Задачи: Продолжать знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями. Познакомить воспитанников с понятием «библиотека», рассказать детям о работе библиотекаря Познакомить детей с правилами пользования услугами библиотеки Обогащать и расширять представления детей о книге Развивать и обогащать словарный запас детей по теме «библиотека», развивать интерес к книгам, к истории их возникновения, расширять читательский кругозор детей. Воспитывать бережное отношение к книгам, желание читать книги. Воспитывать правила культурного поведения на улице и в общественных местах, воспитывать любовь к своему поселку. Словарная работа: библиотекарь, стеллажи, хранилище книг, экспозиция, картотека Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание книг, оформление самодельных книжек – малышек из детских рисунков и пояснения к ним. Сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Семья», творческая мастерская по ремонту старых, ветхих книг. -Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами идем на экскурсию в библиотеку. Библиотека – это дом, здание, где живут книги. Это слово не русское, оно состоит из двух слов – «библио», что означает «книга», и «тека», что означает «хранилище». Т. е. библиотека – это хранилище книг. Книг в библиотеке очень – очень много, гораздо больше, чем у вас дома. И если вам захотелось почитать какую-то книгу, а у вас дома ее нет, то вы можете пойти в библиотеку и взять эту книгу там, что бы прочитать ее дома. Когда прочитаете книгу, вы вернете ее обратно в библиотеку и возьмете любую другую. В библиотеке работает библиотекарь. С его работой мы тоже сегодня познакомимся. Наша библиотека находится на улице Советская. Ход экскурсии: Дети вышли из детского сада парами. Подойдя к проезжей части дороги, воспитатель обращает внимание детей, почему именно здесь мы решили переходить дорогу? -Дети: Потому, что здесь есть знак, пешеходный переход. Дети вместе с воспитателем рассматривают знак, вспоминают его значение, где он устанавливается и для чего. Также воспитатель поясняет, что все должны убедиться перед началом движения, что машины остановились и пропускают пешехода. Нельзя, подойдя к пешеходному переходу, начинать движение через дорогу, водитель машины мог их не заметить из кустов на обочине или по другой причине. Обязательно убедитесь, что машина остановилась, и только тогда начинайте движение. -Воспитатель: Как я вам уже говорила, библиотека находится на улице Ленина. Перед вами пятиэтажное здание с большими окнами. Перед тем, как зайти в это здание, давайте с вами вспомним правила поведения в библиотеке. -Дети: * надо внимательно слушать библиотекаря *разговаривать можно только шепотом * если хочешь задать вопрос, нужно поднять руку * взял посмотреть книгу, положи на место -Воспитатель: Молодцы ребята, все правила помните, тогда приглашаю вас в дом, где живут книги. -Воспитатель: В библиотеке, даже в холле, стоит диван, это создает уют. В библиотеке шуметь нельзя. Затем детей встречает библиотекарь. -Библиотекарь: Здравствуйте ребята, меня зовут Юлия Михайловна. -Дети: Чем вы занимаетесь? -Библиотекарь: Я работаю в библиотеке, моя профессия – библиотекарь. А хотите, я вам расскажу, в чём заключается моя работа? -Дети: очень хотим. -Библиотекарь: Проходите, я вам расскажу про эту увлекательную профессию. Библиотекарь – очень важная и нужная профессия. У многих людей есть домашние библиотеки. Книги стоят на полках и в шкафах. Читают их взрослые и дети. Они знают все свои книги. Но есть еще огромные хранилища книг – библиотеки. Работа библиотекаря проходит в библиотеке, среди книг. У нас в России огромное количество библиотек. В Москве находится самая главная Российская государственная библиотека, в которой собраны миллионы книг, старинных и современных. (БИБЛИОТЕКАРЬ ПРОВОДИТ ЭКСКУРСИЮ ПО БИБЛИОТЕКЕ). Каждая библиотека – это целые города, длинные-длинные ряды книжных полок тянутся там как улицы. Занимают эти хранилища многие этажи. В них собраны книги из разных стран. Найти нужную книгу в таком городе помогает библиотекарь. У каждой книги есть свой номер из букв и цифр – шифр. По этому шифру можно узнать адрес книги: этаж и полку, где она хранится. В ящиках — каталогах хранятся карточки с названиями и шифрами всех книг. Посмотрит библиотекарь на такую карточку, сходит в хранилище и принесёт тебе нужную книгу. Читай и становись умнее. (ПОКАЗЫВАЕТ КАРТОЧКИ). Но мне хотелось бы рассказать вам о работе библиотекаря в нашей библиотеке. Как бы много книг не было собрано у вас дома, в библиотеке выбор книг неизмеримо больше! Библиотекарь выдаёт книги. Он постоянно общается с читателем, отвечает на его вопросы, советует, какую книгу прочесть. Библиотекарь рассказывает о писателях, их новых книгах, знакомит с последними номерами журналов. Библиотекарь устраивает красочные книжные выставки, посвящённые юбилею писателя или поэта. Эти выставки часто украшаются детскими рисунками. Давайте мы с вами пройдем сначала в читальный зал, где собраны редкие книги, которые домой брать нельзя, которые можно читать только здесь, удобно устроившись за столом. В читальном зале можно полистать последние номера детских газет и журналов, познакомиться с новыми названиями детских периодических изданий. Здесь же хранятся старые газеты и журналы, выпущенные в разные годы. Они нужны тем читателям, которые хотят вспомнить какую-то информацию из истории нашего поселка, края, страны. В читальном зале можно в тишине, не отвлекаясь на посторонние шумы, прочитать редкие книги, которые не выдаются для чтения домой. Дети проходят в читальный зал. Библиотекарь обращает внимание детей на то, что здесь много столов и стульев, за которые можно сесть, чтобы что-то прочитать, а при необходимости и записать что-то. Что здесь тоже красиво и уютно. Работники библиотеки устраивают литературные вечера. Когда дети (дошкольники) будут ходить в школу, они обязательно побывают на таких вечерах и будут принимать в них участие. После этого библиотекарь предлагает пройти в другой, самый большой зал, где и находятся книги, которые можно брать домой и читать уже дома. В этом зале библиотекарь обращает внимание детей, что при входе на стене на стенде висят «Правила поведения в библиотеке». Библиотекарь объясняет их детям и подчеркивает необходимость соблюдать их. Во время рассказа подчеркивается, что книги надо читать быстро, возвращать их вовремя, в хорошем состоянии. С книгами надо обращаться очень бережно. Иначе книга придет в такое состояние, станет такой рваной, грязной, ветхой, что ее уже никто читать не сможет. А если случиться так, что книга все-таки нечаянно порвалась, то ее необходимо починить, отремонтировать. -Библиотекарь: РЕБЯТА, А КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКИМИ КАЧЕСТВАМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ БИБЛИОТЕКАРЬ? Дети: Библиотекарь должен любить книги, иметь хорошую память, говорить правильно. -Библиотекарь: Молодцы! Самое главное в работе библиотекаря – бескорыстная и бесконечная любовь к книгам! Великолепная память – ведь библиотекарь должен прекрасно помнить, где находится та или иная книга, быть общительным, знать литературные произведения, их авторов. Кроме того, библиотекарь должен обладать выдержкой, умением слушать, тактичностью и внимательностью к читателю. -Вопросы к детям: Ребята, а вы были когда-нибудь в библиотеке? Любите ли вы читать книги, умеете ли читать? Может быть, вам читают книги мама или бабушка? Назовите свою любимую книгу. Кто её написал? (Ответы детей) -Библиотекарь: А сейчас я вам предлагаю игру – викторину. -Викторина: «Угадай сказку». Можно представить такие сказки, как: «Муха-Цокотуха», К. Чуковский «Лягушка-путешественница», В.Гаршин «Аленушка и братец Иванушка», русская народная сказка «Гуси-лебеди», русская народная сказка «Три поросенка», С. Михалков «Доктор Айболит», Корней Чуковский «Буратино», Толстой «Красная Шапочка», Ш.Перро «Дюймовочка», Ш. Перро «Винни Пух», Борис Заходер «Золотая рыбка», Александр Пушкин «Крокодил Гена», Э. Успенский - «Кошкин дом», С. Маршак Самостоятельный осмотр библиотеки детьми. Дети рассматривают книги, журналы. Стоит на полке и молчит Возьми, открой, заговорит Расскажет все на свете Дружите с нею дети! (книга). |