Материал: Иллюстрации к русской народной сказке «Маша и медведь», сказка
«Маша и медведь», картинки о пожаре, грибы, герои Незнайка и профессор,
картинки для плаката «Опасности в лесу».
Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Маша и медведь».
Ход занятия:
Детей встречают Незнайка и профессор.
«Дорогие ребята, здравствуйте! Хочу попросить у вас помощи. На улице наступила
весна, стало тепло и мне очень хочется побывать в лесу, но мой друг Знайка
говорит, что в лесу человека подстерегают опасности. Вы ходите в д/сад и много
чего знаете. Ребята, поможете мне разобраться, что за опасности могут
ожидать меня в лесу?
Профессор.
-Ребята поможем Незнайке?
-Закройте глаза. (Звучит музыка)
-Мы очутились в лесу.
- Как здесь красиво! Какие же здесь могут быть опасности?
-Как вы думаете, что это за опасность?
В лесу можно заблудиться.
- Правильно! В походе или просто гуляя по лесу, очень легко заблудиться.
-Опасностью №1 в лесу можно заблудиться. -Ребята, давайте вспомним, в каких сказках герои заблудились в лесу, и как они находили дорогу? - «Маша и медведь», «Три медведя». -А теперь сядьте удобнее, сейчас я дам иллюстрации к этим сказкам, а вы расскажите, чем закончились сказки. ( Дети делятся на две подгруппы). — Что же надо делать, чтобы не заблудиться в лесу? Не ходить в лес одним, а с взрослыми. -Правильно! Чтобы не заблудиться, не ходи в лес один. -Ребята, но ведь и Машенька была не одна с подружками, а все равно заблудилась. Почему? Машенька ушла от подружек, собирая ягоды. -Так как же нужно вести себя в лесу, если ты пришел с родителями? Надо держаться вместе. - Правильно! В лесу нужно держаться вместе. -Как только потеряешь из вида родителей, кричи громче, что бы можно было найти друг друга по голосу. Когда вы заблудились в темном лесу И встретите злую сову, Вы крикните, только по громче, "АУ!" И вам отзовется "АУ!" Профессор предлагает детям попробовать позвать друг друга.
Физминутка. - Не смотря на то, что Машенька потерялась, она не растерялась, пошла по лесу и набрела на избушку. Но это в сказке, а на самом деле, что нужно делать? Ответы детей. -Правильно! если ты заблудился в лесу, не поддавайся паники, не беги, куда глаза глядят. Присядь, внимательно прислушайся к звукам, может быть, откуда-нибудь слышатся шум машин, поездов, лай собак, говорящие о близости людей. Постарайся понять, откуда идет звук, и иди, в этом направлении. Если звук становится громче — ты идешь правильно. Самое главное знай - тебя найдут! Словесная игра «Можно — Нельзя». -Ребята, а хотите поиграть в игру с кружками (зеленый- можно, красный- нельзя) «Можно — Нельзя». Дети становятся в круг. — Ходить одному в лес за грибами, да за ягодами. — Ходить с подружками и друзьями — Ездить с родителями в лес. — Убегать от родителей, увидев в чаще леса красивую полянку — Все время находиться вместе с родителями. - Идем дальше. Знак «Берегите лес от пожара». Какая еще опасность подстерегает нас в лесу? Лесные пожары. - Как вы думает, от чего может возникнуть пожар? -Верно, причиной лесных пожаров становится, прежде всего, небрежность и неосмотрительность людей или шалости детей из-за брошенной горящей спички. Но причиной пожара может стать и такая линза (показываю). Она может собрать солнечные лучи в одну точку и стать поводом для пожара. Такой линзой пользуются дети постарше, которые ходят в школу. Сначала тлеют тонкие
сухие былинки, а потом ветки. Огонь становится все больше и больше. Запомните, дети, с такой линзой играть нельзя, небольшое пламя приводит к большим лесным пожаром, а тушить лесные пожары могут только взрослые - пожарные и спасатели используя специальную технику, самолеты ,вертолеты. - Ребята, хотите послушать, что случилось однажды в лесу? В жаркий день одна семья отдыхала в лесу, а сын Миша играл с линзой. Папа позвал его играть в мяч! Наигравшись семья отправилась домой, а Миша в спешке забыл свою линзу. Солнечные лучи собрались в одну точку у линзы, и от их тепла стала тлеть высохшая трава. Как вы думаете, что случилось потом? Дети придумывают события дальше. - Ребята помните пословицу ‘’В одной коробке сто пожаров’’. Почему так говорится? Потому что в одной коробке лежит много спичек, и каждая может стать причиной пожара. -Ребята давайте подумаем и вспомним, какие правила нужно знать, чтобы не случилось беды - пожара: 1. Костер разводят только со взрослыми. 2. Никогда не поджигай сухую траву и листья. 3. Не оставляй рядом с костром свою одежду. 4. Не стоит разводить костры очень большие и при сильном ветре, так как искры могут зажечь соседние деревья. 5. Уходя надо убедиться, что костер, потушен. Нельзя оставлять тлеющие угли - налетевший ветер может раздуть из них пламя. 6. Лучше всего залить костер водой или засыпать землей. 7. Опасно находиться возле костра с распущенными волосами. Идем дальше: “Опасно клещи” (знак) - Дети, кто знает, что это за знак?
-Почему красный цвет? (Цвет опасности) Здесь на полянке много различных насекомых. Давайте разобьемся на две команды. Одна группа - отбирает насекомых, которые опасны для человека, другая – которые не опасны для человека. И расскажите, почему выбрали именно этих насекомых. - Какие правила нужно знать! 1. На прогулку в лес следует одевать длинные брюки, свитер с длинным рукавом. 2.Открытые участки тела необходимо обрабатывать мазью от комаров. 3. Ни в коем случае нельзя трогать осиное гнездо, иначе осы вылетят и больно ужалят. 4. Стараться быть спокойным, если возле тебя летает пчела, не надо махать руками, нужно перейти в другое место. 5. Не мешать муравьям, они тебя не укусят. Отгадайте загадку: - Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы! Ножка есть, но нет сапожек, Шляпка есть – нет головы (гриб) Не все грибы наши друзья. Есть и злейшие враги, ядовитые грибы. Если человек съест их, у него наступит отравление, а иногда и смерть. Ой, смотрите, сколько грибов в лесу! Давайте, вспомним какие грибы мы соберем, а какие оставим и не возьмем с собой. Дети собирают съедобные грибы. Затем проверяем. - А ядовитые грибы можно срывать, топтать? Почему? - Давайте, ещё раз вспомним, какие опасности нас ожидают в лесу и сделаем для
Незнайки плакат “Опасности в лесу”. На столе картинки, нужно выбрать и наклеить на плакат все опасности. - Спасибо, ребята, вы хорошо справились и помогли Незнайке. Я думаю, он теперь с удовольствием пойдет в лес, и будет соблюдать все правила безопасности. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Рефлексия. -Ребята, вы сегодня меня порадовали своими знаниями. -Что вы почувствовали, когда оказались в лесу? -Вам было страшно? - А что понравилось вам?