kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Арттерапия в работе педагога-психолога. Мандалатерапия".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для успешной социализации в своей работе я использую арттерапию, особенно мандалатерпиию. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Арттерапия в работе педагога-психолога. Мандалатерапия".»

Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования способствует тому, чтобы ребенок проявлял положительное отношение к миру, обладал чувством собственного достоинства, развитым воображением, активно взаимодействовал со сверстниками и взрослыми.

Для успешной социализации воспитанников в детском саду я активно используются различные арт-терапевтические методы. Одним из которых является мандалотерапия.

Мандалотерапия– одно из направлений арт-терапии (исцеление искусством). На наш взгляд, это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей.

Мандала в переводе означает "круг" или "колесо". Мандала всегда симметрична, внутри нее преобладают геометрические фигуры. Мандала - это символ целостности и гармонии.

В психологии мандалу впервые начал использовать швейцарский психиатр Карл Густав Юнг.

Для педагога - психолога мандала имеет ценность как арт-терапевтический метод в коррекционной, диагностической и развивающей работе с детьми.

Данный вид деятельности в нашем дошкольном учреждении используется с детьми в таких направлениях, как:

  •  раскрашивание мандал-раскрасок;

  •  мандала на песке;

  •  создание собственных мандал из декоративных мелких камней, природного материала.

Дети в ходе индивидуальных и подгрупповых занятий раскрашивают мандалы, начиная от простых узоров, заканчивая более сложными.

Цель данной работы:

  • коррекция эмоциональной сферы дошкольника, нормализация поведения (раскрашивание готовых мандал-раскрасок);

  • изучение взаимоотношений детей в подгруппе (создание индивидуальных мандал с последующим созданием коллективной композиции);

  • формирование самоуверенности на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала;

  • диагностика и коррекция конкретной проблемы;

  • развитие творческих способностей;

  • развитие мелкой моторики руки.

Также есть и другие возможности применения мандал в актуальных направлениях психокоррекционной работы педагога - психолога с детьми:

- активизация ресурсных состояний личности;

- психокоррекция накопившегося раздражения и агрессии;

-психокоррекция эмоциональной гиперчувствительности или напротив, алекситимии (сложность в отреагировании чувств, эмоций);

- психокоррекция страхов и тревог;

- сопровождение адаптации;

- психосоматические проблемы;

- сплочение группы на основе духовного сближения, коллективного творчества;

- повышение концентрации и внутреннего равновесия (например, у гиперактивных детей);

- коррекция расстройств мелкой моторики и нервного напряжения;

- воспитание терпеливости и аккуратности.

С какого возраста можно заниматься созданием мандал?

1–2 года - Рисование в пустом круге (в этом возрасте важны цвет и форма). Рисование вместе с мамой безопасными пальчиковыми красками (четыре основных цвета: красный, желтый, синий, зеленый).

3–5 лет - Раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Гуашь, цветная пастель масляная, работа с цветным песком (восемь цветов: красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Также можно использовать различные природные материалы, крупы, макаронные изделия, пряжу, нити и прочее (клей ПВА для закрепления материалов).

6–7лет - Раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Можно уже использовать в работе более сложные акварельные краски.

Правила работы практического психолога с детьми при использовании мандал:

1. Ребенку предлагается несколько мандал на выбор (то, что ему ближе по настроению).

2. Ребенок самостоятельно выбирает материалы для работы и цветовую гамму.

3. На одном занятии ребенку предлагается только одна мандала.

4. Практикуется использование музыкального сопровождения.

5. Педагог не вмешивается в работу ребенка, без его согласия.

6. Психолог следит за состоянием напряжения/расслабленности в процессе работы.

7. Не высказываются оценочные комментарии по поводу работы.

8. После работы ребенку предлагается дать название мандале, которую он изобразил, проводиться беседа по поводу работы, анализ его деятельности (допускаются корректные наводящие вопросы).

Создание собственных мандал из разнообразного материала (цветной песок, соль, камушки, кристаллы) развивает творческие способности, детскую фантазию, мелкую моторику руки. При работе с цветным песком используется набор из нескольких цветов, или же песочница. Можно использовать 1 кг цветного песка и разровнять его по поверхности песочницы. При желании дети украшают изображение стразами, бусинками. По окончании работы можно предложить детям дать название своим «волшебным кругам», рассказать о проделанной работе. Таким образом, работа с мандалами оказывает не только коррекционное воздействие на личность ребенка, а еще способствует развитию речи детей дошкольного возраста.

Данный вид деятельности положительно влияет на гиперактивных детей, снижает уровень тревожности, повышает концентрацию внимания, способствует развитию творческих способностей.

Модификации мандалотерапии могут использоваться в работе психологов, дефектологов, логопедов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Арттерапия в работе педагога-психолога. Мандалатерапия".

Автор: Гореленко Юлия Анатольевна

Дата: 15.02.2024

Номер свидетельства: 645710


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства