Просмотр содержимого документа
«Картотека игр "Мой город" для детей 4-5 лет»
Дидактические и развивающие
игры по теме «Мой город»
«ГЕРБ НАШЕГО ГОРОДА»
Цель: Закреплять знания детей о гербе родного города. Активизировать словарь.
Как ты думаешь, что означает герб нашего города?
Как бы ты назвал форму герба?
Какие цвета присутствуют на гербе?
Что изображено на гербе?
Подумай, зачем городу нужен герб?
«НАЗОВИ ЛАСКОВО»
Цель: Развивать речь детей, умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму слова. Воспитывать любовь к родному городу.
Город,
улица,
флаг,
проспект,
дом, лес,
сад,
завод,
сквер,
магазин.
«ПРОДОЛЖИ ФРАЗЫ»
Цел: Развивать умение завершать предложения, подбирая слова подходящие по смыслу. Закреплять знания о родном городе. Воспитывать любовь к родному городу.
1. Наш город называется…(Магнитогорск),
2. Жителей нашего города называют…(Магнитогорцы),
3. Город Магнитогорск расположен в двух частях света (Европа и Азия), у подножья горы …..(Магнитная),
4. Символика города Магнитогорска…( флаг, герб и гимн),
5. Город Магнитогорск расположен по берегам реки….(Урал),
6. Глава города Магнитогорска ……. (Бердников Серей Николаевич),
7. Людей, каких национальностей можно встретить в нашем городе…..(русские, татары, таджики, башкиры, казахи, белорусы, украинцы, армяне, чуваши, азербайджанцы),
9.На пр. Карла Маркса много зданий……..(городская администрация, торговые центры, магазины, аптеки, дет.сады, кафе, Макдоналдс, столовая, парикмахерская),
10. На привокзальной площади есть памятник…. (Металлург, Первый паровоз),
11. Этот памятник посвящен первым строителям Магнитки и называется он ….. .(Первая палатка),
12. Популярным местом отдыха горожан и гостей нашего города является …..(Площадь народных гуляний ),
13.Там же находятся…….(Куранты, Администрация, светомузыкальный фонтан),
14. Магнитогорск славится театрами, которые называются….(Театр Оперы и балета, театр куклы и актёра Буратино, Магнитогорский драматический театр им. А.С. Пушкина),
15. Город Магнитогорск славится спортивной командой….(Металлург),
16. Свои игры она проводит ….(Арена Металлург),
17. Какое предприятие является градообразующим в Магнитогорске….(Магнитогорский Металлургический комбинат),
18. Достопримечательности нашего города….(Первая палатка, Поющий фонтан),
19. Больше всего я люблю в нашем городе…….
«СЛОВА ПРИЗНАКИ. СКАЖИ КАКОЙ? КАКАЯ?»
Цель: Активизировать в речи детей прилагательные. Развивать память, мышление.
Магнитогорск (родной, любимый, славный, красивый и др.) ,
Река Урал (глубокая, холодная, широкая и др.),
Экологический парк (зеленый, чистый, красивый и др.) ,
Мост (длинный, новый, шумный и др.)
«КАКОЕ ИЗ ЭТИХ ДЕРЕВЬЕВ НЕ РАСТЁТ В НАШЕМ ГОРОДЕ? »
Цель: Закреплять знания о деревьях родного города.
На флаге родного города есть изображение планеты Марс.
Самая длинная улица нашего города – улица Мичурина.
С первого этажа видно дальше, чем с последнего.
Магнитогорск расположен на берегу реки Лена.
Город Магнитогорск больше по площади города Москвы.
Жителей города Магнитогорска называют магнитогорские.
«ОДИН – МНОГО»
Цель: Совершенствовать умение детей образовывать слова во множественном числе.
Дом, улица, житель, музей, спутник, ракета, герб, флаг, магазин, детский сад и др.
«ПОДБЕРИ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА К СЛОВУ «РОДИНА»
Родина — родной, народ, родители, родиться, родня, родительский и др.
«СОСЧИТАЙ ЭТАЖИ»
«Назови дом, в котором 1, 2, 3, 4, 5 этажей».
Образование сложных прилагательных. Можно назвать начало слова, а ребенок продолжает и называет слово целиком.
Дом с одним этажом, – какой? - одноэтажный дом
дом с двумя этажами, - какой?- двухэтажный дом
дом с тремя этажами, – какой? - трехэтажный дом
дом с четырьмя этажами, – какой?- четырехэтажный дом
дом с пятью этажами, – какой? - пятиэтажный дом
дом со многими этажами, – какой? – многоэтажный дом.
Варианты игры «Один – много», «Составь предложение», «Нет чего?»
«ПОСЧИТАЙ»
Согласование существительных и прилагательных с числительными
Посчитай от 1 до 5 (10), от 5 (10) до 1.
Улица, широкая улица, красивая улица.
Дом, новый дом, высокий дом, многоэтажный дом.
Дорога, широкая дорога, ровная дорога, длинная дорога. Магазин, детский магазин, большой магазин.
Памятник, красивый памятник, большой памятник, бронзовый памятник.
Музей, краеведческий музей, исторический музей, музей космонавтики.
«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ОТВЕТИВ НА ВОПРОС»
Образование сравнительной степени прилагательных. Игра с мячом или любым другим предметом.
Этот проспект широкий, а другой ещё … (шире).
Этот переулок тихий, а тот ещё … (тише).
Эта дорога узкая, а рядом ещё … (уже).
Этот дом старый, а другой ещё (старее).
Эта площадь большая, а рядом ещё (больше).
Этот памятник высокий, а другой ещё … (выше).
«ПРИДУМАЙ НАЗВАНИЕ УЛИЦЫ» Образование прилагательных от существительных. Можно предложить придумать самим и назвать производное слово.
В нашем городе много улиц. Появляются новые дома, улицы, но ещё не имеют названий. Давай придумаем этим улицам такие названия, чтобы жители города их сразу же запомнили.
На этой улице находится вокзал. Назовем ее (Вокзальная).
На этой улице много цветов. Назовем ее (Цветочная).
На этой улице много школ. Назовем ее (Школьная).
На этой улице находится цирк. Назовём ее (Цирковая).
На этой улице много берез. Назовем ее (Березовая).
На этой улице много садовых деревьев. Назовем ее (Садовая).
На этой улице находится аптека. Назовем ее (Аптечная).
На этой улице находится театр. Назовём её (Театральная).
Придумай ещё несколько названий улиц сам.
«ЭКСКУРСИЯ»
Цель: Способствовать развитию умения ориентироваться в родном городе. Закреплять знания о его достопримечательностях.
Дети садятся на стульчики, поставленные в 2 ряда, как сиденья в автобусе. На переднем стульчике сидит «водитель». Он держит в руках воображаемый руль. Один ребенок одет в костюм светофора.
Дети: Мы в автобус дружно сели
И в окошко посмотрели.
Наш шофер педаль нажал,
И автобус побежал.
Дети ритмично покачиваются, водитель «крутит руль».
Светофор:
Стоп! Машинам красный свет.
Дальше вам дороги нет.
Посмотрите-ка в окошки
И подумайте немножко:
Что за здание перед вами?
Отвечайте быстро сами.
Ребенок в костюме светофора задает вопросы, показывая детям фотографии улиц, памятников, достопримечательностей:
Что за улица перед вами?
Что за памятник перед вами?
Что за предприятие перед вами?
Что за здание перед вами? И т.д.
(Ответы детей)
Светофор: Свет зеленый зажигаю
И вас дальше отправляю.
Так дети путешествуют по родному городу и возвращаются на улицу, где находится детский сад.
«СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ»
Обратите внимание!
Рассказ взрослого является образцом для детей, поэтому необходимо:
сопровождать рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками; обращаться к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому; не называть дат: они затрудняют восприятие материала; использовать доступную детям лексику, значение незнакомых слов объяснять, не употреблять специальной терминологии, не перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями.
«ИНТЕРВЬЮ»
Цель: Учить детей составлять небольшой связный рассказ по теме
«Мой город». Воспитывать уверенность в себе, любовь к родному городу, желание узнать больше о своем городе.
Материал к игре: микрофон, бейджик с надписью «Корреспондент газеты».
«ГОРОД БУДУЩЕГО»
Цель: Учить детей фантазировать, придумывать собственные названия улиц, уметь объяснять, почему именно так названа улица.
«СОСТАВЬ РАССКАЗ О СВОЕМ РОДНОМ ГОРОДЕ ПО ПЛАНУ»
А) Как называется твой город?
Б) В честь кого назвали твой город?
В) Как раньше назывался твой город?
Г) Назови улицы и проспекты города.
Д) Главные достопримечательности твоего любимого города.
Ж) Твое отношение к родному городу.
СОСТАВЬ РАССКАЗ НА ТЕМУ «МОЯ УЛИЦА» ПО ПЛАНУ:
А) Как называется улица? Почему?
Б) Какая она, эта улица (тихая, шумная, широкая, зеленая и т. д.?)
В) Что расположено на этой улице? (Магазин, парк, больница и др.)
Г) Где находится эта улица?
Д) Твое отношение к этой улице.
«СОСТАВЬ РАССКАЗ ПО КАРТИНКАМ»
(5 шт. с видами города Магнитогорска, его достопримечательностей).
«ЗАГАДКИ О РОДНОМ ГОРОДЕ»
Цель: Закрепить знания детей о родном городе, развивать воображение, память.
Ход игры: воспитатель загадывает загадку о каком-либо месте в городе, а дети отгадывают.
Например:
Это здание стоит на улице Карла Маркса. Оно большое, двухэтажное, с множеством окон. Каждое утро родители приводят туда своих детей, чтобы они играли, занимались, общались друг с другом. (Детский сад) Это здание находится на проспекте Ленина, красивое, с белыми колоннами. Все жители Магнитогорска любят ходить туда на представление, смотреть новые постановки. (Театр Оперы и балета). Целый комплекс развлекательных и оздоровительных услуг для детей и взрослых. Он расположен в самом центре города и очень популярен среди любителей водных аттракционов.
(Аквапарк Водопад Чудес). Здесь проходят концерты, торжественные, праздничные мероприятия. (Дворец культуры Орджоникидзе). Это многоэтажное здание расположено возле светомузыкального фонтана, рядом находятся городские куранты. (Администрация города). Его посещают дети и взрослые, которые хотят узнать об истории нашего города. (Историко-краеведческий музей). Это место любимо, как взрослыми жителями Магнитогорска, так и ребятишками. Туда часто ходят отдыхать, насладиться красотой природы, подышать свежим воздухом, прокатится на велосипедах, лыжах. (Экологический парк).
Варианты игры. Загадки можно загадывать по типу игры «Да - нет» (Дети задают наводящие вопросы, а воспитатель отвечает «да» или «нет», также можно поменяться ролями).
«ТАК БЫВАЕТ»
Цель: Развивать умение рассказывать о городе, в определении которого указаны нетипичные признаки, развивающие мышление и воображение.
Ход игры: воспитатель называет словосочетание, ребенок раскрывает его значение.
Например:
Холодный Магнитогорск (зимой),
веселый Магнитогорск (в дни праздников),
тёмный Магнитогорск (ночью),
молодой Магнитогорск (новостройки, молодые жители),
зелёный Магнитогорск (весной),
мокрый Магнитогорск (во время дождя),
золотой Магнитогорск (осенью),
весёлый Магнитогорск (в праздники),
спортивный Магнитогорск (во время спортивных мероприятий)