Просмотр содержимого документа
«Урок. Виды транспортных средств.»
Тема: Виды транспортных средств. Учитель: Афанасьева А. С. 19.04.16
Цель урока: познакомить учащихся с основными видами транспортных средств и их назначением.
Задачи:
Образовательная: Выявить, расширить, закрепить представления и знания учащихся о видах транспортных средств, условиями их использования и значением в жизни людей.
Воспитательная: подготовить учащихся к самостоятельной жизни, воспитывать культуру общения и познавательный интерес к предмету.
Коррекционная: развитие способности к обобщению и классификации, коррекция и развитие речевой и зрительной деятельности, умение планировать свою деятельность.
Тип урока: освоение нового материала.
Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, практический, здоровьесберегающий.
Материально - техническое оснащение и дидактическое обеспечение: презентация, набор иллюстраций с изображением различных видов транспортных средств карточки с названием видов транспортных средств, карта России, плакат с изображением транспорта. Термины и понятия: пассажирский, грузовой, специальный, наземный, подземный, воздушный, водный. Оборудование: DVD
Ход урока.
Этапы
Деятельность учителя.
Деятельность учеников
Примечание
I.Орг. момент
Дыхательная физминутка.
Сейчас у нас урок социально-бытовой ориентировки.
-Посмотрите внимательно все ли у вас готово к уроку. У вас на партах должны быть тетрадь, дневник и ручка.
Осмотр рабочих мест.
На доске:
Число, тема урока.
II.
Введение в новую тему.
- Чтобы узнать тему урока вам необходимо отгадать кроссворд
Отгадывание загадок.
Когда слово отгадали показывавется картинка с изображением данного вида транспорта (презентация).
III.
Сообщение темы урока учителем.
-Посмотрите на доску? Что изображено на картинках.
-Все, что вы назвали, можно выразить одним словом. .
-Каким?
-Прочитайте слово в выделенном столбике.
-Сегодня мы с вами познакомимся с видами транспортных средств и их назначением.
-Итак, тема нашего урока « Виды транспортных средств».
Запишите число, тему урока.
Ответы учащихся.
-Транспорт.
Работа в тетради.
IV.
Изучение нового материала
Понятие о видах транспортных средств.
-Кто знает, что называют транспортом?
-Для нас слово « Транспорт» стало привычным. Слово транспорт пришло в русский язык из Греции. В переводе с греческого оно обозначает «перемещать»
-Транспорт- это средства передвижения.
-А зачем нам нужен транспорт?
-А как вы думаете, каким транспортом пользовались люди, когда не было ни машин, ни самолетов, ни поездов?
-На помощь человеку пришли домашние животные: лошади и ослы, собаки и олени, а в жарких странах слоны и верблюды. Такой транспорт называется гужевым. Человек получил возможность путешествовать и перевозить небольшие грузы.
- Транспорт можно разделить на виды и по способу передвижения – по земле, воде, воздуху.
- Человек изобрел лодку и парус и стал использовать силу ветра, надувающего паруса и тем самым получил возможность плавать по рекам, морям и океанам. Это открыло перед людьми далекие загадочные земли.
-Какая река протекает через наш город?
-По нашей реке Волге проходят большие корабли, которые провозят грузы, есть туристические корабли, пароходы. Весь этот транспорт перемещается по… воде и поэтому эту группу называют –водный транспорт.
-Перечислите водные транспортные средства.
-Все мы любим путешествовать. Выезжать из нашего города в летний период на отдых.
-В каком городе мы c вами живем?
А, как называется страна в которой находится наш город?
-Это карта России. Вот какая большая страна у нас. Красной точкой обозначен город Саратов.
Каким транспортом мы можем воспользоваться, когда нам надо быстро попасть в город , находящийся за сотни километров от нас? (На поезде очень долго)
-Самолет передвигается по воздуху. Какой еще транспорт передвигается по воздуху?
Эту группу транспорта называют –воздушный транспорт.
-У кого из ваших родителей есть личный транспорт - автомобиль?
-Каким общественным транспортом вы пользуетесь часто?
-Приведите примеры наземного транспорта.
-К наземному транспорту относятся поезда дальнего следования, электрички, автомобили, автобусы трамваи и троллейбусы.
-Что относится к подземному транспорту?
У нас в Саратове нет Метро. Метро находится в больших городах в Москве, Санкт- Петербурге, Самаре и многих других городах.
Физминутка
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
На доске прикрепить карточки с названиями видов транспортных средств (наземный, подземный, воздушный, водный) и попросить учащихся поместить под каждой из них карточки с соответствующими названиями транспортных средств, которые находятся у каждого на парте.)
V.
Расширение и уточнение представлений учащихся о видах транспортных средств.
- Также транспорт можно разделить на виды и по другому признаку - по назначению - пассажирский, грузовой специальный.
-Ребята, если мы сели в автобус, троллейбус или трамвай, то в этом случае, кто мы?
-Что надо запомнить в этом слове?
-Как называется транспорт. Если он занимается перевозкой людей?
-Какой пассажирский транспорт есть в нашем городе?
-Ребята, обратите внимание на правописание словарных слов, которые вы изучали в предыдущих классах:
трамвай (что надо запомнить в этом слове?) букву М
троллейбус (что надо запомнить в этом слове?) удвоенная согласная Л, гласную букву О
автобус (что надо запомнить в этом слове?) букву В
-Какие виды оплаты проезда в городском транспорте существуют? Это-
а) -разовый талон (одноразового использования),
б) -единый проездной билет,
в )-Наличные деньги
-Сколько стоит проезд в автобусе?
-Сколько будет стоить проезд до школы и обратно на автобусе одному человеку?
-Если транспорт перевозит только грузы, это какой транспорт?
-Какой вы знаете грузовой транспорт?
-Но есть еще транспорт, который выполняет специальные перевозки: полиция, скороя помощь, пожарная. Такой транспорт называется специальным.
-Этот транспорт приходит, когда людям нужна помощь.
-Какие номера телефонов написаны на них?
-Помните, этим машинам, когда они едут с включенными маячками, водители должны уступать им дорогу. Потому что, они спешат на помощь!
Видеоролик « Какой бывает транспорт»
Физминутка для глаз
-Пассажиры.
Пассажирский
Трамвай, троллейбус, автобус
Маршрутное такси
17 рублей
34 рубля
Грузовой.
Самосвал, камаз, фургон, грузовая газель, грузовик, цистерна и т. д.
01-пожарная;
02-полиция ;
03- скорая мед помощь;
(На доске прикрепить карточки с названиями видов транспортных средств (пассажирский, грузовой специальный) и попросить учащихся поместить под каждой из них карточки с соответствующими названиями транспортных средств.)
Билет, проездной, деньги.
Решение примера
17+17=34
Карточки с спец транспортом
Видеоролик (5 мин)
Два зеленых круга. Большой на доске и маленький на парте у детей. 5 раз повтор
VI
Закрепление учебного материала.
а) -А теперь я хочу проверить вас, внимательно ли вы слушали?
-У вас карточки с заданием.
Заполни таблицу.
Самостоятельная работа.
б) – А теперь ребята сделайте самопроверку
в) –Сдайте ваши работы чтобы проверила я их.
Заполнить таблицу
Закрыть доску.
Открыть доску для проверки
VII
Подведение итогов
-О чем сегодня говорили на уроке?
-Что такое транспорт?
-Какие виды транспорта вы узнали?
-Какой бывает транспорт по назначению?
-Что относится к специальному виду транспорта?
-Я раздаю вам памятки, которые вы приклейте в тетрадь.
О транспорте
-Транспорт- это средства передвижения.
Наземный, водный, воздушный, подземный
Пассажирский грузовой, специальный
-спец. машины:
Пожарная, скорая помощь, полиция.
VIII
Домашнее задание.
На дом вам карточки с заданием. Карточки всем разные. Внимательно прочитайте задание и вклейте в тетрадь.
IX
Оценка знаний учащихся.
1. Спозаранку за окошком 5. Что за чудо — синий дом, Стук и звон и кутерьма. Окна светлые кругом, По прямым стальным дорожкам Носит обувь из резины, Ходят красные дома. А питается бензином.
(Трамвай) (Автобус)
2. Словно рубанок землю строгаю, 6. Я зашел в зеленый дом, Делать дороги я помогаю. Больше суток пробыл в нем. Где новостройки — всюду вниманье Оказался этот дом Славной машине В дальнем городе другом.
(Бульдозер) (Поезд)
3. С трудным названьем. 7. Летит птица-небылица,
Плывет белый гусь - А внутри народ сидит, Брюхо деревянное, Меж собою говорит. Крыло полотняное. (Самолет)
(Яхта)
4. Для этого коня еда - 8. Я в любое время года
Бензин, масло и вода. И в любую непогоду На лугу он не пасется, Очень быстро в час любой
По дороге он несется. Провезу вас под землей.
(Машина) (Метро)
9. Несется и стреляет,
Ворчит скороговоркой.
Трамваю не угнаться
За этой тараторкой. (Мотоцикл)
Тема урока. Виды транспортных средств. I гр.
Транспорт- это средства передвижения.
Задание: Заполни таблицу
Виды транспорта по среде передвижения
Водный
Воздушный
Наземный
Подземный
Задание: Заполни таблицу
Виды транспорта по назначению.
Пассажирский
Грузовой
Специальный
" Виды транспортных средств" Задание: Выберите и подчеркните правильный ответ.
Какое транспортное средство не относится к автомобильному? а)автобус, б) поезд, в) автомобиль.
Какое из перечисленных транспортных средств не относится к воздушному транспорту? а) самолет, б) катер, в) вертолет.
.Какой вид транспорта передвигается по воде? а) автобус, б) трамвай, в) лодка
Что относится к гужевому транспортному средству? а) трамвай, б) лошадь, в) теплоход.
Что относится к пассажирскому транспортному средству? а) трамвай, б) самосвал, в) пожарная машина.
Что относится к грузовому транспорту? а) камаз, б) трамвай, в) автобус.
Тема урока. Виды транспортных средств. II гр.
Транспорт- это средства передвижения.
Задание: Заполни таблицу, используя слова для справок.
Виды транспорта по среде передвижения
Водный
Воздушный
Наземный
Подземный
Корабль
Вертолет
Автомобиль
Слова для справок: лодка, самолет, метро, трамвай, катер,
троллейбус, пароход, автомобиль.
Задание: Заполни таблицу используя слова для справок.
Виды транспорта по назначению
Пассажирский
Грузовой
Специальный
Слова для справок: автобус, такси, самосвал, пожарная машина, камаз, полиция, трамвай, грузовик, троллейбус, скорая помощь.
" Виды транспортных средств" Задание: Выберите и подчеркните правильный ответ.
Какое транспортное средство не относится к автомобильному? а)автобус, б) поезд, в) автомобиль.
Какое из перечисленных транспортных средств не относится к воздушному транспорту? а) самолет, б) катер, в) вертолет.
.Какой вид транспорта передвигается по воде? а) автобус, б) трамвай, в) лодка
Что относится к пассажирскому транспортному средству? а) трамвай, б) самосвал, в) пожарная машина.
Тема урока. Виды транспортных средств. Ш гр.
Транспорт- это средства передвижения.
Задание: Заполни таблицу используя слова для справок.
Виды транспорта по среде передвижения
Водный
Воздушный
Наземный
Подземный
Корабль
Вертолет
Автомобиль
Слова для справок: лодка, самолет, метро, трамвай, катер,
троллейбус, пароход, ракета, автомобиль
2.Задание: Заполни таблицу . Виды транспорта по назначению.
Найди лишний транспорт и зачеркни лишее.
Пассажирский
Грузовой
Специальный
Автобус
Камаз
Пожарная машина
Трамвай
Самосвал
Скорая помощь
Самосвал
Мотоцикл
Гужевой
Троллейбус
Грузовая газель
Полиция
" Виды транспортных средств" Задание: Выберите и подчеркните правильный ответ.
Какое транспортное средство не относится к автомобильному? а)автобус, б) поезд, в) автомобиль.
Какое из перечисленных транспортных средств не относится к воздушному транспорту? а) самолет, б) катер, в) вертолет.
.Какой вид транспорта передвигается по воде? а) автобус, б) трамвай, в) лодка
Что относится к пассажирскому транспортному средству? а) трамвай, б) самосвал, в) пожарная машина.