Синтез доказательств мониторинга процесса развития школы.
1.Отчет о том, как оценивались компетенции учителей.
Для реализации плана развития школы мною и командой развития были запланированы следующие методы сбора информации об оценке компетенций педагогических работников: анкетирование, изучение анализа учебно – воспитательного процесса школы.
Перед началом внедрения изменений в школе было проведено анкетирование учителей с целью определения, выявления и ранжирования уровней профессиональной компетентности учителей. Для этого мы использовали анкеты «Профессиональная компетентность», «Как Вы оцениваете свою готовность к профессиональной самореализации» (см.Приложения 1-2).
Приложение 1.« Профессиональная компетентность»
Вопросы | Ответы обозначаются галочкой |
Часто | Редко | Никогда |
Моя речь занимает меньше 50% времени на уроках | 35 | 44 | 21 |
Моя речь занимает больше 50% времени на уроках | 45 | 35 | 20 |
Меня ученики встречают доброжелательно | 87 | 13 | 0 |
Ученики настроены на весь мой урок | 66 | 34 | 0 |
Я стремлюсь довести до учащихся цели урока | 95 | 4 | 1 |
Я привлекаю учащихся к формулировке цели урока | 68 | 30 | 2 |
Я четко определяю цели каждого вида деятельности | 83 | 17 | 0 |
Ученикам предоставляется возможность обсуждать задания со своими одноклассниками во время урока | 56 | 27 | 17 |
На моем уроке ученики имеют возможность задавать друг другу вопросы | 93 | 7 | 0 |
На моем уроке ученики передвигаются по кабинету для работы с другими учениками | 56 | 27 | 17 |
Я провожу групповую работу на уроке, в которой ученики совместно обсуждают задания | 56 | 27 | 17 |
Я провожу парную работу с учениками | 56 | 27 | 17 |
Ученики делают взаимооценку | 50 | 45 | 5 |
Ученики делают самоооценку | 73 | 13 | 14 |
Я знакомлю учащихся с критериями оценок | 56 | 27 | 17 |
Я разрабатываю критерии оценок с учениками | 36 | 52 | 12 |
Моя оценка включает комментарии и рекомендации о том, как дальше развиваться | 38 | 42 | 20 |
Я учитываю образовательные потребности каждого ученика | 53 | 42 | 5 |
Я учитываю реальные учебные возможности учащегося. | 62 | 36 | 2 |
Я организую, урок так, что сильные ученики могут помогать слабым | 46 | 41 | 13 |
Я формирую у учащихся навыки: а) по выявлению главного; б) проведению анализа, обобщению материала; в) составлению плана; г) подготовке докладов, рефератов. д) сотрудничества; | 45 53 34 23 81 | 43 27 41 38 14 | 12 20 25 39 5 |
Я включаю в занятиях задания творческого характера. | 66 | 21 | 13 |
Я использую ИКТ в своей деятельности: Готовлю на компьютере раздаточный материал для урока; Ищу информацию к уроку в сети Internet; Провожу уроки с использованием компьютерной техники; Использую информационные технологии во внеурочной деятельности с обучающимися (проектная деятельность, подготовка экзаменационных работ и т.п.). | 89 73 85 18 39 | 11 21 9 54 45 | 0 6 6 28 26 |
Я делаю рефлексию с учащимися в конце урока | 56 | 27 | 17 |
Я позволяю ученикам выразить свое мнение в порядке установления обратной связи | 56 | 27 | 17 |
Я делаю саморефлексию, которую я учитываю при дальнейшем планировании | 42 | 47 | 11 |
Диаграмма 1. «Профессиональная компетентность»
Из диаграммы 1 видно, что учителя нашей школы стремятся перестроить свой урок таким образом, чтобы большую часть времени говорили учащиеся, и активно привлекают учащихся к формулировке целей, тем самым с самого начала урока активизируя мыслительную деятельность учащихся. При планировании и проведении уроков учитывают образовательные потребности и возможности учащихся, позволяют ученикам свободно выражать свое мнение. Результатом внедрения плана развития школы, а также проведенных коучинг – занятий на уроках учителя предметники внедряют групповую, парную работу, проводят рефлексию, обратную связь, совместно обсуждают ход выполнения заданий, проводят само- и взаимопроверку.
Диаграмма 2 .«С какими проблемами Вы сталкиваетесь в учебном процессе?»
Проанализировав анкету «Как Вы оцениваете свою готовность к профессиональной самореализации?» учителя отметили, что желают ознакомиться с идеями семи модулей программы, предполагающие развитие критического мышления, применение оценивания обучения и оценивание для обучения, обучение детей с учетом возрастных особенностей.
Также педагогическому коллективу (в состав которого вошли и сертифицированные учителя) было предложено ответить на вопросы анкеты с целью выяснения отношения к происходящим изменениям в школе, к внедрению новых подходов в обучении и преподавании. Анализ анкет и полученные результаты команда развития представила в виде диаграммы уровня развития педагогической компетентности в целом по школе.
В анализе анкет прослеживается динамика роста психолого-педагогических и коммуникативных компетентностей педагогов:
Увеличилось количество педагогов, использующих информационно-коммуникационные технологии в обучении, в частности использование интерактивного оборудования, как при подготовке, так и в процессе урока, использование возможностей системы Интернет. Анализ компетентности использования ИКТ в обучении показал, что 65 % учителей зарегистрированы в социальных сетях и проявляют активность. 99 % используют материалы Интернет при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям.
В среднем на 25 % отмечен рост компетентности в управлении. Педагоги стали активнее использовать более эффективные методы преподавания, уделяют большое внимание рациональному распределению времени на этапах урока с учетом возрастных особенностей и индивидуальных возможностей учеников, стали активнее применять работу в группах и парах. 58% учителей по критерию «способность планировать урок», ответили, что на своих уроках применяют идеи 7 модулей, что на наш взгляд является хорошим показателем, хотя сертифицированных учителей на сегодня в школе всего 6 человек. Значит, этот показатель вырос за счет проведения в школе обучающих коучинг – занятий и процесса менторинга.
Диаграмма 3. Итоги анкетирования педагогов
Из представленной диаграммы 3 видно, что групповую работу при проведении уроков используют 76% учителей, 22%-периодически проводят исследование в действии, 66% выбирают эффективные методы преподавания. При этом 41% учителей используют дифференцированные уровневые задания, 31% учителей применяют на уроках формативное оценивание. Анализ сформированности компетентности оценивания и анализа учебного процесса показал, что 31 % учителей разрабатывают дескрипторы к критериям по урокам, 60% редко разрабатывают, и 9% -никогда. Для повышения мотивации учащихся 85% учителей используют критериальное оценивание знаний. Из этого следует, что в школе наблюдается рост профессиональной компетентности учителей. Педагоги стали чаще проводить рефлексию своей педагогической деятельности. Этому способствовала работа по реализации плана развития школы и внедрение изменений в процесс обучения.
Также серьезным толчком в профессиональном росте учителей послужили такие формы работы, как коучинг- сессии, подход Lesson Study, процесс менторинга.
Для получения более объективной информации об эффективности форм работы по развитию профессиональных компетентностей и созданию условий для педагогического роста педагогов было проведено повторное промежуточное анкетирование.
А также при посещении уроков у учителей наблюдается умение конструировать педагогический диалог. Между учащимися и учителем наблюдается благоприятная психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи.
Если рассматривать психолого-педагогическую компетентность по критерию «способность стимулирования и понимания у ученика мотива к учебе», то можно сказать следующее:
Диаграмма 4. Психолого-педагогическая компетентность
Сертифицированные учителя школы активно включились в процесс внедрения изменений, ведут исследование в действии в преподаваемых классах. А мы, совместно с командой развития продолжаем работу по внедрению изменений в учебный процесс, применение идей 7 модулей, которые способствуют выполнению приоритетов ПРШ. Тесное сотрудничество администрации, команды развития и педагогов школы приведут к осуществлению цели и ожидаемых результатов.
2.Отчет о распределении коучей среди групп учителей
Коучами в нашей школе стали 3 учителя, проходившие на тот момент курсовую практику по программе первого и второго уровня, так как именно они владеют стратегиями семи модулей обучения и могут оказать помощь учителям. А учителя третьего уровня проводят исследование в действии на уровне класса, внедряют идеи семи модулей Программы, повышая мотивацию учащихся, при проведении серии уроков используют среднесрочное и краткосрочное планирование.
Коллектив был поделен на группы, между членами которых были распределены функциональные обязанности, определены и согласованы правила работы в группе. В процессе заседаний команды развития было решено провести коучинг-сессии и организовать рабочую группу для реализации подхода «Lesson study» под руководством учителя первого уровня. Темой плана развития школы является профессиональное развитие педагогов. Проблема школы: «Повышение качества знаний учащихся». Исходя из плана развития и проблемы школы, были запланированы и проведены коучинги с педагогами школы по следующим темам: «Пути развития лидерских качеств у учащихся и учителей», «Инклюзивный подход в работе современной школы в работе с одаренными детьми», «Оценивание обучения и оценивание для обучения», «Как объективно оценить ученика на уроке», «Lesson Study», «Распределенное лидерство», «Навыки критического мышления», «Типы бесед в диалоговом обучении».
При планировании проведения данных коучингов ставили перед собой такие ожидаемые результаты :
участники коуч-сессии знают виды оценивания для обучения и оценивания обучения, образом они могут повлиять на успешность учебного процесса.
Учителя знают новые подходы обучения в частности управление и лидерство в обучении, понимают, что необходимо развивать лидерские качества в обучении с целью развития когнитивных способностей и коммуникативных навыков учащихся.
смогут разрабатывать методы самооценивания и взаимооценивания с учащимися;
смогут планировать применение разработанных методов.
учителя эффективно используют техники формативного оценивания для повышения мотивации, понимания, и потребности к действиям учащихся.
Процессы менторинга, коучинг – сессии проводились с целью профессионального развития педагогов школы. Преимуществом проведения явился и тот факт, что большая часть коллектива осознано подходит к необходимости внедрения изменений и преобразований, которые должны происходить и в нашей школе. «Усиленный акцент на обучении учащихся является основным приоритетом для учителей-лидеров, являющихся для коллег примером для подражания». Проведение коучинг сессий в коллективе началось с образования коллаборативной среды. Так как коллаборативное обучение - это философия взаимодействия, в то время как совместная работа является формой взаимодействия, направленной на содействие достижению конечного результата или цели. Поэтому коучинг- занятия с учителями нашей школы проводились с использованием групповой и парной работы. Именно применение таких форм работы способствуют более прочному усвоению знаний, способствует проявлению лидерских качеств, развитию личных качеств и способностей учителей. Также были использованы следующие стратегии: «Мозговой штурм», «Лестница успеха», «Представление информации в виде кластера», и другие. Применение этих стратегий способствовало преобразованию школьной практики среди учителей нашей школы.
Целью коучинга по теме «Lesson Study», являлось знакомство коллег с новым педагогическим подходом Lesson Study, его основными принципами. Ожидаемыми результатами было то, что учителя должны уяснить, что подход «Lesson Study» инициируется учителями, работающими совместно, с целью разработки новых подходов преподавания, а научная точность предполагает сбор данных об обучении ученика. Данный подход может быть использован как опытными, так и молодыми учителями благодаря процессу совместного планирования, совместного наблюдения, совместного анализа и внесения корректировок в дальнейший процесс обучения. Благодаря этому подходу, учителям предоставляется возможность видеть процесс обучения, происходящий на их уроках, глазами их коллег. Удается выявить, действительно ли обучени проходит так, как мы его планируем.
Вовлеченные в роли наблюдателей Lesson Study учителя отмечали, что именно вовлечение их в проведение Lesson Study дало им возможность осознать тот факт, что каждый ученик – индивидуум, а также оценить преимущество работы в сотрудничестве с коллегами.
Обратная связь: «Я учитель истории, поняв смысл подхода «Lesson Study», надеюсь, что в нашей школе будет активно работать группа учителей, применяющая Lesson Study, так как я на примере смогла увидеть все плюсы применения данного подхода».
Работа в команде учителей помогает подобрать эффективные для каждого класса методы обучения для более прочного усвоения знаний, способствует развитию и проявлению лидерских, личных качеств и способностей педагога.
Одной из проблем, с которой сталкиваются педагоги нашей школы, это проблема создания современного инструментария оценки уровня достижений учащихся, а именно самооценивание и взаимооценивание. Что необходимо в первую очередь оценивать в когнитивной деятельности школьников? Как обеспечить объективность выставления оценок? Вообще, с какой целью оценивать достижения и успехи детей? Среди учителей бытует мнение о необъективности оценивания ученика. Поэтому следующее коучинг-занятие было проведено по темам «Оценивание обучения и оценивание для обучения», «Как объективно оценить ученика на уроке» Так как коллектив нашей школы не большой, коучинги проводятся для всех учителей, объединенных общей идеей и небезразличных к проблеме оценивания учеников. Но хочется отметить, что учителя уже первоначально начали изучать дополнительные источники по оцениванию, совместно обсуждать эту проблему.
Чтобы повысить мотивацию к обучению, развить интерес к предмету необходимо в практике преподавания уделить особое внимание на процесс оценивания и его объективности. Ведь оценка является инструментом, который даст возможность ученику корректировать свою учебную деятельность и будет способствовать повышению мотивации к обучению. Чаще всего учителя нашей школы применяют критериальное оценивание при проверке контрольных работ, диктантов, срезов, то есть используют суммативное оценивание, а разработке критериев для формативного оценивания уделяют мало внимания.
В ходе подготовки к коучинг-занятию была определена цель: познакомить коллег с различными способами и видами оценивания, их особенностями, отличительными характеристиками, целями. Обратить внимание на критериальное оценивание в процессе «оценивания для обучения». В процессе коучинга было раскрыто понятие «оценивание для обучения» и «оценивание обучения». Основной задачей коучинга было определение выработки критериев и их использования при оценивании на разных этапах урока. Были определены критерии успешности – это умение разрабатывать критерии оценивания и применять техники оценивания на уроках.
При проведении коучинг – занятий наблюдалась проблема с тайм - менеджментом, не всегда соблюдался регламент, многие коллеги испытывали страх перед неизвестным, не могли рефлексировать.
Поэтому уже при планировании следующих коучингов акцент делался на эти недочеты. В ходе проведения коучинг занятий учителя изучили формативное и суммативное оценивание, научились определять цели, приобрели умения правильно разрабатывать критерии и дискрипторы к ним.
Оформленные постеры, фото- и видеоматериалы, самостоятельно разработанные критерии и дискрипторы к ним, а также материалы обратной связи стали доказательной базой обучения учителей. После проведения коучинг – сессий каждый сделал вывод, что на уроке необходимо оценивать каждый вид работы, при использовании суммативного и формативного оценивания обязательно придерживаться критериев.
Командой развития были отмечены сильные стороны коучинг –сессийи были даны следующие рекомендации:
По использованию группами вопросов высокого порядка;
Применение техник формативного оценивания использовать с учетом возрастных особенностей учащихся;
При определении критериев оценивания обратить внимание на использование дискрипторов;
Систематизировать накопленный материал по вопросам оценивания в виде выпуска брошюры.
Анализируя проведенные коучинг – занятия и предоставленную обратную связь и пожелания участников, команда развития определила перспективные направления:
Продолжить дальнейшую работу по внедрению подхода «Lesson Study» в практику, утвердить единый день для обсуждения проведенных уроков.
Продолжить исследования в действии по внедрению новых подходов в преподавании и обучении, сертифицированными учителями, с предоставлением отчетов на педагогических советах с целью распространения опыта работы.
Систематически пополнять банк учебно-методических материалов, разработанных учителями после обучения на уровневых курсах повышения квалификации.
Рекомендовать учителям публиковать статьи в методических изданиях.
Продолжить обучение коллег путем внедрения в школе среднесрочного планирования серии последовательных уроков и подхода Lesson Study.
3.Синтез записей по встречам ментора с заместителем директора по УР
В первый день школьной практики с целью внедрения новых подходов в преподавании и обучении, а также для совместного сотрудничества в дальнейшей работе, саморазвития себя и коллег, на встрече с коллегами информировала учителей о внедрении наставничества над учителями, прошедшими трехуровневые курсы и учителями ,которые не проходили еще курсы. Целью наставничества явилось: обмен знаниями и опытом, а для коллеги приобретение профессиональных знаний в данном направлении, совместного нахождения путей решения проблем, необходимость доверительного взаимоотношения друг другу. В период практики проводя процесс менторинга выполнен большой объем работы. Одним из положительных моментов для наставничества явился большой опыт работы и стаж более 30 лет моей подопечной. В ходе профессиональной беседы Р.С. быстро вникала в идеи уровневой программы. В результате все возникающие проблемные вопросы старались решить вместе. Особенно, вопросы возникали при постановке актуальных целей проводимых коучингов, направленных на точность, решаемость и измеримость. Своевременно давала рекомендации.
В результате совместной работы с командой развития реализовывался план развития школы. После проведения коучингов проводили обратную связь, выясняли, что нужно учесть при проведении следующих коучингов. Совместно решали, что необходимо улучшить для эффективности мероприятий, искали ответы на вопросы и тем самым повышали свои профессиональные навыки.
После проведения уроков по Lesson Study и анализа учителей, посетившиех этот урок, обменялись мнениями с подопечным. В соответствии с работой определили цели, анализировали ход проведения. Поэтому учителям предложили при проведении уроков по LS наблюдать за 3-мя учениками,которых надо вовлечь в работу и при этом учитывая их возможности, подготовить дифериенцированные задания. Все рекомендации и советы дали свои результаты. Каждое мероприятие совместно планировалось и согласововалось, и это все оказывало поддержку для профессионального развития и роста учителей.
Протокол
менторинга с заместителем директора по УР
Дата проведения 04.09.2014 г.
Общие цели программы менторинга |
Ментор | Подопечный | Время | Повестка | Результаты менторинга | Критерии успеха |
Директор школы. | Зам.директора по УР | 12.00-13.00 | 1.Определение темы и цели плана развития школы. Презентация проекта ментора. 2. Роль менторинга в школе.
| 1.Определены тематика, цели, ожидаемые результаты плана развития школы. 2. Анкетирование учителей, учащихся, родителей. | 1.Учителя рабо-тают в сотрудничестве 2. Педагоги заинтересованы в профессиональном развитии и росте |
Критерии успеха: Реализация и выполнение общих целей План оценивания менторинга | 1.Зам.директора по УР проводит корректировку ПРШ 2. Составляет график проведения коучинг-сессий 3. Провести видео- и фотосъемки |
4. Синтез процесса коучинга и данных по планам и встречам, а также по поставленным целям.
Процессы менторинга, коучинг – сессии проводились с целью профессионального развития педагогов школы. Преимуществом проведения явился и тот факт, что большая часть коллектива осознано подходит к необходимости внедрения изменений и преобразований, которые должны происходить и в нашей школе. «Усиленный акцент на обучении учащихся является основным приоритетом для учителей-лидеров, являющихся для коллег примером для подражания» Проведение коучинг сессий в коллективе началось с образования коллаборативной среды. Так как коллаборативное обучение - это философия взаимодействия, в то время как совместная работа является формой взаимодействия, направленной на содействие достижению конечного результата или цели. Поэтому коучинг- занятия с учителями нашей школы проводились с использованием групповой и парной работы. Именно применение таких форм работы способствуют более прочному усвоению знаний, способствует проявлению лидерских качеств, развитию личных качеств и способностей учителей. Также были использованы следующие стратегии: «Мозговой штурм», «Лестница успеха», «Представление информации в виде кластера», и другие. Применение этих стратегий способствовало преобразованию школьной практики среди учителей нашей школы.
Вовлеченные в роли наблюдателей Lesson Study учителя отмечали, что именно вовлечение их в проведение Lesson Study дало им возможность осознать тот факт, что каждый ученик – индивидуум, а также оценить преимущество работы в сотрудничестве с коллегами.
Обратная связь: «Я учитель истории, поняв смысл подхода «Lesson Study», надеюсь, что в нашей школе будет активно работать группа учителей, применяющая Lesson Study, так как я на примере смогла увидеть все плюсы применения данного подхода».
Работа в команде учителей помогает подобрать эффективные для каждого класса методы обучения для более прочного усвоения знаний, способствует развитию и проявлению лидерских, личных качеств и способностей педагога.
Одной из проблем, с которой сталкиваются педагоги нашей школы, это проблема создания современного инструментария оценки уровня достижений учащихся, а именно самооценивание и взаимооценивание. Что необходимо в первую очередь оценивать в когнитивной деятельности школьников? Как обеспечить объективность выставления оценок? Вообще, с какой целью оценивать достижения и успехи детей? Среди учителей бытует мнение о необъективности оценивания ученика. Поэтому следующее коучинг-занятие было проведено по темам «Оценивание обучения и оценивание для обучения», «Как объективно оценить ученика на уроке» Так как коллектив нашей школы не большой, коучинги проводятся для всех учителей, объединенных общей идеей и небезразличных к проблеме оценивания учеников. Но хочется отметить, что учителя уже первоначально начали изучать дополнительные источники по оцениванию, совместно обсуждать эту проблему.
Чтобы повысить мотивацию к обучению, развить интерес к предмету необходимо в практике преподавания уделить особое внимание процессe оценивания и его объективности. Ведь оценка является инструментом, который даст возможность ученику корректировать свою учебную деятельность и будет способствовать повышению мотивации к обучению. Чаще всего учителя нашей школы применяют критериальное оценивание при проверке контрольных работ, диктантов, срезов, то есть используют суммативное оценивание, а разработке критериев для формативного оценивания уделяют мало внимания.
В ходе подготовки к коучинг-занятию была определена цель: познакомить коллег с различными способами и видами оценивания, их особенностями, отличительными характеристиками, целями. Обратить внимание на критериальное оценивание в процессе «оценивания для обучения». В процессе коучинга было раскрыто понятие «оценивание для обучения» и «оценивание обучения». Основной задачей коучинга было определение выработки критериев и их использования при оценивании на разных этапах урока. Были определены критерии успешности – это умение разрабатывать критерии оценивания и применять техники оценивания на уроках.
При проведении коучинг – занятий наблюдалась проблема с тайм - менеджментом, не всегда соблюдался регламент, многие коллеги испытывали страх перед неизвестным, не могли рефлексировать. Поэтому, уже при планировании следующих коучингов, акцент делался на эти недочеты. В ходе проведения коучинг занятий учителя изучили формативное и суммативное оценивание, научились определять цели, приобрели умения правильно разрабатывать критерии и дискрипторы.
Оформленные постеры, фото- и видеоматериалы, самостоятельно разработанные критерии и дискрипторы к ним, а также материалы обратной связи стали доказательной базой обучения учителей. После проведения коучинг – сессий каждый сделал вывод, что на уроке необходимо оценивать каждый вид работы, при использовании суммативного и формативного оценивания обязательно придерживаться критериев.
Командой развития были отмечены сильные стороны коучинг –сессий и были даны следующие рекомендации:
По использованию группами вопросов высокого порядка;
Применение техник формативного оценивания использовать с учетом возрастных особенностей учащихся;
При определении критериев оценивания обратить внимание на использование дискрипторов;
Систематизировать накопленный материал по вопросам оценивания в виде выпуска брошюры.
Анализируя проведенные коучинг – занятия и предоставленную обратную связь и пожелания участников, команда развития определила перспективные направления:
Продолжить дальнейшую работу по внедрению подхода «Lesson Study» в практику, утвердить единый день для обсуждения проведенных уроков.
Продолжить исследования в действии по внедрению новых подходов в преподавании и обучении, сертифицированными учителями, с предоставлением отчетов на педагогических советах с целью распространения опыта работы.
Систематически пополнять банк учебно-методических материалов, разработанных учителями после обучения на уровневых курсах повышения квалификации.
Рекомендовать учителям публиковать статьи в методических изданиях.
Продолжить обучение коллег путем внедрения в школе среднесрочного планирования серии последовательных уроков и подхода Lesson Study.
5.Отчет по процессуLessonStudy
После того, как был проведен коучинг по теме «Lesson Study», учителя фокус- группы разработали урок информатики в 8 классе.
В проведении Lesson Study принимали участие учителя, которые совместно выполняли планирование урока, его проведение, наблюдение за учащимися в ходе урока, а так же анализ обучения и преподавания. Этот метод дает возможность совершенствоваться и опытным, и начинающим учителям. Поскольку, в результате совместного планирования, совместного наблюдения, совместного анализа учителя формируют и «совместное представление» об обучении.
Совершенствование педагогических подходов, введение повшеств при проведении цикла Lesson Study, передаются коллегам при проведении доказательных Lesson Study. Применение этого метода в учебном процессе в целях улучшения практики преподавания и оказание содействия педагогам в понимании подхода «Lesson Study» - основная цель проведения Lesson Study.
В соответствии с планом развития школы проведено исследование по внедрению подхода Lesson Study. Из наблюдений за проведенными серией последовательных уроков было видно, что учителя заинтересовались данным подходом, а также им понравилась совместная работа в команде единомышленников, где они согласуют ключевую идею исследования и каждый из присутствующих несет определенную ответственность за планирование, проведение, корректировку и конечный результат урока. Учитель информатики Д.С. сертфицирована по Программе курсов третьего базового уровня, интегрирует в процесс преподавания и обучения идеи семи модулей программы. При проведении уроков Д.С. применяет разнообразные методы и стратегии. Обсуждение плана урока по информатике было проведено учителями фокус-группы нашей школы. В ходе обсуждения плана урока, разработанного Д.С., учителя высказали свое мнение по улучшению урока, в результате этого в план урока были внесены корректировки. Учителями группы Lesson Study были определены ученики А,В,С для проведения исследования в классе, и наблюдатели этих учащихся. Было отмечено, что необходимо внести корректировки при подборе дифференцированных заданий и учителям – наблюдателям обратить особое внимание на то, как усваивается данный материал «исследуемыми» учениками. А так же обратить внимание на взаимооценивание, применение и четкое выделение критериев. Для активизации учащихся к изучению нового материала был применен прием «Покопаемся в памяти» метод «Карусель», в ходе которого учащиеся передвигаясь по кругу задавали друг другу вопросы и отвечали на них. В результате этой работы повторили материал, изученный на предыдущих уроках, который необходимо знать при работе по теме урока. Такой вид работы дает возможность рассуждать, мыслить, учит задавать вопросы высокого и низкого порядка, происходит взаимообучение через диалог.
Работа над изучением нового материала проводилась по материалам учебника. В результате деления класса образовались 4 группы. В групповой работе каждый ученик занят делом, принимает участие в обсуждении и составлении кластера. Групповая форма работы дает возможность каждому ученику проявить себя, внести вклад в общее дело, так как от качества работы каждого ученика зависит успех работы всей группы. Учитель направлял работу групп.
Следующим этапом работы была защита проектов, в которой принял участие каждый ученик. Такой прием защиты проекта нацелил каждого ученика на качественную работу по изучению материала.
Проанализировав исследовательский урок в 8 классе, группа учителей разработала методические рекомендации:
В данном классе большинство учащихся имеют среднюю успеваемость. Поэтому на уроках в данном классе необходимо применять новые подходы в обучении и преподавании для повышения мотивации к обучению.
При подборе заданий учитывать индивидуальные способности и возможности учащихся.
Нацеливать учащихся на поиск новых нестандартных способов решений, способствующих развитию критического мышления.
Формировать навыки самоконтроля и саморегуляции.
Вовлекать в проектную деятельность и заинтересовать учащихся с учётом зоны ближайшего развития ребёнка.
Учитель начальных классов Е.Ю. прошла курсы третьего базового уровня. Идеи семи модулей Программы интегрирует в процесс преподавания и обучения, применяя в работе разнообразные формы и методы. Был разработан план урока по познанию мира. В ходе совместного обсуждения учителями в план урока были внесены корректировки (изменения), а так же определены учащиеся А,В,С за которыми будет вестись наблюдение.
Задания к уроку были подобраны таким образом, чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся, носили исследовательский характер, способствовали развитию умения анализировать, сопоставлять и делать выводы. Учитель корректно направлял работу каждой группы, потому, что учащиеся еще только учатся работать в команде и не всегда соблюдают и выполняют правила работы в группе, им сложно распределить обязанности и контролировать время, провести самооценку и взаимооценку, испытывают затруднения при составлении постеров. И все же учителя отметили положительные моменты, что при работе в группе ребята присматриваются друг к другу, внимательно выслушивают мнение своих товарищей, пытаются отстаивать и доказывать свою точку зрения, а так же признавать свои ошибки. Каждый стремится внести посильный вклад в работу группы, хотя есть и такие ребята, которых в большей степени привлекает игровой момент, а не учебная деятельность. В ходе проведения урока были применены разнообразные приемы: «Горячий стул», составление постеров, синквейна, практическая деятельность учащихся. На заключительном этапе урока состоялась защита постеров спикерами. Для определения уровня усвоения нового материала проведен мини тест. С большим интересом ребята оценивали себя и своих товарищей, заполняя листы само и взаимооценивания.
Обсуждая и анализируя урок, учителя отметили хорошую активность учащихся на всех этапах урока. В группах происходит взаимообучение, сильные ученики помогают более слабым, дети учатся общаться друг с другом, приходить к общему решению. Учителю рекомендовано обратить внимание на работу с талантливыми и одаренными, т.е. подбирать дифференцированные индивидуальные задания.
Ученик А – ученик с высоким уровнем обученности, девочка активная, с хорошо развитой речью, высоким уровнем интеллекта, активная, умеет анализировать и делать выводы, выделять главное, аргументировать свой нестандартный способ решения, всегда берет инициативу в свои руки.
Ученик В - ученик со средним уровнем обученности. Девочка активная, общительная, речь хорошо развита, быстро входит в контакт с детьми, ответственно относится к учебной деятельности и поручениям. На уроках работает с интересом, но не успевает за темпом работы ученика А, хотя постоянно стремится к этому.
Ученик С – ученик с низким уровнем обученности. Память развита средне, не умеет концентрировать внимание, в работу включатся медленно после многократных повторений, учебная деятельность его не привлекает, читает мало, следовательно слабо развита речь.
Итоговая таблица наблюдения урока Lesson Study.
Учитель: Д.С. учитель информатики Дата: сентябрь 2014 Тема: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую» Наблюдатель: группа Lesson Study Класс: 8 Количество учащихся: 12 (1-я подгруппа) Предмет: информатика | Нет данных | Частичный | Компетентный | Высококвалифицированный |
Подготовка/ Планирование | | | | |
Данные ученика, наблюдения процесса планирования | | | + | |
Задачи урока | | | + | |
Деятельность учащегося | | | + | |
Оценивание для обучения | | | + | |
Преподавание и учение | | | | |
Деятельность учащегося | | | + | |
Возможность опроса | | | + | |
Критическое мышление | | + | | |
Управление поведением | | | | + |
Диалоговое обучение | | | + | |
Оценивание, связанное с критериями успеха | | | + | |
Обратная связь/прямая связь | | | + | |
Демонстрация в классах | | | + | |
Связь с реальным миром | | | + | |
Интеграция в области ИКТ | | | + | |
Обеспечение РТО (развитие талантливых и одаренных) учащихся | | + | | |
6. Синтез данных по изменениям в классной практике:
Проведенная работа по разъяснению идей семи модулей программы заинтересовала многих учителей нашей школы, особенно среднесрочное планирование. В ходе беседы с заинтересованными учителями были рассмотрены плюсы и минусы планирования серии последовательных уроков и даны рекомендации по составлению планов ССП.
Учителя, применяющие в работе среднесрочное планирование, высказали свою точку зрения о том, что «среднесрочное планирование дает возможность запланировать проведение серии уроков, объединенных единой SMART целью, определить последовательность этапов работы с учетом применения модулей программы, наглядно представить картину всей серии уроков и при необходимости вносить корректировки».
Многие учителя применяют в своей практике ССП.
Рассмотрим серию последовательных уроков в 8 классе по химии.
1.Среднесрочное планирование
Среднесрочное планирование серии последовательных уроков по химии в 8 классе, было разработано с целью внедрения идей семи модулей Программы в практику, а также отслеживания динамики изменений в эффективности уроков.
Учителем запланировано внедрение в практику преподавания идей 7 модулей программы. С целью создания комфортной психологической обстановки, а как следствие и эффективной познавательной деятельности каждого учащегося на уроке создавалась коллаборативная среда с учётом возрастных особенностей учащихся. На уроках применялась как групповая и парная работа, которая способствовала общению учащихся друг с другом, развивала умение слушать и слышать своих одноклассников, высказывать свою точку зрения, анализировать и делать выводы. Также сообща находить правильное решение и добиваться поставленной цели.
Если раньше цели урока были не конкретные, неизмеримые, то использование принципа постановки SMART цели позволило поставить цель, направленную на конечный результат, то есть на то, чего должны достигнуть на данном уроке учащиеся.
Среднесрочное планирование позволило, учителю проанализировать свою педагогическую деятельность, внести корректировки с учётом индивидуальных особенностей учащихся, полученной обратной связи, а также убедиться в необходимости своего профессионального развития.
Рефлективный отчет
о проведенной серии последовательных уроков химии в 8 классе
В своей практике преподавания химии, частично применяя инновационные технологии обучения, я в основном использовала традиционные приёмы и методы работы, считая, что главное учащимся дать прочные знания и привить навыки и умения решения задач и составления химических уравнений. Главенствующей ролью на уроке была моя роль, а учащиеся выполняли только поставленные мною цели. Анализируя свою работу, я все чаще прихожу к выводу, что мотивация у учащихся становится все ниже и ниже. В связи с этим, пройдя курсы по программе 2 уровня, я решила внести коррективы в свою преподавательскую деятельность, которые изменят мои уроки в лучшую сторону. Для проведения исследования я выбрала 8 класс неслучайно, а с такой целью, чтобы в последующем проследить и сделать выводы, ведь эти учащиеся только начинают изучать предмет химия.
В 8 классе 24 учащихся: 8 девочек и 16 мальчиков. Это сформировавшийся, дружный и самостоятельный коллектив, обладающий активной жизненной позицией. Имеет потенциал в обучении, но не использует его в полном объеме. Большинство учащихся обучаются в данном классе с 1 класса, 5 учащихся только с начала этого учебного года.
Качество знаний в данном классе составило до эксперимента 43 % при успеваемости 100%.
Для успешного проведенияисследования я подготовила среднесрочное планирование по теме «Первоначальные химические понятия» и составила краткосрочные планы по темам.
Перед началом практики совместно с учителем 1 уровня провела анкетирование по «методике изучения мотивации учения подростков». Анкетирование проведено по блокам, в каждом из которых по 3 неоконченных предложения и варианты ответов, из которых нужно выбрать 2. В анкетировании приняли участие 22 ученика.
Совместно с психологом школы была проведена диагностика, в ходе которой для наблюдения были выявлены трое учащихся, разного уровня знаний и способности, имеющие разный уровень мотивации.
Ученица А – отличница, общительна, активна в жизни класса, но инициативы на уроках не проявляет, к выполнению заданий относится серьезно, внимательна,систематически готовится к урокам, имеет высокий уровень мотивации.
УченицаВ – учится на «4» и «5», стеснительная, на уроках малоактивная; отвечает только если спросит учитель, к урокам готовится регулярно.
УченикС –с низким уровнем знаний, к урокам не готовится, отвлекается сам и отвлекает других, часто не выполняет домашнее задание, имеет сниженный уровень мотивации.
Работу я начала с организации коллаборативной среды, главной составляющей обучения и преподавания. Эта среда, которая позволяет ученикам чувствовать себя уверено и комфортно в процессе обучения. И еще она привлекает меня в том смысле, что используя групповую работу, есть возможность применять все 7 модулей программы. В ходе устной беседы ребята высказали мнение, что в основном уроки в классе проходят традиционно, и они с удовольствием примут участие в данном исследовании и будут моими первыми помощниками.
В рамках исследования было проведено 4урока по темам: «Практическая работа №1 «Правила техники безопасности в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием», «Вещества и их физические свойства. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ», «Практическая работа № 2. Очистка загрязненной поваренной соли», «Атомы и молекулы. Атомно- молекулярное учение в химии и его значение». При проведении серии последовательных уроков были использованы приёмы «Лови мяч», «Толстые и тонкие вопросы», «Самооценивание и взаимооценивание», «Представление информации в постерах», «синквейн», «Стратегия решения проблемы», «Большой палец»,
«Правило 3-х П» (познакомиться, понять, применить).
При проведении исследования в действии для демонстрации обучения детей была собрана доказательная база. Закончив проведение исследования в действии по теме «Как коллаборативное обучение способствует повышению мотивации на уроках химии при изучении темы «Первоначальные химические понятия» в 8 классе» я пришла к следующим выводам:
- повышение мотивации путем применения основных идей программы - процесс длительный, но вполне реализуемый в аутентичном классе.
-Групповая работа способствуетповышению мотивации, активизации деятельности, вызывает интерес к изучаемому предмету
- воспитывает чувство сотрудничества,
- позволяет использовать приём взаимо- и самоконтроля,
-позволяет добывать самостоятельно знания и применять их на практике.
Свои приведенные выше выводы по результатам исследования в действии могу подтвердить следующими фактами.
Проведенное вначале анкетирование по «методике изучения мотивации учения подростков» показало, что очень высокий уровень имеют 4,5% учащихся; высокий уровень показали 9,1% учащихся; нормальный или средний – 50% учащихся, сниженный – 36,4% учащихся.
Блок II - 22,7% учащихся показали очень высокий уровень мотивации и способность к целеполаганию; 63,6% учащихся высокий; 13,6% учащихся – нормальный или средний.
Итоговый уровень мотивации
определила по сумме балов I, II и III блоков. По данным диагностики очень высокий уровень мотивации имеет 1 учащийся, т.е. 4,5%, высокий – 11 учащихся 50%, нормальный или средний уровень мотивации учения - 10 учащихся 45,5%.
По результатам анкетирования видно то, что выбор исследуемого класса не случаен и оправдан.
В качестве индикаторов исследования в классе были определены 3 учащихся А, В, С. В период проведения исследования из наблюдений, бесед, рефлексии видно, что:
Ученица А- смогла подтвердить свои знания, умения использовать и применять знания в нестандартной ситуации и на практике. Мыслит ясно и точно. Самостоятельно делает выводы. Её работы являются лучшими в классе. При работе в группе на 3 уроке стала проявлять активность, раскрылась в качестве лидера группы. Охотно помогает своим одноклассникам.
Ученик В- подтвердила свои знания, но ищет поддержку со стороны подруги, изменений в сторону активности не произошло. Выполняла все не спеша, медленно, хотя в анкете отмечает, что нравится работа в группе. При взаимооценивании не доверяет одноклассникам, считает, что учитель выставит оценку справедливо. Боится ошибиться.
Ученик С- вначале исследования активности не проявлял, занимался на уроке своими делами, групповая работа способствовала повышению мотивации, изменилось его настроение, желание учиться, смог проявить свои лидерские качества при выполнении практической работы.
В заключении с учащимися А,В,С была проведена анкета
Вопросы анкеты | Ученик А | Ученик В | Ученик С |
1.Интересно ли тебе работать в группе? | | | |
2.Важна ли для тебя поддержка группы? | | | |
3.Можешь ли ты взять ответственность или инициативу в группе? | | | |
4.Мне нравится (не нравится) работа в группе ……….. | Нравится, потому что мы все вместе обсуждаем тему | Нравится, так как в группе работать приятней | Мне нравится работать в группе |
Анализ показал, что учащиеся с разными интеллектуальными и познавательными способностями утверждают, что им всем интересно работать в группе, для них очень важна поддержка группы и чаще всего они осознают, что могут взять ответственность и инициативу в группе на себя. Наблюдая и анализируя данные деятельности учащихся А, В, С можно сделать вывод, что и остальные учащиеся класса со схожими способностями будут действовать на уроке по такому же принципу.
В начале исследования я ожидала, что после проведения серии последовательны уроков учащиеся:
-будут активно работать в группах сменного состава. В итоге выяснилось, ребята испытывают трудности, работая в группе сменного состава. Это связано с периодом адаптации в новой группе и я думаю, это можно исправить, если применять групповую работу на каждом уроке.
- задают, составляют вопросы высокого и низкого порядка и отвечают на них. Данные ожидания оправдались, учащиеся с легкостью составляют толстые и тонкие вопросы, имеют понятия, как отвечать, на такие вопросы. Об этом можно судить, по представленным постерам, в ходе изучения новой темы и мозгового штурма при опросе домашнего задания.
- умеют выделять главное при изучении новой темы, ведут диалог, дебаты;
Это стало возможным при применении на уроках приема «Предоставление информации в кластерах».
- уважают мнение, высказанное одноклассником; Я считаю, что над этим еще необходимо поработать, и при проведении последующих уроков подбирать задания, требующие принятия единого решения, что позволит каждому учащемуся высказать свое мнение и выслушать мнение других
- самостоятельного приобретают и применяют свои знания на практике. В ходе исследования, по результатам выполненных работ видно, что учащиеся умеют самостоятельно приобретать и применять полученные знания на практике.
При проведении интервью учащиеся высказывают мнение, что нестандартные уроки более результативные, интересные. Все опрошенные ученики говорят о том, что им сложно себя оценивать, многие не доверяют оценке товарищей и это даёт мне направление для совместной разработки с учащимися критериев дальнейшей нашей деятельности. Мне, как учителю, более ясно стали видны пути решения проблем, а так же я для дальнейшего исследования в действии определила перспективы.
Одной из проблем с которой я столкнулась,внося изменения в практику - это нехватка времени. Практически на всех уроках не успевали выполнить запланированную работу в рамках урока. Возникает вопрос почему? Во – первых программа химии 8 класса, в связи с сокращением часов, предполагает за 1 урок разбор большого объема материала, во –вторых – учащиеся плохо ориентируются во временных рамках, и не могут распределять время на выполнение задания. В- третьих- не все учащиеся доделывают дома незаконченную работу в классе.
Из-за нехватки времени не успевали в полном объеме закрепить и обобщить изученный материал. Поэтому считаю, в дальнейшем свои уроки планировать с учетом временных рамок.
На мой взгляд, при проведении исследования в действии мне удалось внести запланированные изменения, это было для учащихся незаметным, но результативным. Перед тем, как применить тот или иной новый подход в серии последовательных уроков, я обдумывала, что это даст моему уроку, как это будет способствовать решению той проблемы, которую я определила вначале исследования. Мне удалось получить доказательства обучения всех учеников в форме выполненных практических работ, результатов индивидуальных работ (тестов), постеров и групповых творческих заданий, устной защиты проектов.
Методы, которые я использовала для сбора данных, для меня были полезными, так как дали полную картину, раскрыли перспективы деятельности. Но считаю, что еще один показатель, на который мне необходимо будет обратить внимание в дальнейшем это оценки за контрольную работу по изученной теме. Именно они покажут реальную суммативную оценку усвоенных знаний. Еще одним из барьеров была работа в незнакомом классе, так как ребята только начали изучать предмет химия. Я ближе познакомилась и лучше узнала реальные возможности и способности учеников. Увидела их проблемы в общении с одноклассниками, на которые обязательно обращу внимание на своих уроках и постараюсь по – возможности внести корректировки. Я овладела необходимой информацией, опираясь на которую в дальнейшем буду планировать свою преподавательскую деятельность, осваивать и подбирать новые приёмы и методы для повышения мотивации и результативности при изучении химии.
При проведении исследования в действии я многому научилась, но и много еще предстоит изучить. В своей дальнейшей деятельности я собираюсь продолжить работу по выбранной теме, но расширить её путем применения и внедрения других модулей программы, а именно работа с талантливыми и одаренными, оценивание для обучения и оценивание обучения.Разрабатывать задания к урокам по таксономии Блума, что значительно поднимет не только мотивацию к учению, качество знаний, но и интерес к изучаемому предмету. В своей работе я буду использовать групповую работу, которая на мой взгляд является уникальным методом, который позволят использовать все основные идеи программы второго уровня.
Данное иследование позволило мне посмотреть другими глазами на свою работу, и сделать выводы, что не только общество, но и мы и система образования должна постояно развиваться, а нам предоставлена уникальная возможность сделать этот процесс увлекательным. И любая неудача должна служить мне сигналом, о том что я где-то допустила ошибку, поэтому нужно остановиться и исправить ее.
«Рис. 9 Изменение в классной практике через внедрение различных стратегий»
Отчет о проведении родительского собрания
В начале реализации плана развития школы с родителями учащихся была проведена встреча, на которой я, со своими коллегами, ознакомила с планируемыми изменениями в процессе обучения и преподавания. Также было проведено анкетирование с целью выяснения участия родителей в деятельности школы и существующих проблем взаимодействия учащихся, родителей и учителей.
Для родителей учащихся 1-11 проведено общешкольное родительское собрание на тему «Семейные ценности в современном обществе ». Целью собрания явилось формирование у родителей представления о семейных ценностях в современном обществе. Форма проведения: групповая работа с использованием технологии коучинга.
Позитивный настрой обеспечил просмотр родителями видеоролика «Улыбнись». Началась встреча с родителями с притчи «Кувшин» все действия, происходящие в притче демонстрировались.
Для организации совместной работы и выполнения заданий, родители были разбиты на группы по интересам. Каждой из групп было предложено составить постер «Семейные ценности». После обсуждения и защиты группами постеров, родителям было показано видео о семейных традициях. По результатам представленной информации «Семейные ценности» родителям предложено, используя основные ценности, создать фундамент семейных отношений, пояснить значение терминов.
В виде рефлексии проведена обратная связь где родителям на стикерах предложено написать своё мнение о . В ходе которой, родители высказали мнение: «Необходимо говорить открыто о семейных ценностях, так как многое в наше время потеряно», «Мне есть над чем подумать, что изменить в отношениях с ребенком», «Собрание прошло интересно, и я задумалась о психологическом климате в своей семье», «На многое посмотрела другими глазами и поняла, что мой ребенок несет в общество культуру поведения из семьи».
Наблюдения за уроками.
Учителями на уроках проводились анкетирования, интервью, беcеды, фото и видео съёмка. Учащиеся заполняли диаграммы Венна, лиcты cамо- и взаимооценивания, а для осуществления обратной связи учителя применяли таблицы (плюc-минуc-интереcно), рефлексивные экраны и другие формы.
Не менее интересными были и результаты анкеты, в которой был задан ряд вопросов учащимся 8 класса.
Анализируя данную анкету можно сказать следующее: всем учащимся класса нравится групповая форма работы. При выполнении заданий испытывали затруднения 2 уч-ся 8,3 %, не всегда понятны вопросы 2 уч-ся 8,3 %, не испытывали затруднений 19уч-ся - 79 %.
На вопрос были ли затруднения при выполнении заданий? Ответили
Да -19уч-ся 79 %
Чаще понятны-1 уч-ся 4%
Не всегда понятны- 2 уч-ся 8,3 %
Нет-2 уч-ся 8,3%
При выполнении заданий в группе учащиеся испытывали:
легкость -11уч-ся 46 %,
ответственность за группу- 6 уч-ся 25 %,
волнение, если ошибусь- 5 уч-ся 21 %,
переживания- 2 уч-ся 8,3 %.
На вопрос если бы тебе предложили выбрать группу, то в какой группе ты хотел бы работать и почему учащиеся ответили:
- в сильной группе, потому что они больше понимают тему- 4 уч-ся 17 %
-где понимают и могут дать сказать слово-2 уч-ся 8,3 %
- В группе, где есть сильные и слабые, так интересней –1 0 уч-ся 42 %
-В сильной, потому что мне интересней работать в конкуренции-
5 уч-ся 21 %
- В группе, где помогают, если -не понятно-2 уч-ся 8,3 %
- Дружную, чтобы не я один работал-1 уч-ся 4%
- Не знаю-1 уч-ся 4%
- В дружной и активной-1 уч-ся 4%
После проведения серии последовательных уроков с учащимися А, В, С было проведено видеоинтервью, в ходе которого учащиеся высказали своё мнение об изменениях в проведении уроков. Ученик Д., обладающий средними способностями отметил: «Мне сейчас стали нравиться уроки, потому что при работе в группе я не боюсь высказать неправильное мнение, ведь меня всегда поправят товарищи», ученица К. «мне не нравится, что оценивают одноклассники, так как считаю, что учитель оценит справедливее», Ученица Ю. «Мне очень нравятся такие уроки, так как у нас появилась возможность помочь своим одноклассникам, которые испытывают трудности…»
Результаты проведенных исследований показывают что:
Коллаборативная среда способствует созданию благоприятного климата в классе.
Эффективность урока напрямую зависит от правильного применения учителями групповой и парной работы.
Учащиеся составляют критерии оценивания.
Применение учителями идей семи модулей программы являются актуальными.
У учащихся появилось больше возможностей участвовать в процессах обсуждения, взаимообучения и взаимооценивания, а также рефлексировать.
При применении техник формативного оценивания и дифференцированных заданий, активизировалась работа учащихся со средней и низкой мотивацией.
Но на ряду с положительными моментами существуют и барьеры с которыми столкнулись в ходе исследования:
Не все учащиеся с высокой мотивацией готовы помогать своим одноклассниками с более низкой мотивацией в процессе взаимообучения, считая индивидуальную работу более эффективной.
Есть мнения учащихся с низкой мотивацией, которые утверждают, что им легче работать в группе, так как появляется возможность получить положительную оценку за счет других.
Неумение рационально распределять свое время сказывается на качестве усвоения нового материала и его закрепления.
Эвалюация учащихся при реализации плана развития школы 2
Анализируя проведенный мониторинг процесса развития учащихся исследуемых классов показал:
Категория А – учащиеся с повышенной мотивацией к обучению
Категории В - учащиеся со средней мотивацией к обучению
Категория С - учащиеся с низкой мотивацией к обучению
№ | Имя ученика | Уровень развития до проведения исследования | Уровень развития после проведения исследования | Характер изменений |
1 | Диас | В | В | Без изменений |
2 | Иван | С | С | Без изменений |
3 | Виктор | С | В | Повышение уровня |
4 | Виктор | С | В | Повышение уровня |
5 | Валерия | С | В | Повышение уровня |
6 | Валерия | В | А | Повышение уровня |
7 | Аружан | В | В | Без изменений |
8 | Станислав | С | В | Повышение уровня |
9 | Рустем | В | В | Без изменений |
10 | Екатерина | В | В | Без изменений |
11 | Юлия | А | А | Без изменений |
12 | Александр | А | А | Без изменений |
13 | Андрей | С | С | Без изменений |
14 | Александр | С | С | Без изменений |
15 | Татьяна | А | А | Без изменений |
16 | Николай | С | В | Повышение уровня |
17 | Артем | С | С | Без изменений |
18 | Екатерина | В | В | Без изменений |
19 | Данияр | В | В | Без изменений |
20 | Азат | С | С | Без изменений |
21 | Алина | В | В | Без изменений |
22 | Геннадий | С | С | Без изменений |
23 | Виктор | С | С | Без изменений |
24 | Михаил | С | С | Без изменений |
результаты
8 класс.
Диаграмма 5. Исследование в действии 8 класс
№ | Имя ученика | Уровень развития до проведения исследования | Уровень развития после проведения исследования | Характер изменений |
1 | Эльмира | А | А | Без изменений |
2 | Анастасия | С | В | Повышение уровня |
3 | Александр | В | А | Повышение уровня |
4 | Никита | С | С | Без изменений |
5 | Светлана | С | С | Без изменений |
6 | Леонид | В | В | Без изменений |
7 | Татьяна | В | В | Без изменений |
8 | Виталий | С | В | Повышение уровня |
Диаграмма 6. Исследование в действии 4 класс
Что способствовало данным положительным изменениям?
«На мой взгляд этому способствовало создание коллаборативной среды, которая послужила толчком активизации учащихся на уроках, ситуации успеха, другие факторы».
«Рис.13 Эвалюация учащихся»
Внесение изменений в процесс обучения в школе это только начало пути, который нам предстоит пройти вместе с учащимися, чтобы найти ответы на вопрос о том, как и чему необходимо учить ученика.
«Рис.14 Работы учеников»
Педагоги школы не только много работают, но и успешно внедряют в свою практическую деятельность новые подходы в образовании, а также умеют проводить анализ своей работы. Испытывая необходимость в профессиональном развитии, совместно пытаются разобраться в сложившейся ситуации и найти правильный выход.
Учителя, внедряющие новые подходы в преподавании и обучении с удовольствием делятся своим опытом и наработками с коллегами, которые, глядя на них стремятся совершенствовать свою деятельность, делая ее творческой и увлекательной, вовлекая в этот процесс своих учеников.
За этот период можно отметить, что стали меняться взгляды учителей, методика преподавания, а самое главное у большинства учащихся появилось желание учиться. Они стали комфортнее чувствовать себя на уроках, не бояться поделиться своей точкой зрения и доказать ее, а также появилось стремление самостоятельно добывать знания.
Внедрение идей программы позволило учителям активно применять на уроках групповые и парные формы работы, методы диалогического обучения, формативное и суммативное оценивание, cтратегии критического мышления для активизации познавательной деятельности и повышения мотивации учащихся. Применяемые на уроках активные формы, способствуют раскрытию индивидуальных особенностей, творческого потенциала каждого ученика.
Приведенные доказательства свидетельствуют об изменениях в школьной практике и подтверждают, что:
Повысился уровень профессионального развития педагогов;
через внедрение современных методов и новых подходов в обучающей практике усовершенствовалась практика учителей;
улучшилось качеcтво знаний, повысилась мотивация учащихся к обучению.
34