В теории современного управления педагогическим коллективом все большее предпочтение отдаётся гуманистическому стилю управления как альтернативе директивному. Руководить – приводить сотрудников к успеху и самореализации личности, направлять их деятельность на достижение всего коллектива в целом.
При оценке эффективности управления одним из критериев должно стать здоровье сотрудников (физическое, психическое, социальное и нравственное), без которого немыслимо нормальное функционирование и развитие всего коллектива в целом.
В большей степени на здоровье человека влияют стрессогенные ситуации, которые возникаю как профессиональной , так и в личной жизни. Но члены педагогического коллектива наиболее подвержены профессиональным стрессам. По данным медицинской статистики 70% заболеваний педагогических работников носят психосоматический характер. В этой связи руководитель должен уметь выбрать методы управления коллективом во избежание стрессогенных ситуаций.
Стресс – научный термин, который звучит теперь повсюду. Фразу «все болезни от нервов» уверенно трансформируем «все болезни от стрессов». Вполне оправданно возникает мысль - остерегаться любой ценой излишних эмоций, меньше уделять внимание заботам и тревогам, не ставить серьёзных целей, т.к. это связано с поиском, неопределённостью и риском, а значит, стрессогенно. Вряд ли такой учитель (работник) необходим школе (любому коллективу).
Вся наша жизнь в постоянном сдерживании себя вступает в противоречие с эволюционно закрепившейся реакции «нападения и бегства». Стресс - этот не только зло, но и великое благо, без которого бы наша жизнь была бесцветное, безрадостное прозябание.
Правильное понимание положительных и отрицательных сторон стресса, их адекватное использование или предотвращение, умение управлять стрессовым состоянием помогут сохранить здоровье педагога, создать условия для их эффективной трудовой деятельности, а также создать благоприятный микроклимат в педагогическом и ученическом коллективах.
В современной практике управления сохраняются противоречия:
- между стремлением руководителя выбрать общую систему норм и правил управления целым коллективом и безусловное их выполнение с одной стороны и дифференцированным, сугубо индивидуальным подходом к каждому сотрудник с другой стороны;
- между использованием в управлении чисто профессиональных качеств учителя и стремление максимально направить их на достижение результата с одной стороны и игнорированием внутреннего физического, психологического, и эмоционального состояния учителя;
- между осознанием необходимости индивидуального подхода в управлении с одной стороны и неумением осуществлять такой подход из-за слабой теоретической и практической подготовки в области физиологии и психологии с другой стороны.
Решение проблем видится через необходимость изучения вопрос об управлении стрессами с позиции сохранения здоровья сотрудников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Управление педагогическим стрессом" »
Заместитель руководителя МАОУ- Лицей № 88
Гильметдинова М.А.
г. Екатернинбург
Управление педагогическим стрессом
«Даже самая благожелательная семья
не может дать вам средство справится со стрессом,
связанным с работой, а Ваш босс может это сделать»
Г.Селье
В теории современного управления педагогическим коллективом все большее предпочтение отдаётся гуманистическому стилю управления как альтернативе директивному. Руководить – приводить сотрудников к успеху и самореализации личности, направлять их деятельность на достижение всего коллектива в целом.
При оценке эффективности управления одним из критериев должно стать здоровье сотрудников (физическое, психическое, социальное и нравственное), без которого немыслимо нормальное функционирование и развитие всего коллектива в целом.
В большей степени на здоровье человека влияют стрессогенные ситуации, которые возникаю как профессиональной , так и в личной жизни. Но члены педагогического коллектива наиболее подвержены профессиональным стрессам. По данным медицинской статистики 70% заболеваний педагогических работников носят психосоматический характер. В этой связи руководитель должен уметь выбрать методы управления коллективом во избежание стрессогенных ситуаций.
Стресс – научный термин, который звучит теперь повсюду. Фразу « все болезни от нервов» уверенно трансформируем « все болезни от стрессов». Вполне оправданно возникает мысль - остерегаться любой ценой излишних эмоций, меньше уделять внимание заботам и тревогам, не ставить серьёзных целей, т.к. это связано с поиском, неопределённостью и риском, а значит, стрессогенно. Вряд ли такой учитель (работник) необходим школе (любому коллективу).
Вся наша жизнь в постоянном сдерживании себя вступает в противоречие с эволюционно закрепившейся реакции «нападения и бегства». Стресс - этот не только зло, но и великое благо, без которого бы наша жизнь была бесцветное, безрадостное прозябание.
Правильное понимание положительных и отрицательных сторон стресса, их адекватное использование или предотвращение, умение управлять стрессовым состоянием помогут сохранить здоровье педагога, создать условия для их эффективной трудовой деятельности, а также создать благоприятный микроклимат в педагогическом и ученическом коллективах.
В современной практике управления сохраняются противоречия:
- между стремлением руководителя выбрать общую систему норм и правил управления целым коллективом и безусловное их выполнение с одной стороны и дифференцированным, сугубо индивидуальным подходом к каждому сотрудник с другой стороны;
- между использованием в управлении чисто профессиональных качеств учителя и стремление максимально направить их на достижение результата с одной стороны и игнорированием внутреннего физического, психологического, и эмоционального состояния учителя;
- между осознанием необходимости индивидуального подхода в управлении с одной стороны и неумением осуществлять такой подход из-за слабой теоретической и практической подготовки в области физиологии и психологии с другой стороны.
Решение проблем видится через необходимость изучения вопрос об управлении стрессами с позиции сохранения здоровья сотрудников.
В книге В. Панкратова и С. Корина «Игра против стресса» приведены данные о вероятности возникновения стрессов для людей разных профессий. Профессия учителя находится на 4 месте по вероятности стрессовых ситуаций. «Учительский» стресс имеет преимущественно психоэмоциональную природу. В этой связи интерес представляет устойчивость учителя к эмоциональному стрессу. В зависимости от ситуации нервной системой формируется эмоциональная реакция, которая в крайних проявлениях (гнев или страх) соответствует крайнему поведению (нападению или бегству).
Учительский коллектив , как правило, женский коллектив, и большинство стрессовых ситуаций чаще всего инсценируются и воспроизводятся самими членами коллектива. Канадский учёный Эллис утверждал, что эмоциональные расстройства – не результат событий, имевших место в жизни, а следствие убеждений человека по отношению к этим событиям
Предметом анализа руководителя должно стать исследование потенциала стрессоустойчивости членов педагогического коллектива с целью сохранения здоровья и повышения эффективности управления.
Занимаясь вопросами психологии управления педагогическим стрессом, прихожу к выводам:
- руководителю важно знать, почему в одном случае стресс становится дистрессом (разрушающе - отрицательным), а в другом эвстрессом (мобилизующее - положительным);
- от человека, утомлённого в жизни стрессами, вероятнее ждать дистресса;
- у каждого члена коллектива психоэмоциональные способности индивидуальны, поэтому один и тот же стрессогенный фактор вызовет противоположные реакции;
- именно в этом заключена возможность управления стрессорными реакциями человека, а для этого его необходимо познакомить с его уровнем стрессогенных факторов и его песихоэмоционльными способностями;
- управлять целым коллективом необходимо, учитывая индивидуальные психоэмоционльные способности, уровень здоровья, способность противостоять стрессам и умело направлять переход стресса к эвстрессу.
Безусловно, помощником руководителю в образовательной организации должен стать психолог. К сожалению, в образовательных организациях школьные психологи , если они есть в штатом расписании , занимаются вопросами детской психологии, но не вопросами управления педагогическим стрессом педагогов.
Цель руководителя можно сформулировать так: выявить потенциал стрессоустойчивости коллектива и разработать управленческие мероприятия по повышению стрессоустойчивости, сохранению здоровья с целью эффективного управления коллективом
Задачи
Оценить социальное стрессогенное поле каждого сотрудника
Выявить уровень тревожности членов педагогического коллектива
Оценить эмоциональную устойчивость и возможность выполнения текущей работы без «сбоев» в состоянии здоровья
Спланировать мероприятия по оздоровлению сотрудников, повышению их стрессоустойчивости как условие эффективного управления педагогическим коллективом.
В помощь руководителю можно посоветовать книгу основоположника концепции неспецифической реакции организма на стресс Г. Селье « Стресс без дистресса», книгу
В. Панкратова и С. Коркина « Игра против стресса», методики известных учёных – психологов Люшера и Спилбергера.
Умелое эффективное управление педагогическим стрессом позволит максимально адаптировать процесс управления к возможностям и способностям каждого, создаст реальные условия для профессионального самосовершенствования учителя и его самореализации.