Просмотр содержимого документа
«День безопасности в ДОУ»
День безопасности
Цели: Содействовать формированию у детей навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций (ответственного отношения к себе и людям, осторожности, готовности к действиям в неадекватных ситуациях). Обучать основным правилам поведения с незнакомыми взрослыми; сформировать умения применять правила безопасного поведения в различных жизненных ситуациях; показать разумность осторожного поведения; проверить умения детей практически применять полученные знания; воспитывать сознательное отношение к своей жизни и её безопасности. Способствовать развитию осторожности, внимания, смекалки. Способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни и здоровью.
Сюрпризный момент
Приходит в гости почтальон Печкин и здоровается с детьми:
- Здравствуйте, ребята! Я принес вам письмо о помощи от мальчика Димона. Он остался дома один и попал в неприятные ситуации, поможете ему?
Дидактические игры
"Источники опасности"
Дидактическая задача:
Закрепить знания детей о предметах, которые могут быть источником опасности.
Игровые правила:
Выбрать предметы, которые могут быть источником опасности.
Игровое действие:
Поиск и название предметов.
Ход игры.
Детям раздаются игровые карточки с изображением различных предметов. Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть изображения предметов и ответить на вопросы:
-Что может быть источником пожара?
-Что может быть источником травмы человека (пореза, укуса, укола, ожога, отравления)?
-Что может быть источником гибели человека? Отмечается тот, кто назовёт правильно все изображения.
"Знаешь ли ты?"
Дидактическая задача:
Закрепить знания о телефонах служб спасения.
Игровые правила:
Выполнять действия, соответствующие изображению.
Игровые действия:
Передвижение фишек по игровому полю в соответствии с количеством выпавших ходов.
Ход игры.
В игре принимает участие 4-5 человек, используются фишки разных цветов. Ребёнок бросает кубик, передвигает фишки. Условные обозначения:
-Красный крест - назвать телефон скорой помощи;
-Дом - назвать домашний адрес;
-Милиционер - назвать телефон милиции;
-Огонь — выбрать из трёх номеров нужный при пожаре;
-Человек в маске — назвать нужный при такой опасности номер;
-Книга - если даётся неправильный ответ, игрок отправляется на эту точку;
-Рука - если даётся правильный ответ, игрок переходит на эту точку;
-Телефон - набрать телефон службы безопасности и перейти на финиш.
Побеждает тот, кто быстрее и правильно ответил на все вопросы и пришёл к финишу первым.
"Четвёртый лишний "
Дидактическая задача:
Учить детей предотвращать опасность контактов с опасными предметами (иголки, ножницы, спички, лекарства и др.) Закреплять знания о поведении на улице без взрослых. Различать съедобные грибы и ягоды.
Игровые правила:
Найти лишний предмет на карточке. Доказать, почему.
Игровое действие:
Поиск опасного предмета.
Ход игры.
Детям раздаются карточки, на каждой изображены четыре предмета, один из которых лишний (несёт опасность). Тот, на которого указывает воспитатель (волшебная стрелочка), объясняет, что лишнее и почему.
Карточки:
1. Съедобные грибы и мухомор.
2. Игрушки и гвозди.
3. Игрушки и лекарство.
4. Кисточка, карандаш, ручка, иголка.
5. Малина, клубника, смородина и волчья ягода.
6. Дети играют в песочнице, катаются на качелях, катаются на санках, мальчик ест сосульку.
По аналогии могут быть представлены и другие комбинации.
"На прогулке"
Дидактическая задача:
Закреплять знания детей о правильном общении, поведении с животными.
Материал:
Карточки с изображением правильных и неправильных действий при встрече с собакой, пчелой, козой, ежом, муравьями в муравейнике.
Игровые правила:
На вопрос воспитателя показать картинку с правильным ответом, а затем с неправильными действиями.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям ответить, как бы они поступили в разных ситуациях, возникших во время прогулки в выходной день (на даче, в лесу). Нужно показать сначала картинку с правильным действием, а затем показать неправильные.
-На дороге я повстречал собаку. Можно, нельзя (дети показывают карточку)
-На полянке ко мне подлетела оса (пчела). Можно, нельзя.
Перед ребенком разложены карточки с изображением машин скорой помощи, МЧС, милиции, пожарной, спортивной машины и карточки с номерами 01, 02, 03. Воспитатель предлагает ребёнку выбрать любой номер и найти машину, которая придёт по этому номеру.
"Пожар"
Дидактическая задача:
Закрепить знания детей о пожарной безопасности.
Игровые правила:
На вопрос воспитателя показать картинку-ответ.
Материал:
Картинки с изображением коробки со спичками, телефоном 01; молнии, попадающей в дерево; утюга; 02; 03; горящего стола; ведра воды.
Игровое действие:
Выбор из предложенных - правильной картинки.
Ход игры.
Детям раздаются карточки. Воспитатель предлагает ответить на вопрос, показав нужную карточку.
-Отчего происходит пожар?
-Что нужно делать, если случился пожар?
-По какому телефону вызывают помощь?
За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.
"Игра — дело серьезное"
Дидактическая задача:
Учить детей подбирать для игр подходящие предметы, знать с какими вещами играть нельзя.
Материал:
Карточки с изображением мяча, ножниц, пирамидки, газовой плиты, спичек, ножа, неваляшки, таблеток, утюга, иголки, куклы, машинки, вилки, стеклянной вазы и др.
Ход игры.
Перед детьми разложены карточки обратной стороной кверху. Ребёнок достаёт любую, просматривает её и отвечает, можно играть с этой вещью или нет (объясняя почему). За правильный ответ получает фишку.
"Кто больше назовёт действий"
Дидактическаязадача:
Учить детей соотносить действия с профессией людей, действующих в чрезвычайных ситуациях.
Игровые правила:
Называть только одно действие человека данной профессии. Если ребёнок не может вспомнить, он ударяет мячом об пол, ловит его и бросает ведущему.
Игровые действия:
Бросание и ловля мяча.
Ход игры.
Воспитатель предлагает назвать действие, которое выполняет человек названной профессии, но называть можно только одно действие (врач, милиционер, пожарный). Выигрывает тот, кто больше назовёт действий.
Дети поочерёдно бросают кубик, отсчитывают количество ходов, ставят фишки. Если попадает на мухомор, то фишку возвращают по красной стрелке, если на бледную поганку – ребёнок пропускает 2 хода, если на кружок с грибами (съедобными), то в зависимости от цифры на кружке, столько же грибов кладёт себе в корзинку. В конце игры подсчитывают количество собранных грибов. У кого больше — тот и выиграл.
"Каждой вещи свое место"
Дидактическая задача:
Закреплять представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома ив детском саду.
Материал:
игровое поле с изображением кухни; картинки-предметы.
Ход игры.
Вкоробке лежат картинки-предметы (изображением вниз). Каждый ребенок берет одну картинку и кладет ее на игровое поле — на место, объясняя свой выбор.
Варианты:
• На игровом поле «разбросаны» картинки-предметы. Дети по очереди раскладывают их на место;
• На макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом и во всей «квартире».
• То же в игровом уголке.
"Сложи картинку (пазл)"
Дидактическая задача:
Картинку по пожарной тематике наклеивают на картон и разрезают на несколько частей.
Игровые действия:
Играть можно двумя командами. В этом случае интереснее использовать две картинки, так что при игре части обеих картинок можно перемешать. Выигрывает тот, кто быстрее соберет картинку.
• Показывается рисунок или плакат, на котором изображено несколько примеров нарушения правил пожарной безопасности. Ведущий называет число нарушений и предлагает ребятам за одну-две минуты назвать и показать их. Побеждает тот, кто назовет всё быстро и правильно.
• На картинке нарисованы пожарный, повар, доктор, милиционер, и каждый из них занимается не по своей профессии. Ребенок по картинке должен рассказать, что перепутал художник.
Подвижные игры
"Трамвай" (Автобус, троллейбус)
Дети (5-6) стоят на расстоянии шага друг за другом, одной рукой держась за цветной шнур — это трамвай. Воспитатель поднимает зелёный флажок, "трамвай" двигается шагом, потом бегом. Дети должны уметь согласовывать движения — не набегать на переднего товарища, не отставать, не выходить в сторону. Воспитатель поднимает красный флажок, "трамвай" останавливается, дети поворачиваются, берутся другой рукой за шнур и с появлением зелёного флажка начинают движение.
"Больной воробушек"
Дети сидят на стульях. Рядом около них лежит "в кроватке" больной воробушек. Дети измеряют ему температуру, смотрят его плечики, трогают живот, ноги, руки, спрашивают, что болит. Воспитатель читает стихи, дети повторяют движения и отвечают на вопросы.
-Дома ли кум воробей? — Дома.
-Что он делает? — Болен лежит.
-Что у него болит? — Плечики.
-Сходи, кума, в огород, сорви травы гречки, попарь ему плечики!
-Парила, кумушка, парила, голубушка. Пар его не берёт, только сердцу придаёт.
-Сходи, кума, в огород, сорви травки репеёк, попарь ему животик!
-Парила, кумушка, парила, голубушка. Пар его не берёт, только сердцу придаёт.
(Дети делают всё тоже).
-Дома ли кум воробей? — Дома.
-Что он делает? — Болен лежит.
-Что у него болит? — Пяточки.
-Сходи, кума, в огород, сорви травки пяточки, попарь ему пяточки!
-Парила, кумушка, парила, голубушка. Пар его не берёт, только сердцу придаёт.
Воспитатель:
Ох, не знала кумушка, кумушка-голубушка, что лечить самой нельзя. Надо вызывать врача!
"Лохматый пёс"
Ребёнок изображает собаку; он сидит на стуле в конце площадки и делает вид, что спит. Остальные дети находятся в другом конце помещения, за чертой — дом. Они тихо подходят к собаке.
Воспитатель говорит:
Вот сидит лохматый пёс.
В лапы свой, уткнувши нос.
Собака просыпается, встаёт, лает. Дети убегают в дом — встают за черту.
"Храбрые пожарные"
Дети сидят на скамейках .— дежурят в помещении пожарной охраны.
По сигналу "Тревога" — быстро встают, строятся четвёрками (двое впереди, двое сзади), берутся за руки, изображая машины, и бегут (едут на пожар).
По сигналу "Приехали" — дети останавливаются и перестраиваются полукругом, а по сигналу
"Работу начинай" — как бы качают насосом воду.
"Топорами балки рушим" — воспитатель, произнося эти слова, показывает, какие движения руками нужно делать. Дети повторяют эти упражнения несколько раз.
"Из брандспойтов пламя тушим!" — все делают повороты вправо и влево, направляя руки в ту же сторону.
"Тёмным облаком густым, вслед за нами вьётся дым", — говорит воспитатель, все, подражая его движениям, поднимают руки вверх и разводят их в стороны, как бы отгоняя дым.
Воспитательпродолжает:
"А огонь всё выше, выше, полезай скорей на крышу!" — все влезают на гимнастическую стенку, переходят от одного звена к другому или перелезают с одной стороны на другую, затем спускаются вниз.
"Псе пожарные, назад!" — говорит Воспитатель. Дети снова становятся четвёрками и бегут. "Едут тише, не спешат!" — дети, замедляя бег, затем идут шагом и останавливаются.
Воспитатель заканчивает:
"Поработали недаром, славно справились ..."
Дети произносят хором:
"... с пожаром!".
"Огонь и вода"
Цель:
Сформировать у детей понятие о том, что огонь нужно быстро тушить водой. Развивать ловкость, смелость, быстроту реакции, умение бегать, увертываясь от ловящего. Воспитывать уважение, интерес к труду пожарных. Учить выполнять правила игры.
Материал:
Красные ленточки на группу детей, несколько голубых повязок.
Ход игры.
Одному-двум детям на руку повязываются голубые повязки, и они становятся «водой». Остальным детям дают красные ленточки («огонь»), которые прикрепляются к одежде сзади. По сигналу ведущего (судьи) дети с голубыми повязками должны собрать все красные ленты с убегающих детей, т.е. «потушить огонь».
Игроки становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, на каждый круг говорят:
Огненный дракон, уходи вон!
«Спящий дракон» лежит в центре круга. Когда он встает, выпрямляется и машет на уровне груди алыми лентами («язычками пламени»), игроки разбегаются.
Дракон произносит:
Языки огня всё ближе, ближе.
Нагибайтесь ниже, ниже.
Все игроки должны увертываться, наклоняться низко, ползти, чтоб водящий не задел их.
Те, кого дракон не задел, возвращаются в круг.
"Птенчики в беде"
Цель:
Развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве. Формировать чувство долга, сострадания к животному миру, желание оказать помощь ближнему; формировать ценностные эмоции.
Ход игры.
Нa площадке чертится несколько кругов, в них - гнезда с «птенчиками» (детьми). Выбирается Злой Огонь, который бродит по лесам, полям, лугам, болотам, разбрасывает искры пламени (красные ленточки) и делает пожар. Задача остальных играющих (юных защитников леса) - поймать на лету ленточки-«искорки», чтобы они не попали в гнездо, и спасти птенчиков от беды. Игра считается законченной, когда все «искорки» потушены.
"Медведь и пчёлы"
Дети распределяются на две неравные подгруппы. Одна (около трети детей) — медведи, другая — пчёлы. На расстоянии 3-5 метров от гимнастической стенки очерчивают лес, в 8-10 метрах — луг. Пчёлы помещаются на гимнастической стенке (в улье). По сигналу воспитателя пчёлы летят на луг за мёдом и жужжат. Как только все пчёлы улетят, медведи влезают на стенку — в улей — и лакомятся мёдом. По сигналу воспитателя пчёлы летят и жалят медведей, дотрагиваясь до них рукой, не успевших убежать в лес. Затем пчёлы возвращаются в улей, и игра продолжается. Ужаленный медведь 1 раз не выходит за мёдом. После 2-3 повторений игры дети меняются ролями.
Игры-эстафеты
Игра-эстафета "Пожарные"
Разделить детей на две команды.
1. Каждый ребёнок из каждой команды бежит до гимнастической лестницы и залезает на неё, после этого возвращается к своей команде и передаёт эстафету другому и так повторяется, пока вся команда не выполнит это задание.
2. Эстафета с вёдрами. Каждый ребёнок из каждой команды должен с двумя вёдрами добежать до домика, обежать его, при этом говорить: "Водолей, водолей, вылей воду из ушей", а йотом возвращается к своей команде и передаёт вёдра следующему игроку и так далее.
3. Эстафета с песком. Играющим предлагается перекидать песок с помощью лопаты из песочницы в специальные корзины, а потом засыпать костёр.
В конце игры объявляем победителей и говорим, что все дети хорошо справились с поставленной задачей. И что они теперь могут быть настоящими помощниками пожарных.
А теперь, в заключение нашей эстафеты, мы с вами закрепим
"Правила пожарной безопасности":
1. Не играть со спичками.
2. Без взрослых не пользоваться электроприборами.
3. Не разводить без взрослых костры на улицах.
4. Не зажигать на ёлках свечи.
5. Не пользоваться неисправными электроприборами.
А также необходимо знать "Правила поведения при пожаре":
1. Заметили пожар, надо звонить 01.
2. Не бояться поставить в известность взрослых, и они вам помогут.
3. Не пытаться прятаться в шкафы и под кровати.
4. Попробовать затушить своими силами: песком, водой.
5. При возгорании электробытовых приборов водой огонь не тушить, попробовать сбить пламя плотным одеялом.
6. Если не удаётся погасить пламя, нужно выйти из помещения, плотно
закрыв дверь и ждать пожарных.
''Спички в коробке"
Цель:
Развивать умение бегать парами, увертываясь от ловящего; развивать речь, внимание, ориентировку в пространстве.
Ход игры.
Дети, стоя кучкой, говорят:
Мы - сестрички,
Мы все-спички.
Разбегайтесь кто куда,
А не то вас ждет беда!
Двое водящих, взявшись за руки, предупреждают:
Ну-ка, спички, берегитесь,
В коробок не попадитесь!
Все разбегаются по площадке.
Водящие ловят «спички», заключив их в замкнутый круг, сцепив руки. Когда большинство игроков пойманы, игра повторяется с новыми водящими.
Другой вариант - водящим может быть один из игроков, в руках которого обруч. Обручем он ловит «спички», набрасывая его на них сверху.
Сюжетно-ролевые игры:
Больница
Цели: Ознакомление детей с деятельностью медицинского персонала; закрепление названий медицинских инструментов. Формировать умения творчески развивать сюжет игры. Обучение детей реализации игрового замысла; использование в игре предметов – заместителей. Воспитание уважения к профессии врача. Взаимодействие в игре друг с другом. Развивать умение брать на себя роль.
Материал и оборудование: Игровой набор «Кукольный доктор», игрушки – зверюшки, скамеечка для машины «скорой помощи», куклы, посуда чайная для кафе, халат и шапочка для врача, шапочки с красным крестом для медицинского персонала, две игрушечных машины.
Подготовка к игре. Экскурсия в кабинет врача детского сада. Чтение художественной литературы: «Больной» Ю.Яковлева, «С человеком беда» Ю.Синицына, «Человек заболел» И. Туричина, сказки «Доктор Айболит», «У меня зазвонил телефон» К.Чуковского. Рассматривание иллюстрированного материала по теме. Просматривание мультфильма: «Айболит». Изготовление атрибутов для игры. Проигрывание игры – ситуации «У зубного врача»; «В травматологическом пункте»; «Вызов на дом»; «Процедурный кабинет».
Игровая мотивация: Дети, посмотрите, какую современную поликлинику нам построили. Вот здесь расположен кабинет врача для приёма больных, а это процедурный кабинет для лечения больных. Здесь лечит больных медицинская сестра. А здесь находится пункт скорой помощи, здесь принимают вызов от больных. На машине скорой помощи врач выезжает на вызов больного для оказания медицинской помощи. А вот это «Аптека». Здесь больные могут купить необходимые лекарства. А это «Кафе». В ожидании своей очереди, больные могут попить горячий кофе и чай, съесть горячие пирожки. Дети, сегодня отдел кадров ведёт приём на работу в поликлинике. Среди вас есть желающие работать в поликлинике? (ответы). Тогда подходите ко мне, я буду принимать на работу всех желающих.
Дети подходят к воспитателю. Воспитатель спрашивает, кем ребёнок хотел бы работать в поликлинике? Если роль уже отдана другому ребёнку, воспитатель предлагает другую. Важно, чтобы в ходе игры, дети менялись ролями.
- Дети, занимайте свои рабочие места. (Обращается к ребёнку, получившего роль врача). Христина, разреши мне, пожалуйста, побыть немного врачом, а ты побудешь моим помощником? (Христина соглашается). Дети занимают свои игровые места, одевают халат и шапочки. Подходят первые больные с куклами.
Воспитатель. Здравствуйте. Садитесь, пожалуйста, вот на этот стул. Расскажите, что у вас болит? (Ребёнок рассказывает, что кукла Катя простудилась, у неё высокая температура и кашель.). Давайте поставим под мышку термометр и измерим температуру. (Ставит термометр). У кати температура 39 градусов – это высокая температура. Давайте посмотрим горлышко. (Смотрит шпателем горлышко). Горлышко красное. Нужно послушать дыхание у Кати. (Слушает дыхание). Есть хрипы. Я выпишу вам рецепт, вы купите а аптеке таблетки от кашля и будете принимать три раза в день, лекарство для уколов от температуры, витамины и обязательно горячий чай с малиновым вареньем, и постельный режим. Уколы вам сделает медицинская сестра в процедурном кабинете.
Больной с куклой уходит в аптеку, покупает лекарство и идёт в процедурный кабинет, где медицинская сестра принимает больных, ставит уколы. Воспитатель говорит, что у него закончился рабочий день и уходит. Место врача занимает другой ребёнок. Принимает больных.
В скорую помощь звенит звонок из зоопарка. Врач скорой помощи берёт трубку и слушает. Работник зоопарка говорит, что медвежонок играл, бегал и упал, теперь лежит и не встаёт. У него наверное сломана нога . Нужна медицинская помощь. Врач скорой помощи выслушивает по телефону, затем берёт чемодан с медицинскими принадлежностями и на машине отправляется с санитаром в зоопарк. В зоопарке осматривает ногу медвежонка, накладывает лангету на ногу и говорит, что нужно делать срочно рентгеновский снимок. Работник зоопарка с санитаром кладут медвежонка на носилки и увозят медвежонка в больницу. В больнице делают рентгеновский снимок. У медвежонка перелом. Накладывают гипсовую повязку и отвозят обратно в зоопарк. Укладывают медвежонка в постель и дают ему мёда.
Игра продолжается. Больные приходят на приём к врачу. Покупают в аптеке лекарства. Медицинская сестра делает уколы. Больные в кафе пьют чай с малиновым вареньем и горячими пирожками. Укладывают больных кукол в постель, дают таблетки.
Воспитатель по ходу игры наблюдает, незаметно подсказывает, направляет. Когда куклы уложены в постель, говорит, что рабочий день закончился.
В заключение хвалит детей за хорошую игру и угощает всех витаминами.
«Мы-пожарные»
Задачи:
закрепление знаний и умений о труде пожарных, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру;
развитие интереса к игре;
формирование положительных взаимоотношений между детьми;
воспитание у детей уважения к труду пожарных, желание оказывать помощь другим.
Игровой материал:
Набор подручных средств для тушения пожара с детского стенда «Пожарная безопасность – 01»: покрашенные в красный цвет пластиковые бутылки– огнетушители, детские ведерки, детские лопатки, картонная лестница, топорик, багор.
Двор: дом, елка, колодец, скамейка
Детская мягкая игрушка кошки
Спецодежда – джинсовые костюмы с надписями «Пожарная охрана» на спине, каски, резиновые сапоги.
Пожарная машина – пылесос. А чтобы было понятно, что это пожарная машина – приделайте к ней табличку “МЧС″.
Телефон для диспетчера
Игровые роли и ролевые взаимодействия:
Командир пожарной команды
1. Принимает решения, подает команды
2. Ведет связь по рации с диспетчером и пожарными.
3. Тушит вместе с пожарными.
4. Ведет беседу с жителями города.
5. Проверяет работу пожарных и оснащение машин.
Пожарные
1. Получают сообщения о пожаре от диспетчера
2. Тушат пожары
3. Спасают людей и животных, оказывают первую медицинскую помощь
4. Ведут разговоры по рации, докладывают командиру, диспетчеру
5. Проверяют пожарную безопасность домов, учреждений
6. Проверяют места, где можно взять воду
Диспетчер пожарной службы
1. Принимает вызовы о пожаре
2. Ведет запись всех вызовов
3. Передает сообщения пожарным
4. Ведет связь с пожарными
Местные жители
В случае пожара:
1. Сообщают о пожарах.
2. Эвакуируются.
3. Вызывают пожарных, милицию, скорую помощь.
Огонь
Рушит горящий дом
Воспитатель: Дорогие ребята! Мы сегодня собрались в зале, чтобы еще раз поговорить о правилах осторожного обращения с огнем, о людях, которым приходится бороться с огнем. Пожарные! Сколько Вас, героев, совершивших подвиг в борьбе с огнем! Пограничники охраняют землю от незваных пришельцев. Летчики берегут небо. А пожарные? Им доверено беречь и небо, и землю, и лес, и дом – все то, что принято называть в нашей стране народным достоянием.
Ведущая: Тили – тили – тили – бом! Загорелся Кошкин дом! (ставит макет огня у домика). Кошка выскочила, глаза выпучила (садится мягкая игрушка на крышу дома)
На диспетчерский пункт поступает звонок о пожаре.
Диспетчер: Добрый день! Пожарная охрана слушает.
Местные жители: Пожар!.. Пожар!..
Один из местных жителей: называет фамилию, имя, адрес.
Диспетчер: Команда №111 на вызов по адресу…
Огонь (соответствующе развивая руками, одеждой, около дома):
У меня характер яркий, аппетит у меня жаркий. Я могу съесть целый дом, улицу, микрорайон. Мне достаточно искры, чтоб взметнулись вверх костры. Ты рукой меня не тронь. Обожжёшься! Я - …(огонь)
Одна из местных жителей: набирает воду из колодца, причитает и т.д.
Ведущая (вывозя машину): Машина пожарная - красного цвета. А ну-ка, подумай, зачем нужно это? Затем, чтобы каждый, увидев, бежал в сторонку и ехать бы ей не мешал. Ужасная скорость! Гудок, будто вой. "Стоять всем на месте!"- свистит постовой. Только машине красного цвета проезд разрешен напрямик вдоль проспекта.
Ведущий: В пять минут автомобили до пожара докатили, Стали строем у ворот, подключили шланг упругий, И, раздувшись от натуги, он забил, как пулемет.
Пожарная команда выходит и строится перед командиром. Командир командует. В это время огонь не выходит из образа: бушует, «ломает» крышу дома и т.д.
Ведущий: Широко бушует пламя. Разметавшись языками, Лижет ближние дома.
Ведущий: Отбивается Кузьма, ищет в пламени дорогу, Кличет младших на подмогу, и спешат к нему на зов Трое рослых молодцов.
Командир вместе с пожарной командой приступают к тушению пожара.
Ведущий: Топорами балки рушат, из брандспойтов пламя тушат. Черным облаком густым под ногами вьется дым.
(Пожарные действуют в соответствии с командами командира)
Ведущий: Пламя ежится и злится убегает, как лисица. А струя издалека гонит зверя с чердака.
Пожарные тушат огонь
Ведущий: Вот уж бревна почернели... Злой огонь шипит из щели:
Огонь: «Пощади меня, Кузьма, Я не буду жечь дома!»
Командир пожарной команды Кузьма:
«Замолчи, огонь коварный! — говорит ему пожарный.— Покажу тебе Кузьму! Посажу тебя в тюрьму! Оставайся только в печке, в старой лампе и на свечке!»
Пожарные с помощью «пожарной машины», местные жители с помощью подручных средств из детского стенда «Пожарная безопасность – 01» тушат пожар.
После того как потушили пожар Ведущий: Плачет Кошечка навзрыд, А Кузьма ей говорит: Командир пожарной охраны Кузьма:
«Не зальешь огня слезами, мы водой потушим пламя. Будешь жить да поживать, только чур — не поджигать!
Ведущий:
Дело сделано. Отбой. Вот Кузьма в помятой каске. Голова его в повязке, лоб в крови, подбитый глаз — Да ему не в первый раз. Поработал он недаром — Славно справился с пожаром.
Все выстраиваются.
После проведения игры подводится итог. Воспитатель проводит анализ игры: что получилось, что понравилось, выражает оценку деятельности детей.
Физкультминутки
Буратино
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся.
Руки в сторону развёл,
Ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на цыпочки встать.
Зарядка
Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать,
Руки поднимать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать.
Зарядка
Солнце глянуло в кроватку,
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться — три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.
Продуктивная деятельность: Рисование
Тема: Рисование знака «Осторожно – огонь».
Программное содержание:
1. Закрепить знания детей об огне и о правилах пожарной безопасности (ППБ).
2. Совершенствовать навыки выполнения изображения с использованием нетрадиционных техник: кляксография и рисунок под плёнкой.
3. Закреплять умение детей гармонично располагать рисунок на плоскости листа определённой формы и размера.
5. Развивать творческие способности.
6. Развивать умение правильно выбирать средства художественной выразительности.
7. Воспитывать самостоятельность.
Воспитатель:
- Ребята, давайте нарисуем такой знак, который будет предупреждать, что с огнем нужно быть очень внимательным и осторожным.
- Сначала изобразим огонь руками.
Красный цветок
(пальчиковая гимнастика)
Красный цветок, Красный цветок! (Ладони вместе, пальцы в стороны) Вьётся, трепещет его лепесток. (Попеременные движения пальцами в «цветке»)
Если не хочешь обжечь ты ладонь, (Ладони вперёд, пальцы вниз, вместе)
Этот цветок раскалённый не тронь! (Ладони вниз и хватательные движения пальцами, движения закончить на кулачках )
Знай, что цветок – это жгучий огонь. (Кулачки вместе, делаем «бутон», который раскрывается в цветок, затем попеременные движения пальцами)
Воспитатель:
- Наш знак запрещающий, поэтому мы его нарисуем в круге с красным контуром.
Дети рисуют знаки используя изобразительные техники «кляксография» и «рисунок под плёнкой».
Беседы по картинкам. Безопасность поведения летом.
1.Не купайся в неположенных местах. Купаться и нырять надо только в специально предусмотренных для этого местах. Там, где проверенное дно, чистая вода и установлены буйки, за которые нельзя заплывать. Безопасность на воде очень важна, так как люди не рыбы. Под водой дышать не умеют.
2.Осторожно грибы Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь. Собирай грибы с опытным взрослым, который тебе подскажет ядовитые они или нет. Помни, многие грибы – это яд для людей! Но их не надо уничтожать, так как они всё равно нужны для природы, их могут есть какие-то насекомые или звери.
3.Безопасное поведение в зоопарке Кормить зверей в зоопарке не надо, это может нанести им большой вред они могут заболеть и даже умереть, если съедят неподходящую пищу. В зоопарках обычно есть маленькие загоны, где дети могут под присмотром взрослых покормить кроликов, свинок, козочек или уточек специально приготовленной для них пищей. Давать животным пищу, это не только вредно для них, но и опасно для тебя! Ведь это дикое животное, оно может тебя поцарапать, схватить или укусить. Поэтому никогда не наклоняйся к клеткам и вольерам через ограничительную линию и не потягивай к животным руки.
4.Безопасное поведение на пляже Находясь на пляже, всегда носи головной убор, потому что солнце может напечь тебе голову и у тебя произойдет солнечный удар. Также помни, что людям нельзя долгое время быть на открытом солнце, поэтому старайся чаще прятаться в тень деревьев, солнечных зонтов или навесов. Нельзя долго загорать под солнцем, это очень опасно для кожи и всего организма. На пляже надо находиться большую часть времени в тени. Находясь в жаркое время на пляже, пей много воды, так как она нужна организму. На пляже ешь только те продукты, которые не портятся быстро от высокой температуры. Это овощи и фрукты. Не ешь на пляже мясо или продукты его содержащие, через двадцать минут нахождения на жарком солнце, мясо превращается в яд для нашего организма.
Беседа с детьми об огне, его пользе и опасностях связанных с ним.
- Ребята, давайте вспомним, как выглядит огонь?
(Ответы детей).
- Верно, огонь ярко-красный с оранжевыми и жёлтыми языками, он очень горячий, всё время находится в движении: трепещет, колеблется, дрожит.
С древнейших времён огонь стал другом человека, он согревал, освещал, помогал готовить пищу, отгонял диких зверей. Но людям не удалось до конца «приручить» огонь. Если огонь вырывается из-под власти человека, он, словно огненный Змей Горыныч, поджигает и губит всё на своём пути – леса, жилища, людей, скот. С силой бушующего пламени нелегко справиться.
- Ребята, а что же может стать причиной пожара?
(Ответы детей).
- Правильно! Причиной пожара могут стать и детские шалости со спичками, и неисправные электроприборы, и невнимательность и забывчивость
(например, не выключенный утюг или забытый на плите чайник), плохо затушенный костёр в лесу, ёлка украшенная свечами и бенгальскими огнями.
- Как же предотвратить пожар?
(Ответы детей).
- Конечно, ребята, надо очень осторожно обращаться с огнём, не забывать о правилах пожарной безопасности и быть всегда очень внимательными.
Беседа "Как вести себя с незнакомыми людьми"
Примерное содержание беседы: «В нашей жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди. Они могут ограбить квартиру, украсть ребёнка или даже убить человека. Какие взрослые могут быть опасными? (Люди неприятной внешности, неприятно одетые…) Всегда ли приятная внешность означает и добрые намерения? Часто приходится детям вашего возраста оставаться дома одним. Родители на работе или ушли в магазин, в больницу. Вас окружают родные стены, знакомые вам предметы, книги, игрушки. Настроение хорошее, но бывает, что его пытаются испортить злые люди. Как можно ещё назвать людей у которых цели и действия преступны? (Преступники, злоумышленники, и террористы.) Узнав, что в квартире находится один ребёнок или пожилой человек, они пытаются проникнуть в квартиру, чтобы совершить кражу, убить, взорвать дом. Мы должны помнить об этом и быть с такими людьми очень осторожными и предусмотрительными. Как могут такие люди узнать, что вы одни дома? (Ожидаемые ответы детей: «Они могут позвонить по телефону или в дверь и вежливым тоном вести беседу из которой им станет ясно, кто в квартире.»)».
Работа по картинкам:
а) Причины пожара
Посмотрите на картинку, назовите причину пожара
1) Неосторожное обращение с огнем
2) Фейерверки
3) Газовые и электрические печи
4) Оставленные без присмотра электроприборы
б) Правила поведения при пожаре
1) В задымленном помещении двигайтесь ползком
2) В задымленном помещении нужно дышать через мокрую ткань
3) Плотно закрывайте двери при эвакуации
4) Если загорелась одежда, падайте на пол и катайтесь, пока не собьете пламя
5) Прятаться при пожаре нельзя
6) Вызвать пожарных по телефону 01 или 112 (сотовый телефон, при этом не забудьте назвать адрес и кто звонит.
-Скажите, кто тушит пожары?
Работа с наглядным материалом
Рассмотрите ваши карточки. К предложенным в них ситуациям даны несколько вариантов действий; обсудите ситуации и выберите правильный, по вашему мнению, ответ. ( воспитатель помогает детям рассмотреть и озвучить изображенную ситуацию) Ситуация №1. Мальчик один дома. Звонит телефон, он поднимает трубку и слышит: – Здравствуй, мальчик! Я знакомый твоего папы, позови его, пожалуйста, к телефону. Мальчик отвечает: – Папы нет дома. Он на работе. Будет только вечером. – Папа сейчас занят. Сообщите ваш номер телефона, он вам перезвонит. Ситуация № 2. Девочка одна дома. Звонит телефон, она поднимает трубку и слышит: – Здравствуй, девочка! Я сантехник, скажи мне, пожалуйста, как мне попасть в вашу квартиру, чтобы починить кран? Девочка отвечает: – Родителей нет дома. Номер нашей квартиры 17. – У нас кран не течёт. Папа сейчас подойдёт, а я подержу собаку. Ситуация № 3. Звонок в дверь. Незнакомец ласковым голосом говорит: – Я почтальон и принёс вам письмо. Мальчик отвечает: – Оставьте письмо в двери, я сейчас разбужу родителей. – Никого дома нет. Я сейчас открою и сам возьму письмо.
Игра «Закончи стихотворение»
Не пускайте дядю в дом, если дядя незнаком! И не открывайте тёте, если мама на работе, Ведь преступник, он хитёр, притворится, что… (монтёр) Или даже скажет он, что пришёл к вам… (почтальон) Он покажет вам пакет, а под мышкой ….(пистолет). Или он надел халат, а под ним штук пять… (гранат) А за ним спешит «старушка», у неё в авоське… (пушка). В жизни всякое бывает с тем, кто двери… (открывает). Чтоб тебя не обокрали, не схватили, не украли, Незнакомцам ты не верь, закрывай покрепче… (дверь)!
Продуктивная деятельность: Лепка
Тема: «Мухомор» Цель: Научить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. Материал: Листы картона белого цвета (с заранее подготовленным рисунком) или аппликацией; пластилин белого цвета; игрушка или рисунок с изображением мухомора. Приемы лепки: «Ощипывание», «скатывание» - формирование шариков из небольших кусочков пластилина путем их катания круговыми движениями между большим и указательным (или средним) пальцами руки, «надавливание». Ход занятия: Перед началом занятия подготовьте основу для создания пластилиновой картинки – изображение на картоне гриба-мухомора. Для этого вырежьте из бумаги красного цвета шляпку и наклейте ее на лист, а ножку нарисуйте.
- Послушай загадку. Попробуй догадаться, о чем она.
Возле леса на опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый...
- Правильно, это гриб мухомор! (Покажите детям игрушечный мухомор или картинку с его изображением.)
- Давай внимательно рассмотрим мухомор. Вот у него ножка. А это шляпка. А что у мухомора на шляпке? Белые крапинки. (Дайте детям заготовку с изображением мухомора и белый пластилин.)
- Посмотрите, у вас на картинке тоже мухомор. Только чего-то у него не хватает. Как вы думаете чего? Правильно, белых крапинок на шляпке. Давайте приделаем на шляпку мухомора белые крапинки, чтобы все узнали его, не стали срывать и есть ядовитый гриб. (Предложите малышам сделать крапинки: отщипывая маленькие кусочки пластилина, большим и указательным пальцами правой руки скатать из них шарики. Пока дети делают крапинки можно почитать стихи)
Красная шляпка, белые горошки
С виду красавец, что ни говори,
Только его мы не берем в лукошко,
Он опасный очень-очень, этот самый гриб.
Шляпка красная, в горошек,
Крепкий, стройный, взгляд в упор,
На высокой белой ножке –
Это, дети, МУХОМОР.
Ну и задали задачу!
"Гриб"- мужского рода, значит,
Перед нами точно - МАЛЬЧИК.
Совершенно не пойму –
Юбочка, зачем ему?
Если уровень развития у детей мелкой моторики и навыки работы с пластилином позволяют, то можно вместе с ними изготовить шляпку гриба из пластилина. Для этого пластилин красного цвета размазывается на картонной основе, на которой предварительно изображается контур гриба.
Безопасность на улице - обсуждение ситуаций:
1.Представьте такую ситуацию: Мальчик гуляет по улице. К нему подходит незнакомый человек. – Мальчик, дай мне, пожалуйста, телефон. Надо позвонить другу. Мальчик может ответить: «У меня нет телефона» или «сейчас достану». Как по вашему мнению какой ответ в этой ситуации будет правильным? 2.Вы гуляете на улице. Подходит незнакомый человек и говорит: – Хочешь покататься на машине? Что вы будете делать? (Ожидаемые ответы: «Нельзя садится в машину с незнакомыми людьми», «Нельзя разговаривать на улице с незнакомыми людьми»…)
Продуктивная деятельность: Аппликация
Тема: Загорелся кошкин дом. Цели: учить пользоваться ножницами, вырезать из бумаги длинные и короткие полосы; закреплять навыки наклеивания деталей аппликации; воспитывать интерес к изобразительной деятельности. Оборудование; фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (горящий дом, пожарная машина, пожарная лестница); ножницы, клей, кисточка, два прямоугольника красного цвета, бумага белого цвета. Предварительная подготовка: воспитатель читает детям стихотворение С. Маршака «Кошкин дом». Дети рассматривают иллюстрации. Воспитатель. Тили-тили-тили-бом! Загорелся кошкин дом. Кошка выскочила, Глаза выпучила. Бежит курица с ведром Заливает кошкин дом. На фланелеграф прикрепляется изображение горящего дома. Но у курочки ведро маленькое, а дом у кошки большой. Кто же поможет потушить пожар? Кого надо вызывать? (Пожарных.) На какой машине они приедут? (На красной пожарной машине.) Воспитатель прикрепляет на фланелеграф изображение пожарной машины. Пожарная машина красного цвета для того, чтобы все ее хорошо видели и уступали дорогу. Ведь пожар с каждой минутой разгорается все сильнее, и кошку нужно срочно спасать. А как же пожарные смогут попасть на балкон, где находится кошка? Дом горит, и в него невозможно войти. Но у пожарных есть лестница, которая раздвигается и из маленькой превращается в длинную. На фланелеграф прикрепляется изображение лестницы. Сделаем и мы сегодня для кошки такую лестницу, спасем бедную от огня. Для того чтобы построить такую лестницу, нужны две длинные полоски и несколько коротких. Воспитатель показывает детали аппликаций. Отрежьте от прямоугольника две длинных полоски красной бумаги, а затем несколько коротких. Воспитатель показывает приемы выполнения данной операции, напоминает детям о правилах безопасности при работе ножницами. Дети нарезают полоски. А теперь сложите из полос лестницу. Вот она какая большая у вас получается. Но чтобы она у нас быстро не сломалась, приклеим все детали к бумаге. Воспитатель показывает детям, как правильно наносить клей на детали и приклеивать их к бумаге. Дети соединяют детали аппликации. Работы детей выставляются на стенде. Воспитатель. Сколько хороших крепких лестниц вы изготовили! Теперь уж точно пожарные спасут кошку. С огнем ты, кошка, не шути! Попасть в беду легко. За печкой и огнем следи, Тогда все будет хорошо.
Инсценировка стихотворения М. Тамбовцевой-Широковой «Находчивый Дима»
В - ль: Просмотрите сценку и ответьте на вопрос: – Какое настроение вызывает у вас эта история? ( за автора и грабителя читает воспитатель)Автор: «Ноль, один, два, три, четыре! Дима был один в квартире. Тишина со всех сторон. Вдруг проснулся телефон. Зазвенел, заголосил, трубку снять скорей просил. В трубке – голос незнакомый: Грабитель: «Мальчик, взрослые есть дома? Если дома – позови! Своё имя назови» Дима: «Папы с мамой дома нет!» Автор: Дима произнёс в ответ. Дима: «А зовут меня – Димон!» Автор: Засмеялся в телефон. Незнакомец попрощался, Передать привет просил, Дима трубку положил И опять один остался. Час прошёл, потом второй… В дверь звонок: Грабитель: «Димон, открой!» Автор: Прибегает Дима к двери: Дима: «Кто там?» Грабитель: «Папа!» Дима: «Нет, не верю: папа мой в командировке вы меня надули ловко: Я узнал вас: вы звонили, обмануть меня решили? Но не всё смогли узнать. Дверь не стану открывать!» Грабитель: «Слишком, парень, ты колючий, ничего, подыщем ключик –Больно ты, Димон, крутой! Не мальчишка – Буратино! Может рядом есть Мальвина? Так, держись – достану вас: Я – ужасный Карабас!» Автор: Но находчивый Димон вспомнил тут про телефон.
Крикнул громко и сердито из-за двери он бандиту:
Дима: «Можешь не стараться в дверь напрасно прорываться:
Автор: Телефон быть другом может: если надо, он поможет!»
Вопросы по содержанию:
Какие ошибки совершил Дима?
В чём проявилась его находчивость?
Назовите телефоны служб, которые могут вам помочь в трудную минуту..
В - ль: - Ребята, послушайте и постарайтесь запомнить пословицы, которые подходят к ситуации в данном стихотворении:
«По секрету всему свету».
«Держи язык за зубами».
«Мир не без добрых людей».
«Ошибка – не вина, учит людей разуму».
«Страх – плохой советчик».
«Кто много болтает – беду на себя накликает».
(К данной ситуации подходит пословица «Кто много болтает – беду на себя накликает»).
Чтение художественной литературы.
Чтение стихотворения Т. Загвоздкиной «Планету засорять нельзя»
Собрались как-то малыши веселиться от души.
С огнем устроили бедлам, в костер бросали всякий хлам.
Дым густой и едкий скрыл деревьев ветки.
Если рядом кто идет закрывает нос и рот.
Нет, сказать бы недоучкам, чем опасны эти штучки:
Ну, во-первых, что костер на расправу к детям скор.
Во-вторых, что дым вот этот собираясь над планетой
Костров, объединяя крохи, станет экокатастрофой.
Как солнцу этот слой пробить, чтобы греть нам и светить?
А еще, скажите людям, чем дышать тогда мы будем?
На заводы мы пеняем, их отходы проверяем,
Не загрязняли чтоб природу, не мешали жить народу.
А к кострам же почему нету дела никому?
Если ими пренебречь, чистый воздух не сберечь.
Всем нам, кстати, надо знать как экологию спасать.
Чтобы солнце нам светило и дышать нам легче было.
Мы не станем жечь костры из пластмассы и листвы.
И скажем всем своим: друзья, планету засорять нельзя!
Обсуждение прочитанного. Воспитатель задаёт детям вопросы: почему люди, проходя через задымленные от костра места, закрывают нос и рот; полезные или опасные вещества находятся в дыме; куда они попадают, поднимаясь вверх; чем больше костров тем больше или меньше дыма; что будет если дым от многих костров поднимется вверх, будет ли людям легче или труднее дышать; можно ли сжигать листья и пластиковый мусор в костре; куда следует выбрасывать пластиковые бутылки из-под напитка?
Художественное слово
Он теперь такой послушный, что примерней не сыскать. Если станет ему скучно, книжки будет он читать! Шалуном он был когда-то. Стать послушным каждый может! Эти правила, ребята, надо выучить Вам тоже! Их совсем не так уж много, но вам твердо надо знать: Электричество не трогать, высоко не залезать, Все, что спрятано на полках и в шкафах закрыто где-то: Спички, ножницы, иголки, все опасные предметы, И на улице, и дома в руки никогда не брать. И к собакам незнакомым во дворе не приставать. Если кто-то неизвестный приглашает погостить, Вы ему ответьте честно: - Мне к чужим нельзя ходить! Ни зимой, ни даже летом, вы запомните друзья: Путешествовать по свету без родителей нельзя! Ноги в лужах не мочите, крышки люков обходите, Маму слушать обещайте, правила не нарушайте!
Список литературы:
Белая К.Ю. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников. М., 1998.