Приходит ребенок в школу Будущего первоклассника: читать, писать.считать умеет. В первое время в школе интересно и занимается с интересом и удовольствием. Но уже к началау второго месяца обучения начинаются проблемы. Родители и учителя замечают, что ребенок становится какой - то не такой. Дерганый. Ничем не интересуется, в школу трудно поднять, за занятия усадить - проблема. На вопрос "Ты хочешь учиться?" ответ всегда "Хочу!". "Учиться хочу, а школа надоела!". У взрослых возникает закономерный вопрос и крик о помощи к психологу. Проблемы, подобные этой часто возникают у первоклассников. Поэтому считаем целесообразно поднять этот вопрос на школьном клубе для родителей "Снова в школу".
Итак, родителям предложена тема для обсуждения.
Организация четкого режима дня - это самый главный помощник. Именно режим дня поможет и родителям и ребенку организовать самого себя, свою деятельность. Ребенок научается планировать свой день! Важно выполнить эту работу родителям вместе с ребенком. Зачастую родители сами не плнируют свою жизнь и свою деятельность. У. Черчилль "Планы ничто - планирование все!" Родителям отводится время для планирования сегодняшнего вечера. Вопрос: " Расскажите, как вам было выполнить это задание. С какими трудностями столкнулись? Что оказалось спланировать легче всего?". Какая мотивация для выполнения Режима дня может быть у ребенка? А у вас, чтобы ребенок выполнял Режим дня?. Итак, вы привязываете уроки - задания к определенному времени и обязательно контролируете! 3-4- недели упорной работы и вырабатывается привычка (и у родителей и у ребенка) А то, что стало привычным то делать легко!
Сложно - привычно -просто.
Обязательно позаботьтесь об удобном рабочем месте для ребенка. Вместе с ребенком составьте План комнаты, или своего рабочего уголка и пусть ребенок сам расположит на нем предметы интерьера.
Правила.
Стол ставить так, чтобы свет падал с левой стороны (для левшей - наоборот). Никакие настольные лампы не заменят естественное освещение.
Помогите ребенку устроить рабочее место поудобнее. Помогите навести на столе рабочий порядок.
Покажите, как наводить порядок и организовать свое рабочее место.
Далее выполняется упражнение "Как научиться собирать портфель"
Следите за тем, что говорите. Дома (об учительнице, о школе, об уроках, домашних заданиях и одноклассниках)- ни слова плохого. Дети слышат все наши комментарии и в силу своего возраста все принимают за истину. Потомучто, вы родители, для ребенка пока самый главный авторитет.
Родительские прогнозы могут обескуражить ребенка "Копуша! Как в школе то успевать будешь?!". Далее проводим упражнение "Мыслим позитивно"
Важно поговорить с ребенком в чем разница между воспитательницей и учителем. Особенности дошкольного и школьного отношения со взрослым. В чем разница дошкольного и школьного поведения и занятий. В школе учитель оценивает ребенка по выполненной работе. Важно, что бы родители помогли ребенку понять Что хочет от него учитель.
Сочувствие ребенку, а не критика!По приходу из школы, если малыш раздражен - посочувствуйте ему :"Ты устал?", "Кто- то тебя обидел?", "Ты расстроился из - за плохой оценки?" Как бы ребенок себя не повел, важно выслушать его! Все имеют право на разные чувства. Пусть выскажет, пусть поплачет, поругается! Очень важно для нас всех, а для детей особенно, чтобы чувства с ними кто - то разделял. СОчувствие всегда облегчает ношу.
Упражнение "Копилка успехов", "Листик самостоятельности", "Дерево достижений"
Выполняя подобные задания с детьми родители отмечают успехи, а не ошибки ребенка. Ребенок и вся семья будут видеть результаты стараний, достижений.
Научите ребенка выполнять по определенному порядку домашнюю работу.
Поговорите с учителем, расскажите об особенностях вашего ребенка. Постарайтесь найти с учителем общий язык. Помогите ребенку наладить контакт с другими детьми в классе.Вспоминайте, рассказывайте о том, как вы дружили, с кем дружили, как вас принимали ребята. И неназойливо давайте советы - дети нуждаются в них.
Отдых. Рзгрузка от перегрузок.
Чередуйте занятия. Уважайте свободное время ребенка. Свободное время, это когда вы не вмешиваетесь, не отвлекаете, не пристаете с вопросами да расспросами, а тем более -с поручениями. Свободное время - это время свободное от всего! Что хочу - то и делаю! Покажите, как расслабляться.Упражнения "Упражнения от усталости".
Главное слово дошкольника - хочу, но постепенно к школьному времени, слово "хочу" начинает оттесняться другим словом - "надо".Меняется ведущая деятельность. "Хочу" основывается на интересе. А "надо"- еще и на усилии воли, умении браться и доводить начатое до желаемого, требуемого результата. Нужно время и усилия, чтобы детское "надо" окрепло. Рассказываю, как и когда крепнет "надо". Посмотрим, как ведут себя родители: ребенок рисует. Он увлечен игрой. мама кричит :"Иди ужинать. Остынет!" И ругает его, если он быстро не выполнил ее задание. У ребенка формируется мнение, что его дело не важное, и его не обязательно доводить до конца! Мудрая мама сделает следующее "У нас перемена! дзынь - дзынь.Оставь альбом, потом обязательно дорисуешь!". Еще лучше предупредить ребенка заранее, что через столько - то минут будет готов обед и к этому времени надо закончить рисование. В случае, когда ребенок выполняет трудную для него работу и она не получается попробуйте поучаствовать в этом. Может вы просто удивитесь/порадуетесь (вслух) какое сложное дело задумал."Ну надо же, как старательно строишь, и так пробуешь и так! Молодец! У тебя обязательно получится!"Может быть и вы, спросив разрешения у ребенка присоеденитесь к его занятию. Если занятие трудное и не получается, а ребенок уже очень устал, мудрая мама скажет так: "Давай - ка сейчас отдохнем а продолжишь потом." То есть мама предложит ребенку дело на время. но надо обязательно вернуться к этому трудному занятию и попробовать снова его выполнить. Так незатейливым образом малыш приобретает опыт, как справляться с трудностями. И уверенность - если постараюсь - смогу! приятно чувствовать себя победителем.И это все постепенно сложится в понимание и принятие строгого слова "надо" Потому что "надо" будет ассоциироваться с "надо - значит смогу", "надо сделать - будет приятно".
Таким образом, человек получает опыт преодоления трудностей и уверенность "если постараюсь - смогу". Появляется ответственность, сначала перед родителями, птом перед собой.
Опыт --уверенность-ответственность.
Слово "надо" очень тесно связано с волей. Приучить ребенка преодолевать трудности предлагается с помощью ежедневных домашних дел. Отводите строго опреленное время на выполнение этой работы. Это задание обязательно должно соответствовать его возрастным возможностям. Если ребенок регулярно и ответственно будет выполнять домашнее дело, у него будет развиваться навык ответственного отношения к любому делу. Правило в семье6 Взял на себя обязательство - выполни.
Упражнение "Как давать задание правильно". Контакт глазами - обязателен. Четко давайте задание. Пусть ребенок повторит задание. Пусть расскажет, как он будет это делать (план своей работы).
Когда мы повторяем,прогаваривая вслух все этапы своей работы, мы словно к ней приступаем мысленно. А значит в реальности будет легче ее выполнять и начать будет не страшно, ведь она в уме уже выполнена. Спросите, что ребенку понадобится, чтобы задание выполнить хорошо (помощь?, совет? инструменты? подручный материал?. Тактично напомните об аккуратности и осторожности. Можно сказать :"Давай вспомним правила техники безопасности".
На этом очередное занятие Роительского клуба "Снова в школу" заканчивается.