kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект «Выбор» (организация профессиональных проб для учащихся образовательного учреждения).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта - создание условий для профессионального самоопределения и активизации творческого потенциала личности обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Выбор» (организация профессиональных проб для учащихся образовательного учреждения).»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 153 с углубленным изучением иностранных языков» г. Перми







Проектная линия

«Выбор»

(организация профессиональных проб для учащихся образовательного учреждения)








Проект разработали:

директор школы Н.Р. Исаева

заместитель директора по ВР С.Б. Постникова















Пермь, 2017


Введение

Проблема подготовки школьников к жизненному и профессиональному самоопределению в современных социально-экономических условиях становится все более актуальной. Наиболее не подготовленными к рыночным отношениям оказались выпускники общеобразовательных школ, специальных средних и высших учебных заведений. Одной из основных причин этого является отсутствие целенаправленной профессиональной ориентации на всех возрастных этапах в системе непрерывного образования. Одним из способов решения указанных проблем является организация и проведение профессиональных проб.

Школа как один из важнейших социальных институтов должна оказывать учащимся помощь в адаптации к новым производственным отношениям за счет создания условий для личностного психологического роста и повышения уровня информированности о различных аспектах современного мира труда.

Профессиональная проба — профессиональное испытание, или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.

В ходе профессиональных проб для учащихся:

даются базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности; моделируются основные элементы разных видов профессиональной деятельности; определяется уровень готовности школьников к выполнению проб; обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб.

Цель проекта:

- создание условий для профессионального самоопределения и активизации творческого потенциала личности обучающихся.


Задачи проекта:

- использовать современные информационные технологии в работе с учащимся по профессиональной ориентации;


- расширять кругозор учащихся в мире профессий; пробуждать в них мотивацию к профессиональному самоопределению;


- воспитывать сознательное отношение к выбору профессии и уважение к человеку труда;


- привлекать учащихся к участию в профессиональных пробах через анкетирование и выявлять сферу интереса к той или иной рабочей профессии;


- оформить сменный информационный стенд о востребованных профессиях в Перми и Пермском крае.


- ориентировать учащихся на востребованность определенных профессий в Перми и Пермском крае.


Длительность проекта - 3 года

Профессиональные пробы дифференцируются по возрасту учащихся

Таблица 1. Классификация профессиональных проб по возрасту

Классы

Характер профессиональных проб

1—4

Пропедевтический

5—7, 8—9, 10—11

По уровню готовности к их выполнению, по содержанию, формам и средствам их реализации


Особенности профессиональных проб. Профессиональная проба является средством актуализации профессионального самоопределения и активизации творческого потенциала личности школьника. Такой подход ориентирован на расширение границ возможностей традиционного трудового обучения в приобретении учащимися опыта профессиональной деятельности.

В этой связи особенностями профессиональной пробы являются следующие:

  • 1) диагностический характер пробы, т.е. на каждом этапе профессиональной пробы осуществляется диагностика общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК);

  • 2) результатом каждого этапа и итога профессиональной пробы является получение завершенного продукта деятельности — изделия, узла, выполнение функциональных обязанностей профессионала;

  • 3) процесс выполнения пробы направлен на формирование у школьников целостного представления о конкретной профессии, группе родственных профессий, сферы, их включающей;

  • 4) развивающий характер профессиональной пробы, направленный на интересы, склонности, способности, ПВК личности школьника, достигаемый за счет постепенного усложнения выполнения практических заданий профессиональной пробы в соответствии с уровнем подготовленности школьников к ее выполнению, внесения в содержание пробы элементов творчества и самостоятельности;

  • 5) профессиональная проба выступает как системообразующий фактор формирования готовности школьников к выбору профессии. Она интегрирует знания школьника о мире профессий данной сферы, психологических особенностях деятельности профессионала и практическую проверку собственных индивидуально-психологических качеств, отношения к сфере профессиональной деятельности.

Таким образом, профессиональная ориентация – включает в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, освоение практических навыков в выбранной сфере деятельности, а также, что особенно важно, занятий по психологии.

Аспекты профессиональной ориентации:

социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический, практический.

Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.

Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

Практический аспект - включает задачи по освоению элементарных навыков трудовой деятельности учащихся, в выбранной ими сфере деятельности.


Ресурсное обеспечение проекта

Классный руководитель: опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:

  • составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;

  • организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

  • ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);

  • помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;

  • организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях района;

  • организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия поселка;

  • оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;

  • проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;

  • организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.

Учителя-предметники:

  • способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:

  • обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общие трудовые, профессионально важные навыки;

  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

  • проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;

  • адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.

Библиотекарь:

  • регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;

  • изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях;

  • обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);

  • регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д)

Социальный педагог:

  • способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;

  • оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;

  • осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;

  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

Школьный психолог:

  • изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся

  • осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;

  • проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;

  • проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;

  • осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;

  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

  • приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии;

  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;

  • создает базу данных по профдиагностике.

Медицинский работник:

  • используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;

  • проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;

  • оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;

  • оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.


Направления и формы работы.

Организационно-методическая деятельность

  • Работа координаторов по профориентационной работе с учащимися.

  • Методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.

Работа с учащимися

  • Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;

  • Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.);

  • Анкетирование, диагностика;

  • Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия)

  • Встречи с представителями предприятий, учебных заведений

  • Проведение нестандартных уроков, открытых уроков, мероприятий в рамках месячника профориентации «знакомство с профессиями», элективных курсов;

  • Проектная деятельность, профессиональная проба.

Работа с родителями

  • проведение родительских собраний, (общешкольных., классных.);

  • лектории для родителей.

  • индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;

  • анкетирование родителей учащихся;

  • привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;

  • помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;

  • помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;



Этапы организации работы по овладению профессиональными пробами и социальными практиками среди учащихся основной школы

Этапы

Классы

Основное содержание

Форма работы

Результат

1

этап

5-7

1. Диагностика способностей, личных характеристик, соотнесение своих возможностей;

2.Знакомство с особенностями разных профессий;

3.Участие в разнообразных видах деятельности, в том числе проектной деятельности;

-деловые игры,

-беседы-лекции

- профигры,

- игры-путешествия.

-диагностика;

-проекты

-встречи с интересными людьми

-урок

Ученики познают мир профессий, требования профессии к человеку, проводят диагностика качеств личности, получают представления о себе в этом мире.

2

этап

8-11

1.Изучение профессиональной направленности учащихся и будущей сферы деятельности.

2. Сбор пакета документов по организации профессиональной пробы (нормативно-правовая база организации проф. проб);

3. Распределение учащихся на группы и микрогруппы.

4. Распределение и закрепление мест прохождения профессиональных практик.

5.Разработка заданий для профессиональной пробы.

6.Посещение занятий по профессиональной пробе.

7.Организация и проведение итоговой конференции по окончанию профессиональных проб и практик (представление отчётов, проектов, презентаций учащихся)

- диагностическая работа,

-проведение мастер-классов по профессиям с получением готового продукта;

-исследовательская деятельность,

-составление профессиограмм,

-проведение сюжетно-ролевых экономических игр, круглых столов, внеурочных мероприятий (праздники, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм),

- организация публичных самопрезентаций учащихся «Мир моих увлечений».

Осознанный выбор профиля обучения, а в дальнейшем и профессии





Организация взаимодействия с  учреждениями и предприятиями г. Пермь



Социальные партнеры (предполагаемые):

  • ГБПОУ «Пермский политехнический колледж имени Н.Г. Славянова»

  • Пермский Национальный Исследовательский Политехнический университет.

  • ГБУЗ ПК «ГДП № 3»

  • Редакция газеты «Перемена - Пермь»

  • ООО «Лазаревские берега»

  • ПРОО ВПЦ «Гроза»









Критерии эффективности и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению

Критерии

Показатели

9 класс

11 класс

Когнитивный

 

1. Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств.

2. Владение способами самодиагностики и саморазвития.

3. Знание многообразия мира труда и профессий; необходимости профессионального выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями.

3. Знание предметной стороны профессиональной деятельности; общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК).

4. Понимание специфики профильного обучения, его значения для профессионального самоопределения.

4. Знание своих интересов, склонностей, способностей.

Мотивационно- ценностный

 

1. Заинтересованность в получении знаний.

2. Положительное отношение к продолжению обучения в соответствии с избираемым профилем.

3. Осознанная мотивация на профильное обучение как условие для достижения поставленной цели выбора желаемой профессиональной деятельности.

4. Осознание необходимости выбора профиля обучения на основе соотнесения своих профессиональных намерений с личностными склонностями и возможностями.

5. Адекватное отношение к себе как субъекту выбора профиля обучения, самостоятельность и активность при осуществлении выбора.

1. Устойчивые познавательные интересы.

2. Отношение к избираемой профессиональной деятельности (понимание общественной и личной значимости избираемой профессиональной деятельности, присутствие интереса к избираемой профессии в системе ценностных ориентаций).

3. Адекватная самооценка ПВК.

4.Положительная динамика качественных результатов по итогам за год, в том числе и успешная сдача ЕГЭ по предметам соответствующего профиля;

5.Успешное поступление выпускников соответственно профиля в ВУЗы Пермского края и России;

Деятельностно- практический

1. Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей.

2. Проявление своего творческого потенциала, коммуникативности и самостоятельности в достижении наивысших результатов по интересующим, профессионально значимым учебным дисциплинам.

2. Готовность к исследовательской, преобразовательной и коммуникативной деятельности в избранной сфере.

3. Ориентация на творчество.

4. Стремление к совершенствованию ПВК.

5.Успешная адаптация выпускника к новым условиям;





Предполагаемые трудности и способы их преодоления

Трудности проекта

Способы их преодоления

Загруженность педагогов

  1. Делегирование полномочий педагогов.

  2. Приглашение специалистов (психологов из психологического центра)

Срыв сроков плана мероприятий проекта по объективным причинам

  1. Корректировка плана мероприятий проекта.

  2. Приглашение специалистов (психологов из психологического центра).

  3. Делегирование полномочий ответственных за проведение мероприятия.

Отказ от социального партнерства

    1. Поиск новых социальных партнеров для организации профессиональных проб.










ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Перспективы проекта

В ходе профессиональных проб учащимся даются базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности; моделируются основные элементы разных видов профессиональной деятельности; определяется уровень готовности школьников к выполнению проб; обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб.

Учащиеся соотносят свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии, составляют личный, профессиональный план, используют приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности, навыки самопрезентации и уверенного поведения, анализируют информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах в условиях современного рынка, пользуются сведениями о путях получения профессионального образования.































Список литературы

Аверкин В.Н. Путевка в жизнь. Образование, профессия, карьера: учеб.-справ. пособие для 9,10,11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2005.

Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. - Санкт-Петербург: Речь, 2006.

Болсуновская Н. Профориентация в Интернете: О сайтах и профориентационных ресурсах в Интернет // Народное образование. - 2007.

Выпускник перед выбором пути: социально-нравственный облик. Под редакцией Бабосова , Минск, Народная Асвета,1988.

Грецов А.Г. Выбираем профессию: советы практического психолога. - СПб.: Питер, 2007.

Зеер Э.Ф. Психология профессий. - Екатеринбург: УГППУ, 1997.

Климов Е. А. Как выбирать профессию. Изд. 2-е, доп. и дораб. / Е. А. Климов. М.: «Просвещение», 1990.

Немова Н.В. Профильная ориентация девятиклассников: элективные курсы и «образовательные информационные карты» / Н.В.Немова // Директор школы. – 2005, № 6.

Орёл В.Е. Психологические основы профориентационной работы со школьниками. Ярославль, 1990.

Рекомендации по реализации профильного обучения на третьей ступени общего образования в форме индивидуального учебного плана обучающегося // Управление школой: Прил. К газете «Первое сентября». – 2004, № 8.

Школа и выбор профессии. /Под ред. А.Е.Голомштока, М., 1970.

Щербо И.Н. Реализация профильного обучения в школе / И.Щербо. – Директор школы. – 2005, № 4.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Директору

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Исаева Наталия Романовна

Дата: 10.10.2017

Номер свидетельства: 431740

Похожие файлы

object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЧАСТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. "
    ["seo_title"] => string(148) "priedprofil-naia-podgotovka-obuchaiushchikhsia-s-intielliektual-nymi-narushieniiami-v-usloviiakh-obshchieobrazovatiel-nogo-chastnogo-uchriezhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "244819"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446018060"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Рабочая программа по технологии для девочек 6 класса"
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaiaproghrammapotiekhnologhiidliadievochiek6klassa"
    ["file_id"] => string(6) "283000"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453749249"
  }
}
object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа по технологии для 7 класса (модифицированный вариант) "
    ["seo_title"] => string(77) "rabochaia-proghramma-po-tiekhnologhii-dlia-7-klassa-modifitsirovannyi-variant"
    ["file_id"] => string(6) "119016"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413306257"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства