное развитие детей: занятия в первой младшей группе, дидактические игры, работа с семьёй / автор-составитель О.А.Айрих. – Волгоград: Учитель, 2008.
Серебрякова Н.В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2008.
Галигузова Л.Н. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. и др. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трёх лет./– 4-е изд., перераб.– М.: Просвещение, 2001.
Зенгелидзе В.Я. Коррекция нарушений эмоционально-личностного развития детей в условиях ДОУ //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, №10. – 2008. – С. 28-42.
Кожина А.Л. Психолого-педагогическая помощь семье в адаптации ребенка к детскому саду// Справочник старшего воспитателя, №8. – 2009. С.55-62.
Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия/– Волгоград: Учитель, 2010.
Смирнова Е.О., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Развитие предметной деятельности и познавательных способностей. Игры и занятия с детьми раннего возраста. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Шерстобитова С.Ю. Комплексное сопровождение детей 2-4 лет с речевыми нарушениями: диагностика, планирование. Рекомендации, конспекты занятий, лингвистический материал/ авт.-сост. С.Ю.Шерстобитова. – Волгоград: Учитель, 2009.
Шахова Т.Ю., Французова О.А. Игровой практикум для родителей// Справочник старшего воспитателя, №11. – 2009. – С.71-73.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009г. № 655 “Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования”.