Просмотр содержимого документа
«День здоровья в дошкольном учреждении для детей с интеллектуальной недостаточностью»
Пояснительная записка
В последние годы особое внимание в нашей стране уделяется воспитанию и обучению детей с ОВЗ, которые требуют пересмотра традиционных методов и приёмов в организации физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Особую категорию таких детей составляют дошкольники с интеллектуальной недостаточностью, которые отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательных заданий по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Отмечается значительное снижение темпа выполнения движений, быстрое утомление детей, склонность к тормозным процессам. Помимо вышеперечисленных особенностей развития, умственно отсталые дети имеют сниженный познавательный интерес. Данные дети не проявляют активности в познании частей собственного тела, ухода за ним, к занятиям физической культурой и спортом.
В условиях МБДОУ № 40 вся физкультурно-оздоровительная работа направлена на решение как общих, так и коррекционных задач и на укрепление здоровья, развитие психо-физических функций и интеллектуальных способностей. Работа по физическому воспитанию помогает не только укрепить здоровье, но скорректировать имеющиеся нарушения моторики, предупредить формирование неправильных двигательных стереотипов, развивать координацию и точность движений, избавиться от скованности или, наоборот, от расторможенности движений, воспитание дисциплинированности и собранности.
Коллектив дошкольного учреждения не только успешно реализует общеобразовательные задачи физического развития детей, но и делает попытку пересмотреть традиционный подход к обучению в направлении социализации и оздоровления. С этой целью был проведен ряд физкультурно-оздоровительных мероприятий:
День здоровья;
Досуг «Путешествие в страну здоровья»
В данной методической разработке представлены различные педагогические технологии, используемые в работе с умственно отсталыми детьми: здоровьесберегающие технологии, технологии развивающего обучения, интерактивные технологии, игровые технологии.
День здоровья предполагает проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в течении всего дня. Сюда включены игры, гимнастики, занятие в бассейне, беседы, встреча с знаменитым спортсменом – мастером спорта России Гаджиевым Русланом, индивидуальная работа на спортивных тренажерах, вечерний спортивный досуг.
Предлагаемые разработанные мероприятия способствуют повышению активного интереса к занятиям физической культурой. У детей формируется понимание необходимости выполнения санитарно-гигиенических правил и формирование навыка здорового образа жизни.
День Здоровья
Тематический день для детей подготовительной к школе
группы с интеллектуальной недостаточностью
Цель. Формировать установку на здоровый образ жизни; удовлетворять потребность в двигательной активности; закреплять знания о том, как сохранить и укрепить здоровье; развивать познавательный интерес к спорту, спортсменам и спортивному образу жизни.
Используемые здоровьесберегающие технологии:
подвижные спортивные игры
артопедическая и коррегирующая гимнастика
подвижные игры и упражнения на воде
релаксация
дыхательная гимнастика
УТРО
В гости к детям приходит кот Путяша. Знакомится, объясняет: он очень любит путешествовать, поэтому его имя – Путяша.
Цель. Вызвать интерес к предстоящему дню: настроить на спортивный лад; уточнить представление о спорте, его значении.
Утренняя гимнастика «Путешествие в Страну спорта»
1-й ведущий.
Мы со спортом крепко дружим,
Никогда, друзья, не тужим,
В Страну спорта мы пойдем,
Силу, ловкость там найдем! (Ходьба, высоко поднимая колени.)
Тили - тили, тили - бом!
На носочках мы идем.
Руки к солнцу поднимаем.
Никогда не унываем! (Ходьба на носочках, руки вверх.)
2-й ведущий.
Узкий мостик впереди,
Надо боком всем пройти (Ходьба по гимнастическим палкам, веревке или канату, лежащим на полу).
Чьи-то желтые глаза
Там глядят из-за куста!
Кто же это, дети? Волк!
Он зубами грозно щелк!
Все бежим скорей сюда,
Побежали, детвора! (Бег с захлестом ног назад.)
1-й ведущий.
Будет путать мы следы,
Чтобы волк не смог найти (легкий бег противоходом).
Нету волка, он отстал.
Дети, он нас не догнал! (Обычная ходьба с упражнениями на дыхание).
2-й ведущий.
Кто-то там впереди
На суку сидит (руки на поясе),
Головой вертит (повороты головы).
Глаза сверкают,
Рот открывает,
А оттуда «ух! Вылетает! (Филин)
Повороты туловища. И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе.
Хлопки под коленом. И.п. – ноги врозь. Поднять ногу, согнутую в колене, хлопнуть в ладоши под коленом; то же с другой ногой. Спина прямая.
1-й ведущий.
Вот хитрющая лиса
Пробирается сюда!
Дружно спрячемся, друзья:
Мы в клубочки все свернемся
И ежами обернемся (приседания).
Будем мы с лисой играть,
Веселиться, отдыхать!
Вот ребята! Вот ежата!
2-й ведущий.
Быстры прыжки у кенгуру:
Прыгаем на двух ногах,
Руки согнуты в локтях!
Будем силу развивать,
Никому нас не догнать! (Прыжки).
Вот она, Спорта вечная страна!
Вход сюда открыт спортсменам,
Мы достойная их смена! (Успокоительная ходьба).
ДЕНЬ
Занятие в бассейне.
Цель. Продолжать учить детей не бояться воды, спокойной в нее входить и окунаться учить скользить на груди с движением ног, сочетать движение ног с движением рук, развивать умение лежать на спине, продолжать формировать знание о личной гигиене тела.
Ход занятия.
Инструктор: «Как вы думаете зачем люди должны мыться?
Правильно, чтобы быть чистыми.
А Чем мы пользуемся, когда моемся в душе?
Верно мылом и губкой.
Когда мы намыливаем губку мылом, получается пена, предлагаю отправиться в город мыльных пузырей.
(Дети заходят в воду)
Инструктор (держит в руках изображение мыльного пузыря)
В светлой речушке
В маленькой ракушке
Жил прозрачный пузырек
Но грустил наш пузырек
Так как был он одинок
Посмотрите какой пузырек грустный. От того, что он одинок. Разве можно жить без друзей? Друзья помогут в трудную минуту , с ними не бывает скучно, чтобы помочь пузырьку , мы с вами отправимся в город мыльных пузырей. Поплывем в город мыльных пузырей на лодках. Ваши руки, вытянутые вперед будут изображать нос лодки.
(Дети выполняют скольжение на груди «стрелочка»)
Теперь плывем на лодках с мотором. Мотором будут ноги, которыми вы должны работать во время скольжения на груди, дети выполняют скольжение на груди с движением ног. Во время скольжения на груди инструктор расставляет макеты домиков на бортик бассейна.
Инструктор. Вот мы с вами и попали в город мыльных пузырей.
Где дом с круглым окном?
(Дети находят дом с круглым окном)
Может спрятался там кто?
Посчитайте! Посмотрите!
Сколько здесь окон – скажите!
(Дети считают количество окон у домика)
В этом домике живут поплавки
Посмотрите они бывают разной формы (показывает детям поплавки)
Как вы думаете почему они называются поплавками? Правильно, потому что они не тонут, а держатся на поверхности воды давайте выполним упражнение «поплавок». (Выполняют) Теперь мы с вами поплывем на лодках с веслами.
Весла у лодок – это ваши руки, которыми вы должны без устали работать.
Дети плывут от бортика до бортика, сочетая движения рук с движением ног.
Инструктор. Где домик – крошка, треугольное окошко? ( Дети находят домик с треугольным окном) Что находится в этом домике? Морские звездочки. Дети выполняют упражнения «звездочка на спине»
А где квадратное окошко? Дом поменьше там немножко!
Три окна внизу, два вверху,
Посчитай их, посмотри!
Сколько будет два плюс три?
(Дети считают количество окон у домика)
В доме живут лягушата они любят плавать и нырять. Ни за что их не поймать!
Инструктор. Мы веселые ребята,
Мы ребята – лягушата
Любим плавать и нырять
Ну попробуй нас поймать!
После этих слов дети плывут до бортика, инструктор пытается их поймать.
Заключительная часть.
Теперь наш Пузырек развеселится: у него появились друзья. Вначале занятия он был грустный, потому что у него не было друзей, а сейчас он какой? Верно, веселый, радостный. Спасибо за то, что вы помогли найти Пузырьку друзей. Дети выходят из воды.
Кот Путяша говорит, что в Стране спорта живут только здоровые люди. Спрашивает, что дети знают о здоровье. Дети вместе с Путяшей посещают фотовыставку « Мастера спорта России по кикбоксингу Гаджиева Руслана и выставку его наград и медалей».
Затем дети слушают небольшой рассказ Гаджиева Руслана о его достижениях в спорте.
Прогулка
На прогулке проводится игра, «Забрось мяч в кольцо», «Попади в ворота»
После дневного сна – гимнастика «Здоровые детки».
Цель. Поднять настроение и мышечный тонус; обеспечить профилактику нарушений осанки; предупредить плоскостопие.
Путяша.
Кот Путяша будит вас,
Просыпайтесь сей же час!
Звучит тихая, спокойная музыка.
Путяша.
Наши детки все проснулись,
Потянулись, потянулись! (дети пробуждаются, потягиваются в кровати).
Разбудим глазки (массаж бровей – поглаживание).
Разбудим пальчики.
Каждому пальчику сделай массаж,
Будет доволен пальчик ваш.
Разбудим ручки (поглаживание рук от кисти до плеча).
Проснулись ручки! (Хлопки в ладоши).
Разбудим ножки.
Разбудим ножки,
Погладим их немножко.
Покрутили все ступнями и круги нарисовали.
Разбудим спинку (лежа на спине, свернуться калачиком – подтянуть колени к груди, обнять ноги руками; покачиваться из стороны в сторону).
Раз, два! Раз, два!
Покачалась детвора!
Ходьба по массажным дорожкам. Дыхательные упражнения.
Физкультурный досуг «Путешествие в Страну здоровья с Котом Путяшей».
Цель. Создавать положительный эмоциональный настрой; повышать двигательную активность; формировать интерес к физической культуре и спорту; развивать быстроту, ловкость, выносливость, силу.
Ход досуга
Кот Путяша приглашает детей в зал узнать, какой сюрприз он приготовил.
Путяша. Недавно я побывал на острове Здоровья и познакомился с Мартышкой, она передала для вас письмо.
Ведущий. Сейчас узнаем, что она нам написала. (Читает).
«Здравствуйте, дети! Приглашаю вас в гости на веселые эстафеты. Мартышка». Вы согласны отправиться на остров? Тогда в путь! Путяша, как нам добраться до острова?
Путяша. Сначала мы полетим на самолете (легкий бег на носочках, руки в стороны). Дальше едем на машине (ходьба топающим шагом, в руках руль). Перед нами океан, поплывем на корабле (дети садятся на стульчики, имитируют ход корабля). Вот мы и на острове!
Ведущий. А где Мартышка? Давайте позовем ее! (Дети зовут Мартышку.)
Мартышка.
Здравствуйте, девчонки!
Здравствуйте мальчишки!
Я – веселая Мартышка!
Пригласила в гости вас,
Чтоб проверить здесь, сейчас Вашу силу, быстроту и ловкость.
Это остров называется островом Здоровья знаете почему? Потому, что все звери на острове питаются свежими фруктами; много бегают, прыгают, лазают, плавают, а чтобы все это суметь нужно быть сильными и выносливыми.
Сейчас мы проверим нашу силу. Упражнения на тренажерах: «Нижняя тяга», « Верхняя тяга», «Гребля», «Беговая дорожка».
Молодцы, а сейчас вставайте в круг, я покажу вам как делают зарядку мартышки.
Мартышка.
Вам лениться не годиться!
Помните, ребята!
Даже звери, даже птицы
Делают зарядку.
Зарядка Мартышки (выполнять движения в соответствии с текстом).
Мы – веселые мартышки!
Мы играем громко слишком,
Мы в ладоши хлопаем,
Мы ногами топаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
И друг другу даже
Языки покажем.
Дружно прыгнем к потолку,
Оттопырим ушки,
Ногу поднесем ко рту, хвостик – на макушку.
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я: «Раз, два. Три!»-
Все с гримасами замри!
Раз, два, три!
Ведущий. Хорошо сделали зарядку! Сейчас мы проведем соревнования. Участвует команда «Хищники» и команда «Травоядные». (Капитаны тянут жребий.) Судить соревнования будет уважаемое жюри в лице Мастера спорта России по кикбоксингу Гаджиева Руслана. За победу в эстафете команда «Хищники» получает кость, а команда «Травоядные» - морковку.
• «Преодолей препятствия!» (проползти под дугами и пройти приставным шагом по гимнастической палке).
• «Сбей мешочком кубики!»
• «Проползи через тоннель!».
• «Пойди с мешочком на голове!».
• «Дружные ребята» (дети, держась за руки, бегут до ориентира и обратно).
• «Перетяни канат!».
Мартышка. Вы такие сильные, быстрые, ловкие!
Жюри подводит итоги соревнований. Мартышка угощает детей фруктами и прощается с ними. Дети с Котом Путяшей возвращаются в детский сад – плывут на корабле, едут на машине, летят на самолете.
Путяша. Вот мы и в детском саду (спокойная ходьба).Понравилось вам на острове Здоровья?
ВЕЧЕР
Цель. Уточнить представления о разных видах спорта, понятии «спорт», о том, для чего люди занимаются физкультурой и спортом; развивать речь.
Кот Путяша принес в подарок книги и альбомы о спорте. Дети рассматривают их. В конце вечера он прощается с детьми.