Цель проекта: Развивать у детей проектно-исследовательскую деятельность, формировать интерес к народным промыслам России на примере дымковской игрушки.
Задачи проекта:
1. Познакомить с историей возникновения и выразительными средствами дымковской игрушки .
2. Развивать различные виды деятельности (игровой, трудовой, познавательной, речевой.)
3. Развивать творческие и познавательные способности детей.
4. Развивать сенсорную чувствительность (восприятие цвета, формы, фактуры), мелкую моторику.
5. Воспитывать эстетический вкус, интерес к изучению народных промыслов, любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев.
Продукт проектной деятельности: Выставка «Дымка».
Актуальность проекта: Приобщение ребенка к родной культуре, должно стать неотъемлемой частью воспитания ребенка. Национальные игрушки являются предметами, впервые пробуждающими душу ребенка, воспитывающими в нем чувство красоты и любознательности. В детском саду с раннего возраста малыши знакомятся с такими народными игрушками как пирамидки, матрешки, вкладыши, каталки, качалки, игрушки-забавы. В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушками. Ребят приобщают к устному народному творчеству, народным играм и хороводам.
Ожидаемые результаты:
- дети активные, любознательные, интересуются возникновением русского народного промысла;
- выделяют характерные средства выразительности дымковской игрушки: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметрию и ассиметрию в узоре и т.п.;
- самостоятельно расписывают бумажные силуэты игрушек, лепят изделия, используя разнообразные способы и приемы;
- самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях в самостоятельной художественной деятельности.
Формы организации проекта:
1. Тематические беседы.
2. Рассматривание иллюстраций.
3. Чтение стихотворений и загадок о дымковских игрушках.
4. Познавательные занятие (развитие речи, познавательная и коммуникативная деятельность).
5. Репродуктивная деятельность (труд, рисование).
6. Просмотр тематических видео роликов.
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап:
1. Обозначение проблемы и темы проекта, определение цели и основных задач.
2. Подбор художественной литературы, иллюстраций, наглядных пособий.
3.Просмотр тематических видео роликов: «История возникновения дымковского промысла», «Элементы дымковской росписи».
2. Практический этап:
1. Ознакомление с особенностями росписи дымковской игрушки;
2. Составление орнаментов;
3. Роспись бумажных силуэтов игрушек
4. Лепка из белой глины дымковской игрушки.
5. Роспись дымковской игрушки.
3. Заключительный этап:
1. Обобщение результатов работы;
2. Выставка «Дымка».
I этап. История происхождения дымковской игрушки.
Воспитатель: На Руси одной из самых красивых глиняных игрушек была дымковская игрушка. Этим ремеслом начали заниматься очень давно. Ремесло - это работа, которую люди делают своими руками. И людей этих называют ремесленники. Ремесленников всегда, во все времена очень уважали и ценили на Руси.
Ремесла - кузнечное дело - кузнецы - мастера, занимающиеся обработкой металла); - гончарное дело – гончары - люди, которые делают глиняную посуду; - столярное дело – столяры - люди, которые работают с деревом, вытачивают и изготавливают изделия из дерева; - портняжное дело – портные раскраивают и шьют одежду из ткани.
А также были такие мастера, которые делали из глины игрушки. Одна из таких игрушек - это дымковская игрушка. Эта игрушка появилась более 400 лет назад. Она появилась в слободе Дымково рядом с городом Вятка. Какое необычное слово «слобода», правда, ребята? Раньше называли слободой, а сейчас называют селом или деревней. Давным-давно в этом городе праздновали праздник "Свистунья". Это был выходной день, весь народ отдыхал. Обязательно была ярмарка, водили по городу дрессированного медведя. Все веселились, и люди приносили на это гулянье свистульки. Так и повелось, что в Вятке делают игрушки для свиста. Лепят эти игрушки из глины. Фигурки могут быть разные: это и петушки, и индюки, и барыни, нянечки, всадники.
Воспитатель: правильно ребята, узор очень простой. Посмотрите ребята, в какие яркие краски раскрашены эти игрушки.
Их до сих пор делают вручную. А кто из вас знает, что это значит - вручную?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно, когда каждое изделие, в данном случае - каждую игрушку, делают своими руками, а не при помощи машины на заводе. Игрушки получаются разные, не похожие одна на другую. В этом их ценность. Ещё уникальность этой удивительной игрушки состоит в том, что каждое изделие всегда является произведением одного мастера, начиная с процесса лепки и заканчивая росписью. Вы, как вятские мастера, тоже будете изготавливать игрушку от начала до конца: и лепить и расписывать её.
II этап. Практический.
1. Рисование и раскрашивание дымковской игрушки на бумаге и обсуждение рисунков.
Выводы: 1. Для росписи дымковской игрушки используется обширная цветовая гамма: красный, желтый, синий, зеленый и алый цвета.
2. Орнамент самой росписи в основном носит геометрический характер: в самых разных сочетаниях используются клетки, полоски, круги, точки, прямые и волнообразные линии.
2. Лепкадымковской игрушки из глины.
Выводы: 1. Глина должна храниться во влажном состоянии, при этом, чем дольше она лежит, тем лучше ее качество.
2. Чем глина жирнее, тем легче она поддается лепке.
3. Сначала лепят отдельные части создаваемых фигур, затем собирают эти части и "долепливают" целую фигуру, используя жидкую глину в качестве связующего материала. Следы лепки сглаживаются.
3. Роспись и обсуждение получившихся игрушек.
III. Заключительный этап. Выставка дымковской игрушки.
Вывод по проекту:в результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.
Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.
Народное искусство способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.
Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.