Просмотр содержимого документа
«"Играя, обучаюсь"»
Семинар - практикум для родителей
«Играя обучаюсь»
Воспитатель Хатуева Н.У.
Цель: Дать родителям знания о значении игрушки, ее роли в игре ребенка: помочь родителям ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребёнка и пользой для него.
Задачи:
1. Помочь родителям сформулировать собственные критерии выбора игрушек
2. Моделирование поведения родителей в типичных ситуациях, вырабатывать стратегии поведения в их разрешении.
3. Пробудить интерес родителей к созданию собственных игрушек для детей дошкольного возраста
План проведения:
I. Предварительная работа:
- оформить приглашения для родителей;
- организовать выставку книг, журналов на тему «Игровая деятельность»;
- подготовить памятки «Как приучить малыша к новой игрушке», «Как привлечь ребёнка к уборке игрушек»;
- приготовить педагогические ситуации;
- подобрать игрушки соответствующие разным категориям (способствующие развитию, ничего не дающие для развития, игрушки, которые ни в коем случае нельзя использовать при работе с детьми);
- провести анкетирование родителей «Создание условий для игровой деятельности в семье»;
- собрать бросовый материал для изготовления игрушек.
II. Ход ведения
Вступительное слово воспитателя.
Уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на нашей сегодняшней встрече по теме «Играя обучаюсь» . Развитие ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Подбор игрушек – дело серьёзное и ответственное. Выбрать игрушку в настоящее время чрезвычайно трудно: наряду с традиционными (куклами, мишками, машинками) появляются новые игрушки невиданные и незнакомые самим родителям. Как сориентироваться в этом огромном мире игрушечной продукции? Как оценить их игровой и развивающийся потенциал? Как выбрать то, что нужно ребёнку? Я надеюсь, что эта встреча поможет вам ответить на эти вопросы.
А начнём мы с упражнения: «Какие бывают игрушки?»
1. Упражнение «Какие бывают игрушки?»
Цель: создать творческую рабочую атмосферу в группе, активизация мыслительной деятельности.
Содержание
По кругу передаётся мяч и тот, у кого он в руках, отвечает на вопрос «Какие бывают игрушки?» одним или несколькими словами.
2.Виды игрушек. Чтобы вы могли сориентироваться в необъятной стихии рынка игрушек, мы поговорим о наиболее ценных из них и полезных.
Для начала поговорим о том, какие бывают игрушки, для чего они нужны и что каждая из них может дать для развития. Существуют разные виды игрушек для детей дошкольного возраста.
Сюжетные, или образные, игрушки.
Это куклы, фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода. Центральное место отводится кукле. Ребенок во время игры как бы одушевляет куклу, разговаривает с ней, доверяя ей свои тайны и радости, проявляя о ней заботу. К этой группе игрушек относятся и сказочные персонажи. К образным игрушкам также относятся те, что изображают зверей, домашних животных. Дети их кормят, купают, укладывают спать, лечат, ходят с ними на прогулки
Технические игрушки.
Эти игрушки все больше входят в жизнь. К ним относятся: транспорт, конструкторы, всевозможные технические агрегаты. Особой популярностью у детей пользуются разнообразные конструкторы «Лего», развивающие мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество.
Игрушки-забавы.
Это смешные фигурки зверей, животных, человечков, например зайчик, играющий на барабане, или повар, готовящий яичницу. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение — позабавить детей, вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора.
Спортивные игрушки.
Это особый тип игрушек, способствующий повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.
Театральные игрушки.
Эти игрушки по содержанию являются образными, но имеют особое назначение — служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения. К ним относятся, например, Петрушка, куклы бибабо.
Музыкальные игрушки.
Это погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, игрушки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.
Дидактические игрушки.
Этим игрушкам принадлежит особое место. С помощью дидактических игр дети знакомятся с цветом, формой, величиной и т. д. К ним относятся разноцветные вкладыши, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др. Эти игрушки воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторику.
Строительные игрушки.
Они состоят из геометрических тел, развивают мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, воображение, творчество.
Мы рассмотрели виды игрушек и убедились, что у каждой игрушки свое назначение.
Вопрос к родителям.
Сталкивались ли вы с тем, что у ребенка имеются разные игрушки, но он не играет с ними?
(Мнение родителей)
Воспитатель:
Иногда взрослые расстраиваются, даже сердятся на ребенка за то, что игрушки не используются, не подозревая, что он просто не умеет во все это играть. Сами по себе игрушки ничего для ребенка не будут значить, если он не знает, как и во что с ними играть. Мы советуем вам обыгрывать игрушки вместе с ребенком, подсказывая и показывая действия с ними.
3. Видеоролик «Игры детей»
Покупая своему ребёнку очередную игрушку, задумываетесь ли Вы над тем, чему она научит ребёнка? Какие чувства возникнут у него? Не испугает ли она его? Какие воспоминания останутся о ней, когда Ваш малыш вырастет и придёт его очередь выбирать игрушки своим детям? Нам, родителям нельзя забывать о том, что игрушка должна не только чему-либо научить ребёнка, но и пробуждать в нём радостные, тёплые чувства. К сожалению, очень часто, покупая игрушки для детей, мы стараемся выбрать игрушку «не хуже, чем у соседа», броскую, яркую или ориентируемся на цену и не задумываемся: а безопасна ли она для малыша? Какие качества воспитывает в нём?
4. Упражнение «Магазин игрушек»
Цель: помочь родителям ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребёнка и пользой для него.
Содержание
На столе разложены игрушки, игровые предметы. Каждая команда получает задание выбрать из всех игрушек и игровых предметов:
1-ая команда – «полезные игрушки», то есть игрушки, необходимые для развития детей дошкольного возраста.
2-ая команда – «вредные, бесполезные игрушки», то есть игрушки, которые ни в коем случае нельзя использовать при работе с детьми, ничего не дающие для развития ребёнка.
И продумать какими критериями руководствовались при выборе данной категории игрушек (чем эти игрушки полезны, бесполезны почему вредны).
Обсуждение начнём со второй команды. Какими критериями Вы руководствовались, отбирая вредные, бесполезные для рёбёнка игрушки?
Родители показывают отобранные ими игрушки по одной или группами и объясняют критерий, по которому они их выбрали.
· Представители этой группы: яркие, неприятно пахнущие мячи, куклы, резиновые игрушки, мягкая игрушка с яркой вылезающей шерстью, сломанная машинка.
· Представители: монстры, роботы с искажёнными злобой лицами и т.д.
· Представители: пистолет с пульками
· Представители: изящная фарфоровая кукла, раритетная модель машины и т.д.
Первая команда выбирала игрушки, необходимые для развития детей. Какими критериями руководствовались Вы при выборе игрушек?
· Представители: пирамидки, матрёшки, крупные пазлы, крупные конструкторы, геометрик, игры-вкладыши, игры-застёжки, пластиковые контейнеры, пустые коробки и
· Представители: мягкие игрушки-животные небольшого размера, куклы со всевозможной кукольной утварью (колясками, кроватками, посудой, мебелью и т.д.), детали костюма и атрибуты, помогающие принять и удерживать игровую роль (халат и шапочка врача, руль для машины и т.д.), транспортные игрушки, телефон.
· Представители: мячи разного размера, кегли.
Все игрушки, отобранные первой командой, безусловно, полезные, однако «полезность» игрушки с точки зрения развития ребёнка далеко не единственный критерий оценки. Игрушка должна, с одной стороны, развивать способности ребёнка, а с другой – приносить ему радость и удовольствие. Для того, чтобы игрушка способствовала развитию, она должна соответствовать интересам и потребностям самого ребёнка. Игрушка должна привлекать внимание ребёнка и вызывать желание действовать с ней.
Таким образом от того, насколько успешен будет Ваш выбор, зависит настроение ребёнка и прогресс в его развитии. При покупке игрушек руководствуйтесь простым правилом – игрушки следует выбирать, а не собирать!
Вы, вооружённые знаниями о пользе и вреде игрушек, отправляетесь в магазин. Как вы думаете, стоит ли брать с собой ребёнка?
4.Дискуссия на данную тему.
Психологи не рекомендуют брать в магазин за покупкой игрушек малышей до трёх лет. Дети от трёх до пяти лет могут выбирать себе игрушки, но не повседневно, а по какому-либо случаю (день рождения, к празднику, по случаю «дня новой игрушки» в семье и т.д.). Не водите ребёнка часто в игрушечный магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих или бесполезных (вредных) для вашего ребёнка игрушек. Сколько слёз и страданий малышей видели сидящие на прилавках куклы, мишки, заводные машины! Эти переживания, когда ребёнок не может получить то, что хочется, ему совсем не нужны. Только когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник.
5. Решение педагогических ситуаций.
Цель: учить родителей анализировать типичные ситуации и вырабатывать стратегии поведения в их разрешении.
СодержаниеКаждая из команд получает карточку с описанием ситуации, которую надо разрешить различными способами и разработать памятку по данной теме (памятка оформляется командой на ¼ листа ватмана).
Ситуация 1. Вы два часа провели в «Детском мире, выбирая подарок драгоценному чаду. Постарались учесть всё и купили отличную игрушку! И яркая, и интересная, и безопасная, а также развивающая и по возрасту подходит. Придя домой, вы протягиваете малышу разноцветную коробку, он с горящими глазами начинает её теребить, пытаясь поскорее заглянуть во внутрь. Наконец, извлек игрушку наружу. Покрутил, повертел в ручках с озадаченным видом, подёргал, понажимал и уже через пару минут напрочь забыл о существовании новой вещицы. Лежит она такая одинокая, абсолютно новая никому не нужная…
Вопрос: почему и что теперь делать?
Ситуация 2. Пока вы готовили обед, ребёнок самостоятельно играл в комнате. Заглянув к нему, вы обнаруживаете полный кавардак. Игрушки разбросаны по всей комнате. Убирать игрушки ваш ребёнок не любит.
Вопрос: Найдите способы, как привлечь его к уборке игрушек.
По окончанию обсуждения родители высказывают свои варианты поведения в данных ситуациях и зачитывают памятку.
Ситуация 1. Зачастую родители предполагают, что просто вручить игрушку малышу уже достаточно, чтобы его заинтересовать. Это не так. Ребёнку бывает трудно разобраться, что это такое и что с ним делать. Поэтому, прежде чем вручать ребёнку игрушку познакомьте его с ней, скажите как её зовут. Подготовив ребёнка таким образом, вы одновременно и заинтересуете его. Затем продемонстрируйте, как, собственно с этой игрушкой обращаться, немного поиграйте вместе. Если малыш не проявляет инициативы, можно поиграть вместо него – пусть пока побудет сторонним наблюдателем. И ни в коем случае не принуждайте его к игре. Ребёнку нужно приглядеться к игрушке, привыкнуть к её присутствию. Не следует упрекать ребёнка: «Эх, Катенька, что ж ты маму так расстроила! Я старалась, выбирала тебе подарок». Этими словами вы только расстроите ребёнка. Поэтому лучше всего в этой ситуации родителям воздержаться от преждевременных выводов, подождать какое-то время и проявить немножко хитрости и изобретательности.
Ситуация 2. Любое дело можно превратить в увлекательную игру, в том числе и уборку игрушек. Предложите малышу отправиться в путешествие, а каждая игрушка-пассажир должна занять своё место. Занимайтесь уборкой игрушек вместе с ребёнком. Неважно сколько игрушек уберёт на место малыш и сколько вы; главное – дать почувствовать ребёнку, что он участник очень важного дела. Заранее дайте ему знать, что пора убирать игрушки. Малыша надо непременно похвалить за сделанную работу. Перечислите, что он сделал. Полюбуйтесь комнатой: «Ах, как красиво! Какой порядок!»
Убирая игрушки, обращайтесь к ним, как к живым существам, и через них «давайте установку» ребёнку на сон, еду и т.д. Например, перед сном, взяв куклу, можно сказать: «Ляля, ложись спать. Машенька тоже спать сейчас пойдёт, в свою кроватку ляжет»
6.Анализ результатов анкетирования «Создание условий для игровой деятельности в семье» (приложение № 1)
По результатам анкетирования можно сказать,что у многих детей есть отдельная комната (уголок, где может играть и хранить свои игрушки). Дети предпочитает просмотр мультфильмов и телепередач. Родители покупают игрушки ребенку по просьбе и по особым случаям (в подарок). И в основном предпочитают покупатьразвивающие игры (настольно-печатные игры, конструкторы и т. д.), куклы или машинки. Игровое оборудование у ребёнка для физического развития в основном мяч, скакалка, обруч, дротики. Имеется детская фонотека, музыкальные инструменты. Играет с ребёнкомв основном мама, редко папа.
Дети – фантазёры и выдумщики от природы. Капля детского воображения может легко превратить обыкновенную палочку и в ложку, и в телефонную трубку, и в градусник. Ленточка станет речкой на кукольном пути, буксирным тросом для машины, бинтом в игрушечной больнице. Взрослые тоже были детьми. Давайте проверим: не разучились ли вы фантазировать.
7. Проводится практическая часть «Игрушка своими руками».
Цель: пробудить интерес родителей к созданию собственных игрушек для детей раннего возраста.
Задание 1-ой команде: Сделать одну игрушку из большого числа частей сломанных игрушек.
Задание 2-ой команде: Сделайте развивающую игрушку из подручных средств.
Набор подручных средств: пластиковые бутылочки различных цветов, кусочки ткани, клеёнки, искусственной кожи, нитки, картон, ножницы, пробки и т.д.
Затем каждая команда проводит презентацию своей игрушки, делает ей рекламу.
То, что сделано своими руками и руками близких, несёт в себе отпечаток их чувств и эмоций, вдыхает в игрушку часть души.
8. Игра-задание
Я предлагаю необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда – жёлтого, никогда – синего.
Каждый вечер уделяю время на игры с детьми
Рассказываю о своих играх в детстве
Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком
Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры
Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду
Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т.е. не лишаю его на время игры или игрушки
Часто дарю ребёнку игру, игрушку
Обобщение:
Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребёнка.
Подведение итогов семинара – практикума.
Игрушка, как мы смогли убедиться, серьёзно влияет на детскую психику и на развитие малыша в целом. Игрушка – это не просто забава. Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, даёт яркие запечатляющиеся образы, и от того какими они будут, зачастую зависят формирование морально-нравственных представлений личности и её развитие в целом.
Итак, игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Не лишай те его этой радости, помните, что вы и сами были детьми.
Приложение №1
Анкета для родителей
«Создание условий игровой деятельности в семье»
Есть ли у ребенка отдельная комната (уголок, где может играть и хранить свои игрушки)?
а) да
б) нет
в) частично
Что предпочитает Ваш ребёнок?
а) просмотр мультфильмов и телепередач
б) активные игры (подвижные)
в) обучающие и развивающие игры
г) чтение художественной литературы
д) компьютерные игры.
3. Как часто и по какому поводу Вы покупаете ребёнку игрушки?
а) как подарок по особым случаям
б) часто по просьбе ребёнка
в) редко, при наличии средств.
4. Какую игрушку Вы предпочитаете купить?
а) куклы или машинки
б) развивающие игры (настольно-печатные игры, конструкторы и т. д.)
в) мягкая игрушка
г) игрушки, имитирующие военные действия
5. Часто ли Ваш ребёнок ломает игрушки?
а) очень редко
б) иногда
в) постоянно
6. Как Вы относитесь к сломанным игрушкам и порванным книгам?
а) ремонтируем
б) не обращаем внимания
в) выбрасываем.
Моему ребёнку всегда доступны бумага, пластилин, краски
а) да
б) нет
в) иногда
8. Имеется ли у ребёнка игровое оборудование для физического развития: (нужное подчеркнуть)
- спортивный уголок
- мяч, скакалка, обруч, дротики
- другой спортивный инвентарь (лыжи, коньки и т. д.)
9. Есть ли в семье детская фонотека, музыкальные инструменты?
а) да
б) нет
в) частично
10.П10. . Привлекаете ли Вы ребёнка к уходу за комнатными растениями и домашними животными?
ть)
уры
ривлекаете ли Вы ребёнка к уходу за комнатными растениями и домашними животными?
а) да
б) нет
в) иногда
Кто из членов семьи чаще всего играет с ребёнком?
а) мама
б) папа
в) старший (младший) ребёнок
г) бабушка
д) дедушка
е) друзья
ж) играет один
Приложение №2
Памятка
Как приучить малыша к новой игрушке
· Прежде чем вручать ребёнку игрушку познакомьте его с ней, скажите, как её зовут. Подготовив, ребёнка таким образом, вы одновременно и заинтересуете его.
· Продемонстрируйте, как с этой игрушкой обращаться, немного поиграйте вместе.
· Сами проявите интерес к новой игрушке. Очень хорошо, если ребёнок «ненароком» застанет вас за игрой с «новичком». «Какая замечательная у тебя игрушка! Вот не удержалась, поиграла немного », - скажите ему, выходя из комнаты. Это ребёнка озадачит, ему захочется поближе познакомиться с предметом, вызвавшим интерес у взрослого. Раз уж мама играла, значит, действительно вещь стоящая.
· Если малыш не проявляет инициативы, можно поиграть вместо него – пусть пока побудет сторонним наблюдателем.
· Ни в коем случае не принуждайте малыша к игре. Ребёнку нужно приглядеться к игрушке, привыкнуть к её присутствию.
· Не следует упрекать ребёнка: «Эх, Катенька, что ж ты маму так расстроила! Я старалась, выбирала тебе подарок». Этими словами вы только расстроите ребёнка.
· Используйте эффект неожиданности. Положите новинку в любимый кухонный шкаф, зная, что малыш систематически наводит там порядок или спрячьте в стопку его книжек, в кроватку, просто закопайте среди остальных игрушек. В общем, в места, к которым ребёнок имеет неограниченный и регулярный доступ. Рано или поздно он отыщет такой сюрприз и наверняка заинтересуется. Ваша задача этот интерес поддержать.
Памятка
Как привлечь ребёнка к уборке игрушек.
· Отнеситесь к уборке игрушек как к важному делу, уделите этому специальное время, а не делайте это в спешке.
· Определите место хранения игрушек. Не храните все игрушки в одной коробке, а располагайте их в разных местах. Например, машины стоят в «гараже», посуда на полчках шкафчика, мячи в коробке и т.п. Однако эти места должны быть постоянными, чтобы ребёнок знал, куда положить ту или иную игрушку.
· Занимайтесь уборкой игрушек вместе с ребёнком. Неважно сколько игрушек уберёт на место малыш и сколько вы; главное – дать почувствовать ребёнку, что он участник очень важного дела.
· Заранее дайте ребёнку знать, что пора убирать игрушки. Можно сопровождать свои действия стихами:
А теперь за дело дружно,
Убирать игрушки нужно!
Мигом мы взялись за дело –
И работа закипела!
· Любое дело можно превратить в увлекательную игру, в том числе и уборку игрушек. Предложите малышу отправиться в путешествие, а каждая игрушка-пассажир должна занять своё место.
· Убирая игрушки, обращайтесь к ним, как к живым существам, и через них «давайте установку» ребёнку на сон, еду и т.д. Например, перед сном, взяв куклу, можно сказать: «Ляля, ложись спать. Машенька тоже спать сейчас пойдёт, в свою кроватку ляжет»
· Малыша надо непременно похвалить за сделанную работу. Перечислите, что он сделал. Полюбуйтесь комнатой: «Ах, как красиво! Какой порядок!» Что делать с игрушками, к которым ребёнок потерял интерес?
· Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-либо игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка.
· Будьте крайне осторожны, распоряжаясь игрушечным миром своего ребёнка. Вы можете случайно выбросить его любимые игрушки. Ведь любимая игрушка не обязательно новая, дорогая и красочная.
· Не заставляйте никогда ребёнка своими руками выбрасывать сломанные или устаревшие игрушки! С каждой из них связаны положительные эмоции и переживания.
· Из нескольких неисправных игрушек можно сделать новую интересную игрушку.
Литература:
2) Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы / под ред. Запорожца А. В. и Давыдова В. В. М.: Просвещение, 1967. - 221-235 с.
3) Аркин Е. А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, № 3. - 815 с.
4) Батурина Е. Игрушки в семье // Дошкольное воспитание, 1974, № 9. - 82 -85 с.
5) Бениаминова М. В. Воспитание детей. - М.: Медицина, 1981, 90 - 107 с.
6) Бесан С.Б. Мастер-класс по созданию мягкой игрушки // Преподавание технологии. - М.: Изд. Дом «Первое сентября», 2004.
7) Воспитание детей в игре / под ред. Менджерицкой Д. В. - М.: Просвещение, 1979. - 27-36 с.
8) Гильман Р.Я. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Просвещение, 1993. - 58 с.
9) Горностаева Л. Игрушки в детском саду // Дошкольное воспитание, 1973, № 2. - 20-24 с.
10) ГОСТ 25779-90 «Игрушки»- Издательство стандартов СССР, 1990.
11) Дерябина Л.И., Шманева Р.Н. Товароведение текстильных товаров и одежды / Учебник для товаровед, отд-ний техникумов сов. торговли М.: "Экономика", 1984. - 272 с.