Просмотр содержимого документа
«Игры мелкой моторики с детьми 3 лет»
Картотека игр для развития мелкой моторики детей 3–4 лет
Картотека игр для развития мелкой моторики детей 3–4 лет
Какой формы предмет (или жмурки на месте)
Цель игры: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности.
Необходимые материалы и наглядные пособия: игрушки, платок, пустые ящики или коробки.
Ход игры: завяжите ребенку глаза платком, дайте в Руки игрушку и предложите угадать, что именно вы ему дали. При правильном ответе откладывайте ее в правый ящик, при неправильном — в левый. В конце игры посчитайте количество правильных и неудачных ответов.
Каждый раз, когда вы будете проводить эту игру, необходимо к привычным для ребенка игрушкам добавлять совершенно неожиданные предметы, это будет заставлять работать воображение малыша.
Наиболее весело проходит игра, если играют несколько человек, а в конце задания проводятся совместное сравнение полученных результатов, поиск и устранение ошибок.
Хвалите ребенка, подбадривайте, вселяйте ему уверенность в собственных силах.
Проведение игр и упражнений в "Сухих пальчиковых бассейнах"
• "Горох"
Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.
В миску сыпали горох
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили.
• «Кто больше?» Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
• "Напрягаем пальцы "
Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Растопырить пальцы, напрягать их как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами.
Только уставать начнем,
Сразу пальцы разожмем,
Мы пошире их раздвинем,
Посильнее напряжем.
• «Найди спрятанный предмет» На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» фасоль, затем найти и достать игрушки.
Игра «Чудесный мешочек»
Цель игры:
Упражнять детей определять, что это за предмет,
по характерным внешним признакам, то есть по форме.
Также ее можно использовать для развития речи и воображения.
Ход игры: Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной
непрозрачной ткани, в который помещаются разные по
форме и фактуре предметы. Предлагаю определить на
ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек.
Также вы можете спрятать в него геометрические фигуры, ребенок должен угадать на ощупь, какая фигура спрятана
Рисование на манной крупе
Взаимодействие с манной крупой стабилизирует эмоциональное состояние. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы стараемся научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но самое важное - ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других. А рисование на манной крупе — радостный, вдохновенный труд, к которому ребенка не надо принуждать. А знаете ли вы, что рисовать можно даже без кисточки, а именно пальчиками. Такое оригинальное рисование расковывает творческие возможности ребёнка, позволяет почувствовать материал, его характер и настроение.
Массаж ладоней и пальцев рук
Для ребенка раннего дошкольного возраста, трех-четырех лет очень важно делать массаж рук для развития мелкой моторики. Если начать делать такой массаж рук детей с раннего этапа развития, то у детей быстрее развивается речь, память, подвижность пальцев и отмечается слегка ускоренное развитие.
Существует огромное количество типов такого массажа, но мы предлагаем вам массаж при помощи колючего небольшого шарика. Кроха будет сам заинтересован покрутить новый предмет, и массаж будет проходить на ура. Чтобы сделать его, нужно:
Положить мячик между ладоней рук крохи, придать пальчики друг к другу и покатать мячик взад и вперед.
Исходное положение то же, только теперь движения мячика будут по кругу.
Предложите держать мячик подушечками пальчиков и покрутите его по столу, как будто крутите крышку на бутылке.
Опять держите мячик подушечками пальчиков и надавите на него несколько раз.
Бельевые прищепки
Прекрасным орудием для развития пальцев и кисти рук является обычная хозяйственная прищепка. Их можно использовать как для закрепления навыка открывания прищепки, прикрепляя прищепки к любым предметам – тарелки, картонки, картинки.
— Цеплять прищепки к натянутой веревке;
— Прикреплять к фигуркам из картона (лучики к солнцу, иголки к ёжику, ветки к ёлочке и т. д.)
— Прикреплять к картинкам, выполняя задания «Кто что ест», «Кто где живёт».
Игра «Мозаика из бросового материала»
Цель игры:
формирование навыков работы с бросовым материалом,
развивать фантазию ребенка.
Ход игры:
Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или
разноцветные пробки от пластиковых бутылок.
Предложите ребенку выложить рисунок, это может быть
неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. д.
После того, как ребенок научится выполнять задание
без вашей помощи, предложите ему придумывать
свои варианты рисунков. В таких играх мы закрепляем
формирование сенсорного эталона – цвет, а если
использовать пуговицы, то и сенсорного эталона
– форма (круг, квадрат, треугольник, овал).
«Найди пару»
Цель игры: научить детей определять назначение предметов;
устанавливать причинно-следственные связи между явлением
окружающей жизни и предметов; устанавливать связь между
предметом и пользой от его использования.
Материал к игре: набор карточек, разделенных на две
половины: на одной половине – предмет, на другой –
изображение (например: мороз-шуба и т. д.).
Ход игры: воспитатель выкладывает все карточки изображением
вниз. Участники игры набирают одинаковые количество карточек
и договариваются об очерёдности. Первый участник игры
выкладывает любую карточку изображение вверх. Следующие
участники игры по очереди выбирают из имеющихся у них
карточек такую, на которой изображен подходящий предмет,
и поясняют удобство от его использования.
Например: «на улице идёт дождь, поэтому нужен зонтик».
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся
на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
А если забыли стихотворение про «лыжи»,
тогда вспомним всем известное… Какое? Ну, конечно!
Мишка косолапый, по лесу идёт…
Здорово, если малыш будет не только «шагать»
с пробками на пальчиках, но и сопровождать
свою ходьбу любимыми стихотворениями.
«Сапожок»
Цель: учить детей шнуровать, развивать мелкую моторику рук.
Дидактический материал: упаковка от маленькой пластиковой бутылки, шнурок.
«Найди на ощупь»
Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам.
Дидактический материал: емкость, на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по темам: «Посуда», Животные», «Транспорт» и др.)
Ход игры: ребенок на ощупь ищет какой-либо предмет или описывает его. Ребенок может перемещать руку в коробке, щупая и трогая предметы.