Просмотр содержимого документа
«Экологический проект "Экологическая тропа в ДОУ"»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Здвинский детский сад «Светлячок» комбинированного вида
Проект
"Экологическая тропа на территории ДОУ"
Воспитатели:
Лысак Т.А.
Горбик О.В.
Цель проекта:
Развитие познавательного отношения детей 4-5 лет к природе родного края посредством знакомства с животным и растительным миром участка детского сада.
Задачи:
Формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Формирование системы экологических знаний и представлений.
Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).
Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Тип проекта. Долгосрочный, познавательный.
Гипотеза реализации проекта. Реализация проекта позволит повысить экологическую культуры детей, расширит их кругозор, привьет навыки труда в природе.
Механизм выполнения
Реализация данного проекта возможна в дошкольном учреждении любого типа. Предусматривает работу с детьми по экологическому воспитанию младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги. Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.
Содержание проекта включает в себя деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Сроки реализации проекта: один год
Участники проекта: дети, педагоги, родители ДОУ.
Ожидаемые результаты
создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;
повышение уровня знаний по экологии у детей;
совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта;
сильные эмоциональные проявления, радость от общения с животными и растениями; интерес к познанию живого;
сочувствие к попавшим в беду, стремление самостоятельно помочь, проявляя осознанность, правильное определение состояние объекта, установка необходимых связей; стремление удовлетворить потребности живого организма; проявление гуманных чувств к живому.
Значение экологической тропы:
Роль экологической тропы в воспитании детей дошкольного возраста.«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру. Экологическое воспитание - это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоционально-эстетический и действенный аспекты. Взрослый дол жен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом, равно необходимый всем, кто в нѐм живѐт. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы. Задача взрослых - помочь детям накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе. Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Всѐ это он может увидеть в природе, и всѐ это для него впервые, всѐ удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений остаются на всю жизнь. В нашем ДОУ постоянно проводиться работа с детьми по экологическому воспитанию, где формируются представления детей о правильных способах взаимодействия с растениями и животными; рассматривать их не нанося им вред. Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организацией экологической тропы – специально оборудованного учебного маршрута на природе. Создание нового элемента эколого–развивающей среды на территории дошкольного учреждения позволяет решать задачи экологического воспитания в процессе непосредственного общения ребенка с ближайшим природным окружением. Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей — работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с природой, особенностями природного ландшафта, дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании. Экологическая тропа дает возможность увидеть объект в разные отрезки времени. Все это способствует закреплению и обогащению речевого материала, отрабатываются навыки правильного звукопроизношения, развиваются психические процессы. В общении с природой развивается детская любознательность , расширяется кругозор, проявляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Работа на экологической тропе позволяет решать следующие задачи:
- учить детей правильно взаимодействовать с природой;
- развивать познавательный интерес к миру природы и эстетические чувства
- формировать представление об отличии природы от рукотворного мира;
- учить устанавливать причинно-следственные связи в природе;
- дать представление о самоценности и необходимости охраны всех без исключения видов растений; животных, независимо от того, нравятся они ребенку или нет; о тесной взаимосвязи объектов живой и неживой природы (на примере поля, участка леса).
При организации работы на экологической тропе можно использовать различные формы: экскурсии, занятия – опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы викторины, праздники. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания. Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. В разное время можно посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если идѐт ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки, если же мы преследуем конкретную цель (например, при помощи лупы исследовать пень), то можно ограничиться только одним объектом.
Этапы реализации проекта:
1 этап - аналитический
Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.
2 этап – организационный: планирование и прогнозирование предстоящей работы (сентябрь)
Задачи этапа: экологизация всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций.
3 этап – практическая деятельность (учебный год)
Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведения экологических акций.
4 этап – итоговый, диагностический (апрель-май)
Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.
Описание проекта
Принципы положенные в основу работы:
принцип краеведения;
принцип «позитивного центризма»;
принцип природосообразности;
принцип научности и доступности понятий;
принцип «спирали»;
принцип междисциплинарности и интеграции содержания.
Принцип краеведения (изучение природы родного края) позволяет:
формировать понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;
использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;
создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребенок имеет возможность проявлять свою индивидуальность, что в значительной степени стимулирует его саморазвитие.
Обучение строится «от ребенка» в направлении расширения его познания. В педагогике этот принцип называется позитивным центризмом, когда в содержание программы отбираются наиболее актуальные для ребенка этого возраста знания.
Причем педагогический процесс будет эффективен и успешен только при строгом соответствии экологического образования законам развития детского организма, т.е. при соблюдении принципа природосообразности.
При отборе содержания учитываются научность и доступность понятий. На каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют знания. Таким образом, естественнонаучные знания оформляются по схеме: «представления–понятия–знания». Такая последовательность обеспечивает преемственность знаний и углубление их содержания.
Кроме того, необходимо, чтобы реализовывался принцип «спирали»,когда дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя естественнонаучные представления и понятия, учась применять более сложные приемы и методы исследования.
Принцип междисциплинарности и интеграции позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое и увидеть место каждой предметной области в данной системе.
Усложнение материала идет от возраста к возрасту по принципу «от простого к сложному». По мере совершенствования знаний и ручных навыков детей усложняется и содержание деятельности по уходу за растениями и животными.
Таким образом, экологическое развитие строится по схеме:
природа – человеку
(материальная, эстетическая и оздоровительная значимость природы);
человек – природе
(положительная и отрицательная деятельность человека в природе);
правила охраны природы; личное участие каждого в природоохранных мероприятиях.
Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Она расположена на территории дошкольного учреждения. Основной критерий выбора маршрута и объектов экологической тропы – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекаемых внимание детей объектов, их доступность для дошкольников.
Этапы создания и оформления тропы:
1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов
3) Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.
Оформление тропы и изготовление элементарного оборудования для организации занятий, проведений опытов и наблюдений, игр.
К выбору объектов и их созданию мы привлекли взрослых и детей: выслушали их предложения, постарались учесть хотя бы некоторые из них. Тем самым мы дали детям возможность почувствовать свою причастность к созданию экологической тропы, дети стали по-особому относиться к ней, считают своей, проявляют больший интерес. В качестве объектов экологической тропы нами выбраны объекты - естественные и искусственно созданные педагогами и родителями.
Возле каждого объекта выставлена табличка с названием. Информация на табличках короткая и выразительная. На объекте «Огород» есть календарь наблюдений за культурами: время посадки, первых всходов, цветения, появления плодов, созревания, сбора урожая.
Создавая экологическую тропу на территории детского сада, мы постарались максимально использовать видовое богатство деревьев, кустарников, трав, которые в течение нескольких лет бережно сохранялись не одним поколением сотрудников и родителей. Мы включили в план экологической тропы разные породы деревьев, кустарников, травы и мхи.
В результате реализации проекта:
значительно вырос уровень экологических знаний о природе Московского края,
повысился уровень познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;
улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;
повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы.
Список использованной литературы.
Зубкова Н.М. Опыты и эксперименты для детей от 3до 7 лет. – М., 2007.
Журавлева Л.С. Солнечная тропинка – М, 2006.
Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников.– М., 2003.
Николаева С.Н. Эколог в детском саду – М., 2003.
ПРИЛОЖЕНИЕ(1)
Этапы реализации проекта
Название этапа
Цель этапа
Содержание
Промежуточный результат
1 этап – подгото вительный
Определение проблемы и разработка стратегии реализации проекта «Экологическая тропа»
1. Анализ работы по экологическому воспитанию. 2. Анализ программных требований по разделу «Экологическое воспитание» с детьми дошкольного возраста. 3. Детальное обследование территории ДОУ и выделение наиболее интересных объектов. 4. Разработка маршрута и составление карты - схемы экологической тропы. Составление конспектов НОД по маршруту экологической тропы
Определено новое направление и задачи Разработан маршрут экологической тропы. 1. Разработаны НОД по маршруту экологической тропы. 2. Созданы необходимые условия: методическая подготовка кадровых ресурсов, материально-техническое оснащение
2 этап – основной
Реализация работы по маршруту экологической тропы
1. Выбор объектов для проведения НОД. 2. Проведение последовательных НОД по маршруту экологической тропы; 3. Изготовление гербариев: «Лекарственные травы», «Цветы», «Листья»
Отработана технология проведения последовательных занятий по маршруту экологической тропы
3 этап - контрольно- оценочный
Анализ результативности выполнения поставленных задач
1. Проведение итоговой экскурсии; 2. Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по использованию объектов экологической тропы в работе с дошкольниками; 3. Оформление фотогазеты
Выставка детских рисунков. 1. Выполнение задач проекта. 2. Выпуск методических рекомендаций.
ПРИЛОЖЕНИЕ(2)
План экологической тропы
№ станции
Название станции
Месторасположение станции
1
Альпийская горка
Вход на территорию детского сада, справа
2
Цветочная станция
Вход на территорию детского сада, справа
3
Птичий городок
Участок группы
4
Муравейник
Участок группы
5
Метеостанция
Участок группы
6
Место отдыха человека
Участок группы
7
Шишкин лес
Участок группы
8
Тропа здоровья
Участок группы
9
Деревенское подворье
Участок группы
10
Поляна доброго гнома
Участок группы
11
Грибная полянка
Территория за участком группы
12
Огород
Вход на территорию детского сада слева
13
Фруктовый сад
Вход на территорию детского сада слева
Приложение(3)
Объекты экологической тропы.
Альпийская горка
Информация об объекте
Альпийская горка – ландшафтная композиция, как правило, высотная, которую устраивают на естественном или искусственном рельефе в сочетании с подпорными стенками, небольшими водными устройствами. Для альпинария присущ подбор растений горных ландшафтов. Растения альпийской горки неприхотливы, большинство из них в естественных условиях растет на каменистых участках или на песке. Альпинарий поможет наглядно показать связи между растениями и насекомыми, которые их посещают.
Цель: формировать представления об «альпинарии», как разновидности цветника; дать детям знания о составляющих частях «альпинария» (сочетание объектов живой и неживой природы).
Альпийская горка рассматривается как самостоятельный объект для наблюдений, имеет познавательное и эстетическое значение.
2.Цветочная станция
Информация об объекте
«Цветочная станция» - это ограниченная территория (клумба), где выращиваются различные декоративные растения. Как правило, это травянистые цветковые растения. Цветники предназначены для украшения и улучшения вида территории ДОУ.
Цель:
- уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста;
- сравнение разных цветов по внешнему виду, способам размножения, связь с насекомыми
- учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия
Объекты для наблюдения: многолетние и однолетние цветущие растения: тюльпаны, ирисы, нарциссы, календула и др.
3. Птичий городок
Информация об объекте
На территории детского сада есть объект – «Птичий городок». На данном объекте экологической тропы размещены кормушки, скворечники для наблюдения за птицами во время прогулок с детьми.
Объекты для наблюдений: голуби, сороки, вороны, воробьи, синички, снегири.
Цель: формировать экологическую культуру детей; прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; знакомить детей с повадками, условиями жизни, пользе птиц на Земле; развивать познавательную способность дошкольников.
4"Муравейник"
Информация об объекте
Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, уютный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте.
Цель:
- углубить знания детей о муравьях, их образе жизни;
- сформировать представления о роли муравьёв в жизни леса;
- воспитывать бережное отношение к муравьям.
Объект наблюдения:
муравейник
5.Метеостанция
Информация об объекте
«Метеостанция» – площадка для организации, наблюдений и изучения явлений природы (осадки, направление ветра). При наблюдении за природными явлениями (например, движением облаков, поведением животных, состоянием растений.) При пользовании простых приборов для определения погоды у ребенка развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщать, – все это необходимо для общего развития ребенка.
Цель:
- обучение детей элементарному прогнозированию состояния погоды.
Оборудование детской метеостанции включает в себя:
Термометр – прибор для изменения температуры воздуха.
Барометр — прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды.
Дождемер – прибор для измерения количества осадков.
Флюгер — прибор для определения направления и силы ветра.
6Место отдыха человека.
Информация об объекте
Зона отдыха с созданными атрибутами уединения для восстановления психологического комфорта. Объект тропы, оборудован таким образом, чтобы дети могли посидеть на бревнах у костра. Здесь они не только отдыхают, делятся впечатлениями, пьют воду, но и могут заняться изготовлением поделок из природного материала, изодеятельностью.
Цель:
- восстановление психологического комфорта;
- проводить наблюдения за травами, кустарниками,насекомыми, пнями;
- развивать любознательность у детей.
Объекты для наблюдений: цветы (одуванчики, ромашки, клевер), травы, насекомые, деревья, кустарники, пни.
7 Шишкин лес.
Информация об объекте
На территории детского сада оформлен хвойный лесок, посажены молодые елочка и сосенка(посажены в 2016г.).
Шишкин лес(Фитонцидный уголок)- оздоровительный участок на территории детского сада засаженный растениями, насыщающими воздух максимальным количеством бактерицидных выделений( сосны,ели).
Фитонциды – это выделяемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие болезнетворных бактерий. Хвойные деревья выделяют фитонцидов в 2 – 2,5 раза больше, чем лиственные.
Цель:
- оздоровление детей, используя дыхательную гимнастику;
- развивать любознательность у детей;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Рекомендации по организации работы с детьми:
— рассматривание и наблюдение за деревом в разное время года;
— сравнение с другими деревьями;
— забота человека о деревьях;
использование луп для наблюдений;
— проведение исследований: дождемеры, измерение высоты, толщины
деревьев, рисование тени деревьев;
— сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений.
Объекты для наблюдений: группа елочек на полянке, разного возраста и высоты, крона деревьев, хвоя, шишки.
8 Тропа здоровья
Информация об объекте
Тропа здоровья» позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме. Она выполнена из естественных материалов в форме небольших отрезков, мощенных разнофактурным природным материалом. Это спилы деревьев, галька, сосновые шишки, песок.
Упражнения с использованием природных материалов помогают детям развивать физическую силу, гибкость тела, координацию движений ребёнка.
Цель:
-профилактика плоскостопия у детей;
-улучшение координации движений;
улучшение функции сердечнососудистой и дыхательной систем;
повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;
улучшение эмоционально-психического состояния детей;
приобщение детей к здоровому образу жизни.
9 Деревенское подворье
Информация об объекте.
С незапамятных времен наши предки жили дарами природы: собирали плоды и коренья, охотились, занимались рыболовством. Иногда охотники приносили домой детенышей зверей и те росли рядом с человеком. Тщательно изучив повадки диких животных, первобытные люди смогли приручить их. Так появились первые домашние животные. Они помогали людям охотиться, охраняли их, спасали запасы от грызунов и перевозили тяжести. А также снабжали человека мясом, молоком, кожей, шерстью и многим другим.
Но человек одомашнил не только зверей — млекопитающих. В его хозяйстве появились птицы: куры, гуси, утки, индейки, фазаны. Есть даже домашние насекомые: тутовый шелкопряд и труженица пчела.
На участке детского сада создан объект «Деревенское подворье» с малыми архитектурными формами: фигуры жиивотных (лошадка,поросята и др.),плетень, улилий для пчел. Все это способствует расширению кругозора детей,экологическому воспитанию.
Цель: знакомство детей с домашними животными и домашней птицей, особенностями их внешнего облика, поведения, способами передвижения, повадками, с тем, что и как они едят, какую пользу приносят человеку, представление о содержании и кормлении домашних животных, понимать, что жизнь этих животных тесно связана с человеком.
10«Полянка доброго гнома»
Информация об объекте
«Полянка доброго гнома» - открытое освященное место, окруженное деревьями. На полянке находится дом гнома, гном с фонарем, около деревьев мухоморы, цветы.
Цель:
-расширить представление детей о многообразии и значении растений на территории детского сада;
-воспитывать интерес к природоведческим наблюдениям.
11 Грибная полянка
Информация об объекте
Цели:
Закреплять и обобщать знания детей о грибах.
Дать детям представление о правилах сбора грибов.
Формировать представление об их разнообразии, о том, что среди грибов есть не только съедобные, но и очень ядовитые.
Объекты для наблюдений:белые грибы, маслята, подберезовики, поганки, мухоморы.
Рекомендации по организации работы с детьми:
Наблюдение за грибницей в разное время года.
Беседы "Над землей и под землей", "Грибной дождь".
Связь с растительным и животным миром.
Беседа о полезных свойствах мухоморов для животных.
Рассматривание и сбор грибов.
Загадывание загадок, чтение стихов, рассказов и сказок о грибах.
12«Огород»
Информация об объекте
На территории детского сада есть объект – «Огород».
Огород в детском саду способствует развитию наблюдательности и любознательности у детей, что помогает лучше ознакомится с растительным миром. Он способствует расширению представления детей о растениях как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития. Кроме того, «Огород» развивает эстетические чувства у дошкольников, умение радоваться красоте выращиваемых растений и оценивать результаты своего труда.
Цель:
-расширение и обобщение знаний детей о культурных огородных растениях (помидоре, фасоли, горохе, луке, морковке, редиске, свекле, картошке, кабачке, укропе, петрушке);
- обучение навыкам ухода за ними, формирование представления о значении овощей в жизни человека.
Оборудование. Овощные культуры.
Рекомендации по организации работы с детьми на огороде:
Труд на огороде:
Подготовка земли к посадке растений;
Высадка рассады;
Уход за растениями: полив, рыхление земли, прополка сорняков, сбор урожая; Подготовка земли к зиме.
Наблюдения:
Биологические особенности овощных культур;
Сравнение разных овощей по внешнему виду, способам ухода, способам размножения;
Связь с насекомыми;
Сенсорное развитие детей.
Беседы:
«Роль овощей в жизни людей»;
«Роль людей в жизни овощей»;
«О полезных свойствах овощей» и т.д.
13Фруктовый сад
Цель: закрепление знаний детей о фруктах и фруктовых деревьях.
Задачи:
- Расширить и уточнить знания детей о фруктовых деревьях, уходом за ними, этапах роста, разновидностях плодов.
- Упражнять детей в образовании имен прилагательных. - Развивать наблюдательность, вкусовой анализатор.
- Закрепить у детей представление о том, что витамины, содержащиеся в фруктах, полезны для здоровья человека. - Воспитывать любознательность.
Ягодные культуры Земляника садовая — многолетнее травянистое растение, зимующее в облиственном состоянии. Размножается делением куста и рассадой (усами). Для получения рассады используют "укоренившиеся розетки, отрастающие на усах. Посадку производят осенью (август — сентябрь).