Тема урока:Cклонение имен прилагательных
Общая цель: Формирование умения правильно определять падежи имен прилагательных
Задачи
-Уточнение знаний об имени прилагательном
- Умение склонять по падежам имена прилагательные
- Умение работать в группе
Ожидаемые результаты
Должны уметь:
- правильно склонять имена прилагательные, анализировать и делать выводы;
- сотрудничать и работать в группе,
- оценить свою деятельность,
Ход урока
1.Организационный момент
Учитель (2 мин):
1.Прозвенел звонок веселый.
Всех зовет он на урок
Ну-ка, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок
Поздороваемся с гостями
На места все тихо сядем
Не нарушим тишину
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.
- Зажмурили крепко глазки, взлетаем!
А чтобы приземлиться, ответьте быстро на вопрос
- Что движется быстрее скорости света? (мысль)
- Кто знает ответ, покажите свою готовность командой: Встать, правая рука вверх, сесть и громко сказать “И-И-И” 3 раза
- Мы создали колебания в голове, прочистили каналы (звук “И” создает колебания в голове, очищает мозг, глаза, уши)
2. Психологический настрой. Медитация
- Прикрыли глазки и мысленно сказали:
“Я внимателен, я хорошо думаю,
я сосредоточен, догадлив,
сообразителен и уверен в себе”
- Открыли глаза.
Я желаю вам успеха, а вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок!
Деление на группы «Большая семья»
Учитель(2 мин):
3. Подвести к теме:
а) Подготовка к восприятию материала
- Какое время года наступило?
- Назовите весенние месяцы?
- Что происходит с деревьями весной?
- Какие изменения происходят в жизни птиц и животных?
- Какую работу выполняют люди на огороде, в саду, в поле?
- Какие животные живут в лесу?
- Какие приметы весны вы знаете?
Прием «Интеллектуальная разминка». Какие приметы о весне вы знаете?
Цель: проверить знания учеников о приметах.
Ученики(2 мин):
1) Воробьи купаются ранней весной - к теплу
2) Птицы летают высоко – будет хорошая погода
3) Перелетная птица «течет» стаями – к дружной весне
4) Синие облака – к теплу и дождю
Оценивание (смайлики)
Учитель(2 мин): (5 слайд)
4.Отгадайте загадку:
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движения полна
Зовут меня … (весна)
б) Сообщение целей урока (6 слайд) (2 мин)
Итак, сегодня мы отправляемся в весенний лес. (Показ картины, на фоне картины звучит музыка природы П.И. Чайковского), и понаблюдаем за весенними изменениями в природе, а также повторим все о прилагательном.Я буду вашим экскурсоводом, а вы будете моими экскурсантами (участниками экскурсии).Мы пойдем по лесу пешком и встретимся с ежом, увидим, как работает дятел, понаблюдаем за медведем, повстречаем хитрую лису.Достаньте и откройте свои дневники наблюдений - тетради.За каждый верный ответ вы получите смайлик, а в конце урока мы подсчитаем количество собранных смайликов. Тему мы сейчас узнаем, решив один ребус.
5.Введение нового материала (5 мин)
Учитель: 1 остановка у ежа (7 слайд)
-ребус (слайд 8)
Прием «Зашифрованная фраза» Цель: научить решать ребус и плавно подвести к новой теме.
Вы должны решить этот ребус и мы тогда узнаем тему нашего урока.
Ученики: Это прилагательное.
Прием «Урок без правил» Цель: Пополнить словарный запас слов и определить его признаки.
Словарная работа «Что нам стоит, слова построить!» (4 мин)
П Р И Л А Г А Т Е Л Ь Н О Е (9 слайд) (2 мин)
Учитель: Составьте при помощи данных букв 5 существительных ед или мн.ч, и подберите к ним прилагательные.( работа у доски.3 ученика от каждого ряда выходят к доске, а остальные работают в тетради)
Ученики: Ель - колючая ( ж.р., ед.ч,) нота- высокая ( ж.р., ед.ч)
Тело - стройное ( ср. р, ед.ч,) тени- светлые ( ж.р, мн.ч) нора-лисья (ж.р.ед.ч)
Учитель: - Поставьте ударение над прилагательным.
- Выделите окончания.
-В скобках запишите род, число им. Прилагательного.
Оценивание (грибы, фрукты)
Остановка у лисы.
Учитель: Пошли мы дальше и встретили Лисичку-сестричку. Ей было очень скучно, потому что на деревьях не было еще листьев. Давайте поможем ей и поиграем в игру.
Прием «Мозговой штурм» Цель: повторение пройденного материала.
6. Игра “Оденем дерево” (10 слайд) (5 мин)
У вас на столе лежат карточки – листья.
Давайте наденем дерево зеленой листвой, ответив на задания, помещенные на обратной стороне.
(Дети выходят к доске, на доске висит картина дерева, и крепят лист на дерево)
Что такое имя прилагательное?
Что обозначает имя прилагательное?
Как изменяются имена прилагательные?
Зависит ли прилагательное от существительного?
Как определяется род имени прилагательного?
Определи род и число существительного ВЕСНА.
Какие окончания имеют прилагательные ж.р.?
Какие окончания имеют прилагательные м.р.?
Какие окончания имеют прилагательные ср.р.?
Оценивание (цветы)
7. Физминутка - релаксация “ Дождь в лесу” (2 мин.) (11 слайд)
(Цель: внесение эмоционального заряда)
(Включается запись)
(Дети становятся в круг, друг за другом - они “ превращаются” в деревья в лесу. Учитель читает текст, дети выполняют действия).
Учитель: В лесу светило солнышко. Все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко- высоко тянутся, чтобы каждый согрелся (дети поднимаются на носки).
Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья. Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя.
(Дети качаются, легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища)
Дождик стучит все сильнее и сильнее.
(Дети усиливают движения пальцев рук)
Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями.
(Проводят ладони по спине).
Но вот снова появилось солнышко. Деревья обрадовались, отряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу.
Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость, радость жизни.
8. Остановка у медведя (5 мин) Работа в группах. (13 слайд)
Учитель: Просклоняйте по падежам словосочетания: (5 мин) Цель: уметь склонять прилагательные по падежам.
1 гр.- известный художник,
2 гр - известная картина,
3 гр. - известное произведение,
4 гр. – известные лица
Оценивание (банка меда)
9. Остановка у дятла (14 слайд) Индивидуальная работа.Цель: Развитие речи учащихся.
Учитель: Составьте предложение и запишите в тетрадь, используя прилагательные (15 слайд) (2 мин)
1 гр) КРАСИВЫЙ,
2 гр) РАННЯЯ,
3 гр) ПЕРЕЛЕТНЫЕ,
4 гр) ВЕСЕННЕЕ.
(Дети записывают 1 предложение в тетрадь)
Ученики:
1) Красивый лес раскрыл свои объятия.
2) Наступила ранняя весна.
3) Прилетели перелетные птицы.
4) За горизонтом показалось весеннее солнце.
Оценивание (деревце)
10.Остановка у белки (16 слайд) Творческое задание ( 5 мин)
Прием «урок без правил» Цель: Развить логику мышления, научить критически мыслить, быстро и точно.
Учитель:
Ребята, вы знаете игру «4 картинки-1слово»? Любите эту игру? Давайте поиграем! Каждой группе по одному заданию. (17-20 слайды)
Оценивание (шишки)
11 Остановка у волка (21 слайд) Вок у нас оказался шутником и захотел, чтобы мы ответили на шуточные вопросы. Цель: научить отвечать на шуточные вопросы, повысить интерес учащихся к ним. (22 слайд) (5 мин)
Учитель:
- Вопрос
- Каким гребнем не причешешься?(петушинным)
- Какой год продолжается всего один день?(новый)
- Из какой тарелки не пообедаешь?(пустой)
- Какой кирпич бывает закуской?(хлебный)
- Какие четыре моря носят название цвета?(красное,черное,желтое,белое)
- На какое дерево садится ворона во время дождя?(мокрое)
- Из какого крана нельзя напиться?(подъемного)
- Из какого полотна не сошьешь рубашку?(железнодорожного)
- Какую воду и в решете можно носить?(замороженную)
Оценивание: подсчитываем количество наград в виде цветов,шишек,грибов и т.д
12.Рефлексия: «Дерево творчества» (23 слайд) Цель:Узнать мнения детей об уроке для дальнейшего анализа.
Плоды– дело прошло полезно, плодотворно.
Цветок - дело пошло довольно неплохо.
Листик - не совсем удовлетворен днем
13. Домашнее задание: Упражнение 315,317
Ссылка на ресурсы
Основные ресурсы:
Учебник русская речь 5 класс
Алматы «Атамура» 2010г
У.А.Жанпеисова
Ш.Т.Кожакеева
Наглядности, оборудование
ИКТ, постеры, флипчарты, маркеры