kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игровые технологии во внеурочной деятельности в работе с детьми с особыми образовательными потребностями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игровые технологии в работе

 с детьми ОВЗ

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии во внеурочной деятельности в работе с детьми с особыми образовательными потребностями»


Игровые технологии в работе с детьми ОВЗ

                

  Игра - это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

 вливается живительный поток представлений,

 понятий об окружающем мире.

Игра - это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А.

 Дети с ограниченными возможностями здоровья — это уникальные дети, к которым просто необходим индивидуальный подход. При работе с детьми с ОВЗ применяются самые различные технологии: например, технология разноуровневого обучения, здоровьесберегающие, игровые технологии, коррекционно-развивающие, технологии проблемного обучения, проектная деятельность, информационно – коммуникативные технологии.  Грамотное и обдуманное сочетание традиционных и инновационных технологий способствует развитию у обучающихся познавательной активности, мотивации к учебе. В обучении детей с ОВЗ традиционные технологии являются основными. Они помогают детям расширить и закрепить речевые навыков, развивать представления о числах, познавательную активность, память, мышление, а также способствуют развитию общего кругозора. Но наибольший интерес у ребенка вызывают игровые технологии.

Игровая технология - самая актуальная и особенно хорошо «работает» при обучении и воспитании таких детей, поскольку игра не только считается одним из основных видов деятельности детей, но и признана действенным обучающим и воспитательным инструментом, который понятен и интересен детям.

Игра — один из наиважнейших методов, способствующих всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка. Игра помогает развивать физические, умственные, эмоциональные качества. При правильном подборе игр, их последовательности и системности использования можно добиться гарантированного результата в обучении. Проблема внедрения игровых технологий в образовательный процесс не нова. Проблему игровой деятельности разрабатывали такие ученые как К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др. Игровые технологии в обучении детей с ОВЗ являются эффективным методом и средством обучения, с помощью которого обыденный процесс обучения превращается в нечто интересное, красочное и удивительное, что непременно вызовет восторг у ребенка. Для того, чтобы занятия вызывали интерес и приносили положительные результаты необходимо применение различных материалов: игрушек, реальных предметов, конструкторов, головоломок, карандашей, красок и др. Игровые технологии имеют огромный потенциал при работе с детьми ОВЗ. Кто же такие дети с ОВЗ? К категории детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) относятся:

 Нарушение слуха;

 Нарушение речи;

 Нарушение интеллектуального развития (умственная отсталость);

 Задержка психического развития;

 Расстройства аутистического спектра;

 Нарушение опорно - двигательного аппарата;

 Дети с девиантным поведением, дети с психическими заболеваниями (психопатиями), дети с «синдромом дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ), дети с «посттравматическими нарушениями эмоциональной сферы» и др.

Все эти дети нуждаются в комплексной поддержке в процессе развития, обучения, воспитания, в целях социальной адаптации и интеграции в обществе, и также имеют в особые образовательные потребности (общие и специфические потребности).

К общим потребностям относятся: толерантная социальная среда, развивающая, поддерживающая среда, медицинская поддержка.

Специфические потребности - использование особых средств общения (невербальных), в использовании особых средств обучения. В специфических потребностях требуется использовать методы и приемы, облегчающие усвоение материала это:

•      дозирование материала,

•      пооперационность выполнения заданий,

•      постоянный контроль и конкретная помощь со стороны педагога,

•       дополнительные объяснения и показ способов и приемов в игре,

•      большое количество тренировочных упражнений во время усвоения новых правил игры, нового материала,

•      выработка положительной мотивации к игре и т.д.,

•      поддержание интереса.

Игровые технологии — составное звено педагогических технологий. Главной и существенной чертой педагогической игры является наличие педагогической цели и соответствующий ей результат. Внедряя игровые технологии, педагог делает процесс получения новых знаний и умений более увлекательным.

Можно выделить несколько основных функций игры:

 развлекательная — это одна из самых основных функций, ведь игра направлена на то, чтобы развлечь ребенка, порадовать, доставить ему удовольствие;

 коммуникативная-ребенок, общаясь в процессе игры, развивает свои коммуникативные умения;

 функция социализации, ее суть заключена в том, что, играя, ребенок познает социальные роли и их отношения;

 игротерапевтическая, то есть способствует преодолению различных трудностей;

 диагностическая-помогает выявить различные отклонения от нормы;

 функция коррекции-является важнейшим инструментом, с помощью которого можно внести позитивные изменения в личность.

 Классификация игр в работе с детьми ОВЗ:

 Игры на внимание и запоминания (игры «Определить на ощупь», «Запомни картинку», «Рисуем на память узоры», «Дама сдавала в багаж…», «Что запомнил?», «Что перепутал художник» и многие другие игры)

 Игры на коммуникативное восприятие (трудности в общении) («Закончи предложение», дидактическая игра «Вежливые слова»).

 Игры, направленные на развитие мелкой моторики и сенсорики (игра «Рисуем резиночками», игра с бельевыми прищепками, игры с крупами, камушками, песком, конструирование и т.д.).

 Дидактические игры.

При подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать следующие требования: одно из основных-наличие сюжета, который будет мотивировать всех участников на достижение цели игры. Очень важно при подборе игры учитывать структуру дефекта. Еще одним требованием является включенность каждого ребенка в игровую ситуацию, то есть игра должна предусматривать возможность выполнения действий каждым обучающимся.

К немаловажным требованиям можно отнести и доступность игры каждому участнику, но в то же время она должна в себя включать некоторые сложности, способствующие выработке новых навыков и умений. Соблюдение правил является важным условием включения игр в обучение в начальной школе. Правила определяются видом игры, через которую педагог реализует игровые технологии. Педагог в рамках игровой технологии является немаловажной фигурой, так как он одновременно играет две роли: роль организатора, и роль участника.

Можно выделить несколько видов дидактических игр: Игры-упражнения. Данный вид способствует закреплению учебного материала. Ярким примером является викторины, кроссворды.

Игры-путешествия. Эти игры так же направлены на закрепление пройденного материала, но выражаются в виде дискуссий, рассказов.

Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр.

Воздействие игровых форм обучения на развитие детей невозможно переоценить. В игре активно обогащается и развивается словарь ребёнка с ОВЗ. Игра формирует правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности. Игра помогает детям приспособиться к окружающему миру, сформировать потребность ребенка воздействовать на мир. Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, переживаний, связанный с игровыми действиями. Одна и та же игра может выступать в нескольких функциях: 

 обучающая

 развлекательная

 коммуникативная

 релаксационная

 коррекционная

  Какие общие проблемы возникают при организации игр для детей с ОВЗ:

 Повышенная впечатлительность (тревожность)

 При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания

 Нарушения развития личности.

 Ограниченные представления и трудности взаимодействия с окружающим миром, людьми.

 Повышенная возбудимость.

 Беспокойство, склонность к вспышкам, раздражительности, упрямству.

 Повышенная утомляемость, истощаемость, быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми

Какие бы события не потрясали наше общество, дети играют, и будут играть в мячики и «пятнашки». Дети с ОВЗ недостаточно наблюдательны, малоконтактны, имеют слабо развитое воображение. Игра – важнейшая форма жизнедеятельности ребёнка. Сливаясь с трудом, познанием, искусством, спортом, она обеспечивает необходимые эмоциональные условия для всестороннего развития личности. В руках педагога игра становится инструментом воспитания, развития, позволяющим полнее учитывать особенности ребёнка, развивать его инициативу и самодеятельность, создавать атмосферу свободы, творческой раскрепощённости в коллективе. Игры способствуют организации особой развивающей среды для детей с ОВЗ, в которых моделируются разные жизненные ситуации, закрепляются качества, свойства, способности, необходимые ребёнку для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций, а также для физической закалки растущего организма, расширение кругозора и развитие коммуникативных, творческих, игровых умений. Ребёнок проходит в игре школу жизни, познаёт через игру окружающий мир, учится человеческим отношениям. Участвуя в различных играх, ребёнок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности. Игра восполняет естественную потребность растущего человека в общении с другими людьми, учит через игру принимать решения, делать выбор.

Таким образом, можно сделать вывод, что при использовании современных технологий мы помогаем ребенку с ОВЗ укреплять здоровье, корректировать различные нарушения, готовим их к социальной адаптации в обществе.

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Якимова Татьяна Ивановна

Дата: 04.12.2023

Номер свидетельства: 641281

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Доклад "Методы и формы организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС""
    ["seo_title"] => string(77) "doklad_metody_i_formy_organizatsii_vneurochnoi_deiatelnosti_v_usloviiakh_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "632962"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1685665816"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Развитие коммуникативных навыков как универсальных учебных действий в условиях внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(117) "razvitiie-kommunikativnykh-navykov-kak-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-v-usloviiakh-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "252583"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447412829"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья."
    ["seo_title"] => string(112) "sotsial-no-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-obuchaiushchikhsia-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "248169"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446668447"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Социально-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья."
    ["seo_title"] => string(108) "sotsial-no-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-uchashchikhsia-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "248177"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446669676"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "План работы ШМО учителей начальных классов МОБУ СОШ с. Новофёдоровское"
    ["seo_title"] => string(78) "plan_raboty_shmo_uchitieliei_nachal_nykh_klassov_mobu_sosh_s_novofiodorovskoie"
    ["file_id"] => string(6) "393097"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487401786"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства