Оценка качества инновационного образовательного процесса
Оценка качества инновационного образовательного процесса
В статье рассматриваются актуальные вопросы педагогической задачи как основной единицы инновационного процесса в реализации программы развития образовательной организации и порядка внутреннего мониторинга качества образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Оценка качества инновационного образовательного процесса»
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА
ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы педагогической задачи как основной единицы инновационного процесса в реализации программы развития образовательной организации и порядка внутреннего мониторинга качества образования.
Ключевые слова:государственный образовательный стандарт,педагогическая задача, качество образования, мониторинговые мероприятия, качество инновационной педагогической деятельности,программа развития, порядок внутреннего мониторинга качества образования.
Инновационная деятельность в образовательной системе – это разработка нового содержания образования, внедрение новых методов обучения, организационно-технологических основ образовательного процесса, условий его осуществления, направленное на повышение качества образования, обеспечение всестороннего личностного развития обучаемых.
Современное понятие "образование" связывается с толкованием таких терминов как "обучение", "воспитание", "образование", "развитие". Однако, до того, как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин "образование", как существительное от глагола "образовывать" в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое – это и есть инновация.
Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией.
Термин «инновация» происходит от латинского innovati — нововведение. Существует два подхода к понятию «инновация»: инновация как процесс (АВ Лоренс, М. М. Поташник, В. А. Сластенин, О. Г. Хомерики) и инновация как само новшество ( Ангеловски, А.Ф., Балакирев, С. Д. Ильенкова) . Инновационный процесс может иметь характер как стихийный, так и сознательно управляемый. Введение новшеств — это, прежде всего, функция управления искусственными и естественными процессами изменений. А. В. Хуторской подчеркивает единство трёх составляющих инновационного процесса: создание, освоение и применение новшеств. Именно такой трёхсоставный инновационный процесс и является чаще всего объектом изучения в педагогической инноватике, в отличие, например, от дидактики, где объектом научного исследования выступает процесс обучения. Педагогическая инновация — это нововведения в педагогической деятельности, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания. Педагогические инновации направлены на повышение эффективности воспитания и образования: введение в цели, содержание, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Инновационный методический арсенал педагогических работников нашей Республики включает в себя анализ проблемных ситуаций, кейс-метод, метод проектов, деловые и ролевые и имитационные игры, дебаты, технологию развития критического мышления, применение ИКТ, Интернет технологий, командные и групповые формы работы и др.
Практика показала, что при системном использовании активных методов роль учителя принципиально меняется. Он становится консультантом, наставником, модератором, что меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего» учитель последовательно превращается в более опытного партнера, работающего с обучающимися в одной команде.
Новая образовательная парадигма республики ориентирована, прежде всего, на повышение активности, самоконтроля и творческих способностей детей и подростков, расширение использования активных форм и методов обучения, организации творческой работы обучающихся. Мы считаем, что для эффективного управления деятельностью системы образования и образовательных организаций в ней, необходимо правильно оценивать как качество инновационной педагогической деятельности преподавателя, так и результаты, достигнутые обучающимися.
Педагогическая задача - это основная единица педагогического процесса по которой мы можем судить о его течении и она должна соответствовать следующим условиям:
обладать всеми существенными признаками педагогического процесса;
являться общей при реализации любых педагогических целей;
наблюдаться при выделении путем абстрагирования в любом реальном процессе.
Задачи, которые ставят перед собой педагогические коллективы Донецкой Народной Республики, очень разнообразны, однако объединяет их то, что все они решаются согласно одной и той же схеме, которая предполагает следующие взаимосвязанные этапы:
анализ ситуации и постановки педагогической задачи;
проектирование вариантов решения и выбора оптимального для данных условий;
осуществление плана решения задачи на практике, включающего организацию взаимодействия, регулирование и корригирование течения педагогического процесса;
анализ результатов решения.
Сегодня мы свидетели того, что важной задачей и составной частью инновационной деятельности, во многих образовательных организациях стала научно-исследовательская работа. Основным документом, на основе которого строится вся система учебно-воспитательного процесса в образовательной организации, должна стать программа развития. В программе должны быть определены стратегия и тактика развития образовательной организации. При этом стратегия развития соответствует идеям приоритетных направлений государственных образовательных стандартов, концепциям развития образования, а тактика выражена в самой программе развития. Можно утверждать, что программа развития - это план будущего. Главная задача программы – переход образовательной организации из режима функционирования в режим развития. Разработка программы развития и ее реализация в ходе образовательного процесса – это основное условие управления. Только задачи, ориентированные на завтрашний день развития, вызывают интерес и потребность в их решении. Это говорит о необходимости проектирования близких, средних и далеких перспектив коллектива педагогов и обучающихся. Выбор инновационных обучающих технологий широк и разнообразен, что дает педагогическим коллективам возможность использовать в своей практике те средства обучения, которые позволяют выйти на качественно новый уровень процесс обучения и воспитания в условиях образовательной организации.
Инновационные подходы требуют постоянной диагностики достигнутого обучающимися уровня обученности и воспитанности, поиска наиболее эффективных методов и форм деятельности. В этой связи, возникает необходимость активной разработки методов контроля, которые бы создавали условия для развития индивидуальных способностей, активизации их творческой деятельности. К числу наиболее признанных способов контроля результатов обучения на всех этапах образовательного процесса в мировой практике относится тестирование. Современные тестовые технологии можно рассматривать как составную часть системы управления качеством образования. По сравнению с традиционными формами контроля, компьютерный тестовый контроль результатов обучения имеет ряд неоспоримых преимуществ перед другими формами контроля и бесспорно является одним из основных методов процедуры мониторинга качества образования. Следует отметить, что тестирование повышает эффективность и объективность контроля качества знаний обучающихся. Поэтапная диагностика уровня обученности позволяет педагогическим работникам образовательных организаций своевременно корректировать методику преподавания и их основной задачей становится управление познавательной активностью обучаемых и контроль ее результатов. Вместе с тем, эффективность тестирования может быть обеспечена только целенаправленной подготовкой в области тестологии, поскольку составление тестовых заданий - очень трудоемкий, требующий специальных и профессиональных знаний процесс. Таким образом, для успешного решения этой задачи необходимо:
провести обучение педагогов современным средствам оценивания результатов обучения;
разработать и апробировать тестовые задания по образовательным отраслям и другим вопросам обучения и воспитания;
сформировать тематические базы тестовых заданий;
провести экспертизу тестовых заданий;
организовать проведение, обработку и анализ результатов оценки качества образования.
Опыт подтверждает, что компьютерное тестирование может стать эффективным средством управления качеством образования. Однако нельзя абсолютизировать возможности тестирования. Например, такие показатели, как умение логически, связно выражать свои мысли, давать оценки различным явлениям, умение работать в группе, некоторые другие характеристики, относящиеся к общим и некоторым профессиональным компетенциям, оценить с помощью тестирования невозможно. Наилучший эффект при контроле результатов оценки качества образования дает сочетание различных методов контроля: например, тестирования в сочетании с наблюдением, защитой портфолио, собеседованием и другими нетрадиционными формами контроля.
Резюмируя все вышеизложенное, следует отметить, что в условиях реализации новых государственных образовательных стандартов для обеспечения оценки качества образования необходим комплексный подход к организации мониторинговых мероприятий образовательного процесса. При этом очень важно осознавать, что задача оценки качества образования – это стимулирование развития образования, а не наказание за полученный результат. В педагогике, как правило, под мониторингом понимается процедура отслеживания результатов; систематическое наблюдение за любым процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемым результатам или конечным целям; диагностически обоснованный метод непрерывного отслеживания эффективности обучения и воспитания и принятия управленческих решений, регулирующих и корректирующих функционирование образовательного учреждения.