kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа воспитания для основной общеобразовательной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа является методическим документом, определяющим комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в школе, разрабатывается с учётом государственной политики в области образования и воспитания.

Программа предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися личностных результатов образования, определённых ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа воспитания для основной общеобразовательной школы»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа

д. Ежово Омутнинского района Кировской области




Рассмотрена

на заседании педагогического Совета


протокол №1

от «31» августа 2022 года


Утверждаю:

Директор МКОУ ООШ д. Ежово

Омутнинского района

Кировской области

____________ С.Е. Храмцова

Приказ №___ от «31» августа 2022 года






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ


МКОУ ООШ д. Ежово Омутнинского района


на 2022-2025 гг.













Ежово-2022


СОДЕРЖАНИЕ



Пояснительная записка


3

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ

5

1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся

5

1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания

8


РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

17

2.1 Уклад общеобразовательной организации

17

2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности

19


РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

33

3.1 Кадровое обеспечение

34

3.2 Нормативно-методическое обеспечение

34

3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями

34

3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся

36

3.5 Анализ воспитательного процесса

38

Примерный календарный план воспитательной работы

41




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа воспитания МКОУ ООШ д. Ежово Омутнинского района (далее, - Программа) разработана с учётом Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2022 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400), федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286), основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287).

Программа является методическим документом, определяющим комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в школе, разрабатывается с учётом государственной политики в области образования и воспитания.

Программа предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися личностных результатов образования, определённых ФГОС.

Программа была разработана с участием педагогического совета школы и родителей; реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания.

Программа предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися личностных результатов образования, определённых ФГОС.

Программа была разработана с участием педагогического совета школы и родителей; реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания.

Программа направлена на приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе, а также решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.

Воспитательная программа является обязательной частью основной образовательной программы МКОУ ООШ д. Ежово Омутнинского района и призвана помочь всем участникам образовательного процесса реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности и тем самым сделать школу воспитывающей организацией. Вместе с тем, Программа призвана обеспечить достижение обучающимся личностных результатов, определенных ФГОС: формировать у них основы российской идентичности; готовность к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности школы.

В соответствии с ФГОС личностные результаты освоения программ общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: гражданского, патриотического, духовно-нравственного, эстетического, физического, трудового, экологического, познавательного воспитания.

Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.

Приложение — примерный календарный план воспитательной работы.


РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ

Участниками образовательных отношений являются педагогические и другие работники общеобразовательной организации, обучающиеся, их родители (законные представители), представители иных организаций, участвующие в реализации образовательного процесса в соответствии с законодательством Российской Федерации, локальными актами общеобразовательной организации. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на воспитание своих детей. Содержание воспитания обучающихся в общеобразовательной организации определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания, обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов России.

Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р). Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.



1.1.Цель и задачи воспитания обучающихся

Современный российский национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся в общеобразовательной организации: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно - нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Задачи воспитания обучающихся в общеобразовательной организации: усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний; достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС. Личностные результаты освоения обучающимися общеобразовательных программ включают осознание ими российской гражданской идентичности, сформированность у них ценностей самостоятельности и инициативы, готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.

Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.

1.2.Направления воспитания

Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС:

  • гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;

  • патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;

  • духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религийнародов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, сопереживания, справедливости, коллективизма, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков, их вере и культурным традициям;

  • эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;

  • физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;

  • трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;

  • экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;

  • ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.


1.3.Целевые ориентиры результатов воспитания

Результаты достижения цели и решения задач воспитания представляются в форме целевых ориентиров ожидаемых результатов воспитания по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС на уровнях начального общего, основного общего образования. по направлениям воспитания в соответствии с ФГОС.

Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием воспитания обучающихся на основе российских базовых (гражданских, конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного пространства.





Целевые ориентиры результатов воспитания

на уровне начального общего образования

Направления

воспитания

Целевые ориентиры

Гражданско-

патриотическое

Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине — России, её территории, расположении.

Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам.

Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины — России, Российского государства.

Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение.

Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях.

Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности.

Духовно-нравственное воспитание


Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.

Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека.

Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших.

Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки.

Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий.

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.

Эстетическое воспитание


Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей.

Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре.

Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия


Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде.

Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе.

Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом.

Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста.

Трудовое воспитание


Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.

Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление.

Проявляющий интерес к разным профессиям.

Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.

Экологическое воспитание


Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду.

Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам.

Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.

Ценности научного познания


Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.

Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании.

Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знания.


Целевые ориентиры результатов воспитания

на уровне основного общего образования

Направления

воспитания

Целевые ориентиры

Гражданско-

патриотическое

Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе.

Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания.

Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам.

Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других людей.

Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.

Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной.

Патриотическое воспитание


Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру.

Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране.

Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других народов России.

Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников Отечества в прошлом и современности.

Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.

Духовно-нравственное воспитание


Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной принадлежности).

Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков.

Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям.

Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий

Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей

Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества

Эстетическое воспитание


Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве

Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей

Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве

Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия


Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде

Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность)

Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья

Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием

Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям


Трудовое воспитание


Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей

Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний

Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе

Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность

Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов, потребностей.

Экологическое воспитание


Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры человека, общества

Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред

Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе

Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды

Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности

Ценности научного познания


Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений

Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой

Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде)

Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.



РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

2.1.Уклад общеобразовательной организации

Уклад - общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, поддерживающий традиции региона и школы, задающий культуру поведения сообществ, определяющий предметно-пространственную среду, учитывающий социокультурный контекст.

Организация воспитательной деятельности опирается на школьный уклад, сложившийся на основе согласия всех участников образовательных отношений относительно содержания, средств, традиций, особенностей воспитательной деятельности, выражающий самобытный облик школы, её «лицо» и репутацию в окружающем социуме, образовательном пространстве.

Уклад задает и удерживает ценности, принципы и традиции воспитания, нравственную культуру взаимоотношений, поведения участников воспитательного процесса, взрослых и детских сообществ, в том числе за пределами школы, в сетевой среде, характеристики воспитывающей среды в школе в целом и локальных воспитывающих сред, воспитывающих деятельностей и практик. Привлечение обучающихся и их родителей (законных представителей), работодателей, представителей учреждений культуры и спорта, общественных и религиозных организаций к проектированию и обсуждению уклада образовательной организации может стать существенным ресурсом воспитания.

МКОУ ООШ д. Ежово Омутнинского района (далее - ОО) расположена в деревне Ежово Омутнинского района Кировской области в 7 километрах от города Омутнинска. Большинство семей, обучающихся проживают в деревянных домах типовой застройки: 100 % − рядом со ОО.

Данный населённый пункт возник между 1710-1720 годами. Поселились здесь монастырские и черносошные крестьяне. После коллективизации в 30-е годы прошлого столетия образовался колхоз «Первомайский», который стал «Омутнинским» откорм совхозом. В деревне установлены памятники красноармейцу гражданской войны, мемориал воинам - участникам Великой Отечественной войны.

По материалам архивных источников первая школа в деревне Ежово была построена примерно в 1919 году. Школа была только начальная. В здании школы было 4 кабинета: 2 класса, учительская и подсобное помещение. За всю историю своего существования школа постепенно преобразовалась из начальной в среднюю. На сегодняшний день в школе реализуются программы начального общего и основного общего образования.

Школа оборудована кабинетами для проведения учебных занятий, имеет свою библиотеку, спортивный зал и спортивные объекты на территории. В школе организовано горячее питание для учеников, соблюдаются условия охраны здоровья обучающихся, имеется доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, а также имеются электронные образовательные ресурсы для обеспечения образовательного процесса.

В рамках воспитательной работы МКОУ ООШ д. Ежово Омутнинского района реализует проекты Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (далее РДШ), является первичным отделением РДШ. Также, в школе функционируют объединение волонтеров «Радуга».

Программа воспитания учитывает многонациональный состав семей обучающихся. Для удовлетворения потребностей учеников в расширении социальных связей активно используем онлайн-платформы и ресурсы: «Электронный дневник и журнал», «Учи.ру», «Российская электронная школа», АИС «ПФДО», единая система электронного обучения «edu.rkomi.ru». Различная информация для обучающихся, педагогов, родителей и законных представителей публикуется на официальном сайте образовательной организации -http://ezhovo.school.ucoz.ru.

Воспитательное пространство школы представляет собой систему условий, возможностей для саморазвития личности, образуемых субъектами этого пространства - обучающимися, педагогами, родителями. Значительная часть семей связана со школой тесными узами: учились бабушки, дедушки, родители, внуки, выпускники возвращаются в школу в качестве сотрудников и педагогов. Эта особенность играет важную роль в воспитательном процессе, т.к. способствует формированию благоприятного микроклимата, доверительных отношений, укреплению традиций, лучшему взаимопониманию всех участников образовательных отношений (родители, учащиеся, учителя) не только в школе, но и в поселении в целом. В небольшом коллективе интенсивнее и быстрее идет процесс установления межличностных контактов, существует реальная возможность проявить себя в общем деле. Дети активно взаимодействуют не только со своими сверстниками, но и с ребятами других возрастов, а также со всеми учителями и сотрудниками школы.

Для создания единого воспитательного пространства в рамках Программы инициируется взаимодействие образовательных, административных, общественных и иных структур посёлка:

  • Администрация Вятского сельского поселения;

  • Вятский Дом культуры;

  • Сельская библиотека;

Также большое влияние на эффективную реализацию программы воспитания обучающихся оказывает непосредственная близость от районного центра (7 км.). Данный факт в полной мере позволяет активно использовать образовательные ресурсы районного центра, непосредственно принимать участие в очных мероприятиях, а также тесно сотрудничать с организациями, расположенными в городе Омутнинске.

  • МО МВД России «Омутнинский»;

  • Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;

  • ДЮСШ Омутнинского района;

  • Районная газета «Наша жизнь» и «Рабочая неделя»;

  • МОУ ДОДДТ Омутнинского района;

  • УФСТМ Омутнинского района.

Такое сотрудничество дает возможность образовательному учреждению использовать материальную, производственную и культурную базу района.

Процесс воспитания в образовательной организации основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:

  • неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;

  • ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;

  • реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

  • организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;

  • системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как условия его эффективности.

Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:

- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются основные школьные дела: общешкольная линейка «Здравствуй, школа!», День учителя, акция «Открытка ветерану», акция «Открытка ветерану педагогического труда», День памяти жертв политических репрессий, новогодние мастерские, праздник «Широкая Масленица», ярмарка, дни открытых дверей, приуроченные Дню матери, Декада Мужества, спортивные соревнования, акция «Окна Победы», «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», благоустройство территории у памятника землякам, погибшим в Великой Отечественной войне, операция «БУНТ», Общешкольная торжественная линейка «Последний звонок», экологические акции «Зеленая Россия», марафон «Добрая Вятка», классные и общешкольные походы, Дни здоровья, День рождения школы.

Через данные мероприятия осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;

  • важной чертой каждого основного школьного дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;

  • в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);

  • в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность;

  • педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;

  • ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

2.2.Воспитывающая среда школы

Воспитывающая среда — это содержательная и динамическая характеристика уклада, которая возникает вокруг общностей, основанных на заданных укладом ценностных основаниях. Содержание воспитывающей среды определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Воспитывающая среда запускает и поддерживает процесс воспитания через осмысленные скоординированные педагогические усилия воспитывающих взрослых, управленческий ресурс, активную деятельность самих обучающихся. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность. Воспитывающая среда раскрывает ценности и смыслы, заложенные в укладе.

2.3.Виды, формы и содержание воспитательной деятельности

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.

Урочная деятельность.

Реализация воспитательного потенциала уроков (аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки) предусматривает:

  • максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего тематического содержания, текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждений;

  • включение учителями в рабочие программы по всем учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в формулировках воспитательных задач уроков, занятий, освоения учебной тематики, их реализацию в обучении;

  • включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы;

  • выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;

  • привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;

  • применение интерактивных форм учебной работы — интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления;

  • побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной атмосферы;

  • организацию шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

  • инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в форме индивидуальных и групповых проектов.

Внеурочная деятельность

Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в соответствии с планами учебных курсов, внеурочных занятий и предусматривает:

  • курсы, занятия исторического просвещения, патриотической, гражданско-патриотической, военно-патриотической, краеведческой, историко-культурной направленности;

  • курсы, занятия духовно-нравственной направленности по религиозным культурам народов России, основам духовно-нравственной культуры народов России, духовно-историческому краеведению;

  • курсы, занятия познавательной, научной, исследовательской,просветительской направленности;

  • курсы, занятия экологической, природоохранной направленности;

  • курсы, занятия в области искусств, художественного творчества разных видов и жанров;

  • курсы, занятия туристско-краеведческой направленности;

  • курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности.

Классное руководство

Реализация воспитательного потенциала классного руководства как деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство в качестве особого вида педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на решение задач воспитания и социализации обучающихся, предусматривает:

  • планирование и проведение классных часов целевой воспитательной, тематической направленности;

  • инициирование и поддержку участия класса в общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;

  • организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными потребностями, способностями, давать возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения;

  • сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование, внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера;

  • выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в выработке таких правил поведения в общеобразовательной изучение особенностей личностного развития обучающихся путём наблюдения за их поведением, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а также (при необходимости) со школьным психологом;

  • доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и т. д.), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися класса;

  • индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения;

  • регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения, предупреждение и/или разрешение конфликтов между учителями и обучающимися;

  • проведение мини-педсоветов для решения конкретных проблем класса, интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских собраниях класса;

  • организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным членам семьи в отношениях с учителями, администрацией;

  • создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе, общеобразовательной организации;

  • привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и общеобразовательной организации;

  • проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и т. п.

Общешкольные дела

Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел может предусматривать:

  • общешкольные праздники, ежегодные творческие(театрализованные, музыкальные, литературные и т. п.) мероприятия, связанные с (общероссийскими, региональными) праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы;

  • участие во всероссийских акциях, посвящённых значимым событиям в России, мире;

  • торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых социальных статусов в общеобразовательной организации, обществе;

  • церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и педагогов за участие в жизни общеобразовательной организации, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие общеобразовательной организации, своей местности;

  • социальные проекты в общеобразовательной организации, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами, в том числе с участием социальных партнёров, комплексы дел благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и др. направленности;

  • проводимые для жителей своего поселения и организуемые совместно с семьями обучающихся праздники, фестивали, представления в связи с памятными датами, значимыми событиями для жителей поселения;

  • разновозрастные сборы, многодневные выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической, историко-краеведческой, экологической, трудовой, спортивно-оздоровительной и др. направленности;

  • вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и встречу гостей и т. д.), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения, анализа общешкольных дел;

  • наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимися разных возрастов, с педагогами и другими взрослыми.

Внешкольные мероприятия

Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий может предусматривать:

  • общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными партнёрами общеобразовательной организации;

  • внешкольные тематические мероприятиявоспитательнойнаправленности, организуемые педагогами поизучаемым вобщеобразовательной организации учебным предметам, курсам, модулям;

  • экскурсии, походы выходного дня (в музей, технопарк, на предприятие и др.), организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся с привлечением их к планированию,литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии, экспедиции, слёты и т. п., организуемые педагогами, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для изучения историко-культурных мест, событий;

  • выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта.

Организация предметно-пространственной среды

Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды может предусматривать совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по её созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе:

  • оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в общеобразовательную организацию государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (флаг, герб), изображениями символики Российского государства в разные периоды тысячелетней истории, исторической символики региона;

  • организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага Российской Федерации;

  • размещение карт России, регионов, муниципальных образований (современных и исторических, точных и стилизованных, географических, природных, культурологических, художественно оформленных, в том числематериалами, подготовленными обучающимися) с изображениями значимыхкультурных объектов местности, региона, России, памятных исторических, гражданских, народных, религиозных мест почитания, портретов выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества;

  • изготовление, размещение, обновление художественных изображений (символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео) природы России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народов России;

  • организацию и поддержание в общеобразовательной организации звукового пространства позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные сообщения), исполнение гимна Российской Федерации;

  • разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном процессе «мест гражданского почитания» в помещениях общеобразовательной организации или на прилегающей территории для общественно-гражданского почитания лиц, мест, событий в истории России; мемориалов воинской славы, памятников, памятных досок в общеобразовательной организации;

  • оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл первого этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания, фотоотчёты об интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся и т. п.;

  • разработку и популяризацию символики общеобразовательной организации (эмблема, флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и т. п.), используемой как повседневно, так и в торжественные моменты;

  • подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга;

  • поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в общеобразовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение территории при общеобразовательной организации;

  • разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;

  • создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения другие;

  • деятельность классных руководителей вместе с обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных аудиторий, пришкольной территории;

  • разработку и оформление пространств проведения значимых событий, праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный дизайн);

  • разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе общеобразовательной организации, актуальных вопросах профилактики и безопасности.

Взаимодействие с родителями (законными представителями)

Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся может предусматривать:

  • создание и деятельность в общеобразовательной организации, в классах представительных органов родительского сообщества (родительского комитета общеобразовательной организации, классов), участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей родительского сообщества в Совете общеобразовательной организации;

  • тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания;

  • родительские дни, в которые родители (законные представители) могут посещать уроки и внеурочные занятия;

  • работу семейных клубов, родительских гостиных, круглых столов, предоставляющих родителям, педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и общения, с обсуждением актуальных вопросов воспитания, приглашением специалистов;

  • проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации психологов, врачей, социальных работников, служителей традиционных российских религий, обмениваться опытом;

  • родительские форумы при интернет-сайте общеобразовательной организации, интернет-сообщества, группы с участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, согласуется совместная деятельность;

  • участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях, предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом консилиуме в общеобразовательной организации в соответствии с порядком привлечения родителей (законных представителей);

  • привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению классных и общешкольных мероприятий;

  • при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, приёмных детей целевое взаимодействие с их законными представителями.

Самоуправление

Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в общеобразовательной организации может предусматривать:

  • организацию и деятельность органов ученического самоуправления (совет обучающихся или др.), избранных обучающимися;

  • представление органами ученического самоуправления интересов, обучающихся в процессе управления общеобразовательной организацией;

  • защиту органами ученического самоуправления законных интересов и прав обучающихся;

  • участие представителей органов ученического самоуправления в разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы;

  • участие представителей органов ученического самоуправления обучающихся в анализе воспитательной деятельности в общеобразовательной организации.

Профилактика и безопасность

Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в общеобразовательной организации может предусматривать:

  • организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в общеобразовательной организации эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;

  • проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и др.);

  • проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов, работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и т. д.);

  • разработку и реализацию профилактических программ, направленных на работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию межведомственного взаимодействия;

  • вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы профилактической направленности социальных и природных рисков в общеобразовательной организации и в социокультурном окружении с педагогами, родителями, социальными партнёрами (антинаркотические, антиалкогольные, против курения; безопасность в цифровой среде; профилактика вовлечения в деструктивные группы в социальных сетях, деструктивные молодёжные, религиозные объединения, культы, субкультуры; безопасность дорожного движения; безопасность на воде, безопасность на транспорте; противопожарная безопасность; гражданская оборона; антитеррористическая, антиэкстремистская безопасность и т. д.);

  • организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению;

  • профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности, альтернативной девиантному поведению — познания (путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в том числе профессиональной, религиозно- духовной, благотворительной, художественной и др.);

  • предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях появления, расширения, влияния в общеобразовательной организации маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивным поведением и др.);

  • профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и т. д.).

Социальное партнёрство

Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства может предусматривать:

  • участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.);

  • участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности;

  • проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;

  • открытые дискуссионные площадки (детские, педагогические, родительские, совместные) с представителями организаций-партнёров дляобсуждений актуальных проблем, касающихся жизни общеобразовательной организации, муниципального образования, региона, страны;

  • социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемыеобучающимися,педагогамиорганизациями-партнёрамиблаготворительной, экологической, патриотической, трудовой и т. д.

направленности,ориентированныена воспитание обучающихся,преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение.

Профориентация

Реализация воспитательного потенциала профориентационной

работы общеобразовательной организации может предусматривать:

  • проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;

  • профориентационные игры (симуляции, деловые игры, квесты, кейсы), расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях разной профессиональной деятельности;

  • экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о существующих профессиях и условиях работы;

  • посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в организациях профессионального, высшего образования;

  • совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов, посвящённых выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям профессионального образования;

  • участие в работе всероссийских профориентационных проектов;

  • индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в выборе ими будущей профессии;

  • освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включённых в обязательную часть образовательной программы, в рамках компонента об участниках образовательных отношений, внеурочной деятельности или в рамках дополнительного образования.



РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ



3.1.Кадровое обеспечение

Для кадрового потенциала школы характерны стабильность состава. Это обеспечивает более качественное и результативное преподавание и воспитание. Наличие большей части педагогов — специалистов с большим опытом педагогической деятельности способствует организации работы в системе подготовки и повышения квалификации, а так же в выборе новых подходов к преподаванию и воспитанию. Это обеспечивает выбор наиболее приемлемых методик и технологий воспитания. С одной стороны, такое положение гарантирует высокий качественный воспитательный потенциал коллектива. С другой стороны, в последние годы наблюдается омоложение педагогических кадров.

Деятельность школы по развитию кадрового потенциала: в условиях модернизации образовательного процесса решающую роль в достижении главного результата - качественного образования и воспитания школьников играет профессионализм педагогических и управленческих кадров.

В соответствии с этим важнейшими направлениями кадровой политики в области образования являются:

  • совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения уровня квалификации и профессионализма педагогических и руководящих работников;

  • работа по удовлетворению потребностей образовательного учреждения в высококвалифицированных и творческих кадрах; повышение престижа педагогической профессии.

В данном направлении в образовательном учреждении проводятся следующие мероприятия:

  • создание комфортных условий для привлечения молодых специалистов;обеспечение возможности прохождения педагогами переквалификации;

  • создание условий самоподготовки педагогов для успешности в прохождении аттестации на более высокую квалификационную категорию;

  • разработка индивидуальных маршрутов сопровождения педагогов;

  • оснащение материально - технической базы;

  • использование рациональных педагогических нагрузок;

  • помощь педагогу в выборе темы самообразования;

  • сопровождение педагогов по теме самообразования.

Развитие кадрового потенциала.

В школе запланированы и проводятся мероприятия, направленные на повышение квалификации работников образовательного учреждения в области воспитания, организация научно-методической поддержки и сопровождения педагогов с учетом планируемых потребностей образовательной системы ОУ и имеющихся у самих педагогов интересов.

В качестве особого вида поддержки выступало родительское участие в экспертизе воспитательных проектов и сетевое взаимодействие педагогических работников, в т.ч. с использованием ИКТ.

Ведется планомерная работа по пропаганде положений теории воспитательных систем среди педагогического коллектива:

  • через регулярное проведение и участие в семинарах, научно­практических конференциях - от школьных до региональных и международных;

  • через научно-методические пособия;

  • через знакомство с передовыми научными разработками и российским опытом.

В ходе работы к личности воспитателя, классного руководителя предъявлялись следующие требования:

  • умение анализировать имеющиеся воспитательные ресурсы;

  • умение проектировать, распределять цели;

  • умение организовать и анализировать деятельность;

  • умение осваивать свой опыт через рефлексию и выражать его в техно­логической форме;

  • умение перестроить устаревшие технологические формы и методы;

  • способность к самовыражению.

При планировании работы с кадрами мы учитываем:

  • нормативные документы Министерства образования Российской Федерации, определяющие главные направления воспитательной работы;

  • проблемы воспитания, стоящие в центре внимания;

  • основные направления воспитательной работы, сложившиеся в школе, в том числе проблемы, над которыми работает школа;

  • реальное состояние воспитательной работы в школе и уровень развития личности воспитанников;

  • возрастные особенности воспитанников и специфические проблемы воспитания школьников, возникающие на каждом этапе формирования личности;

  • уровень педагогического мастерства, квалификацию и опыт воспитателей и классных руководителей, их готовность к решению предстоящих воспитательных задач (на основе диагностики), определившиеся интересы в области теории и методики воспитания, а также реальные возможности для внедрения в практику рекомендаций педагогической теории и передового опыта.

В работе классных руководителей проходит изучение:

  • нормативных документов;

  • научных разработок по вопросам повышения квалификации педагогических кадров;

  • изучение организации и содержания учебно-воспитательного процесса;

  • глубокий и всесторонний анализ состояния и результатов воспитательной работы в школе;

  • знание важнейших тенденций развития учебно-воспитательного процесса и качества подготовки учащихся;


3.2.Нормативно-методическое обеспечение

Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания осуществляется на основании следующих локальных актов:

  • Основная общеобразовательная программа образования;

  • Учебный план;

  • Рабочая программа воспитания как часть основной образовательной программы;

  • Рабочие программы педагогов;

  • Должностные инструкции специалистов, отвечающих за организацию воспитательной деятельности;

  • Документы, регламентирующие воспитательную деятельность (штатное расписание, обеспечивающее кадровый состав, реализующий воспитательную деятельность в образовательном учреждении).

3.3.Требования к условиям работы с детьми с особыми образовательными потребностями

В школе созданы особые условия воспитания для категорий обучающихся, имеющих особые образовательные потребности: дети с инвалидностью, с ОВЗ, из социально уязвимых групп (например, воспитанники детских домов, дети из семей мигрантов, дети-билингвы и др.), одарённые дети, дети с отклоняющимся поведением.

Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями являются:

  • налаживание эмоционально-положительного взаимодействия детей с окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в школе;

  • формирование доброжелательного отношения к детям и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений;

  • построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося;

  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной компетентности.

При организации воспитания детей с особыми образовательными потребностями необходимо ориентироваться на:

  • на формирование личности ребенка с особыми образовательными потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания;

  • на создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями и их сверстников с использованием адекватных вспомогательных средств, и педагогических приемов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей- дефектологов;

- на личностно-ориентированный подход в организации всех видов детской деятельности.

3.4.Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся

Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах:

  • публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся);

  • соответствия артефактов и процедур награждения укладу жизни школы, качеству воспитывающей среды, специфической символике, выработанной и существующей в укладе школы;

  • прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях, неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);

  • регулировании частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях, чрезмерно большие группы поощряемых и т. п.);

  • сочетании индивидуального и коллективного поощрения(использование индивидуальных и коллективных наград дает возможность стимулировать как индивидуальную, так и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия междуобучающимися, получившими и не получившими награду);

  • привлечении к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учетом наличия ученического самоуправления), сторонние организации, их статусных представителей;

- дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).

Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и социальной успешности: индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги, благотворительная поддержка.

Ведение портфолио — деятельность обучающих при её организации и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося.

Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений, достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и др., участвовавших в конкурсах и т. д.). Кроме индивидуального портфолио возможно ведение портфолио класса.

Рейтинг — размещение обучающихся или групп в последовательности, определяемой их успешностью, достижениями в чем-либо.

Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов и др.) может заключаться в материальной поддержке проведения в школе воспитательных дел, мероприятий, проведения внешкольных мероприятий, различных форм совместной деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной поддержке нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических работников.

Благотворительность предусматривает публичную презентацию благотворителей и их деятельности.


3.5.Анализ воспитательного процесса

Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами ожидаемых результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования, установленных соответствующими ФГОС.

Основным методом анализа воспитательного процесса в школе является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения, с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов.

Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план воспитательной работы.

Основные принципы самоанализа воспитательной работы:

  • взаимное уважение всех участников образовательных отношений;

  • приоритет анализа сущностных сторон воспитания. Ориентирует на изучение, прежде всего, не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада школы, качество воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между педагогами, обучающимися и родителями (законными представителями);

  • развивающий характер осуществляемого анализа. Ориентирует на использование результатов анализа для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнерами);

  • распределённая ответственность за результаты личностного развития обучающихся. Ориентирует на понимание того, что личностное развитие обучающихся — это результат как организованного социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и их стихийной социализации и саморазвития.


Основные направления анализа воспитательного процесса:

1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, и является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.

Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитательной работе при наличии) с последующим обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете. Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на вопросах: какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год? какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему? какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу?

2. Состояние организуемой совместной деятельности обучающихся и взрослых.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых.

Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе (совместно с советником директора по воспитательной работе при наличии), классными руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся, актива совета обучающихся. Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, представителями совета обучающихся. Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителей или педагогическом совете. Внимание сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством:

  • проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;

  • деятельности классных руководителей и их классов;

  • реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;

  • организуемой внеурочной деятельности обучающихся;

  • внешкольных мероприятий;

  • создания и поддержки предметно-пространственной среды;

  • взаимодействия с родительским сообществом;

  • деятельности ученического самоуправления;

  • деятельности по профилактике и безопасности;

  • реализации потенциала социального партнерства;

  • деятельности по профориентации обучающихся;

  • действующих в школе детских общественных объединений;

  • работы школьных медиа;

  • работы школьного музея (музеев);

  • добровольческой деятельности обучающихся;

  • работы школьных спортивных клубов;

  • работы школьного театра (театров).

Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу.

Итоги самоанализа оформляются в виде отчета, составляемого заместителем директора по воспитательной работе (совместно с советником директора по воспитательной работа при наличии) в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом или иным коллегиальным органом управления в школе.

19



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Директору

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа воспитания для основной общеобразовательной школы

Автор: Храмцова Светлана Евгеньевна

Дата: 21.10.2022

Номер свидетельства: 615597

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Рабочая программа по химии в 9 классе ( 2 часа в неделю, всего 68 часов) УМК О.С.Габриеляна базовый уровень "
    ["seo_title"] => string(117) "rabochaia-proghramma-po-khimii-v-9-klassie-2-chasa-v-niedieliu-vsiegho-68-chasov-umk-o-s-gabriieliana-bazovyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "111951"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408096071"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Рабочая программа по математики "
    ["seo_title"] => string(35) "rabochaia-proghramma-po-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "229895"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441903009"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Методическая разработка рабочей программы по алгебре для 8 класса( УМК Макарычева Ю.Н.и др.) "
    ["seo_title"] => string(103) "mietodichieskaia-razrabotka-rabochiei-proghrammy-po-alghiebrie-dlia-8-klassa-umk-makarychieva-iu-n-i-dr"
    ["file_id"] => string(6) "203050"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1429380883"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Рабочая программа по предмету русский язык 7 класс "
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia-proghramma-po-priedmietu-russkii-iazyk-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "228946"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441551580"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Рабочая программа по физической культуре 9 класс по А.П.Матвееву"
    ["seo_title"] => string(72) "rabochaia-proghramma-po-fizichieskoi-kul-turie-9-klass-po-a-p-matvieievu"
    ["file_id"] => string(6) "265742"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450019300"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства