Просмотр содержимого документа
«"Как помочь застенчивым детям"»
Долгова Наталья Михайловна
педагог-психолог
МАДОУ №19 г. Гая
Коррекционно - развивающая работа для педагогов-психологов, воспитателей и родителей застенчивых детей «Как помочь застенчивым детям»
Помощь в преодолении застенчивости - непростая задача, но разрешимая. Наиболее эффективное средство воздействия для застенчивых, малообщительных детей – групповые формы работы, целью которых является:
- формирование устойчивых поведенческих механизмов, обеспечивающих ребенку на доступном ему уровне стабильность в саморегуляции внутренних аффективных процессов и эмоциональную адекватность в контактах с окружающим миром;
- тренировка взаимодействия ребенка с взрослыми и детьми.
На начальном этапе главной задачей психолога является установление эмоционального контакта с малообщительным ребенком. Для начала работы необходимо выяснить, в какой ситуации ребенок не желает общаться, а в каких не может. Прежде всего, необходимо завоевать его доверие, заставить забыть об отрицательном опыте, восстановить и укрепить потребность в общении.
Общение должно проходить в комфортной обстановке. Поэтому важен интерьер кабинета, в котором проводятся занятия, для установления социальных контактов между детьми.
Универсальное средство обучения общению – это игра, так как она может изменить отношение человека к себе и другим, его психическое самочувствие, социальный статус, способы взаимодействия в коллективе.
Психолог участвует в игре и комментирует действия детей.
Изобрази отгадку
Психолог. Сейчас мы с вами будем отгадывать загадки. Вслух произносить отгадку нельзя. Надо молча, с помощью жестов и мимики изобразить предмет, о котором идет речь в загадке.
Шевелились у цветка
все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (бабочка)
Ты возьми особый глаз,
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет. (фотоаппарат)
В брюхе баня, вносу – решето,
На голове – пуговица,
Одна рука, да и та – на спине. (чайник)
Сначала задание выполняют только желающие. Затем выбирается один из вариантов ответа. Все дети, стоя в кругу, изображают предмет, озвучивая свои действия: «Оп-оп-оп» (бабочка), «щелк-щелк, щелк-щелк» (фотоаппарат), «ш-ш-ш» (чайник).
Поющие животные
Психолог. Представьте, что животные умеют петь. Как, по-вашему, будет звучать песня «Улыбка» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского) в исполнении коровы; «Песня про кузнечика» с (муз. В. Шаинского, сл. Н.Носова) в исполнении собаки?
Взрослый может задать образец: показать, как бы спела «Песню крокодила Гены» (муз. В. Шаинского, сл. А. Тимофеевского) кошка.
Дождик
Перед каждым ребенком – ванночка и лейка с водой.
Психолог. Вы – дождевые тучки, плывущие по небу.
Дети ходят по кругу, изображая тучки.
Психолог помогает детям озвучить их действия:
«Я – тучка, тучка, тучка. Я – тучка, похожая на слона (зайчика и т.п.)»
По сигналу все останавливаются и берут лейки.
Психолог. А теперь пошел маленький теплый дождик. Кап-кап-кап.
Для того чтобы научить ребенка вступать во взаимодействие с другими детьми, можно использовать следующий методический прием.
Среди детей выбирают ассистента, который легко и свободно идет на контакт, может следовать инструкциям взрослого и концентрироваться на задании минимум десять минут. Его задача – вовлечь застенчивого ребенка в игру или в работу. Но ассистент заранее должен быть готов получить отказ, особенно в начале контакта. Поэтому психолог предварительно разыгрывает с ассистентом ситуации, в которых играет роль неконтактного ребенка. Ассистент должен понять, что это значит – получить отказ.
Кроме этого, помощник психолога должен знать об играх и занятиях, которые нравятся застенчивому ребенку.
Поощряется любая попытка ассистента наладить контакт с партнером.
Прививая застенчивому ребенку интерес к совместным действиям, подкрепляя его активность, необходимо помнить, что в целенаправленной деятельности он обычно легко устает, пресыщается. Поэтому нужно давать ему отдых от того, как совместная работа станет неприятной, переключать на другую деятельность (рисование, конструирование, прослушивание музыкальных инструментов и тому подобное). Дозировать нужно даже похвалу.
Взрослые часто сами формируют у детей застенчивость. Иногда они незаслуженно навешивают на ребенка ярлык застенчивого; иногда остаются нечувствительными к застенчивости; иногда даже создают условия для ее возникновения. Поэтому психологу принадлежит ведущая роль в обучении педагогов и родителей особым приемам воспитания застенчивого ребенка.
Используемая литература:
Журнал «Школьный психолог» 02, 2001 №7
Дети с нарушениями общения / К.С.Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская и др. М., 1989
Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми. В кн.: Активные методы в работе школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1989.