Цель урока: сформировать представление о пустынях, причинах их образования, растительном и животном мире.
Задачи урока:
- Сформировать понятие «пустыня».
- Установить взаимосвязь между климатом и образованием пустынь.
- Выявить особенности почв, растительности и животного мира.
- Определить влияние человека на природу.
- Помочь обучающимся определить причины увеличения площади пустынь в Африке.
Задачи по формированию метапредметных универсальных учебных действий:
- познавательные:
умение применить имеющиеся знания в новой ситуации;
структурирование знаний из личного опыта;
формирование интеллектуальных умений (рассуждение, анализ ситуации и задания, сравнение, умение делать выводы);
- коммуникативные:
формулирование, аргументирование и отстаивание своего мнения, высказываниё своей точки зрения; умение планировать совместную деятельность в группе при выполнении заданий;
- регулятивные:
развитие навыков самооценивания;
применение эффективных способов решения познавательных задач;
регулирование совместных действий участниками команды;
- личностные:
развитие навыков сотрудничества со сверстниками;
развитие самостоятельности;
формирование осознанной мотивации к выполнению заданий;
духовно-нравственное развитие детей посредством формирования бережного отношения к природе.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
карточки с заданиями (на группы);
мультимедийное оборудование;
слайдовая презентация;
живой объект — кактус;
гербарные экспонаты растений или их фото.
Формы работы: групповая, в парах, фронтальная, индивидуальная.
УМК: Программа основного общего образования. География. 6-11 классы. / сост. Е. В. Овсянникова.
Учебник: И. В. Душина, В. А. Коринская, В. А. Щенев География. Материки, океаны, народы и страны. 7 кл.: - М.: Дрофа, 2011
Просмотр содержимого документа
«Тропические пустыни Африки. »
Всероссийский педагогический конкурс
«Сценарий проблемно-эвристического урока»
Корепина Татьяна Ивановна,
Должность учитель географии - биологии,
Образовательное учреждение
МБОУ «Аргуновская СОШ»
2014
Технологическая карта урока
Предмет География
Класс7
Тема урока: Тропические пустыни Африки.
Цель урока:сформировать представление о пустынях, причинах их образования, растительном и животном мире.
Задачи урока:
- Сформировать понятие «пустыня».
- Установить взаимосвязь между климатом и образованием пустынь.
- Выявить особенности почв, растительности и животного мира.
- Определить влияние человека на природу.
- Помочь обучающимся определить причины увеличения площади пустынь в Африке.
Задачи по формированию метапредметных универсальных учебных действий:
- познавательные:
умение применить имеющиеся знания в новой ситуации;
структурирование знаний из личного опыта;
формирование интеллектуальных умений (рассуждение, анализ ситуации и задания, сравнение, умение делать выводы);
- коммуникативные:
формулирование, аргументирование и отстаивание своего мнения, высказываниё своей точки зрения; умение планировать совместную деятельность в группе при выполнении заданий;
- регулятивные:
развитие навыков самооценивания;
применение эффективных способов решения познавательных задач;
регулирование совместных действий участниками команды;
- личностные:
развитие навыков сотрудничества со сверстниками;
развитие самостоятельности;
формирование осознанной мотивации к выполнению заданий;
духовно-нравственное развитие детей посредством формирования бережного отношения к природе.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
карточки с заданиями (на группы);
мультимедийное оборудование;
слайдовая презентация;
живой объект — кактус;
гербарные экспонаты растений или их фото.
Формы работы: групповая, в парах, фронтальная, индивидуальная.
УМК: Программа основного общего образования. География. 6-11 классы. / сост. Е. В. Овсянникова.
Учебник: И. В. Душина, В. А. Коринская, В. А. Щенев География. Материки, океаны, народы и страны. 7 кл.: - М.: Дрофа, 2011
Следующие уроки: «Население и политическая карта», «Страны Северной Африки»
Содержание урока
Характеристика видов деятельности учащихся.
- Сформировать понятие «пустыня».
- Установить взаимосвязь между климатом и образованием пустынь.
- Выявить особенности почв, растительности и животного мира.
- Определить влияние человека на природу.
- Помочь обучающимся определить причины увеличения площади пустынь в Африке.
Определяют понятия «пустыня», «самум», «эрги», «гоби», «такыры», «шоры», «оазисы». Путём наложения климатической карты Африки на карту природных зон, устанавливают взаимосвязь между особенностями климата и формирования пустынь. Объясняют почему площадь пустынь в Северной Африке гораздо больше, чем в Южной Африке. Анализируют типы пустынь. Объясняют влияние человека на природу, и к чему это может привести.
Предметные результаты обучения (для раздела)
Метапредметные результаты обучения (для раздела)
Учащиеся должны знать:
понятие пустыня,
типы пустынь,
основные черты пустынь;
причины формирования пустынь и увеличения их площади.
Учащиеся должны уметь:
Выбирать тематические карты и уметь показывать на них пустыни;
объяснять особенности климата, почв, животного и растительного мира пустынь, находить взаимосвязи между компонентами природы;
характеризовать пустыню по плану.
Учащиеся должны уметь:
анализировать изучаемые объекты
выделять существенные признаки объекта
сравнивать изучаемые объекты
классифицировать объекты
изучать объекты в ходе практической работы
находить информацию об объектах, анализировать и оценивать ее, переводить информацию из одной формы в другую
Ход урока
Печатный текст - версии обучающихся
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
Формируемые
УУД
1. Мотивационный этап (10 минут)
1.1.Формулировка темы урока
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Поднимите руки те кто, на урок пришёл с хорошим настроением для того, чтобы получить новые знания?
Замечательно, надеюсь, что такое настроение у вас будет весь урок. Я очень рада вас сегодня видеть. Надеюсь, все готовы к уроку, настроились. Тогда начинаем.
Ребята, у меня к вам большая просьба. Помогите мне, пожалуйста, решить одну проблему. Дело в том, что на день рождения я получила подарок, а вот что с ним дальше делать, не знаю.
Поможете мне? Пусть самый смелый из вас выйдет и откроет эту коробку. (Выходит ребенок, открывает коробку и достает кактус.)
Что это такое?
(Кактус)
Мне говорили, что они бывают толстые и колючие.
И как за ним ухаживать, в каких условиях они растут?
Поставить на подоконник, растут они медленно, цветут очень редко. Их можно почти не поливать.
А где их родина?
В пустынях.
Молодцы! Вот правильно, что я к вам пришла. Вы мне очень помогли! Спасибо большое!
Скажите, пожалуйста, а что вы ещё знаете о пустынях?
Песок, верблюды, жара и.т.д.
Удивительно, вы знаете о пустынях много, практически всё. А может быть, всё-таки нет.
Догадались, о чём пойдёт речь на уроке? Итак, тема нашего урока - Тропические пустыни Африки. (Запись в тетради)
Что бы вы хотели узнать по теме нашего урока.
Цель: Узнать как можно больше об этих пустынях.
Мы с вами сегодня будем изучать особенную природную зону.
-Давайте вспомним, что такое природная зона.
Это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения почв, растительности и животного мира.
-Чем обусловлено образование природных зон?
Климатом, на суше - соотношением тепла и влаги.
-Чем внешне природные зоны суши отличаются друг от друга?
Характером растительности.
-Какие природные зоны вы знаете?
Тундры, лесотундры, тайга, степь, лесостепь и другие.
Создает условия для самостоятельного определения обучающимися темы урока.
Побуждает к актуализации знаний обучающихся о пустыне.
Обеспечивает понимание содержания темы при самостоятельном переформулировании.
Способствует появлению интереса к теме урока, формированию позитивного отношения обучающихся к изучаемым географическим объектам
Определяют тему урока
Актуализируют свои знания о пустыне
В результате групповой работы предлагают свои варианты формулировки темы
Регулятивные:
целеполагание,
планирование,
прогнозирование,
волевая саморегуляция
Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог,
участие в коллективном обсуждении проблем,
умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,
владение монологической и диалогической речью
Познавательные
общеучебные:
самостоятельное выделение познавательной цели
моделирование
выбор оптимальных способов решения задач
умение строить речевое высказывание
1.2. Целеполагание и определение путей достижения цели
Итак, мы изучаем тропические пустыни Африки. Предположим, вы хотите узнать о пустынях абсолютно все.
Что вы хотели бы узнать о пустынях? Чему научиться?
- Что такое пустыня.
- Причины образования пустынь.
- Особенности почв, растительности и животного мира.
- Влияние человека на природу.
- К задачам, которые вы сформулировали, мне хотелось бы добавить еще одну.
- Рассматривать растения на гербариях, рисунках, слайдах.
- Делать схематические рисунки, обозначать элементы рисунка, используя термины.
- Находить и анализировать информацию в учебнике и дополнительных источниках.
- Изучать новые понятия.
- Задавать вопросы учителю.
- Размышлять, высказывать предположения, делать выводы.
Какую первую задачу будем с вами решать?
Что такое пустыня? Расскажите мне. Какие знаете пустыни?
Создает учебную ситуацию целеполагания.
Побуждает обучающихся формулировать цели урока.
Структурирует предложенные формулировки.
Обеспечивает возможность предложить пути достижения поставленных целей, знакомые обучающимся по урокам географии в 6 классе.
Формулируют цели урока
Предлагают пути их достижения
2. Операционный этап (25 минут)
2.1. Элемент содержания «Тропические пустыни Африки»
Практическая работа.
Сахара
-Покажите пустыню Сахара на карте.
-Какие ещё африканские пустыни вы можете назвать и показать на карте?
Пустыня Намиб, Калахари, Ливийская пустыня.
Подумайте и напишите 4 основных понятия, с которыми у вас ассоциируется слово «пустыня».
Делаем вывод:
Пустыня- это песок, много песка, безоблачное небо. Кажется, что тебя окружает пустота и жара.
Солнечный, жаркий
Желтый песок
Льется в пустыне
На желтый песок.
В воздухе желтом
И плотном, как мед,
Желтая птица неслышно плывет.
Серые, коричневые, красные, желтоватые столообразные и грибовидные скалы… под ногами старый щебень, образовавшийся от разрушения этих скал. Ни деревца, ни кустарника, ни травинки. Безжизненный каменный миф. И это тоже пустыня.
Природная зона, где выпадает крайне мало осадков. Растительность встречается чрезвычайно редко или вовсе отсутствует.
-Какое определение вам понравилось больше.
А как вы считаете, которое из определений отражает основные особенности пустыни. Спишите это определение в тетрадь.
Какие затруднения возникли при выборе определения. Как их преодолеть?
Демонстрация слайда.
Справились с первой задачей?
Да. Можем отметить значком V.
Какую задачу будем решать сейчас (формулируют вторую задачу)
Задание в группах (3 минуты)
Как вы думаете, какие причины послужили факторами образования крупнейшей пустыни мира Сахары? Аргументируйте свое решение.
Пользуясь информацией из атласа, запишите в тетрадь основные выводы. Атлас – стр. – 12-13, 26.
а). Зона тропического климата.
- высокое атмосферное давление. – ВД.
- высокие температуры воздуха.
- отсутствие осадков.
б). Северо-восточные пассаты дуют с материка, потому они сухие и не несут влаги.
в) Большая вытянутость территории Африки с запада на восток, что также способствует образовании сухих континентальных масс.
г) Холодное Канарское течение на западе.
Вывод:
Пустыни образовались в результате неравномерного распределения тепла и влаги. И произошло это потому, что над экватором воздух нагревается сильнее и, поднимаясь вверх и охлаждаясь, теряет большое количество влаги, выпадающей в виде тропических ливней. После этого в самых верхних слоях земной атмосферы экваториальный воздух начинает растекаться к северу и югу, в область субтропиков. Постепенно воздушные массы опускаются к нагретой земной поверхности, нагреваются здесь еще больше, но влаги в них уже нет. Такой круговорот воздушных масс происходит круглый год.
В результате воздух становится сухим и горячим — средняя температура летом достигает 30—40 градусов и иногда доходит до 59 градусов в тени. Поверхность почвы (песка и камня) нагревается порой выше 80 градусов. Редкие осадки в основном сильные ливни Нёбольшие дожди из-за высокой температуры не доходят до поверхности земли — вода испаряется по пути к ней [1].
Вывод: Да, Сахара - величайшая пустыня мира, царица сухих тропиков. Сахара – «ас-сахра» - пустынная степь, либо «рыжеватая», «красная».
Сахару часто называют морем. Название это обязано эргам - огромным пространствам, занятым песчаными барханами, которые простираются, словно волны в океане. В голубовато-сером небе висит неестественно белый диск солнца. Дрожит раскаленный воздух, песок струйками стекает из-под ног, когда поднимаешься на очередной бархан,- и кажется, нет им конца. Здесь зарегистрирована самая высокая температура на земле +580 с. Ее большую площадь занимают безводные равнины, усыпанные большими камнями и галькой, которую отполировал ветер. Дождь здесь тоже редкое явление, приходится ждать его десятилетия.
Сахара является наиболее мощным источником пыли на земле. Бури в Сахаре зачастую обладают необычайной силой: скорость ветра достигает иногда 50 м/с и более. Наблюдения показывают, что в пустыне в среднем из 100 дней только 6 бывают безветренными. Страшное явление представляет собой песчаный ураган самум[2].
Мы не знаем, куда вас занесет судьба, но как себя вести в данной ситуации, ответите после сообщения (см. приложение №1).
Вводит понятие «пустыня»
Создает учебную ситуацию, связанную с изучением пустыни в процессе практической работы.
Побуждает обучающихся выделять существенные признаки объекта при описании пустыни
Знакомит с понятиями «самум»
Создает ситуацию рассогласования между имеющейся информацией и результатами наблюдения, для введения понятия «пустыни».
Рассматривают корневую систему, анализируют ее строение, описывают существенные признаки.
Предлагают понятия для обозначения видов корней
Узнают и запоминают существующие понятия «пустыня», «самум», дают их определение
Разрешают возникшее затруднение путем поиска информации
Познавательные
общеучебные:
поиск информации
моделирование
умение строить речевое высказывание
контроль и оценка процесса и результатов деятельности
смысловое чтение
логические:
анализ
синтез
сравнение
подведение под понятия
установление причинно-следственных связей
доказательство
Коммуникативные:
сотрудничество с учителем и сверстниками
участие в коллективном обсуждении проблем,
умение слушать и вступать в диалог,
умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,
владение монологичес-кой и диалогической речью
Регулятивные:
волевая саморегуляция
2.2. Элемент содержания «Пустыня Намиб»
Не менее интересной в Африке является пустыня Намиб.
Как могла образоваться пустыня на самом побережье Атлантического океана? Какие особенности климата этому способствовали?
Практическая работа (продолжение).
Задание в парах (3 минуты)
1. Зона тропиков.
2. Юго-восточные пассаты дуют с материка
3. Холодное Бенгельское течение у побережья.
-Как вы считаете, образование пустыни Намиб является исключением или вы можете найти на карте подобные ей?
Пустыня Атаками в Южной Америке.
«Намиб» означает «щит»
Справились со второй задачей?
Да. Отметим значком V.
Перейдём к решению третьей задачи. (Читаем третью задачу).
Практическая работа (продолжение).
Задание в парах.
Представьте себе, что вы в пустыне. Отсутствие облаков. Огненный шар поднялся над пустыней, раскалил воздух, камни и пески. Нет ни одной капли дождя. Пусть днем пустыня раскалена - ночью температура может опуститься ниже нуля. Такие огромные колебания в условиях жизни на протяжении одних суток подвергают животных, избравших пустыню своим домом, тяжким испытаниям.
Животные и растения решают одну задач - выжить в условиях пустыни. А как они решают ее, мы ответим, поработав с рисунками и гербариями. Каждому выдается схема. Писать только приспособления (См. приложение №2).
Вывод: особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды.
Верблюжья колючка - корень 20 м. листья- колючки.
Джузгун - кустик, листья- зеленые веточки.
Колосняк - тонкие листья
Саксаул - дерево 4-5 м.
Особенность животных: некрупные, окраска под цвет песка, ночной образ жизни ведут, впадают в спячку, большие уши - ночью лучше слушать, быстро бегают.
Песчаная круглоголовкапри возникновении опасности и от жары умеет очень быстро зарываться в песок.
Геккон. Этих ночных ящериц называют «цепкопалыми» за особые устройства пальцев. У всех гекконов они в той или иной степени расширены за счёт особых пластинок на нижней поверхности, которые работают как присоски. Благодаря этому гекконы способны бегать по самым гладким вертикальным поверхностями даже по потолку вниз спиной.
Паук каракурт ведет ночной образ жизни. Его смертельный яд - защита от врагов. Нередко укусы каракурта приводили к смерти людей.
Тушканчик. Это маленький грызун, едва крупнее мыши! Хвост длиннее вдвое. Прыжки до двух метров в длину. А удивительные зверьки тушканчики! Лапки кенгуру, тельце мыши, уши зайца и хвост льва!
Сайгаки. Прекрасные бегуны (способны развивать скорость до 80 км/ч, они избегают холмов, сыпучих песков и глубокого снега.
Огромный нос сайгака — теплообменник, защищающий зимой дыхательные пути бегущих животных от леденящего ветра.
Держась большими стадами, сайгаки постоянно кочуют на сотни километров в поисках новых пастбищ.
К началу 20 века сайгак был почти истреблен, но в результате охранных мероприятий его численность полностью восстановилась.
Фенек – маленький сородич лисицы. У него большие уши. Ведёт ночной образ жизни.
Уч-ль: Что вы знаете о верблюдах? Это корабль пустыни. Два вида верблюдов: одногорбые и двугорбые. Высота- до 2 метров. Может нести груз до 500 кг. На ногах - мозолистые подошвы. В горбах запас жира. Без воды может жить 3-4 дня. Добравшись до водопоя, может выпить 6-8 ведер[3].
А какой тип почвы соответствует зоне пустынь? Какими особенностями обладают данные почвы? (Атлас – стр. – 16-17).
Пустынные почвы.
Классификация пустынь по составу почвы:
Песчаные – эрги
Каменистые – гоби
Лёссово-глинистые – такыры
Солончаковые - шоры
Но чаще всего любая пустыня имеет и песчаные участки, и каменистые, и солончаки.
Справились с третьей задачей?
Да. Отметим значком V.
Перейдём к решению четвёртой задачи. (Читаем четвёртую задачу).
-А люди живут в пустыне?
Да.
Сахара не самое удобное место на Земле для жилья. Хотя смотря для кого: кочевники-туареги вряд ли променяют контрастную суровость своей пустыни, например, на умеренность нашего климата. Туарегов, вечно кочующих по самым отдаленным и необитаемым районам Сахары, называют "синими призраками". Синие покрывало, закрывающее лицо так, что остается лишь полоска для глаз, юноша получает на семейном празднике, когда ему исполняется восемнадцать лет. С этого момента он становиться мужчиной, и больше никогда в жизни, ни днем, ни ночью, он не снимает покрывало со своего лица и будет лишь чуточку отодвигать его ото рта во время еды и если уж зашла речь о национальных одеждах, то обязательным компонентом костюма араба, тоже жителя пустыни, является полотенце в два – три метра, которым наподобие чалмы обертывают голову, закрывая шею, нос, щеки: иначе не спастись от обжигающего солнца и везде проникающего песка. Среди этих желтых ландшафтов радует каждая встреча с человеком. Недаром туареги говорят: "в пустыне приятно встретить даже разбойника"[4].
И все-таки человек в Сахаре предпочитает особые островки жизни. Как они называются?
Оазисы.
Послушайте сообщение и ответьте на вопрос: благодаря чему стало возможно существование оазисов в пустыне (см. приложение №3)?
Создает учебную ситуацию, связанную с изучением классификации пустынь
Знакомит с понятиями «оазисы»
Создает учебную ситуацию моделирования при составлении схемы классификация приспособлений растений и животных
Создает учебную ситуацию для проявления поисковой активности обучающихся при выполнении практической работы
Создает учебные ситуации для понимания и использования всех введенных на уроке понятий.
Создает учебную ситуацию для развития познавательных УУД (сравнение объектов, доказательство) и коммуникативных УУД в процессе выполнения групповой практической работы
Моделируют при составлении схемы классификация приспособлений растений и животных
Рассматривают гербарные растения, определяют особенности внешнего строения растений пустыни
Разрешают возникшее затруднение путем поиска информации
Осуществляют поиск информации и её преобразование
Учатся выделять существенные признаки приспособлений растений и животных к условиям жизни в пустыне
Получают информацию о растениях и животных пустыни
Учатся использовать все введенные на уроке понятия
Применяют полученные знания и устанавливают причинно-следственные связи
2.3. Элемент содержания «Влияние человека на природу»
Вернемся к задачам урока. Какие задачи на данном этапе оказались выполненными? Какую задачу ещё не выполнили?
