"Формирование математических представлений у дошкольников с помощью логических игр"
"Формирование математических представлений у дошкольников с помощью логических игр"
Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в работе по ФЭМП. Вооружить педагогов практическими навыками проведения математических игр. Представить комплекс дидактических игр по формированию элементарных математисеких представлений у детей дошкольного возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
Цель. Повысить уровень знаний педагогов по методике формирования элементарных математических представлений.
Вооружить воспитателей практическими навыками проведения логико-математических игр.
Игры. «Вылепи цифру», «Составь фигуру» (с использованием «коломбово яйцо», счётные палочки, «Разложи фигуры» (с использованием блоков Дьенеша, «Ребусы», презентации с задачами.
Задача. Развитие логического мышления, воображение, умственные способности; находить объект по заданным свойствам, развитие творческих и комбинаторных способностей, освоение классифицировать множества по двум-трём свойствам: цвет и форма, размер и форма; закреплять знания геометрических фигур; умение ориентироваться на плоскости, анализировать, творчески мыслить.
Ход мастер - класса.
Уважаемые коллеги!
Математика – наука Хороша и всем нужна, Без нее прожить нам трудно, Без нее нам жизнь сложна.
Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе. Основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра. Игра способствует умственному развитию дошкольника.
Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось бы подробнее остановиться на развитии логического мышления ребенка и показать роль игры как средства формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.
Начиная работу было бы неплохо изучить эмоциональное самочувствие ребенка, его отношение к математике. В этом может помочь проективная беседа, которая проводится индивидуально с каждым ребенком в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны взрослого.
Один из тестов предполагает определить предпочтение ребенка в выборе деятельности. Воспитатель показывает ребенку таблицу с изображение пяти домиков, на каждом из них схематично изображено то, что подчеркивает принадлежность к определенной сфере:
1. «Математический домик» - украшен цифрами
2. Домик для грамоты – буквами
3. Карандаши на домике показывают, что он предназначен для изобразительной деятельности.
4. Игрушка – здесь можно играть.
Воспитатель спрашивает ребенка:
«Перед тобой домики – в одном можно рисовать, в другом – слушать сказки, в третьем – заниматься математикой, в четвертом –играть. В каком домике тебе будет интереснее всего? Почему? В какой еще домик тебе хотелось бы зайти? В какой домик тебе заходить совсем не хочется? Почему? »
Этот простой тест определяет предпочтения ребенка, его интерес к определенному виду деятельности. Становится ясно, кто из детей тяготеет к математическим занятиям, а кто не стремиться «посетить» этот домик.
Как показывает опыт, дети в первую очередь выбирают игровой и сказочный домики.
Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
Сегодня я вам предлагаю принять участие в этих играх.
Начнём с первого игрового задания «Вылепи цифру». Я буду загадывать загадку о цифре, а вы вылепите ответ.
Кто-то ночью старый стул
Спинкой вниз перевернул.
И теперь у нас в квартире
Стал он цифрою. (4)
Эта циферка с секретом.
И зимой, и жарким летом
Различишь едва-едва,
Где в ней ноги, голова. (8)
Цифру эту угадайка!
Она большая зазнавайка.
Единицу сложишь с двойкой,
И получишь цифру. (3)
Для детей это оказалось не так просто.
А теперь мы разделимся на две команды. Одна команда будут дети возраста 5 лет, другая – 6 лет. Для этого вы должны вытянуть карточки с цифрами от 1 до 6. Те, кому попадутся цифры 1, 2, 3 будут дети старшей группы, а кому попадутся цифры 4, 5, 6 будут дети подготовительной группы.
Вторая игра называется «Составь фигуру». Для этого мы будем использовать «Коломбово яйцо» для детей старшей группы, «Ракета» для детей подготовительной группы «Бабочка». Ваша задача: составить изображение по схеме.
Цветные ладошки
Задание:
1.Сколько ладошек в первом ряду(5)
2.Сколько ладошек в первом ряду смотрит в верх(1)
3.Сколько ладошек в третьем ряду смотрят в лево (2)
4.Сколько ладошек желтого цвета (2)
А сейчас я предлагаю вам игру «Полминутки для шутки» эта игра может служить динамической паузой. Задания:
1. Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов. (5)
2. Ножкой топни столько раз, сколько уточек у нас. (4)
3. Сколько покажу кружков, столько выполнишь прыжков. (6)
8. Присядем столько раз, сколько бабочек у нас. (2)
9. Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки. (8)
Для детей подготовительной группы я предлагаю игры «Гараж». Игра подходит для отработки состава числа. (ПРез.)
Ну и на конец самое интересное для детей – это конечно же графический диктант. (Зеркальное отражение) .
Логические задачи:
Условие: Лягушка ЖУ любит сидеть на розовой кувшинке. Лягушка ИЯ никогда не выбирает ни розовую, ни голубую.
Вопрос: На какой кувшинке должна сидеть каждая из лягушек?
Ответ:
ЖУ — на розовой, ИЯ — на жёлтой, ЖА — на голубой.
Решение Сначала выбираем лягушку, о которой точно известно, на какой кувшинке она хотела бы сидеть. ЖУ – на розовой кувшинке. Так как ИЯ не выбирает ни розовую, ни голубую, поместим её на жёлтую. ЖА сидит на оставшейся голубой кувшинке.
Догадайся, сколько рыбок нужно запустить в пустой аквариум.
5рыбок ответ Подсказка
В каждом последующем аквариуме на одну рыбку больше, чем в предыдущем.
Условие: Картинки расставили в определённом порядке (в виде закономерности).
Задание: Подумай, какой элемент ряда будет следующим.
Монета.лишний ряд
Подсказка
Закономерность состоит в чередовании неживых и живых предметов.
Условие: Девочка стала перед зеркалом.
Задание: Найди зеркало с её отражением.
Ответ:
Зеркало №1.
Комментарий: Девочка смотрит вправо, значит, в отражении она смотрит влево.
Подсказка
Зеркало «разворачивает» изображение.
Итак, я хочу закончить свое выступление словами, с которых начала свой мастер – класс
Математика – наука Хороша и всем нужна, Без нее прожить нам трудно, Без нее нам жизнь сложна.
И хотя математика – один из самых сложных предметов, но наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием.