Подпрограмма "Здоровье" является составляющей частью Программы развития школы. Разработка школьной подпрограммы «Здоровье» продиктована стремлением на новом уровне удовлетворить образовательные, духовные потребности учащихся, их родителей, в полной мере использовать творческий потенциал коллектива. Срок реализации проходитв три этапа: подготовительный, формирующе-преобразующий, итогово-обобщающий. Подпрограмма «Здоровье» основана на принципах природосообразного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов к здоровьюсбережению в ОУ
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Нормативно-правовая и документальная основа подпрограммы
Стратегические цели подпрограммы
Задачи, обеспечивающие достижение поставленных целей
Основные направления реализации подпрограммы
Условия реализации подпрограммы
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы (предполагаемые результаты и индикаторы их достижения)
Методика оценки эффективности реализации подпрограммы
Критерии эффективности реализации подпрограммы
Заключение
8-20
20
Приложение №1 «Программа мониторинга состояния здоровья учащихся»)
Приложение №2 План спортивно-оздоровительной работы с учащимися на 2013-2014 учебные годы
Приложение №3 Компьютерная презентация «Спортивное оборудование». Приложение №4 Фотоматериал. Инфраструктура, обеспечивающая оздоровительную работу с учащимися, родителями, педагогами
Приложение №5 Договор на предоставление мед.услуг.
Приложение №6 План работы МКОУ Вочуровская СОШ и Знаменского ФП. Приложение №7 Материал для проведения бесед по пропаганде ЗОЖ фельдшером Знаменского ФП
Приложение № 8 Планы работы спортивных секций, клубов
Приложение № 9 Копия публикации
Приложение №10 Видеоматериал. Занятие спортивного клуба «Волна»)
Приложение №14 Нормативно-правовая и документальная основа подпрограммы
Приложение № 15 Этапы и сроки реализации подпрограммы (с описанием каждого этапа
Приложение №16 План мероприятий подпрограммы
Приложение №17 Пропаганда ЗОЖ
Обоснование необходимости реализации подпрограммы
Актуальность
«Здоровье – всему голова» - так издавна считается в народе. «Высшее благо медицины – здоровье», - говорили ещё в древней Греции. «Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье», утверждал Генрих Гейне. В этих высказываниях заложена великая мудрость.
Тема здоровья детей в последние годы из разряда узкоспециальных переходит в категорию общезначимых, давая ученым пищу для исследований, а медикам – повседневную работу. По данным статистики коэффициент здоровья в России составляет 0,2 , это означает, что из 10 человек здоровы только двое. Во введении к СанПиН 2.4.2.576-96 “Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений” констатируется, что только 10 % детей школьного возраста могут считаться здоровыми. Причину детских болезней и психических недугов следует искать не только в социально-экономических бедствиях и экологических катастрофах, но, прежде всего, в школе. Эта проблема не обходит стороной и нашу школу.
Описание опыта работы решения проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся в МКОУ Вочуровская СОШ
В МКОУ Вочуровская СОШ – большой опыт по здоровьесберегающей деятельности. Для педагогического коллектива школы здоровье – это одна из базовых профессиональных ценностей. Коллектив ОУ ориентирован на поиск и внедрение здоровьесберегающей технологий и на обеспечение высоких достижений учащихся за счет подбора адекватных технологий педагогической деятельности, а не увеличения нагрузки учащихся.
В школе с 2008 по 2013 год реализовывалась целевая подпрограмма «Здоровое будущее», являющаяся структурной единицей Программы развития школы (рассчитанной на 2008-2013год).
В ОУ уделяется большое внимание созданию оптимальных условий для работы педагогов. Регулярно проводятся медицинские осмотры, диспансеризация, вакцинация и другие профилактические мероприятия. В школе осуществляется целенаправленная работа по развитию физической культуры учащихся и формированию здорового образа жизни. Эта работа осуществляется по следующим направлениям:
формирование ценностного отношения учащихся к проблемам здоровья;
осуществление мониторинга здоровья учащихся (Приложение №1 «Программа мониторинга состояния здоровья учащихся»)
реализация систем спортивных мероприятий и двигательной активности учащихся как компонента воспитательной работы школы (Приложение №2 План спортивно-оздоровительной работы с учащимися на 2013-2014 учебные годы);
организация рационального питания;
создание материально-технического обеспечения формирования здорового образа жизни и развитии физической культуры учащихся (Приложение №3 Компьютерная презентация «Спортивное оборудование». Приложение №4 Фотоматериал. Инфраструктура, обеспечивающая оздоровительную работу с учащимися, родителями, педагогами)
сотрудничество с ФАП (Приложение №5 Договор на предоставление мед.услуг. Приложение №6 План работы МКОУ Вочуровская СОШ и Знаменского ФП. Приложение №7 Материал для проведения бесед по пропаганде ЗОЖ фельдшером Знаменского ФП)
Урочная и внеурочная деятельность дополняют друг друга и направлены на укрепление здоровья детей.
Программы физкультурно-оздоровительной направленности и спортивно-массовые мероприятия реализуются и через систему организации досуга учащихся. Они также являются важным моментом здоровьесозидающей деятельности. Большое внимание уделяется организации динамических пауз, как вовремя уроков, так и вне.
Школа является активным участником различных спортивно-массовых мероприятий, в которых задействованы все участники образовательного процесса (учащиеся, родители и педагоги). В школе работают спортивные секции, клубы (Приложение № 8 Планы работы спортивных секций, клубов).
Спортивные секции организованы не только для учащихся школы, но и для молодежи села (Приложение № 9 Копия публикации). Создана спортивная секция для педагогов школы, которые своим примером пропагандируют здоровый образ жизни. (Приложение №10 Видеоматериал. Занятие спортивного клуба «Волна»)
Не только физическому, но и духовному воспитанию, как одному из механизмов оздоровления и воспитания подрастающего поколения уделяется значительное внимание.
В ОУ налажена реализация системы просветительской работы по формированию у учащихся, педагогов и родителей культуры отношения к своему здоровью. Кроме того, в школе ведется работа социального характера:
Диагностические мероприятия:
-составление социального портрета школы (классов); - выявление подростков, нуждающихся в психологической и социально-педагогической помощи.
Профилактические мероприятия:
- совместная работа с КДН при администрации сельского поселения, администрации Мантуровского муниципального района по взаимодействию с неблагополучными семьями;
- проведение мероприятий по профилактике употребления психоактивных веществ, алкоголизма, табакокурения;
- проведение индивидуальных консультаций для родителей, испытывающих трудности в воспитании детей.
Анализ внешних и внутренних факторов потенциала развития (SWOT-АНАЛИЗ)
Внешние факторы
Возможности
Угрозы
Наличие государственного заказа в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Поддержка со стороны отдела образования администрации Мантуровского муниципального района.
Наличие нормативного обеспечения здоровьесберегающей деятельности.
Наличие муниципальной системы профилактики беспризорности и правонарушений.
Низкий уровень культуры здоровья в обществе.
Увеличение числа социально неблагополучных семей и детей с ослабленным здоровьем.
Относительно низкий культурный уровень социума
Отсутствие целевого финансирования здоровьесберегающей деятельности ОУ.
Внутренние факторы
Преимущества
Недостатки
Наличие высококвалифицированных специалистов и сотрудничества с психолого-медико-социальной службой в районе.
Хороший профессиональный уровень педагогов. Соответствие педагогических работников ОУ уровням квалификации.
Наличие опыта инновационной деятельности в области здоровьесбережения.
Наличие кружков и секций в ОУ и в организациях социальных партнеров школы, реализующих программы дополнительного образования детей здоровьеразвивающей направленности.
Недостаточная готовность педагогов к деятельности в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Отсутствие у части подростков твердых жизненных установок.
Несоответствие ресурсов (финансовых, материально-технических) конкретному социальному заказу
Недостаточное использование всех возможных ресурсов для привлечения дополнительного финансирования
Характеристика основных проблем, на решение которых направлена подпрограмма
Проведя анализ физически-психологического самочувствия школьников с точки зрения здоровьесберегающей среды, мы выделили ряд проблем по сохранению и укреплению здоровья обучающихся:
сохранение и укрепление физического здоровья детей;
проблема создания положительного психологического климата и активной жизненной позиции субъектов образовательного процесса;
организацию социально-профилактической работы с учащимися, в том числе создание условий для адаптации вновь прибывших детей;
формирование культуры здоровья субъектов образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей).
проблемы улучшения материально-технической базы
Для решения вышеперечисленных проблем необходимо создание в школе условий, обеспечивающих реализацию в ОУ системы эффективной здоровьесберегающей деятельности.
Решение данных проблем в МКОУ Вочуровская СОШ возможно, благодаря разработанной в ОУ подпрограмме «Здоровье» (в рамках Программы развития ОУ "Системное применение инновационных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе как одно из средств его совершенствования" на 2014-2019 гг.), направленной на создание здоровьесберегающей среды и на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса.
Эта подпрограмма опирается на существующие научно обоснованные подходы к организации здоровьсберегающей образовательной среды. Кроме того, существенным условием для решения вышеперечисленных проблем является наличие в ОУ хорошо подготовленных специалистов к реализации здоровьесберегающей деятельности, использованию в образовательном процессе современных здоровьесберегающих технологий.
Для достижения эффективных результатов необходима согласованная работа всех специалистов и совместная работа в данном направлении со специалистами муниципальных структур, обеспечивающая единое организационно-методическое сопровождение школы, целенаправленное и планомерное включение ресурсов района в здоровьесберегающую деятельность ОУ.
Ресурсы: -квалифицированные кадры с опытом работы с использованием здоровьесберегающих технологий (Приложение №11 Копии документов, подтверждающих профессионализм пед.кадров)
-развитие службы здоровья ОУ,
-опыт работы в данном направлении,
-опыт работы ОУ с социальными партнерами,
- наличие комплексной системы обеспечения безопасности в ОУ.
Кадровые ресурсы
В школе работает хороший стабильный коллектив, слаженный по своему составу и творческий по своей сути, всегда готовый к восприятию новых методик, с интересом следящий за новейшими разработками в области образования.
Большая группа сопровождения
Малая группа сопровождения
Классный руководитель
Медицинский работник
Педагоги - предметники
Социальный педагог
Педагоги дополнительного образования
Педагог-организатор
Школьный библиотекарь
Классный руководитель
Родители
Приложение №12 Сведения о кадровом составе
Материально-технические ресурсы
В школе имеется оборудованный спортивный зал, спортивная площадка, медицинский кабинет, компьютерный класс для проведения уроков здоровья, кабинет ОБЖ, хорошо оснащенные предметные кабинеты.
Работает кабинет социального педагога, педагога-психолога.
Подвоз школьников осуществляется школьным автобусом, оборудованным в соответствии требованиям безопасности.
В школе функционирует библиотека, укомплектованная литературой, необходимой для выполнения творческих, проектных, исследовательских работ учителей и учащихся. За каждым классом закреплен учебный кабинет.
Приложение №13 Характеристика помещений ОУ
Методические ресурсы.
К ним относятся:
методические разработки уроков педагогов ОУ с применением здоровьесберегающих технологий.
Программы, которые реализуются в рамках научно-методического сопровождения здоровьесберегающей деятельности ОУ: подпрограмма «Здоровье», программа мониторинга состояния здоровья учащихся.
Методические рекомендации по работе с семьей, по организации здоровьесберегающей среды в ОУ и пр.
Методические разработки по проведению семинаров, бесед и круглых столов по проблематике здоровьесбережения (для учащихся педагогов и родителей).
Методические разработки проведения классных часов по указанной проблематике.
Информационные ресурсы.
Информационная поддержка деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, осуществляется с помощью ежегодных планов работы школы и социальных структур, ежемесячных планов работы, регулярного обновления сайта школы, освещение деятельности школы в средствах массовой информации (муниципальные: газета «Авангард», газета «Гермес-ИНФО»).
В современных условиях сложились неблагоприятные тенденции в демографических процессах и состоянии здоровья детей; их острота требует безотлагательного решения.
В настоящее время дети очень мало бывают на свежем воздухе, снижена их двигательная активность, недостаточно занимаются физическим трудом, а большую часть досуга проводят в помещении за просмотром телепередач и видеофильмов, работают за компьютерами. Одной из важных характеристик образа жизни является питание, которое не всегда полноценно. На здоровье детей неудовлетворительно влияет несоблюдение гигиенических норм, естественного и искусственного освещения рабочих мест, несоответствие размера школьной мебели росту учащихся, усложнение учебных программ и общей нагрузки учащихся.
Реализация школьной подпрограммы «Здоровье» позволит комплексно осуществлять систему мер, направленную на улучшение состояния здоровья учащихся.
Ориентация школы на признание ценности здоровья учащегося и педагога, на решение проблемы здорового образа жизни имеет первостепенное значение и находит отклик в многочисленных научных исследованиях.
В связи с этим реализация в ОУ целевой подпрограммы «Здоровье» имеет актуальное значение.
Разработка школьной подпрограммы «Здоровье» продиктована стремлением на новом уровне удовлетворить образовательные, духовные потребности учащихся, их родителей, в полной мере использовать творческий потенциал коллектива.
Основу реализации Программы составляет здоровьесберегающий подход к обеспечению здоровья участников образовательного процесса. Этот подход подчеркивает формирующий и развивающий характер влияния образования на здоровье каждого человека и реализуется через создание здоровьесберегающей образовательной среды.
Предлагаемая школой подпрограмма базируется на понимании гармонического сочетания ОБРАЗОВАНИЯ, ВОСПИТАНИЯ и ЗДОРОВЬЯ детей, подростков как фундаментальных основ полноценного и гармоничного развития ребенка в соответствии с его физическими и психическими возможностями.
Ведущими концептуальными понятиями выступают: 1) ЗДОРОВЬЕ участников образования,
2) КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ,
3) ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
По определению Всемирной организации здравоохранения, «ЗДОРОВЬЕ - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов». С развитием человека на первое место выходят социальные и нравственные аспекты здоровья, ведущим принципом его обеспечения становятся собственные усилия человека, а именно:
Принципы обеспечения здоровья:
сохранение
укрепление
формирование (развитие) здоровья
Обеспечить наиболее полное и глубокое изучение проблем здоровья, механизмов и условий его сохранения и развития в условиях школы возможно на основе совокупности системного, валеологического и культурологического подходов в образовании
Подпрограмма опирается на следующие ведущие подходы:
гуманистический, личностно-ориентированный подход, предполагающий признание аксиологической ценности безопасности человека и здоровья каждого отдельного субъекта образования;
системный холистический подход к безопасности и индивидуальному здоровью человека, в основе которого лежит понимание безопасности и здоровья как многомерных сопряженных систем, состоящих из взаимозависимых компонентов (соматических, психических, социальных и нравственных);
созидающий подход к обеспечению безопасности и здоровья человека, сущность которого состоит в признании определяющей роли культуры безопасности и здоровья как ценностно-мотивационной составляющей целенаправленного оздоровления образа жизни;
средовой подход к созданию условий для обеспечения безопасности и здоровья человека в системе образования, в котором образовательная среда определяется как совокупность внешних и внутренних по отношению к ОУ факторов, которые оказывают влияние на безопасность и здоровье человека.
Данные подходы реализуются через создание в ОУ условий, обеспечивающих реализацию двух стратегических направлений его развития:
- становление безопасности участников образовательного процесса как противодействие факторам риска (физическим, психологическим, социальным, педагогическим, информационным);
- развитие и становление здоровья участников образовательного процесса, формирование здорового образа жизни.
В современной педагогической науке «КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ» понимается как «интегративное личностное образование, являющееся выражением гармоничности, богатства и целостности личности и отражающего универсальность ее связей с окружающим миром и людьми, а также способность к творческой и активной жизнедеятельности» (В.А. Магин). Деятельностной формой проявления культуры здоровья выступает понятие «здоровый образ жизни», который трактуется современными исследователями как:
1) способ жизнедеятельности, обеспечивающий формирование, сохранение и укрепление здоровья,
2) способ биологической и социальной адаптации человека в конкретных условиях жизни,
3) способ его выживания в условиях современного кризиса (экономического, экологического, социального).
Подпрограмма «Здоровье» основана на принципах природосообразного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов к здоровьюсбережению в ОУ.
Приложение №14 Нормативно-правовая и документальная основа подпрограммы
Основные направления реализации подпрограммы
Направления
Ценностные установки
Задачиформирования здорового и безопасного ОЖ
Планируемые результаты формирования культуры здорового и безопасного ОЖ
1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Усовершенствовать условия для сбережения здоровья учащихся в ОУ
Улучшение здоровьесберегающей среды
2. Использование возможностей УМК «Школа-2100», «Школа России» в образовательном процессе и различных образовательных программ, имеющих здоровьесберегающий характер
Отношение к здоровью детей как к главной ценности.
Установка на безопасный, здоровый образ жизни.
Формирование заинтересованного отношения детей к собственному здоровью.
Обеспечение заинтересованного отношения педагогов и родителей к здоровью детей как к главной ценности
Формирование у учащихся ценностного отношения к здоровью своему и других людей.
Формирование у учащихся элементарных представлений о физическом, нравственном, психическом и социальном здоровье человека.
Формирование личного опыта здоровосберегающей деятельности.
Формирование представлений о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его жизни в целом.
3. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности.
Повышение эффективности учебного процесса.
Снижение функционального напряжения и утомления детей.
Создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.
Обеспечение возможности обучающихся осуществлять учебную и внеучебную деятельность в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).
Применение в учебном процессе методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся.
Строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.
Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития учащихся: темп развития и темп деятельности. Регулярное проведение дней Здоровья
4. Организация физкультурно-оздоровительной работы
Положительное отношение к двигательной активности и совершенствование физического состояния.
Обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов.
Повышение адаптивных возможностей организма.
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Формирование культуры здоровья.
Полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях)
Рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера.
Организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности.
Организация работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования.
Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий.
5. Реализация дополнительных образовательных программ
Ценность здоровья и здорового образа жизни
Включение учащихся в здоровьесберегающую деятельность
Создание и реализация в школе дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни
6. Просветительская работа с родителями (законными представителями).
Здоровье детей – главная ценность семейного воспитания
Включение родителей (законных представителей) в здоровьесберегающую и здоровьеукрепляющую деятельность школы
Сложившаяся (или складывающаяся) система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей
Организация здорового питания
Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их питания
Организация здорового и рационального питания
Условия реализации подпрограммы
управление реализацией
Постоянный контроль за выполнением подпрограммы осуществляет Педагогический Совет и Общественно-управляющий Совет МКОУ Вочуровская СОШ в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством РФ.
Результаты контроля представляются ежегодно в Отдел образования администрации Мантуровского муниципального района, общественности через публичные доклады ОУ.
Финансирование подпрограммы
Источником финансирования деятельности подпрограммы являются не только бюджетные, но и дополнительно привлеченные ресурсы (спонсорская благотворительная помощь, добровольные пожертвования родителей).
Приложение № 15 Этапы и сроки реализации подпрограммы (с описанием каждого этапа)
Индикаторы:
-снижение заболеваемости учащихся на 10%; -расширение спектра дополнительных образовательных услуг на 10% ежегодно; -повышение степени удовлетворенности качеством образования в школе со стороны различных субъектов до 75%;
-снижение асоциальных случаев поведения школьников на 10% - снижение показателей заболеваемости учащихся и педагогов школы.
-доля здоровья детей с первой группой здоровья в общем контингенте школьников не менее 10%;
Методика оценки эффективности реализации подпрограммы
Основные результаты реализации подпрограммы оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление:
динамики сезонных заболеваний;
динамики школьного травматизма;
утомляемости учащихся и т.п.
Инструментарий проведения контроля
-мониторинг результативности выполнения подпрограммы; - степень участия учащихся ОУ в акциях по пропаганде ЗОЖ -анализ статистических показателей и мониторинговых исследований -опросы учащихся, родителей, педагогов.
-общественная оценка качества работы школы – анкетирование всех участников образовательного процесса;
- общественная оценка педагогического совета качества работы школы
Критерии эффективности реализации подпрограммы: Для образовательного учреждения:
количество (динамика) чрезвычайных ситуаций в школе.
количество официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, в которых принимает ОУ;
доля учащихся, охваченных различными формами физкультурно-оздоровительной работы;
численность учащихся занимающихся в спортивных секциях по месту жительства.
Для учащихся:
количество пропусков учебных занятий учащимися (воспитанниками) по болезни, дней/уч-ся/год;
количество уроков физической культуры, пропущенных учащимися
(воспитанниками) по освобождению, уроков/уч-ся/год;
доля учащихся, участвующих в дополнительном образовании, %;
доля учащихся, занимающихся в физкультурных и спортивных секциях, кружках по отношению к общему их количеству, %.
доля учащихся, получивших травмы, %
количество (динамика) несчастных случаев в ОУ
Доля учащихся, имеющих 1 группу здоровья.
Для педагогов:
доля педагогов, повысивших квалификацию в области обеспечения здоровья и безопасности учащихся, по отношению к общему их количеству, %
доля педагогов, владеющих здоровьесберегающими технологиями по отношению к общему их количеству, %;
Приложение №16 План мероприятий подпрограммы
Приложение №17 Пропаганда ЗОЖ
Заключение
Дальнейшие перспективы развития:
разработка программы межшкольного сетевого взаимодействия по профилактике ЗОЖ;
создание школьного сообщества «Здоровые люди», участниками которой являются учащиеся, родители, педагоги, тренеры спортивной школы г.Мантурово.
Возможные пути сохранения и расширения опыта подпрограммы:
участие в конкурсной среде регионального и всероссийского уровней;
размещение материалов на сайте учреждения;
публикации в научно-педагогических изданиях (печатных и электронных)
представление опыта работы среди педагогического сообщества на конференциях, семинарах, вебинарах.