kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дидактические игры, направленные на взаимодействие детей и взрослых.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подборка коммуникативных игр на формирование взаимодействия дошкольников с сверстниками и взрослыми.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры, направленные на взаимодействие детей и взрослых.»


Обиходова Лилия Игоревна

учитель-логопед

МАДОУ «Детский сад № 89» г. Березники


«Дидактические игры, направленные на развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками в рамках реализации ФГОС»

Одной из задач Федерального Государственного Стандарта ДОУ является –

создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Ведущей деятельностью дошкольников является игра. Бедность и примитивность игры пагубно отражаются на становлении личности, а также на коммуникативном развитии детей - ведь общение происходит в основном в совместной игре. Именно совместная игра - главное содержание общения.

Общение является одним из условий психического развития ребенка. Оно сказывается на результатах всех важнейших видов деятельности: учебу, труд, социальную ориентацию и т.д. Но главным образом общение оказывает влияние на становление личности детей с особыми образовательными потребностями, способствует их социализации и интеграции в группу сверстников. В то же время оно не является врожденным видом деятельности. Поэтому только путем специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в развитии общения.

Способность общения или коммуникативные способности необходимо развивать с раннего возраста. Коммуникативные способности включают в себя:

  • желание вступать в контакт,

  • умение организовать общение,

  • знание норм и правил при общении.

Дети, нуждающиеся в коррекции речевого развития, приходят из разных коллективов, где у них появились уже устойчивые привязанности, привычки и навыки и им приходиться заново социализироваться и интегрироваться в группу сверстников. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение - это один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. И мы, как педагоги, должны вовремя увидеть эту проблему и помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

Нередко задачи коммуникативного развития подменяются задачами развития речи, а точнее, обогащения ее языковыми средствами (пополнение словарного запаса, формирование словообразовательных навыков). Однако за низким уровнем речевого развития ребенка скрывается более серьезная проблема - недостаточность овладения коммуникативным поведением в целом.

Организация работы с детьми по развитию коммуникативной сферы ставит перед педагогами задачи, требующие интеграции всех разделов, взаимосвязь работы по коммуникативному развитию с ролевой и театрализованной игрой, музыкально-ритмическими движениями, художественной литературой.

В целях развития общения детей взрослый:

  • помогает ребенку увидеть в сверстнике - человека;

  • организует совместные игры детей;

  • учит доброжелательному общению;

-поощряет привлечение внимания к сверстникам, называние по имени, ласковые слова и т.п.

Рассмотрим несколько вариантов игр, направленных на формирование навыков общения у детей.

Игра для создания доброжелательного отношения друг к другу, хорошего эмоционального настроя.

1. «Колпачки»

Сейчас вы можете свободно передвигаться, передавая колпачки.

При этом отдающий говорит «здравствуйте!»,

а принимающий «очень приятно!»

Вот мы и поздоровались друг с другом.

А теперь встаем в круг, чтобы познакомиться.

2. «Ласковое имя»

Цель: будем учиться взаимодействовать друг с другом, называть имя другого человека.

По очереди выходим в круг, громко называем свое имя, а мы постараемся назвать вас ласково!

Таких воспитанных и доброжелательных людей, я хочу пригласить на концерт.

3. «Оркестр»

Цель: и мы будем развивать умение сотрудничать, слушать друг друга

Здесь множество музыкальных инструментов,

а вы - звуки, которые я буду из них извлекать,

назовите ваш звук.

По команде вы находите нужные звуки и «играете» мелодию


Я на скрипочке играю МИ- МИ

Звуки выйти вызываю МИ – МИ, МИ- МИ


Я на Дудочке играю ДУ – ДУ

Звуки выйти вызываю ДУ- ДУ, ДУ- ДУ


На пианино я играю ТАН – ТАН

Звуки выйти вызываю ТАН – ТАН

В колокольчик я играю ДИНЬ – ДОН

Звуки выйти вызываю ДИНЬ – ДОН


Отдохнули на концерте, можно и поработать немножко.

Предлагаю вам игру:


4. «Помогай»

Цель: развивать способность видеть нуждающихся в помощи и предлагать её, соблюдая все правила речевого этикета.

Нам понадобятся вот такие слова, запоминайте:

По земле из края в край

Ходит добрый «Помогай»

Всем и каждому помог

«Помогай», чем только мог.

Давайте выберем одну участницу, назовем её «Помогай».

Мы пойдем по кругу в одну сторону, а «Помогай» в другую.

Как только закончился текст, тот рядом с кем остановилась «Помогай», будет показывать какое – ни будь действие (например: подметает пол, полет грядки и другое). «Помогай» должна угадать, что за действие и предложить свою помощь, обращаясь по имени и, придерживаясь, правил вежливости. Участник благодарит за помощь, и сам становится «Помогай». Играем.

Молодцы! Хорошие из вас получились помощники!

А сейчас я предлагаю игру, в которой мы

Цель: будем развивать дух коллективизма,

5. «Компьютерная клавиатура»

Прошу взять буквы и прочитать их.

Сейчас я буду печатать слова, изображенные на картинке.

Нужные буквы встают в линию и по очереди поднимают свою букву вверх, громко произнося нужный звук.

Умницы. Вижу, буквы вы знаете,

А теперь пора и отдохнуть,

Цель: чтобы преодолеть защитные барьеры, не отгораживаться от сверстников

6. «Цифры»

Запоминайте слова:

На прогулку мы пойдем

Руки, ноги разомнем

1-2-3 все на цифру посмотри.

Смотрим на цифру и встаем в нужном количестве.

Если цифра 1, по одному – по стойке смирно, 2 – по двое - лицом друг к другу и т. д. В конце – все.

Очень хорошо! И теперь в таком дружном кругу, скажем самые добрые слова

7. «Комплименты»

Эта игра поможет нам проявить

Цель: уважение, доброжелательное отношение, преодолеть боязнь обратиться, похвалить сверстника.

Передаем друг другу волшебную палочку,

Желаем что – то доброе, восхищаемся чем – то. Постарайтесь не повторяться!

Не забываем поблагодарить, сказать: «Спасибо!»

Давайте подведем итог, какие игры вам понравились больше всего и почему.

А сейчас попрошу вас выбрать конструктор понравившегося вам цвета, по 1 штуке.

Мы будем строить с вами «Небоскреб»

Цель: Работа в команде

Ваша башня должна быть как можно выше и устойчивее.

Посмотрите, какая высокая и яркая башня,

сразу видно, с каким настроением вы сейчас её делали.

А помогли башне стоять твердо, не разваливаться ваша дружба и умение работать вместе – командой.

Закончим с вами мы Ритуалом прощания, который называется «Солнышко».

Кладем по одной руке в центр, и прощаемся: «До новых встреч».

Все перечисленные игры легко трансформируются в зависимости от целей, поставленных задач и возраста дошкольников.

Они могут использоваться как во время режимных моментов, так и на любом этапе непосредственной образовательной деятельности.

Когда мы можем использовать коммуникативные игры?

Это и организационный момент, разминка, подведение итога, логопедам: автоматизация звуков, обогащение словаря, звука – буквенный анализ слов, слоговой состав и развитие связной речи.

В работе над формированием коммуникативных навыков можно использовать детско-родительское упражнение «Совместный рисунок».

Взрослый и ребенок, на листе бумаги, держа один карандаш в двух руках (своей и ребенка) рисуют семью. После того как все закончили, каждая пара представляет свое произведение, ведущий предлагает ребенку рассказать, как был нарисован этот рисунок, кто был инициатором воплощенных идей, как происходила прорисовка тех или иных деталей.

Другое детско-родительское упражнение «Солнце любви» позволяет родителям и детям проявлять внимание, любовь и ласку по отношению друг к другу. Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, - это дефицит ласки. Родители порой не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей заставляет родителей быть чрезмерно суровыми с ними. Это задание позволит каждому из нас проявить чуть больше ласки, внимания, любви.

Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка (родителя). На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей (родителей). Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали. Родители и дети обмениваются листками - солнышками.

Как руководитель игры педагог должен способствовать повышению авторитета каждого участника в глазах остальных, укреплять в каждом участнике чувство уверенности в себе и понимание своей значимости для работы всей группы. Стараться обращать внимание на процесс общения. Помнить, что язык жестов, мимики, телодвижения играют в процессе общения самую важную роль. Выбирая ту или иную игру, хорошо представлять себе, какие цели вы ставите перед собой и перед участниками.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дидактические игры, направленные на взаимодействие детей и взрослых.

Автор: Лилия Игоревна Обиходова

Дата: 18.04.2021

Номер свидетельства: 578454

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Игры по формированию грамматического строя речи у младших дошкольников."
    ["seo_title"] => string(80) "ighry_po_formirovaniiu_ghrammatichieskogho_stroia_riechi_u_mladshikh_doshkol_nik"
    ["file_id"] => string(6) "422011"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1497546616"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Сборник дидактических игр для формирования у детей дошкольного возраста навыков группового взаимодействия "
    ["seo_title"] => string(119) "sbornik-didaktichieskikh-ighr-dlia-formirovaniia-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-navykov-ghruppovogho-vzaimodieistviia"
    ["file_id"] => string(6) "106747"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403079751"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "Логопедическая работа по развитию  лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста  с ОНР (III уровень) посредством дидактических игр"
    ["seo_title"] => string(149) "loghopiedichieskaiarabotaporazvitiiulieksichieskoghostroiariechiudietieistarshieghodoshkolnoghovozrastasonriiiurovienposriedstvomdidaktichieskikhighr"
    ["file_id"] => string(6) "272177"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451916361"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(286) "Методическая разработка на тему: "Развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста через организацию разнообразных форм совместной деятельности". "
    ["seo_title"] => string(170) "mietodichieskaia-razrabotka-na-tiemu-razvitiie-kommunikativnykh-navykov-dietiei-ranniegho-vozrasta-chieriez-orghanizatsiiu-raznoobraznykh-form-sovmiestnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "123918"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414599693"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста с помощью игр». "
    ["seo_title"] => string(87) "sotsial-no-kommunikativnoie-razvitiie-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-s-pomoshch-iu-ighr"
    ["file_id"] => string(6) "206270"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430142822"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства