Просмотр содержимого документа
«Блокада Ленинграда»
БЕСЕДА О БЛАКАДЕ ЛЕНИНГРАДА
Интеграция образовательных областей: Познание, социализация, чтение художественной литературы, коммуникация, физическая культура, музыка, художественное творчество.
Дидактическая цель: обогащать представления детей о зимней природе средствами интеграции познавательной, изобразительной, речевой деятельности.
Вид занятия: интегрированное.
Задачи:
-Уточнить и расширить знания о характерных признаках зимы.
-Активизировать словарь по теме «Зима».
-Вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку.
-Развивать навыки общения и речь.
-Расширить представления детей о зимовке диких животных наших лесов. Учить устанавливать связи между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями зимнего сезона.
-Уточнить, чем питаются дикие животные, как добывают себе пищу, как называется их жилище.
-Упражнять детей в образовании существительных родительного падежа и составлении простого предложения по картинкам.
-Воспитывать любовь к птицам, желание им помогать в зимних условиях.
-Закреплять у детей практические навыки аппликации; формировать пространственные представления – учить правильно располагать изображения на листе бумаги; формировать интерес и положительное отношение к аппликации.
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, продуктивная, двигательная.
Материал: Елочки, снежинки, игрушки диких животных и их следов, для медведя сделана берлога, в ней спит медведь, аудиозапись “Зимняя мелодия”, мелодии, характеризующие характерные особенности животных (заяц, лиса,), тонированный лист ватмана, на нем нарисованы следы животных, заготовки елочек, деревьев, животных, живущих в лесу, клей-карандаш, салфетки для рук.
Средства обучения для педагога: картинки с изображением зимних забав детей, деревья для оформления группы, зимняя музыка, письмо.
Предшествующая работа: Наблюдения за сезонными изменениями в природе зимой, беседы о характерных признаках зимы, чтение стихов о зиме, загадок о животных, рассматривание иллюстраций, заучивание слов для сценок «Лиса» и «Заяц». составление описательных рассказов (из личного опыта, по серии сюжетных картин, чтение художественной литературы.
Ход образовательной деятельности.
1. Организационный момент.
(звучит негромкая музыка, дети входят в группу)
Воспитатель: Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
- Ребята, я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
(Воспитатель читает стихотворение И. З. Сурикова "Белый снег пушистый…")
Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И наутро снегом поле забелело,
Точно пеленою все его одело.
Темный лес – что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно.
Воспитатель: О каком времени года говорится в стихотворении? (В стихотворении говорится о зиме)
2. Введение в тему.
(Звучит негромкая тихая музыка)
Воспитатель: Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших, мягких валенках, ступает тихо, не слышно.
Ребята мы сегодня отправимся путешествовать в зимний лес.
– Мы наденем валенки, шапки, шубки, застегнем их на все пуговички, завяжем шарфы и обязательно наденем рукавички. (Дети, подражая воспитателю, имитируют движения.)
– Теперь мы все одеты, и можно идти на улицу.
Имитационное упражнение “Мы шагаем по сугробам”
Мы шагаем по сугробам, (Дети идут, высоко поднимая ноги)
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали,
И в лесу мы оказались.
3. Основная часть.
Воспитатель: Вот мы и в лесу. Посмотрите, как красиво кругом! Прислушайтесь дети. Какая тишина, не слышно птичьих голосов, только скрипит под ногами искристый снежок. А вы знаете, как называются деревья, которые растут в нашем лесу? (Ели, берёзы, липы, дубы, осины)
Воспитатель: Правильно. Ребята, а что это такое? Здесь под ёлкой письмо, очень странное оно, вместо марок три снежинки, а конверт из чистой льдинки (обращает внимание на письмо)
Воспитатель читает содержание письма.
«Дорогие ребята, здравствуйте! Сейчас зима, птицам зимой холодно и голодно. Они прилетают к домам людей. Вы должны заботиться о птицах и подкармливать их. А теперь я загадаю вам загадку. Положил я в птичью кормушку ветку сушеной рябины и хлеб. Прилетели маленькие серенькие птички, вы много видите их зимой, хлеб склевали, а рябину не трогают. Смотрю, сели на кормушку другие птички: грудка у них красная, хвост, концы крыльев и голова темно-синие, на крыльях по белой полоске. Ягод на ветке не осталось. Что это были за птицы? Потом прилетели птички с желтыми грудками. Они очень любят лакомиться салом. Как называются эти птицы? Жду вашего ответа. Лесовичок»
Воспитатель: О каких птицах говориться в письме?
Дети: Снегирь, синица, воробей.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, а вы согласны что «Зима – чудесное время года!». Объясните почему. Расскажите, за что вы любите зиму.
Составление творческих рассказов на тему «За что я люблю зиму»
Воспитатель: А давайте с вами поиграем.
Дидактическая игра «Зимние слова»
Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, связанное с зимой. (Снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, персики, загорать, снегопад, лыжи).
Отгадывание зимних загадок.
Все его зимой боятся –
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице ... (мороз)
С неба он летит зимой,
Не ходи теперь босой,
Знает каждый человек
Что всегда холодный ... (снег)
Под ногами у меня
Деревянные друзья.
Я на них лечу стрелой,
Но не летом, а зимой. (лыжи)
Не сосите, сорванцы,
Ледяные леденцы!
Сам глотаю я пилюльки,
Потому что ел ... (сосульки)
Он из снега одного,
Из морковки нос его.
Чуть тепло, заплачет вмиг И растает ... (снеговик)
Он когда-то был водой,
Но сменил вдруг облик свой.
И теперь под Новый год
На реке мы видим ... (лед)
Он и добрый, он и строгий,
Бородой до глаз зарос,
Красноносый, краснощекий,
Наш любимый ... (Дед Мороз)
Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько красивых снежинок, возьмите их. Положите снежинку на ладошку, сделайте вдох носом и, выдох ртом, подув на снежинку. Мы с вами покружимся так же красиво, как наши снежинки.
Игра на дыхание (под спокойную музыку)
Воспитатель: Ребята, как называется явление природы, которое у нас сейчас получилось?
Дети: Снегопад.
Воспитатель: Летом нет чего?
Дети: Снегопада.
Образование родительного падежа.
Аналогично проводится работа со словами: вьюга, метель, сугроб, лед.
Воспитатель: Ребята, а вы не замерзли в зимнем лесу?
Дети: Да замерзли.
Воспитатель: В лесу стало холодно, мы можем заболеть.
Я предлагаю Вам погреться. Что надо сделать, чтобы не заболеть?
Дети: Выпить горячий чай и больше двигаться.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам выполнить со мной игровые упражнения.
Да-да-да – Наступили холода (Потереть ладошки друг о друга)
Да-да-да – Превратилась в лед вода (Мягко провести большими пальцами
рук по шее сверху вниз)
Ду-ду-ду – Поскользнусь я на льду. (Указательными пальцами
помассировать крылья носа)
Ду-ду-ду – Я на лыжах иду. (Растереть ладонями уши)
Ды-ды-ды – На снегу есть следы. (Приставить ладони ко лбу «козырьком»
и энергично растирать лоб движениями
в стороны – к середине лба.
Ди-ди-ди – (Хлопки в ладоши)
Ну, заяц, погоди! (Погрозить пальцем)
Воспитатель: Но, что это, ребята? Я вижу какие-то отпечатки на снегу. Как вы думаете, что это? Правильно, это следы. А вы знаете, чьи они? (нет) Сейчас мы пойдем по следу, и все вместе попробуем отгадать, кто же оставил этот след.
Дидактическое упражнение “Узнай животное по следу, отгадав загадку”
Хозяин лесной, просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Правильно, это медведь. А вот и его дом. Кто скажет, как он называется? (Берлога).
Правильно, медведь уже лег в спячку в своей берлоге. Посмотрите, какие у него большие следы. Они немножко похожи на следы человека, только у медведя длинные, острые когти.
А как медведь готовится к зиме? (Он накапливает много жира, и всю зиму спит в берлоге).
Пойдем, посмотрим, чей же следующий след.
Прыг да скок – исчез трусишка,
Это маленький …. (Зайчишка)
Да, правильно, молодцы. Это зайчишка оставил свои следы.
Посмотрите, у него следы, похожие на овал. Большие – это задние лапы, а поменьше – передние.
Кто хочет рассказать, как зимует заяц? (К зиме меняет шубку на белую, прячется под кусточком, всех боится, кушает веточки деревьев.)
А есть ли у зайчика свой дом? (Нет, он спит под кустом).
Чьи же еще следы остались на снегу?
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост – ее краса.
Этот зверь лесной?... (Лиса)
Правильно, это лиса. Посмотрите, у нее следы похожи на цветок.
А, кто хочет рассказать, как зимует лиса? (Одевается в теплую шубку, живет в норе, охотится на мышек и зайчиков)
Кто знает, как называется домик лисы? (Нора)
Воспитатель: Давайте представим, что мы с вами тоже лесные звери и вышли поиграть на полянке. Мы все превращаемся в лисичек. (Один ребенок проговаривает слова и показывает, а другие дети изображают лисичек)
Воспитатель: Ребята, вот и подошла к концу наша прогулка по лесу, я предлагаю вернуться в детский сад и всем вместе сделать аппликацию о том, что мы с вами видели в лесу, согласны? Тогда в путь: