Инновационные подходы к патриотическому воспитанию в ДОО
Инновационные подходы к патриотическому воспитанию в ДОО
Дошкольная образовательная организация, являющаяся первым уровнем общего образования, играет важную и очень значимую роль в нравственно-патриотическом воспитании детей. Как социальный институт детства, дошкольная образовательная организация ориентирована на возрождение и культивирование национальных ценностей, призвана помогать семье и вместе с семьей приобщать ребенка к богатствам языка, культуры и духовным ценностям народа. Начала патриотических чувств, заложенные в дошкольном детстве, получают свое развитие в начальном звене образования. Любовь к Родине большой начинается с любви к родине малой, и воспитывается она у детей с раннего возраста. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инновационные подходы к патриотическому воспитанию в ДОО»
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОО
Дошкольная образовательная организация, являющаяся первым уровнем общего образования, играет важную и очень значимую роль в нравственно-патриотическом воспитании детей. Как социальный институт детства, дошкольная образовательная организация ориентирована на возрождение и культивирование национальных ценностей, призвана помогать семье и вместе с семьей приобщать ребенка к богатствам языка, культуры и духовным ценностям народа. Начала патриотических чувств, заложенные в дошкольном детстве, получают свое развитие в начальном звене образования. Любовь к Родине большой начинается с любви к родине малой, и воспитывается она у детей с раннего возраста. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Высокое чувство любви к Родине конкретизируется у ребенка дошкольного возраста прежде всего в чувстве любви к матери, отцу, к родным и близким.
«Патриотизм начинается с колыбели, – отмечал В. А. Сухомлинский. – Не может быть настоящим сыном своего Отечества тот, кто не стал истинным сыном матери и отца».
Для более эффективной работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста используются следующие необходимые педагогические условия: эвристическая среда в детском саду и в семье, тесное сотрудничество с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма у детей. Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем проявления его творчества, инициативы, самостоятельности. Тесное сотрудничество педагога с членами семьи выражается:
в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников;
обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком;
обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей;
вовлечении членов семьи в педагогический процесс;
создании в детском саду и семье предметной развивающей среды.
Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены.
В детском саду решаются и задачи эстетического воспитания дошкольников. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, природе родной страны, ребята могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героическому прошлому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства.
Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются их скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только, что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть. Поэтому необходимо закреплять это чувство в многократных переживаниях, создавая соответствующие ситуации.
Деятельность дошкольников уже не ограничивается рамками дома, группы, а выходит за их пределы, приобретает элементы активной общественной направленности, которая носит социальный характер. Особенно это касается игровой деятельности. Именно в игру ребенок вносит качества своей личности, именно игровые образы всегда индивидуальны, поэтому нужно чаще организовывать игры, которые подразумевают формирование нравственных элементов. Например, при проведении дидактической игры «Дедушкина медаль» в ее содержание включаются чтение и обсуждение рассказов о подвигах защитников русской земли во время Великой Отечественной войны (Л. А. Кассиль «Твои защитники», «Солдатская медаль» и пр.), беседа с родственниками дома, с целью узнать, воевали ли прадеды и были ли у них медали. При помощи родителей можно создать рукописную книгу для музея детского сада, где записать рассказы о членах семей воспитанников и разместить фотографии и рисунки, иллюстрирующие их. Ее цель – объединить работу детей, их родителей и педагога, показать, что родители помнят и готовы рассказать своим детям о прошлом их прабабушек и прадедушек. Очень интересно содержание игры «Герб города (села, района)». Ее цель – закрепить представления детей о гербе своего города (села, района), научить выделять герб из других знаков. Название и содержание игры можно изменять, например: «Флаг страны» или «Флаг области» и др.
В дошкольный период происходит становление личности ребенка, раскрываются его индивидуальные особенности. Нельзя забывать, что на этом жизненном этапе самыми близкими людьми для малыша являются воспитатели и ближайшие родственники. В семье и в детском саду зарождаются симпатии, потребности, интересы ребенка, обозначается его характер, поэтому заложенные в этот период традиции, идеалы влияют на всю его дальнейшую судьбу. Через призму отношения ребенка к его близким можно прививать детям самые лучшие нравственно-патриотические качества характера. В работе с семьей воспитателю важно опираться на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению детей к семейным традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В работе по патриотическому воспитанию необходимо использовать различные формы и методы работы с родителями: анкетирование родителей по вопросам семейного воспитания, организацию совместной работы детей и родителей над составлением герба семьи, генеалогического древа семьи.
Чувство гордости, добросердечности, дружелюбное отношение к своим родственникам возникает, например, тогда, когда ребята рассматривают созданные вместе с ними работы. С родителями также проводятся тематические беседы, консультации по вопросам семейного воспитания («Воскресный день», «Семейные прогулки», «Воспитание в семье любви к родному краю»).
С целью воспитания патриотизма реализуется воспитательная система «Растим патриота», которая предусматривает решение комплекса задач:
воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание уважения к труду;
развитие интереса к народным традициям и промыслам;
усвоение элементарных знаний о правах человека;
расширение представлений о городах России;
знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются в процессе осуществления всех видов детской деятельности: в ходе непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов, во время игр, труда. Каждый педагог строит свою работу в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников на основе следующих принципов:
«позитивный центризм» (усвоение ребенком знаний, наиболее актуальных для его возраста);
непрерывность, преемственность и интегративность педагогического процесса;
дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его психологических особенностей, возможностей и интересов;
рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
деятельностный подход;
развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(268) "Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
["seo_title"] => string(172) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-shmo-uchitieliei-russkogho-iazyka-litieratury-i-istorii-posviashchionnoi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
["file_id"] => string(6) "220207"
["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1434545723"
}
}