Просмотр содержимого документа
«Экскурсия "Дождь из листиков"»
Экскурсия «Дождь из листиков»
Группа «»
Возраст детей: лет
Ответственный:
Сопровождающие:
Дата:
Цель: закрепление первичных естественно-научных представлений (времена года. Осень. Признаки осени. Золотая осень) и знаний о деревьях.
Задачи:
Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе;
Обобщить и систематизировать представления о характерных признаках осени; Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь её.
Материал: ведерко, корзинка, природные материалы (разноцветные листья, каштаны, желуди).
Предварительная работа:
Разучивание подвижных игр «Дождик», «Каштан».
Проведение опыта «Тонет — не тонет» в центре экспериментирования.
Содержание экскурсии:
Педагог приглашает детей на прогулку в ближайший сквер. По дороге он обращает внимание детей на то, что стало прохладно, хотя и светит яркое солнце, дует ветер, по небу плывут тяжелые облака. Дети отвечают на вопрос педагога, почему они стали одеваться теплее, чем одевались летом.
В парке педагог собирает детей вокруг себя и читает стихотворение.
Педагог.
Листики-листочки
Кружатся, кружатся.
Листики-листочки
На траву ложатся.
Посмотрите, листочки лежат на траве. Они опали с деревьев, потому что наступила осень. Какого они цвета?
Дети. Листочки красные, желтые.
Педагог. Какие еще листочки? Какого они размера? Какой формы?
Дети. Листочки большие и маленькие, круглые и треугольные.
Педагог. Вот этот листик овальный, а этот листик — резной.
Педагог показывает детям лист ивы и лист клена.
Педагог. Поднимите головы вверх. Посмотрите на листочки. Что они делают?
Дети. Листочки дрожат на ветках, опадают, летят, кружатся, ложатся на траву, плавают в луже.
Педагог. Возьмите один листочек в левую руку.
Дети выполняют задание.
Педагог. Сколько листочков у каждого из вас в левой руке?
Дети. Один листочек.
Педагог. Возьмите один листочек в правую руку.
Дети выполняют задание.
Педагог. Сколько листочков у каждого из вас в правой руке?
Дети. Тоже один листочек.
Педагог. А на траве сколько листочков?
Дети. На траве много листочков.
Педагог. Летом было много листочков на деревьях, а теперь листочки пожелтели, покраснели и опадают. Много листочков лежит на траве, на дорожках, в лужах. Ветер кружит листочки над землей. Поднимите руки с листочками вверх и покружитесь вместе с ними.
Дети выполняют задание.
Педагог.
Если листья пожелтели —
Наступила осень.
Ветер листики метелью
В старом парке носит.
Педагог подводит детей к какому-либо водоему.
Педагог. Опустите листики на воду. Посмотрите, как они плывут. На что похожи листики?
Дети. На разноцветные кораблики.
Педагог. Как вы думаете, почему листики не тонут?
Дети. Листики легкие.
Педагог. Правильно, листики легче воды, поэтому они не тонут в воде, а плавают по ее поверхности. Соберем букет из самых красивых разноцветных листьев, а потом нарисуем его.
Дети вместе с педагогом собирают букет.
Педагог. А почему и дорожки, и трава, и листики мокрые?
Дети. Утром шел дождь.
Педагог. Верно, осенью часто идут дожди. Они уже не такие теплые, как летом. Иногда дождь может идти, моросить весь день. Давайте поиграем в новую игру, которая называется «Дождик».
Игра «Дождик»
Дождик, дождик. Кап-кап-кап!
Тоненькие ножки.
(Дети стоят лицом в круг. Ритмично прыгают на обеих ногах. Произносят только повторяющуюся строку.)
Дождик, дождик. Кап-кап-кап!
Намочил дорожки.
(Тянутся на носочках вверх.)
Дождик, дождик. Кап-кап-кап!
Намочил осинки.
Дождик, дождик. Кап-кап-кап! Наклоняются.
Наклонил травинки.
Педагог. Давайте рассмотрим травку под деревьями. Какого она цвета?
Дети. Она и зеленая, и желтая.
Педагог. Правильно. Летом травка была зеленой и сочной, а осенью она желтеет и засыхает. Посмотрите, как много сухих травинок.
Дети рассматривают траву.
Педагог. Есть ли цветы в траве?
Дети. В траве нет цветов.
Педагог. Да, правильно. Летом было много цветов, а осенью их не стало совсем. Но зато в траве что-то лежит. Что это? Откуда они взялись?
Дети. Это шишки. Они упали с дерева.
Педагог. Возьмите одну шишку в правую руку. Рассмотрите её. Какого она цвета? Какой она формы? Какой она на ощупь?
Педагог. Давайте сложим шишки в ведерко. Они пригодятся нам для игр.
Педагог. Поставим ведерко и поиграем в игру «Каштан».
Игра «Каштан»
Педагог делает упражнение вместе с детьми, показывает, как правильно выполнять движения, произносит текст. Дети проговаривают текст вместе с педагогом.
Мы бежали по дорожке.
(Дети бегут по кругу друг за другом. Руки держат на поясе.)
Нам каштан попал под ножки.
(Идут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени.)
Стали мы его пинать.
(Вновь бегут по кругу.)
Раз, два, три, четыре, пять.
(Выполняют прыжки на носочках.)
Педагог подводит детей к дубу.
Педагог. А что лежит вот под этим деревом? Посмотрите.
Дети. Это желуди.
Педагог. Какие желуди? Какого они цвета? Какой формы? Какие на ощупь?
Дети. Желуди зеленые, не круглые, гладкие, в маленьких шапочках.
Педагог. Верно. Есть желуди зеленые и есть коричневые. Они действительно не круглые, они овальные. Послушайте стихотворение про желудь.
Вот так желудь! Как клубочек.
А в клубочке том — дубочек.
Если желудь посадить в землю, из него действительно вырастет дуб. Возьмите один желудь правой рукой. Положите его в корзинку.
Дети выполняют задание.
Педагог. Сколько желудей в корзинке?
Дети. В корзинке много желудей.
Педагог. Правильно. Осенью на деревьях созревают плоды и семена, они, как и листья, тоже падают на землю. Давайте вспомним, что вы узнали об осени на сегодняшней прогулке.
Дети. Осенью становится холодно, солнышко светит, но почти не греет. Люди одеваются теплее. Идут дожди, желтеют и опадают с деревьев листья, трава желтеет и засыхает, в траве не видно цветов, на деревьях созревают плоды и семена, они тоже опадают с деревьев.
Педагог. Молодцы. Вы перечислили много признаков осени.
Подведение итогов:
Через 2-3 дня после экскурсии мы провели интересные занятия с использованием собранного материала по рисованию, лепке, чтению худ. литературы. Дети рассказывали о том, что видели, делали свои выводы и обобщения.