«Инновационные подходы и технологии организации экологического воспитания дошкольников»
«Инновационные подходы и технологии организации экологического воспитания дошкольников»
Цель экологического воспитания дошкольников- это реализация педагогами ДОО непрерывного, целенапрввленного, управляемого процесса по формированию у детей экологической культуры.Элементами экологической культуры детей дошкольного возоаста является:бережное отношение к окружающей природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Инновационные подходы и технологии организации экологического воспитания дошкольников»»
«Инновационные подходы и технологии организации экологического социально-экологического образования и воспитания»
Хишко И.В., воспитатель, первой категории,
МБДОУ ДС «Калинка» г. Волгодонск
Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, эмоционального, коммуникативного, интеллектуального. Это период, когда ребенок начинает осознавать себя и свое место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.
Проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях цель воспитательного воздействия значительно расширяется, эта проблема приобретает особую остроту и актуальность.
Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Правительством РФ от 29.05.2015 года № 996-р, воспитание определяется в числе приоритетных направлений деятельности, а это обозначает, что экологическое воспитание является сегодня тоже актуальным.
Экологическое воспитание – это система регулярного педагогического воздействия, которое направлено на формирование экологической воспитанности, а также на развитие знаний, умений и навыков относительно деятельности в природе. Это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.
Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как воспитанник воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
Одним из условий экологического воспитания детей является правильная организация экологической развивающей предметно – пространственной среды, которая должна способствовать не только познавательному, эстетическому и нравственному развитию, но и формированию экологически грамотного поведения в природе, безопасного как для самой природы, так и для ребенка.
Модель экологической развивающей предметно-пространственной моей группы включает в себя следующие компоненты: «Уголк природы», где находятся комнатные растения, соответствующие возрасту детей, природный материал, оборудование для трудовой деятельности.
В «Уголке дидактической игры» собраны различные игры природоведческого содержания, такие как: «Домашние животные»; «Кто, где живет»; «Времена года» и другие.
В «Уголке книги» подобраны различные произведения познавательной и художественной литературы, знакомящие детей с миром животных, птиц, насекомых, овощей, фруктов и т. д. Большое значение также имеет наглядный и демонстрационный материал: муляжи овощей и фруктов; предметные и сюжетные картинки; различные альбомы: «Весна - красна», «Вот и осень», «Лето, ах, лето» и др.
В «Театральном уголке» подобраны различные маски животных, костюмы для разыгрывания сказок, игр-инсценировок, способствующих познавательному и экологическому развитию детей, формированию их нравственных качеств.
Не менее важной для экологического воспитания является развивающая среда прогулочного участка, где оформлены зоны по уходу за растениями.
Таким образом, созданная в группе и на прогулочном участке эколого-развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает детям познавательную активность, соответствует интересам ребенка, имеет развивающий характер, несет инновационный подход, учит общению, яркому выражению своих чувств.
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.
В своей работе по экологическому воспитанию детей раннего возраста я применяю следующие технологии:
1. Игровые технологии. Экологическая игра помогает в более доступной форме донести сложные природные явления; развитию познавательных способностей; уточнению, закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Я применяю такие эко игры как: Сюжетно-ролевые Содержанию сюжетно-ролевых игр я придаю экологический характер: «Магазин фруктов и овощей», ««Зоологический магазин», «Витаминный обед» и т. д.
Игры-ребусы, игры- имитации которые дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы и её изменениях. В данных играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует.
Деловые игры «Хорошо – плохо» совершенствует знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях. Я предлагаю детям разные ситуации, а дети делают умозаключения.
Применяю в своей работе и игровые обучающие ситуации (ИОС)со сказочными героями. Игры типа путешествий или квест-игр также пробуждают познавательный интерес к природе. Путешествия это собирательное название различного рода игр в посещение, поездки, походы.
Метод экологической идентификации - отождествление себя с каким-либо природным объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени.
Одной из инновационных форм экологического образования дошкольников является экологический театр, который способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности.
Провожу конкурсы, викторины, брейн-ринги, развлечения и праздников экологического характера.
2. Кейс-технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
3. Применяю информационно-коммуникативные технологии в работе с дошкольниками: звуковые материалы, экранные материалы, мультимедийные презентации, медиазанятия, которые проводят в групповой комнате с применением ноутбука или в музыкальном зале, оборудованном компьютером, проектором и экраном, интерактивные игры.
4. Экологические акции способствуют получению природоведческих знаний, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию, служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности («Кормушка для пичужки» (подкормка зимующих птиц, «Ёлочка – зелёная иголочка «Украсим планету цветами», когда дети сеют семена цветов).
5. Технология проектной деятельности.
Работа над проектами экологической направленности имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.
Использование инновационных технологий и подходов в экологическом образовании детей в целом приводит к тому, что ребенок получает знания, которые прочно закрепляются в его подсознании. Ежегодно, осуществляя оценку индивидуального развития дошкольников можно констатировать следующее: воспитанники научились наблюдать за природными явлениями; обращаются с просьбами, вопросами; проявляют интерес к стихам, песням, сказкам экологического характера. Непосредственное общение с природой вызывает у них большой интерес, они стали более любознательными, охотно экспериментируют, благодаря всему этому у них появилось чувство бережного отношения к природе, ко всему живому. Из всего вышесказанного можно сделать вывод: инновационные технологии и подходы экологического воспитания и социально-экологического образования являются залогом качественного образования детей дошкольного возраста.
Литература:
1.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.
2.Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим миром// Школьное воспитание. 2015. № 7. – 56 с.