Влияние человека на природу.
Задание группам (3-5 минут).
Наступление пустынь угрожает сегодня не только обширным традиционно засушливым районам Северной Африки и Ближнего Востока, но и практически всей Австралии, Китаю и др. странам. Миллионы возделываемых земель в 65 странах могут превратиться в безжизненные пространства. Существует гипотеза, высказанная рядом ученых, которой придерживается и У. Георг, что природный процесс усыхания неизбежно приведет нашу планету к роковому финалу, т. к. процесс образования пустынь носит стихийный характер и неподвластен людям. Другие ученые не поддерживают такую пессимистическую точку зрения. Они считают, что процесс образования новых пустынь связан с неправильной хозяйственной деятельностью человека. Какой точке зрения придерживаетесь Вы? Обоснуйте её. Как Вы думаете, какие факторы, связанные с хозяйственной деятельностью людей, приводят к появлению пустынь?
Создает учебную ситуацию, обеспечивающую сравнение достигнутых результатов с эталоном (целями урока)
Создает учебную ситуацию для ознакомления с влиянием человека на природу
Создает учебную ситуацию для развития познавательных УУД (поиск и преобразование информации, знаково-символические действия) и коммуникативных УУД в процессе выполнения групповой практической работы
Обеспечивает переход к теме следующего урока
Осуществляют поиск информации и её преобразование
Получают информацию о влиянии человека на природу
Применяют полученные знания и устанавливают причинно-следственные связи
3. Рефлексивно-оценочный этап (10 минут)
Чему, как правило, посвящена заключительная часть урока?
- Проверить, достигнуты ли результаты и оценить их.
- Все ли задачи решили, чтобы достигнуть цели?
Да, все решили.
- Какую же цель мы ставили перед собой. Достигли ли мы цели?
Да.
- Это результат нашей совместной работы.
- Теперь необходимо оценить качество достижения результатов.
Проверочная работа.
Итак, сегодня на уроке мы рассмотрели тему: Назовите её. Тропические пустыни Африки. Давайте обобщим всё, что вы узнали о данной природной зоне, а результаты запишем в таблицу.
Природная
зона
Географическое
положение
Климат
Почвы
Раст.
Живот.
Проанализируйте результаты проверочной работы. Что выполнено верно? Над чем еще предстоит поработать? (см. приложение №4).
Вспомните весь ход урока, цель урока. Подумайте, удалось ли вам ее выполнить и насколько успешно.
Понравилось ли вам сегодня на уроке?
Что было самым ценным из услышанного материала?
О чём из услышанного на уроке хотелось бы ещё поразмышлять?
Почему вы считаете этот материал значимым для себя.
У всех на столе рисунок кактуса. Если на уроке чувствовал себя комфортно, то возьми зелёный кактус. Если затруднялся – жёлтый. Если трудно было – красный.
(На доске нарисована пустыня. Посади свой кактус в пустыне. Какая красивая получилась пустыня. Какие кактусы преобладают? (Зелёные). Значит мы справились с задачами. У кого красный или жёлтый, то на следующем уроке повторим и всё запомните).
Отметка:
Зелёный кактус – 5
Запишите домашнее задание. Какие понятия необходимо повторить? Какие умения отработать еще раз?
§ 21, стр. 94-100;
Для желающих:
-написать памятку туристу, отправляющемуся в пустыню;
-написать мини-сочинение на тему «Один день…»
Спасибо.
Создает учебную ситуацию, обеспечиваю-щую анализ обучающими-ся результатов своей деятельности и оценку качества усвоения.
Создает учебную ситуацию, обеспечиваю-щую рефлексию содержания результатов, действий по достижению результатов, эмоциональ-ного состояния.
Обеспечивает понимание практической значимости полученных знаний и умений их применять
Проводят анализ достигнутых результатов путем сравнения с эталоном (целями урока)
Проводят оценку качества усвоения путем выполнения проверочной работы
Осуществляют рефлексию учебной деятельности
Регулятивные:
оценка достижения планируемых результатов
коррекция планов и способов действий в соответствии с оценкой
волевая саморегуляция
Познавательные:
рефлексия способов и условий действий
контроль и оценка способов и результатов действий
Коммуникативные:
сотрудничест-во с учителем и сверстниками
участие в коллективном обсуждении проблем,
умение слушать и вступать в диалог,
умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,
владение моно-логической и диалогической речью
Приложение 1
«Послышалось что-то глухое, похожее на шум и рев, который несется отовсюду. Со всех сторон, с земли, с неба, закрытое песчаной мглой, летело нечто ужасное, готовое уничтожить все живое. Мы чувствовали приближение стихийного чудовища и трепетали перед ним, но никто не решался произнести рокового слова «самум». Мы вполне сознавали свое бессилие в борьбе с этим врагом. «Яд воздуха», «дыхание смерти», «огненный ветер» - страшный самум был уже недалеко.
Он приближался быстро, и через полчаса мы были в самом центре этого ужаснейшего явления природы. Песни пустынь давно замолкли в шуме песков, который наполнил пустыню, превратив ее в настоящий хаос…
В эти страшные часы, когда тучи песка неудержимо неслись вперед, люди и верблюды лежали не песке. Люди укрылись с головой плащами и заткнули уши. Сердце стучало часто, дыхание ускорилось, голова отчаянно болела, как будто ее кто-то сжимал с большой силой. От жары и удушья выступал пот, быстро испаряясь в сухом воздухе. Рот и глотка пересохли. Легким уже не хватало воздуха, еще час - и страшная смерть от удушья неизбежна. Но самум скоро унесся куда-то далеко…
Приложение 2
длинные корни колючки
невысокие
Растения. тонкие листья
Приспособляемость к жизни в пустыне.
Животные.
Большие уши
Большие мозоли горб быстро бегают
Окраска под цвет песка
Приложение 3
Там, где в пустыне на поверхность выходит подземная вода в виде ключа или источника, среди песков появляется зеленый островок. Это оазис. В африканских оазисах растут финиковая пальма и акация. Ствол пальмы, не имеющий сучьев, достигает высоты 20 и более метров. На верху ствола колышется пучок из 40-70 листьев. Каждый лист длиной до 3 метров. Ниже под листьями висят гроздья плодов. Одно дерево дает в год от 100 до 200 кг. плодов. Плоды употребляют в пищу свежими, сушеными, вареными. Из надреза пальмы вытекает сладкий сок, пригодный для питья. Из листьев делают заборы, изгороди, плетут сандалии, корзины.
Приложение 4
Природная зона
Географическое
положение
Климат
Почвы
Растения
Животные
Пустыни
Тропический пояс
Мало осадков, высокие температуры, большие суточные амплитуды.
Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва. (Тушканчик)
Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок. (Ящерица)
Я - священное животное Древнего Египта. Перекатываю шарики, в которых запас корма для моего потомства. (Жук-скарабей)
Я из отряда лисиц, небольшая на вид, но уши - большие. (Лисичка-корсак)
Я - пища «корабля пустынь» (Верблюжья колючка)
Я ростом невелик, мои листья – зеленые веточки, своими корнями удерживаю пески. (Джузгун).
Мой ствол как камень.
Весной я красавец.
А листья мои тонкие,
Как вязальные спицы. (Саксаул)
Я травянистое растение, моя задача - удерживать пески. (Колосняк)
Приложение 6
Карточка - задание.
Подчеркните термины, которые относятся к природной зоне африканской пустыне: Атакама, вельвичия, барханы, ушастый еж, облака, течение, каменистые россыпи, сероземы, Калахари.
Список литературы
1. Я познаю мир: Чудеса природы: Дет. энцикл. / И.В.Черныш; Худож. В.М. Губанов, Ю.А. Станишевский. Под общ. Ред. Е.М. Ивановой. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002. – 425 с.: ил.
2. Я познаю мир: Чудеса природы: Дет. энцикл. / И.В.Черныш; Худож. В.М. Губанов, Ю.А. Станишевский. Под общ. Ред. Е.М. Ивановой. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002. – 425 с.: ил.
3. Интернет-ресурсы. Жизнь в пустыне и характеристика крупнейших пустынь мира.