Деловая игра на тему: «Развитие грамматического строя речи детей при помощи дидактических упражнении»
Освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение, т. е. только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками.
Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, правильно излагать свои мысли. Ушинский называл грамматику «логикой языка».
Овладение грамматическим строем оказывает огромное значение на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе. В детском саду не ставится задача изучения законов грамматики, знакомства с ее категориями и терминологией, все правила и законы языка постигаются детьми в практике живой речи.
Вот несколько упражнений, попробуем поиграть, чтобы иметь в дальнейшем представление о том, каким образом можно помочь ребенку.
Цель: отработка формы родительного падежа единственного числа.
Оборудование: картинки с изображением листьев или листья из гербария.
- у меня листок липы, а у тебя?
- у меня листок осины. И т. Д.
Цель: отработка формы родительного падежа единственного числа.
Оборудование: плоскостной макет стакана, круги разного цвета.
Коричневый круг – чай, кофе;
Белый круг – молоко, кефир;
Красный круг – кисель, сок, морс;
Желтый – компот, квас, сок;
Прозрачный круг – вода.
Педагог выбирает круг определенного цвета, кладет его на макет стакана и говорит: стакан, сока, стакан кваса. И т. Д.
Цель: образование слов при помощи суффиксов.
Оборудование: картинки с изображением животных и их детенышей.
У кошки котенок.
У лисы лисенок. И т. д.
Цель: отработка формы винительного падежа единственного числа.
Оборудование: предметные картинки с изображением животных.
- Охотник поймал в лесу кого?
Ответы педагога с опорой на предметные картинки.
Цель: научить ребенка составлять предложения по опорным словам.
дети, гулять, парк. – Дети гуляют в парке.
Аквариум, рыбка, плавать. – Рыбка плавает в аквариуме.
Спать, кукла, кровать. – Кукла спит в кровати.
Цель: отработка формы винительного падежа.
Оборудование: картинки с изображением животных.
Мясо – волку;
Малину – медведю;
Мед - …
Морковку - … и т. д.
Цель: отработка формы творительного падежа единственного числа.
- Догадайся, с чем ведро, если в нем вода?
- Ведро с водой.
- С чем ведро, если в нем снег?
- ведро со снегом. И т. п.
Цель: образование слов при помощи суффиксов.
- Какой суп из фасоли? – фасолевый.
- Какой суп из гороха? (рыбы, курицы, свеклы, овощей, грибов и т. д)
- Какая каша из пшена? – пшенная.
(из геркулеса, манки, гречки, рис и т. д.)
Усвоение грамматических форм – сплошная интеллектуальная деятельность, на каждом занятии ребенок решает поставленную перед ним умственную задачу. Поэтому занятия и игры – упражнения должны вызывать у детей положительные эмоции, проходить интересно, живо. Играя, изменяя слова и образуя новые словоформы, дети много раз их повторяют и запоминают непроизвольно.