Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии во внеурочной деятельности в работе с детьми с особыми образовательными потребностями»
Игровые технологии в работе с детьми ОВЗ
Игра - это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире.
Игра - это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности.
Сухомлинский В. А.
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это уникальные дети, к которым просто необходим индивидуальный подход. При работе с детьми с ОВЗ применяются самые различные технологии: например, технология разноуровневого обучения, здоровьесберегающие, игровые технологии, коррекционно-развивающие, технологии проблемного обучения, проектная деятельность, информационно – коммуникативные технологии. Грамотное и обдуманное сочетание традиционных и инновационных технологий способствует развитию у обучающихся познавательной активности, мотивации к учебе. В обучении детей с ОВЗ традиционные технологии являются основными. Они помогают детям расширить и закрепить речевые навыков, развивать представления о числах, познавательную активность, память, мышление, а также способствуют развитию общего кругозора. Но наибольший интерес у ребенка вызывают игровые технологии.
Игровая технология - самая актуальная и особенно хорошо «работает» при обучении и воспитании таких детей, поскольку игра не только считается одним из основных видов деятельности детей, но и признана действенным обучающим и воспитательным инструментом, который понятен и интересен детям.
Игра — один из наиважнейших методов, способствующих всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка. Игра помогает развивать физические, умственные, эмоциональные качества. При правильном подборе игр, их последовательности и системности использования можно добиться гарантированного результата в обучении. Проблема внедрения игровых технологий в образовательный процесс не нова. Проблему игровой деятельности разрабатывали такие ученые как К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др. Игровые технологии в обучении детей с ОВЗ являются эффективным методом и средством обучения, с помощью которого обыденный процесс обучения превращается в нечто интересное, красочное и удивительное, что непременно вызовет восторг у ребенка. Для того, чтобы занятия вызывали интерес и приносили положительные результаты необходимо применение различных материалов: игрушек, реальных предметов, конструкторов, головоломок, карандашей, красок и др. Игровые технологии имеют огромный потенциал при работе с детьми ОВЗ. Кто же такие дети с ОВЗ? К категории детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) относятся:
Нарушение слуха;
Нарушение речи;
Нарушение интеллектуального развития (умственная отсталость);
Задержка психического развития;
Расстройства аутистического спектра;
Нарушение опорно - двигательного аппарата;
Дети с девиантным поведением, дети с психическими заболеваниями (психопатиями), дети с «синдромом дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ), дети с «посттравматическими нарушениями эмоциональной сферы» и др.
Все эти дети нуждаются в комплексной поддержке в процессе развития, обучения, воспитания, в целях социальной адаптации и интеграции в обществе, и также имеют в особые образовательные потребности (общие и специфические потребности).
К общим потребностям относятся: толерантная социальная среда, развивающая, поддерживающая среда, медицинская поддержка.
Специфические потребности - использование особых средств общения (невербальных), в использовании особых средств обучения. В специфических потребностях требуется использовать методы и приемы, облегчающие усвоение материала это:
• дозирование материала,
• пооперационность выполнения заданий,
• постоянный контроль и конкретная помощь со стороны педагога,
• дополнительные объяснения и показ способов и приемов в игре,
• большое количество тренировочных упражнений во время усвоения новых правил игры, нового материала,
• выработка положительной мотивации к игре и т.д.,
• поддержание интереса.
Игровые технологии — составное звено педагогических технологий. Главной и существенной чертой педагогической игры является наличие педагогической цели и соответствующий ей результат. Внедряя игровые технологии, педагог делает процесс получения новых знаний и умений более увлекательным.
Можно выделить несколько основных функций игры:
развлекательная — это одна из самых основных функций, ведь игра направлена на то, чтобы развлечь ребенка, порадовать, доставить ему удовольствие;
коммуникативная-ребенок, общаясь в процессе игры, развивает свои коммуникативные умения;
функция социализации, ее суть заключена в том, что, играя, ребенок познает социальные роли и их отношения;
игротерапевтическая, то есть способствует преодолению различных трудностей;
диагностическая-помогает выявить различные отклонения от нормы;
функция коррекции-является важнейшим инструментом, с помощью которого можно внести позитивные изменения в личность.
Классификация игр в работе с детьми ОВЗ:
Игры на внимание и запоминания (игры «Определить на ощупь», «Запомни картинку», «Рисуем на память узоры», «Дама сдавала в багаж…», «Что запомнил?», «Что перепутал художник» и многие другие игры)
Игры на коммуникативное восприятие (трудности в общении) («Закончи предложение», дидактическая игра «Вежливые слова»).
Игры, направленные на развитие мелкой моторики и сенсорики (игра «Рисуем резиночками», игра с бельевыми прищепками, игры с крупами, камушками, песком, конструирование и т.д.).
Дидактические игры.
При подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать следующие требования: одно из основных-наличие сюжета, который будет мотивировать всех участников на достижение цели игры. Очень важно при подборе игры учитывать структуру дефекта. Еще одним требованием является включенность каждого ребенка в игровую ситуацию, то есть игра должна предусматривать возможность выполнения действий каждым обучающимся.
К немаловажным требованиям можно отнести и доступность игры каждому участнику, но в то же время она должна в себя включать некоторые сложности, способствующие выработке новых навыков и умений. Соблюдение правил является важным условием включения игр в обучение в начальной школе. Правила определяются видом игры, через которую педагог реализует игровые технологии. Педагог в рамках игровой технологии является немаловажной фигурой, так как он одновременно играет две роли: роль организатора, и роль участника.
Можно выделить несколько видов дидактических игр: Игры-упражнения. Данный вид способствует закреплению учебного материала. Ярким примером является викторины, кроссворды.
Игры-путешествия. Эти игры так же направлены на закрепление пройденного материала, но выражаются в виде дискуссий, рассказов.
Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр.
Воздействие игровых форм обучения на развитие детей невозможно переоценить. В игре активно обогащается и развивается словарь ребёнка с ОВЗ. Игра формирует правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности. Игра помогает детям приспособиться к окружающему миру, сформировать потребность ребенка воздействовать на мир. Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, переживаний, связанный с игровыми действиями.Одна и та же игра может выступать в нескольких функциях:
обучающая
развлекательная
коммуникативная
релаксационная
коррекционная
Какие общие проблемы возникают при организации игр для детей с ОВЗ:
Повышенная впечатлительность (тревожность)
При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания
Нарушения развития личности.
Ограниченные представления и трудности взаимодействия с окружающим миром, людьми.
Повышенная возбудимость.
Беспокойство, склонность к вспышкам, раздражительности, упрямству.
Повышенная утомляемость, истощаемость, быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми
Какие бы события не потрясали наше общество, дети играют, и будут играть в мячики и «пятнашки». Дети с ОВЗ недостаточно наблюдательны, малоконтактны, имеют слабо развитое воображение. Игра – важнейшая форма жизнедеятельности ребёнка. Сливаясь с трудом, познанием, искусством, спортом, она обеспечивает необходимые эмоциональные условия для всестороннего развития личности. В руках педагога игра становится инструментом воспитания, развития, позволяющим полнее учитывать особенности ребёнка, развивать его инициативу и самодеятельность, создавать атмосферу свободы, творческой раскрепощённости в коллективе. Игры способствуют организации особой развивающей среды для детей с ОВЗ, в которых моделируются разные жизненные ситуации, закрепляются качества, свойства, способности, необходимые ребёнку для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций, а также для физической закалки растущего организма, расширение кругозора и развитие коммуникативных, творческих, игровых умений. Ребёнок проходит в игре школу жизни, познаёт через игру окружающий мир, учится человеческим отношениям. Участвуя в различных играх, ребёнок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности. Игра восполняет естественную потребность растущего человека в общении с другими людьми, учит через игру принимать решения, делать выбор.
Таким образом, можно сделать вывод, что при использовании современных технологий мы помогаем ребенку с ОВЗ укреплять здоровье, корректировать различные нарушения, готовим их к социальной адаптации в обществе.