Цель: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей(законных представителей) в вопросах взаимодействия с ребёнком, преодоление возникающих проблем воспитания детей способом воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми.
Форма проведения: лекция-беседа ( с эффектом обратной связи).
План проведения:
1.Интерактивная лекция-беседа « Типичные трудности и ошибки семейного воспитания и формы оказания помощи семье».
2.Тренинг « Преодолеваем трудности в общении»
3.Практикум» Формы взаимодействия педагога и родителей».
4.Дискуссия «Общение с современными родителями: просто или сложно».
5.Подведение итогов.
«Родители – первые воспитатели и учителя ребенка,
поэтому их роль в формировании его личности огромна».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Искусство взаимодействия с родителями»
Семинар – практикум
«Искусство взаимодействия с родителями».
Цель: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей(законных представителей) в вопросах взаимодействия с ребёнком, преодоление возникающих проблем воспитания детей способом воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми.
Форма проведения: лекция-беседа ( с эффектом обратной связи).
План проведения:
1.Интерактивная лекция-беседа « Типичные трудности и ошибки семейного воспитания и формы оказания помощи семье».
2.Тренинг « Преодолеваем трудности в общении»
3.Практикум» Формы взаимодействия педагога и родителей».
4.Дискуссия «Общение с современными родителями: просто или сложно».
5.Подведение итогов.
«Родители – первые воспитатели и учителя ребенка,
поэтому их роль в формировании его личности огромна».
У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение, и как часто затрудняемся объяснить, что же такое хорошие родители?
Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются в своей правоте, всегда точно представляют, что ребенку нужно и что ему можно, которые утверждают, что в каждый момент времени знают, как правильно поступить и могут с абсолютной точностью предвидеть поведение своих детей в различных ситуациях? А можно ли назвать хорошими родителями тех родителей, которые пребывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются всякий раз, когда сталкиваются с чем-то новым в поведении ребенка? По-видимому, ни тех, ни других нельзя отнести к категории хороших родителей. И повышенная родительская уверенность и излишняя тревожность не содействуют успешному родительству. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. Мы все учимся быть родителями так же, как учимся быть мужьями, женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле. В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, которые сменяются победами.
На формирование личности подрастающего человека сильное влияние оказывает весь образ жизни семьи. И если отец и мать имеют о семейном образе жизни неправильные представления, если они не способствуют созданию педагогически целесообразного уклада жизни семьи, то это отрицательно сказывается не только на формировании отдельных качеств ребенка, а на уровне воспитанности личности ребенка в целом.
Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни, редко задумываясь о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. При этом в каждой семье бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит взрослых в тупик. . А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. И родители время от времени совершают ошибки.
Ошибки родителей условно можно разделить на две группы:
1. Неправильные действия отцов и матерей, связанные с отрицательным влиянием на детей, всего уклада жизни семьи, их личного примера.
2.Неправильные представления и поступки родителей, связанные с конкретным воздействием на ребенка.
Научные сотрудники попросили группу родителей школьников перечислить ошибки в семейном воспитании. Отцы и матери отметили более 50 различных ошибок.
Часто встречающимися явились следующие ошибки:
-на воспитание детей обращалось мало внимания в первые годы их жизни.
-отсутствие единых требований и четкой линии воспитания.
-слепая, неразумная любовь
-единственный ребенок является чрезмерным центром внимания всех взрослых членов семьи
- у родителей было трудное детство, поэтому они считают, что детство их ребенка должно быть беззаботным, легким
- нетребовательность родителей к детям
-плохое представление о задачах и целях воспитания
К ошибкам семейного воспитания можно отнести и стремление отдельных родителей переложить заботы по воспитанию детей на учебные заведения, отстранение детей от посильного домашнего труда, отсутствие такта по отношению к ребенку, ссоры родителей в присутствии детей, вредные привычки родителей (алкоголизм, наркомания) переоценка родителями своих воспитательных возможностей.
К сожалению, отрицательное влияние всех ошибок распространяется не только на учебные успехи, но и на многие нравственные качества подростка, в том числе и на его общественную активность. На учебные успехи особенно сильно влияет отсутствие единых требований родителей в воспитании. Там, где эта линия соблюдается, 61% детей успешно учится.
В большинстве случаев в результате ошибок семейного воспитания формируется трудная личность подростка, начинается конфликт ребенка в семье, в школе, в обществе.
Рассмотрим десять характерных ошибок, которые допускаются родителями в воспитательном процессе.
Ошибка первая.
Обещание больше не любить
«Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить».
Родители часто не довольны тем, что дети оспаривают любую просьбу. По их мнению, отпрыски делают это назло, и призывать их к здравому смыслу бессмысленно. Угрозы здесь также не действуют. В таких случаях многие используют своеобразную козырную карту: «Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить». Угроза больше не любить ребёнка – довольно серьёзный метод воспитания. Хотя обман – не лучший способ воспитания , угроза родителей в этом случае не будет иметь должного эффекта. Однако эта угроза, как правило, быстро забывается. Дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, родители могут надолго потерять доверие ребенка – он будет воспринимать их как лживых людей. Лучше сказать
Ошибка вторая.
Безразличие
«Делай, что хочешь, мне все равно», - часто говорят родители, устав от капризов сына или дочери. Они не спорят, не ищут аргументы, не доказывают что-либо, считая, что незачем напрягаться и нервничать, так как ребенку пора учиться самому решать свои проблемы и готовиться к самостоятельной взрослой жизни. Но родители не должны показывать ребенку, что им все равно, чем он занимается. Почувствовав их безразличие, он немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее», причем проверка может заключаться в совершении изначально плохих поступков. Ребенок будет ждать, последует ли за проступком критика. Лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вовсе не нравится родителям. Можно сказать, например: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но хочу помочь, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе понадобится помощь, можешь спросить у меня совета».
Ошибка третья.
Слишком много строгости
Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают , что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Многие родители считают, что детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут на шею .Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это сделать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Ситуация осложняется , если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным отношением к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта.
Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, не всегда понятных ребенку, напоминает дрессировку. В таких случаях ребенок будет беспрекословно выполнять все в присутствии родителей и сознательно забывать обо всех запретах, когда их нет рядом. Убеждение лучше чрезмерной строгости. При необходимости можно сказать ребенку: «Ты сейчас сделаешь так, как говорю я, а вечером мы спокойно все обсудим».
Ошибка четвертая.
Детей надо баловать
«Пожалуй , я сделаю это сама. Моему ребенку это не по силам»
Детство – короткая пора, и чтобы оно было прекрасным, в силах родителей избавить детей от многих трудностей. Так приятно угадывать и исполнять любое желание своего чада. Но избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Если держать их под колпаком родительской любви, это может привести к множеству проблем. Гиперопека –излишняя забота о ребенке , приводит к пассивности, несостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. Убирая буквально каждый камушек с дороги ребенка, родители не делают его счастливее. Скорее, наоборот, он часто ощущает свою беспомощность и одиночество. «Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу», - вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.
Ошибка пятая.
Навязанная роль
«Мой ребенок – мой лучший друг», - заявляют иногда родители. Для них ребенок – главное в жизни, с ним можно поговорить обо всем. Он понимает их, как настоящий взрослый. Действительно , дети- самое прекрасное что у нас есть. Однако это дети! У них должны быть свои друзья , свои интересы, свои секреты. Да, дети, бывает, делают все, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них главнейшие люди на свете. Они даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых. К сожалению, при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.
Ошибка шестая.
Денежная
«Больше денег – лучше воспитание», - убеждены некоторые родители. Но любовь не купить за деньги. В семьях с невысоким достатком взрослые, бывает, делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Родители не должны чувствовать угрызений совести, если не могут исполнить любое его желание. Любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для ребенка намного важнее содержимого кошелька родителей. Счастливым его делают не деньги, а осознание того, что он для родителей самый-самый.
Ошибка седьмая.
Наполеоновские планы
«Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю ему упустить свой шанс».
Мечта многих любящих родителей, особенно тех, кто в детстве был лишен возможности заниматься балетом, учиться игре на пианино или играть в теннис. Став родителями, они задались целью дать детям самое лучшее образование. Их не волнует, что ребенок этого не очень-то и хочет. Такие родители убеждены, что со временем дети оценят старания взрослых. К сожалению, так бывает далеко не всегда. Часто блестящее будущее в воображении взрослых разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, например, музыкой. Он слушается взрослых, пока он маленький, но затем… С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Желая вырваться из клетки родительской любви, ребенок начинает выражать протест доступными ему способами – грубостью, уходом из дома и даже приемом наркотиков. Поэтому при заполнении дня ребенка нужными и полезными занятиями не стоит забывать и о его желаниях, оставляя время для личных дел.
Ошибка восьмая.
Слишком мало ласки
«Поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для ребенка».
Некоторые родители считают, что ласки в детском возрасте приведут в дальнейшем к проблемам в личной жизни, что, кроме объятий и поцелуев, есть более нужные и серьезные вещи. Однако следует помнить, что дети любого возраста стремятся к ласке: она помогает им ощущать себя любимыми, придает уверенности в своих силах. Желание приласкаться должно исходить не только от родителей, но и от самого ребенка.
Ошибка девятая.
Ваше настроение
«Не лезь - видишь у меня плохое настроение»
Родители часто срываются на детях при неприятностях в семье или на работе, думая, что это останется незамеченным детьми.
Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом приласкать или купить давно обещанную вещь – и все будет в порядке.
Когда взрослые, будучи в дурном расположении духа, запрещают что-то ребенку, а назавтра, когда настроение улучшилось, это же разрешают, он делает вывод: все равно, что и как я делаю, главное, какое у мамы настроение. Однако если родители чувствуют, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: «Когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А при плохом – постарайся быть ко мне снисходительным».
Ошибка десятая.
Слишком мало времени для воспитания ребенка
«К сожалению, у меня совсем нет времени», - так говорят своему сыну или дочери некоторые родители, забывая простую истину – родили ребенка, значит, надо и время для него найти. В противном случае их чадо будет искать родственные души среди чужих людей и быстро отдалится от собственных родителей. Между ними вырастет стена непонимания, отчуждения, а может быть, и вражды. Разрушить такую стену бывает очень сложно. Даже если день родителей расписан по минутам, необходимо вечером найти хотя бы полчаса (здесь важнее качество), посидеть с ребенком, поговорить с ним, напомнить о том, что, несмотря на вашу занятость, подросток всегда может рассчитывать на родительскую помощь и поддержку.
Еще одна распространенная ошибка семейного воспитания- это непоследовательность в воспитании.
Сегодня можно одно, завтра другое, а послезавтра – нельзя ни первое, ни второе. В результате у ребенка нет четких границ дозволенного, внутри которых он мог бы спокойно существовать. Такой подход подрывает основы основ – ощущение безопасности и доверие к миру. Часто непоследовательность особо ярко проявляется в подходах к воспитанию у отцов и матерей. Как правило, мамы больше склонны жалеть и меньше требовать, принимать со всеми достоинствами и недостатками, т.е. руководствуются безусловной любовью - люблю просто так. Папы чаще своим отношением способствуют развитию. Они поощряют успехи, достижения и руководствуются условной любовью – любят за что-то. И то и другое для ребенка важно. Безусловная любовь создает надежду и доверие к миру. Это основа основ. Условная – показывает путь развития. Эти функции в реальной семье чередуются, нет четкого распределения между матерью и отцом. Но важно и материнское начало и отцовское начало. Разница во взглядах на воспитание может корениться и в детстве самих родителей. Воспитывая своего ребенка, родители часто удовлетворяют свои детские нереализованные желания и потребности. Понятно теперь откуда несовпадение. Ведь каждый поет свою песню: каждый из разных семей, от разных отцов и матерей, у каждого своя личная история.
Воспитание в семье может быть самым разным – от абсолютного тотального контроля до невнимания к своему ребенку вообще. Лучше всего, когда родители присматривают (ненавязчиво) за своим ребенком, постоянно ему советуют как поступить (опять же ненавязчиво, а играючи), когда ребенок и родители вместе выполняют какую-нибудь, например, домашнюю работу, что-то делают сообща. Это приносит свои плоды. У таких детей очень развито взаимопонимание с родителями. Они их слушаются. И прислушиваясь к их мнению, дети готовы постоянно помогать таким родителям, и, как правило, успеваемость у таких детей на должном уровне.
Устранение ошибок семейного воспитания.
осуществление помощи семье: информационной, посреднической, досуговой, социальной и педагогической
проведение индивидуальных консультаций для более открытого и доверительного разговора с детьми и родителями
проведение классных часов с целью выяснения мнения детей на заданную тему, ее обсуждения и определения возможных форм поведения в заданной ситуации
контрольные посещения на дому для определения уровня и степени признаков неблагополучия
-проведение диагностических методик по данной проблеме
Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка и преодолеть типичные ошибки семейного воспитания, родителям необходимо помнить общие внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение :
принимать активное участие в жизни семьи;
всегда находить время , чтобы поговорить с ребенком;
интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
уважать права ребенка на собственное мнение
не оказывать нажима на ребенка, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решение
уметь сдерживать собственнические инстинкты и относится к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.
Существует несколько моделей правильного семейного воспитания.
Ситуация авансирования доверием, когда доверие дается авансом еще неокрепшей личности, но уже готовой оправдать его. В семье создаются условия для выражения доверия со стороны родителей.
Ситуация непринужденной принудительности - это механизм влияния конкретной ситуации не в виде бескомпромиссного требования родителей, а в виде актуализации уже имеющихся мотивов поведения в новых условиях, обеспечивающих активное участие в жизни семьи, благодаря чему складывается позиция субъекта, творческого соучастника
Модель семейного воспитания, когда ребенок ставится перед необходимостью и получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка (конечно под контролем взрослых). Иногда ситуация выбора приобретает характер конфликтной ситуации, в которой происходит столкновение несовместимых интересов и установок.
Модель семейного воспитания, где присутствует ситуация творчества. Суть ее заключается в создании таких условий, в которых актуализируются выдумка, воображение, фантазия ребенка , его способность к импровизации, умение выйти их нестандартной ситуации. Каждый ребенок талантлив, нужно только развивать в нем эти таланты, делать для ребенка условия, которые будут для него наиболее приемлемы.
Выбор модели семейного воспитания зависит прежде всего от родителей. Нужно учитывать возраст ребенка, его психологические особенности, уровень развития и воспитанности.
Л.Н.Толстой подчеркивал, что воспитание детей есть только самосовершенствование, которому никто не помогает настолько, как дети.
Часто родители воспитывают своих детей так, как воспитывали их. Необходимо понимать, что ребенок- это тоже личность, хоть и маленькая. К нему нужен свой подход. Необходимо присматриваться к своему ребенку, изучать его привычки, анализировать его действия , делать соответствующие выводы и, исходя из этого, вырабатывать свою методику воспитания и обучения.
Методы семейного воспитания, как и все воспитание, должны быть основаны, прежде всего, на любви к ребенку. К ребенку нужно проявлять гуманность и милосердие. Вовлекать его в жизнедеятельность семьи, как равноправного ее члена. В семье отношения должны быть оптимистичными, что поможет ребенку в дальнейшем преодолевать трудности, чувствовать «тыл», которым является семья.
Неправильное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на невротические срывы, трудные взаимоотношения с окружающими.
Уважаемые педагоги! Дошкольное воспитание детей — весьма важный вопрос, во всяком случае, для родителей, стремящихся вырастить счастливого малыша. Детки, как губки, которые впитывают информацию и задача родителей помогать им в этом. Однако многие из родителей не совсем понимают, в чем именно заключается дошкольное воспитание детей, не учитывают многих нюансов, или делают это не совсем верно. Сегодня мы коснемся очень важной темы – это общение родителей и детей.
Существуют некоторые принципы построения общения взрослого с ребенком:
принять ребенка таким, какой он есть, без всяких условий, со всеми его индивидуальными особенностями, плюсами и минусами. В семье этому способствует безусловная любовь, которую малыш должен чувствовать всегда;
не переходить с оценки конкретных действий на оценку его личности. Говоря о внешнем виде ребенка, его рисунках, поделках, особенно в случае неудач, нельзя делать выводы о его низких умственных способностях или предсказывать ему в будущем плохую жизнь;
общение должно иметь положительный эмоциональный фон. Нужно замечать успехи ребенка, радоваться им;
ребенок не должен чувствовать отчуждения: дети, лишенные веры в любовь родителей, становятся неуверенными в себе, приобретая ряд отклонений. Еще хуже сказывается на его развитии непринятие.
Как реализовать эти принципы в практике общения с детьми мы сейчас рассмотрим на примере игровых упражнений.
Игровое упражнение «Закончи предложение»
Ведущий начинает предложение, а педагоги его продолжают. Участники передают друг другу мяч и отвечают.
Общение с ребенком — это...
Родители через диалог с ребенком дают ему почувствовать...
Резюме.Общение с ребенком — это взаимовосприятие, обмен информацией, переживаниями, взаимодействие. Результат общения — образ «я», взаимоотношения, самооценка.
Игровая ситуация «Что бы Вы сказали?»
Вам нездоровится, к Вам обращается ребенок, Вы...
Вы зовете ребенка есть, а он не идет, Вы...
Если ребенок что-то разбил, то Вы...
Игровое упражнение «Выбери адекватный ответ»
Педагогам раздаются карточки с ситуацией и предполагаемыми вариантами ответа. Необходимо выбрать адекватный данной ситуации вариант.
Ситуация 1
Вы заходите в комнату и видите, что ребенок разбросал игрушки. Вы сердитесь и говорите:
«Сколько раз я тебе повторяла, как надо играть»;
«Я сержусь, когда ты не убираешь игрушки на место»;
«Ты опять устроил свалку из игрушек, ну и неряха».
Ситуация 2
Вы заняты очень важным делом. К Вам обращается ребенок и просит поиграть с ним. Ваши слова:
«Не сейчас, видишь, я работаю»;
«Займись чем-нибудь, вот возьми бумагу и порисуй»;
«Я сейчас работаю и не могу поиграть с тобой, но скоро я освобожусь, и мы обязательно поиграем».
Ситуация 3
Ребенок приходит с улицы грязный. Вы говорите:
«Вечно ты приходишь с улицы как поросенок»;
«Ты посмотри, каким чистым приходит с улицы Миша (Света), а ты?!»;
«Я сержусь, когда ты приходишь домой грязным».
Ситуация 4
Встретившись на улице с коллегой по работе, Вы разговорились. Ваш ребенок то и дело прерывает разговор: «Мама (папа), пойдем!» Ваши слова:
«Ты что не видишь, я с тетей разговариваю»;
«Мне трудно разговаривать, когда меня прерывают»;
«Не мешай нам разговаривать».
Резюме.Одной из эффективных техник общения является «я- выражение». Оно, в отличие от «ты-выражения», не унижает и не оскорбляет ребенка.
Вручение участникам семинара буклета «Заповеди общения» с главными постулатами общения-диалога с ребенком дошкольного возраста и дневника « Учимся говорить правильно» для заполнения его вместе с ребенком.
Упражнение «Утверждения»
Сейчас я буду говорить утверждение, а вы выполнять определенные действия, если, конечно, согласны с данным утверждением.
Если вы считаете, что самым богатым ресурсом для обучения родителей является опыт, похлопайте в ладоши.
.Если вы полагаете, что для родителей более важна практическая информация, чем теоретическая, потопайте ногами.
Если вы считаете, что желание родителей учиться, получать какие-либо знания зависит от их потребностей и интересов - помашите рукой.
Если вы считаете, что родители успешнее обучаются, делая что-то, кивните головой.
Если вы считаете, что родителям больше пользы принесет научная лекция, встаньте.
6.Если вы считаете, что родители легче воспринимают информацию в игре или доверительной беседе, покачайте головой.
Итак, какой же вывод можно сделать, проанализировав нашу игру:
Действительно, больше пользы родителям принесет та информация, которая интересна и значима лично для них, которая преподнесена в интересной и понятной для них форме и которая ориентирована на их собственный опыт.
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Взаимопонимание родителей и педагогов, их взаимное доверие возможно лишь в том случае, если педагог не поучает, а советует, размышляет вместе с родителями, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости педагогических знаний. Родители должны чувствовать, что воспитатель нуждается в них, в объединении общих усилий, что они - его союзники и педагог не может обойтись без их совета или помощи.
Упражнение «Сосуд с водой»
Представьте себе, что этот сосуд – это детский сад (само учреждение), а вода это – семья. Давайте попробуем передать этот сосуд с водой, как опыт, который мы имеем по работе с семьей друг другу с закрытыми глазами.
Далее проводится обсуждение упражнения.
Как вам было передавать этот сосуд? Что вы почувствовали?
Что для вас значит это упражнение?
Что вы поняли или осознали во время выполнения этого упражнения?
Традиционные формы работы с родителями
Дни открытых дверей
Родительские собрания
Анкетирование, опросы
Информационные стенды, папки
Консультации
Инновационные формы и методы работы с родителями:
"Круглый стол" по любой теме;
тематические выставки;
соц. обследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы, анкетирование;
консультации специалистов;
семейные спортивные встречи;
почта доверия, телефон доверия;
открытые занятия для просмотра родителей;
семейные проекты «Наша родословная»;
интервью с родителями и детьми на определенные темы;
устный журнал для родителей;
конкурс семейных талантов;
портфолио семейного успеха;
день открытых дверей;
сайт ДОУ.
Семейная игротека – вечер с мамой (семейное чтение, играем вместе);
Уют руками родителей;
Инновационный подход. Создание электронной страницы группы в интернете;
Участие в выставках, фотовыставках, приглашение бабушек и др.
«Аукцион педагогических идей”.
Командам предлагается назвать как можно больше традиционных и нетрадиционных форм проведения родительских собраний (посиделки, открытый микрофон, круглый стол, мастер-класс, семейный калейдоскоп, вечер вопросов и ответов, заседания семейного клуба, новоселье группы, вечер при свечах, встречи со специалистами, устный журнал, конференции и т. д.)
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд!
Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «правило трёх плюсов»: приветствие, имя, улыбка.
Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрироватьсвою готовность общаться ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Она вроде бы ничего не стоит, но много дает.
Имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя и отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрасьте!», а: здравствуйте!»
Во время конфликтов, желая снять остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом своё имя.
В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого, поэтому самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагогов отметить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.
Слова, составляют всего лишь 1/6 часть общего объема общения. Не маловажным моментом является невербальное общение: позы, движения, мимика, тон голоса, интонации, ритм, тембр голоса – 5/6 часть. Роль невербального общения огромна и умение его контролировать – один из факторов эффективного общения. Важное значение в технике общения имеет умение педагога владеть невербальными средствамикоммуникации (жесты, мимика, пантомимика, оттенки голоса, темп речи, паузы, контакт глаз, прикосновения). Осознанию значимости невербальной манеры общения, развитию мимической и пантомимической выразительности, умению адекватно выражать себя и “прочитывать” эмоциональную реакцию партнера по общению способствуют созданию условий для эффективного общения.
Сейчас мы с вами попробуем одно из упражнений на умение интонировать.
Упражнение на умение интонировать
Произнести следующие фразы (“Мне не безразличны успехи вашего ребенка” с оттенками иронии, упрека, вызова, безразличия, требовательности, доброжелательности. По ходу произношения воспитатели могут сообщить, какой тон поможет им достичь цели.
Упражнение «Общение с родителями — это...»
Группа делится на две команды, и в течение 10—15 минут каждая выполняет задание: первая команда перечисляет критерии эффективного общения с родителями, используя первые буквы первого слова словосочетания «общение с родителем». Например: «о» — обаяние педагога, «б» — безусловное принятие родителя таким, как он есть и т. п. Вторая подгруппа перечисляет критерии, используя первые буквы второго слова — «родителем».
Затем команды по очереди зачитывают составленные ими списки критериев, остальные участники могут по желанию дополнять предложенный перечень. Педагог-психолог записывает высказывания на доске.
Игра-фантазия«Посылай и воспринимай уверенность».
Игра проводится под релаксационную музыку.
-Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… теперь представьте себе, что над Вашей головой висит чудесная золотая звезда. Это ваша звезда, она принадлежит Вам и заботиться о том, что бы вы были счастливы. Представьте, что Вы с ног до головы озарены светом этой звезды, светом любви и радости. Теперь последовательно приложите свою руку сначала к сердцу, потом – к горлу и ко лбу. Почувствуйте, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представьте себе, что Вы, как и Ваша звезда, испускает во все стороны лучи ясного теплого света и что этот свет идёт ко всем Вашим коллегам, находящимся в этом зале… Подумайте обо всех, кто находится в этом зале, и пошлите всем немного своего света. Теперь пошлите немного света людям, которых нет в этой комнате: своим домашним, друзьям, Вашим воспитанникам, их родителям. Теперь прислушайтесь к самим себе. Ощущаете ли Вы какие-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу? Сохраните в памяти эти чувства и обращайтесь к ним в тех случаях, когда Вы устали и Вам нужны свежие силы и уверенность в себе… А сейчас прощайтесь со звездой и мысленно возвращайтесь назад. Когда я досчитаю до трёх, Вы можете открыть глаза и снова оказаться в этом зале.
-Я надеюсь, что сегодня в этом зале Вы почерпнули что – то интересное для себя, и это что – то поможет Вам достичь взаимопонимания с родителями, детьми и коллегами.