Просмотр содержимого документа
«"Животные тропических лесов Африки"»
Пояснительная записка
География как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во всей взаимосвязи.
Цель:
- всестороннее развитие учащихся со сниженной мотивацией к познанию, расширить кругозор об окружающем мире.
Задачи:
- Дать элементарные научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве России, зарубежных стран, своего края.
- Познакомить с культурой и бытом разных народов.
- Помочь усвоить правила поведения в природе.
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Знание особенностей развития этих детей необходимо для эффективной работы с ними для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи их обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия.
Урок составлен с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Географический материал обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Все это учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся.
Исходя из целей образовательной программы, тема и цель урока сформулированы.
В связи с низкой мотивацией к учебной деятельности учащиеся более продуктивно усваивают программный материал в ходе игры. Использованы презентационные материалы в виде: учебник «География материков и океанов». 8 класс; рабочая тетрадь; карта природных зон мира; презентация «Животные тропических лесов Африки»; раздаточный материал для учащихся; сводная таблица «Наземные животные, птицы, пресмыкающиеся и насекомые тропических лесов Африки», картинки животных тропических лесов Африки, ватман с картой Африки, набор жетонов для оценивания, цветные карточки.
В правилах игры охарактеризованы шаги для формирования игровых коллективов в зависимости от познавательных и межличностных интересов участников игры.
На уроке предусмотрена возможность изменения модели игры в зависимости от действий игроков в условиях самой игры.
Создание соревновательной мотивации внутри игрового коллектива между командами представлено в виде набора жетонов.
В ходе игры описаны шаги обучения навыкам коллективной деятельности в ходе использования групповых дискуссий.
Роль учителя – судья-рефери.
Цель урока достигается посредством постановки цели, посредством самой игры, подведением итогов, рефлексией, что говорит о целостности всей игры.
Дата:
Класс: 8.
Тема: Животные тропических лесов Африки.
Дидактическая цель: создание условий для изучения и первичного закрепления новой информации средствами ИКТ по теме «Животные тропических лесов Африки».
Задачи: Образовательная: 1) Дать представление о животном мире тропических лесов Африки.
Коррекционная: 2) Развивать устную речь на основе полных правильных ответов поставленные вопросы и обогащения словарного запаса учащихся; развивать навыки общения в ходе коллективной деятельности.
Воспитательная: 3) Воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру планеты.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: Ролевая игра.
Методы обучения с использованием ИКТ: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый
Формы деятельности учащихся: индивидуальная и фронтальная.
Оборудование: учебник «География материков и океанов». 8 класс; рабочая тетрадь; карта природных зон мира; презентация «Животные тропических лесов Африки»; раздаточный материал для учащихся; сводная таблица «Наземные животные, птицы, пресмыкающиеся и насекомые тропических лесов Африки», картинки животных тропических лесов Африки, ватман с картой Африки, набор жетонов для оценивания, цветные карточки.
Ход урока
1. Организационный момент (приветствие учащихся, проверка готовности к уроку).
- Добрый день, ребята!
- Назовите, какой сейчас у нас урок?
- Чему мы учимся на этом уроке?
- Тема сегодняшнего урока «Животные тропических лесов Африки». Вы должны на уроке узнать, какие животные обитают в тропических лесах Африки.
- Чтобы вам было понятно и интересно, сегодня на уроке мы с вами будем работать необычно.
- Я предлагаю вам разделиться на 2 команды. У вас на столах лежат цветные карточки (дети рассаживаются по цвету карточки).
- Возьмите буквы и составьте название команды (зоологи, экологи).
- Зоологи – это ученые, которые изучают жизнь животных.
- Экологи – это ученые, охраняющие природу.
- В течение урока вам будут предложены задания, за которые вы будете получать жетоны. Чья команда, наберет больше всего жетонов, та и выиграет. Первое правило игры: 1) Не выкрикивать. 2) Отвечает та команда, которая первая поднимет цветную карточку. 3) Обязателен полный ответ. 4) В случае неправильного ответа команда отвечают игроки другой команды. 5) Оценивает ответы судья-рефери - Елена Сергеевна.
2. Этап проведения.
- Итак, первое задание.
1. Что такое природная зона? (ответы учащихся)
2. Какие природные зоны есть в Африке?
3. Покажите на карте тропические леса Африки.
4. Почему тропические леса Африки называют многоярусными лесами?
5. Какие растения произрастают в первом ярусе.
6. Назовите самые высокие растения тропических лесов?
7. Почему травяной покров в тропических лесах беден?
8. Как используют люди растения влажных тропических лесов?
(Учитель в ходе работы следит за выполнением правил игры, а затем подводит итог).
- С первым заданием справились успешно. Выигрывает команда зоологов.
- Следующее задание «Угадай животное». За каждый правильный ответ вы получаете жетон. Не забывая про наши правила игры.
- Хозяин весной просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в шубке снеговой (медведь).
- Молодцы!
- Кто осенью холодной ходит хмурый и голодный? (волк)
- Правильно.
- Гуляет в рыжей шубке, хитрит и скалит зубки (лиса).
- Где живут эти животные?
- В какой природной зоне?
- Молодцы, ребята!
(Учитель в ходе работы следит за выполнением правил игры, а затем подводит итог).
- А теперь вам предстоит попробовать назвать животных, которых вы увидите на слайдах (слайд).
(На слайдах представлены животные тропических лесов Африки: бегемот, обезьяны, крокодилы, слон, леопард, хамелеоны, попугаи, фламинго).
Учащиеся каждой команды называют животных.
(Учитель в ходе работы следит за выполнением правил игры, а затем подводит итог).
Физминутка.
- Ребята, сейчас у вас коллективное задание. Каждый из вас выбирает одно животное, которое обитает в тропических лесах Африки. Находит информацию о нем в учебнике, и составляет рассказ об этом животном.
Учащиеся работают с текстом учебника и представляют свой рассказ.
(Учитель в ходе работы следит за выполнением правил игры, а затем подводит итог).
- Ребята, вы хорошо справились с этим заданием. Поощряющий жетон получает каждый ученик.
- Сейчас каждой команде нужно выбрать карточки с животными тропических лесов Африки и прикрепить к природной зоне (на столах у команд лежат ватманы, где изображена карта Африки с природной зоной – тропические леса).
(Команды отчитываются, подводится итог учителем).
3. Итог урока.
- О чем мы говорили сегодня на уроке?
- Кто такие зоологи?
- Кто такие экологи?
- Какова их роль?
- О каких животных тропических лесов Африки вы узнали?
- Верно, ребята.
- Сегодня вы поработали хорошо. Мне бы хотелось отметить вашу внимательность, активность, работу в коллективе. Но самое главное – вы познакомились с животным миром Африки, который необходимо охранять.
- Команда экологов набрала … жетонов, команда зоологов - … жетонов.
4. Домашнее задание.
- Ребята, дома вам нужно заполнить таблицу «Наземные животные, птицы, пресмыкающиеся и насекомые тропических лесов Африки».
Животные
Птицы
Пресмыкающиеся
Насекомые
1 группа – заполняет всю таблицу.
2 группа – заполняет три любых столбика.
3 группа – заполняет любой один столбик.
Учебно-методические материалы
1. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География материков и океанов. 8 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М: Просвещение, 2006. 208 с.
2. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под.ред. В.В. Воронковой.-М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.-Сб.1.-232с.
3. Современный урок географии.Ч.6. Агеева И.Д. Веселая география на уроках и праздниках: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2004. 240 с.