kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Управление педагогическим стрессом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

        В теории современного управления педагогическим коллективом все большее предпочтение отдаётся гуманистическому стилю управления как альтернативе директивному. Руководить –  приводить сотрудников к успеху и самореализации личности, направлять их деятельность на достижение всего коллектива в целом.

      При оценке эффективности управления одним из критериев должно стать здоровье сотрудников (физическое, психическое, социальное и нравственное), без которого немыслимо нормальное функционирование и развитие всего коллектива в целом.

       В большей степени на здоровье человека  влияют стрессогенные ситуации, которые возникаю как профессиональной , так и в личной жизни. Но  члены педагогического коллектива  наиболее подвержены профессиональным стрессам. По данным медицинской статистики 70% заболеваний педагогических работников носят психосоматический характер. В этой связи руководитель должен уметь выбрать методы управления коллективом во избежание стрессогенных ситуаций. 

       Стресс – научный термин, который звучит теперь повсюду.  Фразу «все болезни от нервов» уверенно трансформируем «все болезни от стрессов». Вполне оправданно возникает мысль - остерегаться любой ценой излишних эмоций, меньше уделять внимание заботам и тревогам, не ставить серьёзных целей, т.к. это связано с  поиском, неопределённостью и риском,  а значит, стрессогенно. Вряд ли такой учитель  (работник) необходим школе (любому коллективу).

       Вся наша жизнь в постоянном сдерживании себя вступает в противоречие с эволюционно закрепившейся реакции  «нападения и бегства». Стресс  - этот не только зло, но и великое благо, без которого бы наша жизнь была бесцветное, безрадостное прозябание.

       Правильное понимание положительных и отрицательных сторон стресса, их адекватное использование или предотвращение,  умение управлять стрессовым состоянием  помогут сохранить здоровье педагога, создать условия для их  эффективной трудовой  деятельности, а также создать благоприятный микроклимат в педагогическом и ученическом коллективах.

         В современной практике управления сохраняются противоречия:

-  между стремлением  руководителя выбрать общую систему норм и правил управления целым коллективом и безусловное их выполнение с одной стороны и дифференцированным, сугубо индивидуальным подходом к каждому сотрудник  с другой стороны;

- между использованием в управлении чисто профессиональных качеств учителя и стремление максимально направить их на достижение результата с одной стороны и игнорированием внутреннего физического, психологического, и эмоционального состояния учителя;

-  между осознанием необходимости индивидуального подхода в управлении с одной стороны и неумением осуществлять такой подход из-за слабой теоретической и практической подготовки в области физиологии и психологии с другой стороны.

     Решение проблем видится через необходимость изучения вопрос об управлении стрессами с позиции сохранения здоровья сотрудников.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Управление педагогическим стрессом" »

Заместитель руководителя МАОУ- Лицей № 88

Гильметдинова М.А.

г. Екатернинбург

Управление педагогическим стрессом


«Даже самая благожелательная семья

не может дать вам средство справится со стрессом,

связанным с работой, а Ваш босс может это сделать»

Г.Селье


В теории современного управления педагогическим коллективом все большее предпочтение отдаётся гуманистическому стилю управления как альтернативе директивному. Руководить – приводить сотрудников к успеху и самореализации личности, направлять их деятельность на достижение всего коллектива в целом.

При оценке эффективности управления одним из критериев должно стать здоровье сотрудников (физическое, психическое, социальное и нравственное), без которого немыслимо нормальное функционирование и развитие всего коллектива в целом.

В большей степени на здоровье человека влияют стрессогенные ситуации, которые возникаю как профессиональной , так и в личной жизни. Но члены педагогического коллектива наиболее подвержены профессиональным стрессам. По данным медицинской статистики 70% заболеваний педагогических работников носят психосоматический характер. В этой связи руководитель должен уметь выбрать методы управления коллективом во избежание стрессогенных ситуаций.

Стресс – научный термин, который звучит теперь повсюду. Фразу « все болезни от нервов» уверенно трансформируем « все болезни от стрессов». Вполне оправданно возникает мысль - остерегаться любой ценой излишних эмоций, меньше уделять внимание заботам и тревогам, не ставить серьёзных целей, т.к. это связано с поиском, неопределённостью и риском, а значит, стрессогенно. Вряд ли такой учитель (работник) необходим школе (любому коллективу).

Вся наша жизнь в постоянном сдерживании себя вступает в противоречие с эволюционно закрепившейся реакции «нападения и бегства». Стресс - этот не только зло, но и великое благо, без которого бы наша жизнь была бесцветное, безрадостное прозябание.

Правильное понимание положительных и отрицательных сторон стресса, их адекватное использование или предотвращение, умение управлять стрессовым состоянием помогут сохранить здоровье педагога, создать условия для их эффективной трудовой деятельности, а также создать благоприятный микроклимат в педагогическом и ученическом коллективах.

В современной практике управления сохраняются противоречия:

- между стремлением руководителя выбрать общую систему норм и правил управления целым коллективом и безусловное их выполнение с одной стороны и дифференцированным, сугубо индивидуальным подходом к каждому сотрудник с другой стороны;

- между использованием в управлении чисто профессиональных качеств учителя и стремление максимально направить их на достижение результата с одной стороны и игнорированием внутреннего физического, психологического, и эмоционального состояния учителя;

- между осознанием необходимости индивидуального подхода в управлении с одной стороны и неумением осуществлять такой подход из-за слабой теоретической и практической подготовки в области физиологии и психологии с другой стороны.

Решение проблем видится через необходимость изучения вопрос об управлении стрессами с позиции сохранения здоровья сотрудников.

В книге В. Панкратова и С. Корина «Игра против стресса» приведены данные о вероятности возникновения стрессов для людей разных профессий. Профессия учителя находится на 4 месте по вероятности стрессовых ситуаций. «Учительский» стресс имеет преимущественно психоэмоциональную природу. В этой связи интерес представляет устойчивость учителя к эмоциональному стрессу. В зависимости от ситуации нервной системой формируется эмоциональная реакция, которая в крайних проявлениях (гнев или страх) соответствует крайнему поведению (нападению или бегству).

Учительский коллектив , как правило, женский коллектив, и большинство стрессовых ситуаций чаще всего инсценируются и воспроизводятся самими членами коллектива. Канадский учёный Эллис утверждал, что эмоциональные расстройства – не результат событий, имевших место в жизни, а следствие убеждений человека по отношению к этим событиям

Предметом анализа руководителя должно стать исследование потенциала стрессоустойчивости членов педагогического коллектива с целью сохранения здоровья и повышения эффективности управления.

Занимаясь вопросами психологии управления педагогическим стрессом, прихожу к выводам:

- руководителю важно знать, почему в одном случае стресс становится дистрессом (разрушающе - отрицательным), а в другом эвстрессом (мобилизующее - положительным);

- от человека, утомлённого в жизни стрессами, вероятнее ждать дистресса;

- у каждого члена коллектива психоэмоциональные способности индивидуальны, поэтому один и тот же стрессогенный фактор вызовет противоположные реакции;

- именно в этом заключена возможность управления стрессорными реакциями человека, а для этого его необходимо познакомить с его уровнем стрессогенных факторов и его песихоэмоционльными способностями;

- управлять целым коллективом необходимо, учитывая индивидуальные психоэмоционльные способности, уровень здоровья, способность противостоять стрессам и умело направлять переход стресса к эвстрессу.

Безусловно, помощником руководителю в образовательной организации должен стать психолог. К сожалению, в образовательных организациях школьные психологи , если они есть в штатом расписании , занимаются вопросами детской психологии, но не вопросами управления педагогическим стрессом педагогов.

Цель руководителя можно сформулировать так: выявить потенциал стрессоустойчивости коллектива и разработать управленческие мероприятия по повышению стрессоустойчивости, сохранению здоровья с целью эффективного управления коллективом

Задачи

  • Оценить социальное стрессогенное поле каждого сотрудника

  • Выявить уровень тревожности членов педагогического коллектива

  • Оценить эмоциональную устойчивость и возможность выполнения текущей работы без «сбоев» в состоянии здоровья

  • Спланировать мероприятия по оздоровлению сотрудников, повышению их стрессоустойчивости как условие эффективного управления педагогическим коллективом.

В помощь руководителю можно посоветовать книгу основоположника концепции неспецифической реакции организма на стресс Г. Селье « Стресс без дистресса», книгу

В. Панкратова и С. Коркина « Игра против стресса», методики известных учёных – психологов Люшера и Спилбергера.

Умелое эффективное управление педагогическим стрессом позволит максимально адаптировать процесс управления к возможностям и способностям каждого, создаст реальные условия для профессионального самосовершенствования учителя и его самореализации.

Заместитель руководителя МАОУ- Лицей № 88

Гильметдинова М.А.

г. Екатернинбург



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Директору

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья "Управление педагогическим стрессом"

Автор: Гильметдинова Марина Александровна

Дата: 14.12.2014

Номер свидетельства: 143592

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(252) "Статья  «Профессиональная компетентность педагогов как условие соблюдения прав детей на полноценное нравственно-духовное образование»"
    ["seo_title"] => string(150) "stat-ia-profiessional-naia-kompietientnost-piedaghoghov-kak-usloviie-sobliudieniia-prav-dietiei-na-polnotsiennoie-nravstvienno-dukhovnoie-obrazovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "312181"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459316871"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "«Организация совместной работы социального педагога и органов системы профилактики » "
    ["seo_title"] => string(92) "orghanizatsiia-sovmiestnoi-raboty-sotsial-nogho-piedaghogha-i-orghanov-sistiemy-profilaktiki"
    ["file_id"] => string(6) "150691"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420543639"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Личностно-ориентированное обучение на уроках биологии. "
    ["seo_title"] => string(61) "lichnostno-oriientirovannoie-obuchieniie-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "126041"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415109467"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства