kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сборник дидактических игр для формирования у детей дошкольного возраста навыков группового взаимодействия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослым сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного развития детям старшего дошкольного возраста уже недостаточно общения только со взрослым. В ситуации общения со сверстниками ребенок более самостоятелен и независим. Именно в процессе группового взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная компетентность.

Дошкольный возраст – период познания мира человеческих отношений, различных видов деятельности и общественных функций людей. Ребенок испытывает желание включиться во взрослую жизнь и активно в ней участвовать, что пока ему недоступно.

В дидактических играх складываются благоприятные условия для формирования взаимоотношений между детьми. Но это происходит только при условии умелого педагогического руководства. В противном случае игровые отношения детей, пущенные на самотек, обедняются, приобретают индивидуалистическую направленность, на первый план выступают эгоистические побуждения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сборник дидактических игр для формирования у детей дошкольного возраста навыков группового взаимодействия »







СОДЕРЖАНИЕ










Пояснительная записка

3


Игра «Что вырастили люди»

6


Игра «Какой букет цветов ты хотел (а) подарить маме?»

7


Игра «Поищем и найдем «волшебные слова»

8


Игра «Письма доброго сказочника»

9


Игра «Позовем сказку»

10


Игра «Мы друзья - товарищи»

11


Игра «Путешествие в «страну вещей»

12


Игра «Устроим выставку вещей»

14























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослым сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного развития детям старшего дошкольного возраста уже недостаточно общения только со взрослым. В ситуации общения со сверстниками ребенок более самостоятелен и независим. Именно в процессе группового взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная компетентность.

Дошкольный возраст – период познания мира человеческих отношений, различных видов деятельности и общественных функций людей. Ребенок испытывает желание включиться во взрослую жизнь и активно в ней участвовать, что пока ему недоступно.

В дидактических играх складываются благоприятные условия для формирования взаимоотношений между детьми. Но это происходит только при условии умелого педагогического руководства. В противном случае игровые отношения детей, пущенные на самотек, обедняются, приобретают индивидуалистическую направленность, на первый план выступают эгоистические побуждения.

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Это, как правило,  выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и устанавливать контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку. Отмечаются сложности в умении сопереживать и радоваться успеху другого человека – все это приводит к различного рода конфликтам и непониманию.

Чтобы правильно судить о характере взаимоотношений, складывающихся  между детьми в группе детского сада, взрослому следует постоянно наблюдать за общением детей в игре и других видах  деятельности.

Воспитывая у детей отношения доброжелательности друг к другу, важно в ходе игр привлекать их внимание к интересам и потребностям сверстников, находящихся рядом. Необходимо воспитывать в детях желание помочь сверстнику, поделиться с ним, отозваться на его просьбу.

Необходимо, чтобы дети учитывали право каждого ребёнка на участие в совместной игре, умели в приветливой и доброжелательной форме обратиться к сверстникам с просьбой поиграть вместе («Примите меня пожалуйста», «Можно с вами поиграть?»), приветливо ответить на просьбу товарища, принять его в игру. Необходимо учить детей быть внимательным к предложениям другого ребёнка при выполнении совместной деятельности, уметь согласиться с замыслом, предложенным сверстником.

Таким образом, игра - не пустое занятие. Взрослые должны развивать и поддерживать детскую игру не только для того, чтобы доставить максимум удовольствия ребенку или высвободить свое время, а для решения более благородной задачи - воспитания полноценной личности.

В качестве инструмента диагностики развития у дошкольников навыков общения, группового взаимодействия предлагается использовать метод стандартизованного наблюдения.

Перед реализацией комплекса дидактических игр следует завести дневники наблюдения за каждым ребенком.

Дневники заполняются сразу после проведения дидактической игры (или во время игры, если есть возможность воспользоваться помощью коллеги-супервизора). В дневниках фиксируется количество проявлений у детей навыков группового взаимодействия, например:

  • приглашение других детей к участию в игре;

  • предложение темы игры;

  • обсуждение темы игры;

  • распределение ролей;

  • распределение игрового материала;

  • проявление вежливости, эмпатии во время игры;

  • проявление попыток встать на место других участников игры;

  • проявление умения слушать других участников игры и т.д.

Простой количественный подсчет проявления интересующего исследователей качества дает представление о динамике развития групповых процессов. В то же время полезен и качественный анализ. Например, кто из детей проявляет лидерские качества и претендует на роль командира, какие приемы он использует для выполнения лидерских функций; кто из детей с удовольствием играет, не претендуя на роль командира; кто оказывается в числе неактивных, отвергаемых. Такой анализ не только дает информацию для размышления, но и помогает использовать дидактическую игру максимально эффективно для всех детей.

После реализации комплекса дидактических игр следует подвести итоги наблюдений и сделать выводы о развитии навыков группового взаимодействия дошкольников.

В сборнике подобраны дидактические игры, направленные на развития личности детей дошкольного возраста и в первую очередь - для формирования навыков группового взаимодействия.






ИГРА «ЧТО ВЫРАСТИЛИ ЛЮДИ»


Дидактические задачи. Подвести итог впечатлениям и представлениям детей от пребывания на даче или в деревне в летне-осенний период. Обратить внимание на то, какие плоды принес совместный труд людей. Проявить чувство благодарности к труду людей. Развить навыки совместной работы в небольших группах.

Игровая задача. Собрать то, что подарили лето и осень, и устроить выставку.

Игровые действия. Собрать реальные предметы и изображения (фрукты, овощи, ягоды, грибы и т.д.)

Правила игры. Разделиться на несколько групп; каждая собирает что-то одно (овощи, фрукты, ягоды, грибы).

Оборудование. В разных местах группы, в зале разложить то, что дети должны найти и собрать. Для каждой группы предусмотреть удобные для сбора предметы: мешочки, корзиночки, подносы и др. Портреты садоводов, овощеводов, полеводов.

Ход игры. Воспитатель говорит о том, что сегодня дети будут устраивать выставку того, что вырастили люди. Они должны собрать плоды человеческого труда и устроить красивую выставку (пусть дети проявят некоторые усилия и стремление к групповому взаимодействию в ходе оформления).

После того, как дети рассмотрели все, что представлено на выставке, педагог показывает портреты полеводов, садоводов, овощеводов и рассказывает об их труде. Дети, живущие в сельской местности и сами наблюдавшие за работами на огороде, могут рассказать о том, что делали на участке их близкие.

В конце игры делается акцент на развитии чувства восхищения и благодарности людям, которые вырастили чудесный урожай.

ИГРА «КАКОЙ БУКЕТ ЦВЕТОВ ТЫ ХОТЕЛ( (А)

ПОДАРИТЬ МАМЕ?»


Дидактические задачи.

Воспитывать внимание, доброжелательность, готовность доставлять радость близким людям. Учить вежливым формам общения, умению считаться с интересами других, принимать участие в беседе, сговоре для организации игры.

Игровая задача. Выбор самого красивого букета для мамы.

Игровые действия.

Предварительный сговор: как играть, кто кем будет. Организация магазина цветов. Выбор букета.

Правила игры. Действовать по очереди и уметь подождать, не нарушая общего хода игры. Помогать товарищу при затруднении.

Оборудование. Витрина для экспозиции букетов цветов. Набор открыток с изображением цветов. Конверты для покупателей.

Ход игры. Игры в «магазин» хорошо известны, у детей есть опыт их устройства, распределения ролей. Нужно создать условия для активного участи в игре всех детей, проявления ими инициативы, выдумки. После открытия магазина воспитатель становится его директором. Своими действиями и словами он моделирует общение продавца с покупателями без прямых указаний.




ИГРА «ПОИЩЕМ И НАЙДЕМ «ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА»


Дидактические задачи. Обратить внимание детей на то, что многие слова являются волшебными, помогают человеку. Возбудить интерес детей и раскрыть значение слов, их применение.

Предложить детям самим поискать и найти «волшебные слова» в приведенных примерах. Вызвать добрые чувства у тех, кто говорит «волшебные слова», и у тех, кто отвечает на них. Воспитывать умение быть внимательным, думать, проявлять активность мысли, сообразительность.

Игровая задача. Поискать и найти «волшебные слова».

Игровые действия. Поиск «волшебного слова» в кратком примере. Упражнения в применении слов в общении, при обращении детей друг к другу, к близким, знакомым.

Правила игры. Думать, искать и находить «волшебное слово» в приведенном примере. Не мешать друг другу, а, если нужно, помогать. Радоваться успеху товарища и всех детей группы.

Оборудование. Книжки-малышки с текстами, в которых имеются «волшебные слова». Коробочка - копилка «волшебных слов». Таблички со словами. Значки, обозначающие знание детьми данных слов.

Ход игры. В беседе воспитатель напоминает детям содержание рассказа Воронковой «Волшебное слово». Дети должны ответить на вопрос, почему слово, пожалуйста, является волшебным. Это слово имеет верного друга, они почти неразлучны. Дети должны подумать и назвать слово спасибо. Дети называют ситуации, когда волшебные слова помогают человеку. Слова пишутся на карточках и укладываются в «копилку волшебных слов». Воспитатель предлагает детям узнать у взрослых другие слова благодарности, чтобы затем завести на них карточку и поместить в копилку.

ИГРА «ПИСЬМА ДОБРОГО СКАЗОЧНИКА»


Дидактические задачи. Раскрыть детям значение слов нельзя, можно, надо. На конкретных и понятных детям примерах учить применению этих слов. Учить оценивать поступки и соотносить их со словами нельзя, можно, надо. Содействовать накоплению умения согласовывать свои поступки, поведение с данными словами. Учить детей участвовать в беседе, отвечать на вопросы.

Игровая задача. Узнать, что такое хорошо и что такое плохо (что можно и что нельзя).

Игровые действия. Слушать объяснение воспитателя к игре. Слушать внимательно письма доброго сказочника. Приводить примеры из своей жизни, из жизни близких к нему людей.

Правила игры. Слушать внимательно, не мешать друг другу, думать, приводить примеры о своих поступках и желаниях.

Оборудование. Привлекательные для детей конвертики разного цвета. Книжки-малышки с текстами о словах нельзя, можно, надо. Книжки рассказов самих детей.

Ход игры.

Воспитатель:

- Дима любит свою бабушку, но жалуется на то, что она часто говорит ему нельзя: «Я даже устал: все нельзя и нельзя...». А бабушка говорит: «Хороший у нас мальчик, но повторять ему, что нельзя делать, надо сто раз».

Услышал жалобы старый добрый сказочник и написал всем детям письма-рассказы о том, что такое нельзя и можно.

Вот и к нам пришли такие письма (показывает конверты). Что в них написано?

В письмах описаны конкретные жизненные ситуации (дети смеются над старичком, не хотят вовремя ложиться спать, делиться сластями с другими, требуют к себе постоянного внимания и др.) Дети обсуждают ситуации, высказывают свое мнение, а резюме содержится в письмах доброго сказочника.

Воспитатель:

  • Вот мы и прочитали все письма сказочника и узнали, что означает слово нельзя.

Дети перечисляют, о чем они узнали из писем.

Воспитатель:

  • Слово нельзя - это мудрое запрещающее и предупреждающее слово. Оно учит, как не надо поступать, делать. Вот и слово нельзя мы положим в нашу копилку.

И о слове можно добрый сказочник написал письма. Мы их почитаем, когда будет другая игра.


ИГРА «ПОЗОВЕМ СКАЗКУ»


Дидактические задачи. Закрепить у детей представление о том, что в сказке всегда есть мудрое поучение, как жить, дружить, мудрому быть. В поступках, желаниях, героев сказок раскрываются разные качества человека: доброта, отзывчивость, смелость, трудолюбие, дружба, скромность; в сказках порицаются, высмеиваются зло, лень, трусость, грубость. Развивать творческую способность, преодоление застенчивости, умение работать в группе.

Игровая задача. Позовем сказку.

Игровые действия. Рассматривание картинок (иллюстраций к сказкам). Припоминание знакомых сказок и узнавание по отрывку.

Правила игры. Внимательно слушать сказку, которую дети позвали; не мешать друг другу, если кому-то сказка известна; не задавать вопросов во время слушания сказки; стараться запомнить самое интересное.

Оборудование. Иллюстрации к сказкам.

Ход игры. Воспитатель кратко говорит о некоторых особенностях сказки, возбуждая интерес детей и желание послушать сказку. Дети вежливо и ласково зовут сказку. Воспитатель показывает одну за другой иллюстрации к сказкам. После узнавания сказки по картинкам педагог ведет детей к узнаванию сказки по коротким ее частям - отрывкам. Затем дети отвечаю на вопросы: с кем повстречались в сказке? Что вы узнали, что было хорошо и не очень?


ИГРА «МЫ ДРУЗЬЯ - ТОВАРИЩИ»


Дидактические задачи. Развивать способность детей замечать эмоциональное состояние человека по его внешнему виду, мимике и жестам; развивать наблюдательность и внимание к людям, с которыми живут и общаются дети; воспитывать эмпатию, отзывчивость на состояние окружающих людей словом и делом.

Игровая задача. Познакомиться с друзьями-товарищами по их портретам.-

Игровые действия. Рассматривать картинки-портреты. Отвечать на вопросы: «Что можно сказать о каждом мальчике, девочке, группе детей?» Выбор товарища.

Оборудование. Серия картин-иллюстраций, изображающих как совсем маленьких детей, так и старших дошкольников.

Ход игры. Воспитатель показывает детям красиво оформленную папку, на которой написаны слова «Мы друзья-товарищи» и спрашивает, что же может быть в папке? Вопрос привлекает внимание детей и возбуждает интерес. Кто-то из детей достает картинки с портретами. Можно придумать имена героям картинок. Воспитатель спрашивает, что можно о каждом сказать.

У детей, возможно, возникнут затруднения: они еще не умеют определять эмоциональное состояние человека по внешним проявлениям. Часто перечисляют внешние признаки: платье, бантик, туфельки.

Воспитатель:

  • О ком из мальчиков можно сказать, что он веселый, добрый, а о ком, что он задумался, может быть, вспоминает что-то. А девочка добрая, смотрите, как она смотрит на птенчика.

Дети рассматривают картины.

Воспитатель:

  • Посмотрите внимательно, может, кому-то нужно помочь? С кем- то куда-то пойти? Что-то спросить? Вот мы и познакомились со всеми. А теперь подумайте, может быть, кто-либо из вас выберет себе друга или подругу.

Играть будем так: каждый возьмет картинку, хорошо рассмотрит ее, покажет всем детям и скажет, кто на картинке, что он узнал о детях, кого хочет выбрать себе в друзья.

Важно, чтобы все дети учились различать проявления эмоционального состояния человека и умели рассказывать об этом. [28, 67]


ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ В «СТРАНУ ВЕЩЕЙ»


Дидактические задачи. Обратить внимание детей на то, что в групповой комнате много разных вещей-предметов. Проверить, знают ли дети их точное название, назначение. Учить детей правильно пользоваться вещами в их повседневной жизни и при разных обстоятельствах. Вызвать интерес детей к обычному-через необычное путешествие в «страну вещей». Умение слушать своих товарищей.

Игровая задача. Путешествие по комнате в «страну вещей».

Игровые действия. Осмотр мебели, название, сравнение одних видов мебели с другими; выявление частей и особенностей каждого вида мебели, правильные практические действия.

Правила игры. Выполнять задания старшего путешественника, организующие поведение и познавательную деятельность. Указывать вещи и называть их так, чтобы всем было видно и слышно.

Рассказывать об особенностях вещи и правилах обращения с нею.
Помогать друг другу при затруднениях.

Оборудование. Обычная мебель в групповой комнате.

Ход игры. Воспитатель:

  • Писатель С.Я.Маршак однажды сказал: «В каждой комнате так много разных вещей, что ее можно назвать «страна вещей». Мы - путешественники, идем в «страну вещей». Посмотрим, какая мебель есть в нашей комнате. Как называется, для чего она. Узнаем, чем отличается один вид мебели от другого.

Путешественники, готовьтесь! Пошли! Что это? Почему в «стране вещей» маленькие стульчики? Кто здесь живет?

Дети:

  • В «стране вещей» живут маленькие дети.

Воспитатель:

  • Путешественники, как вы узнали, что это стульчики? Пусть каждый из вас возьмет и рассмотрит стульчик. Как вы думаете, стульчики умеют говорить, радоваться, или жаловаться? Сейчас узнаем. Пусть каждый возьмет стульчик, перенесет его в ту часть комнаты и сядет на него.

Вот стульчики и рассказали о самих себе и о вас. Одни
порадовались тому, что многие дети правильно, бережно и красиво перенесли их и поставили тихо, без стука. А другие пожаловались на- то, что некоторые дети несли стульчик небрежно, тащили его сзади, поставили с грохотом, сели некрасиво и начали качаться на стуле. Не будем больше огорчать стульчики и научимся правильно пользоваться ими. Посмотрите, как нужно бережно и красиво
пользоваться стульчиком.

В дальнейшем путешественники рассматривают столы, отмечают
их особенности. В следующем путешествии можно обратить
внимание на то, что в комнате есть не только нужные, но и украшающие вещи. Вызвать чувство удовольствия от красоты вещей. Учить детей видеть красоту и пользоваться красивыми вещами. Оборудованием могут стать вазочки с цветами, стаканчики для карандашей, подносчики, чашечки, фарфоровые фигурки, декоративные шкатулки, народные игрушки и т.д.


ИГРА «УСТРОИМ ВЫСТАВКУ ВЕЩЕЙ»


Дидактические задачи. Закрепить представление о том, что разные вещи имеют разное назначение. Разделить вещи по их назначению. Воспитывать бережное отношение к вещам. Учить общаться в паре, группе из 4 - 6 человек, в коллективе для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

Игровая задача. Устроить выставку вещей.

Игровые действия. Отобрать из общего количества разных вещей предметы - определенного назначения. Организовать выставку с несколькими отделами.

Правила игры.

Разделиться на группы по 4-6 человек. Каждой группе отбирать вещи только для своего отдела. Устраивать отдел самостоятельно, советуясь друг с другом, помогая при необходимости.

Оборудование. Игрушки или картинки изображающие предметы обихода: мебель, посуду, одежду, обувь; хорошо, если будут какие- либо смешные игрушки, картинки.

Предметов каждого вида должно быть не менее 10-12. Всё предметы раскладываются на двух-трех сдвинутых столиках. Для организации выставки хорошо иметь полочки, стенды, этажерки.

Ход игры.

Воспитатель:

- Мы были путешественниками, ходили в «страну вещей». Все было в порядке. А ночью все предметы, вещи, картинки сошли со своих мест, и получилась путаница. Что делать? Разберем вещи и устроим их выставку. Красивую выставку! Вещи все разные по форме, по цвету, из разных материалов. Как же мы будем разбирать путаницу?

Дети высказывают разные версии и наконец, догадываются, что вещи нужно разобрать по их назначению. Например, мебель, посуда, одежда, обувь, головные уборы, школьные принадлежности, игрушки.

Воспитатель:

  • Вот сколько отделов будет на выставке: мебель, посуда, одежда, головные уборы, школьные вещи, игрушки. Такие будут отделы на выставке нужных вещей.




15




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Вшивкова Елена Иосифовна

Дата: 18.06.2014

Номер свидетельства: 106747

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Педагогический проект «Обитатели водоемов» в средней группе"
    ["seo_title"] => string(69) "piedaghoghichieskii_proiekt_obitatieli_vodoiemov_v_sriedniei_ghruppie"
    ["file_id"] => string(6) "423594"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1498973873"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства