Просмотр содержимого документа
«Арттерапия для педагогов»
АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ.
Профессия педагога — одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Достаточно быстро происходит эмоциональное истощение, известное как «синдром эмоционального выгорания». Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: быть покинутым, не найти поддержки и др.
Синдром хронической усталости лежит в основе многих психосоматических заболеваний, происхождение которых напрямую связано с состоянием души человека. В результате повышаются тревожность и агрессивность, процветает самоцензура, ограничивающая свободное творческое самовыражение личности педагога. Под действием этого личность вскоре приобретает такие деформации, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные и речевые стереотипы, авторитарность.
Почему мы заинтересовались этой темой? Если в системе образования и воспитания появляются какие-либо инновации, они направлены в основном на ребенка. А как же педагог? Надо признать, что он остается один на один со своими проблемами. А проблемы педагога — это проблемы всего общества.
Замечательным инструментом излечения педагогов служит арт - терапия, т.е. лечение искусством. Педагоги самостоятельно могут применять методику самовосстановления тела, души, а также меры, предупреждающие возникновение «синдрома эмоционального выгорания». Арт - терапия создает условия для самопознания, саморазвития, самоутверждения, творческого самовыражения педагога. Кроме того, ее можно использовать для коррекции черт личности человека. По заключениям ученых, после занятий арт - терапией позитивно изменяются состав крови, общее состояние организма и психики взрослого, загруженного бременем проблем. Все просто, доступно и не требует от вас особенных затрат времени или денег. Но при этом практика работает! Арт - терапия может быть как основным, так и вспомогательным методом терапии. Она основана на следующих механизмах воздействия: искусство позволяет в скрытой символической форме реконструировать травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через повторное моделирование.
Творчество всегда было средством преодоления страха, возникшего в связи с каким-либо внутренним конфликтом. Кроме того, такая терапия приносит человеку удовольствие. Она позволяет «выпустить пар» — дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.
В основном арт - терапия базируется на изобразительном искусстве, но существуют и другие ее разновидности. Например, музыко-, сказко-, телесно ориентированная терапия и многие другие. В нашем коллективе мы используем технологии «Квиллинг» и «Канзаши».
Цель работы — улучшить физическое и эмоциональное состояние педагога, помочь снять хроническую усталость и эмоциональную опустошенность, открыть творческий потенциал, повысить работоспособность и укрепить позитивное отношение к своей профессии.
Арт - терапия — один из грамотно организованных методов методической работы в ДОУ, а это залог успешной деятельности всего педагогического коллектива. Большое значение при этом имеет использование новых и интересных форм, таких как «Мастерская». Мастерские представляют собой небольшие группы (6—8 чел.), где педагоги настраиваются друг на друга и получают как индивидуальную, так и групповую поддержку, что также служит терапевтическим моментом.
Каждая мастерская разрабатывается с учетом того, какой контингент педагогов будет присутствовать, в работе мастерской могут принимать участие не только педагоги, но и младшие воспитатели. Во время работы в арт - терапевтических группах или по другим формам работы по арт - терапии с педагогами происходят только позитивные трансформации.
Данный метод, помогающий педагогам работать в интерактивном стиле и передавать свои знания коллегам и детям, — очень интересная и полезная форма оздоровления души и тела. Он дает возможность раскрыть человека и познать себя; провести более точную расстановку кадров, снять напряжение, чувство страха, придает чувство уверенности в себе, свои силы, т.е. педагоги могут самостоятельно реабилитировать свое физическое и психическое здоровье.
Работы педагогов украшают помещения детского сада, служат сувенирами и подарками на праздниках, являются предметами эстетического удовольствия.