kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по теме "Имя существительное. Закрепление знаний", 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в адативной школе, 7 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Имя существительное. Закрепление знаний", 7 класс»

Папоян Татьяна Викторовна


КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа - интернат»





Тема урока: Имя существительное. Закрепление знаний.

урок русского языка в 7 классе



























р.п. Шербакуль 2023г

Тема урока: Имя существительное. Закрепление знаний.

Цель: Повторить и систематизировать полученные знания по теме «Имя существительное», развивать общеучебные умения и навыки с учетом индивидуальных способностей каждого учащегося.

Задачи:

1.Уметь находить существительные в тексте, знать основные грамматические категории имен существительных: род, число, склонение, одуш/неодуш, нариц/собст, падеж.

2. Корригировать и развивать:

- память (через запоминание правил, кратких обозначений грамматических категорий);

- внимание (через смену различных видов деятельности, упражнений на нахождение того или иного грамматического признака);

- мышление (через построение логических рассуждений, объяснение по кратким опорным схемам и таблицам);

- речь (через запоминание новых слов, построение развернутых высказываний);

- развивать умение оценки и самооценки;

3. Воспитывать умение работать в парах, интерес к предмету, ответственность, самостоятельность и чувство гордости за богатство и выразительность родного языка.

Оборудование: учебники, ИКТ (презентация к уроку), рабочие листы урока, листы оценивания.

Ход урока

п/п

Этап урока


Деятельность учителя



Деятельность учеников

1

Организационный момент.

(Мотивация к учебной деятельности).

Постановка учебной задачи



Здравствуйте, ребята, давайте поприветствуем друг друга кивком головы и улыбкой.

Еще раз улыбнитесь друг другу, и с хорошим настроением начинаем наш урок. Садитесь, ребята.

Для того чтобы наш урок прошел более плодотворно давайте определим, чем мы сегодня будем заниматься, поставим учебную цель и задачи.

Прослушайте стихотворение, в нем «спряталась» тема урока:

Утро. Роща. Луг. Река.

Воздух. Небо, Облака.

Ива. Трели. Соловьи.

Солнце. Отблески зари.

Одуванчик. Василек.

Жук. Букашка. Мотылек

?? В чем особенность этого стихотворения? Стихотворение состоит из одних существительных, но каждое существительное представляет собой законченную картину.

Итак, ребята, мы с вами закончили изучение одной из самых распространённых частей речи. Как же она называется? (Имя существительное). Тема нашего урока: «Имя существительное. Закрепление знаний»

Ученые подсчитали, что каждое второе слово – имя существительное. На каждые 100 слов в среднем приходится 40 существительных и только 26 глаголов.

Как вы думаете, чем же мы сегодня будем заниматься, если тема нашего урока «Имя существительное. Закрепление знаний»? Какова главная цель урока? Каковы задачи урока?

Сегодня мы обобщим и систематизируем знания об имени существительном. А для этого мы должны ЗНАТЬ/ ВСПОМНИТЬ:

- что такое имя существительное;

- как изменяется существительное

УМЕТЬ:

- находить имена существительные;

- определять число, род, склонение и падеж существительных

Вы будете выполнять много интересных заданий, будете работать индивидуально, в парах, группах, учиться оценивать себя и друг друга. А в конце урока получите заслуженную отметку. У вас для этого есть листы оценивания.

Критерии оценивания.

Давайте с вами организуем рабочие места. Посмотрим порядок ли у вас на партах?

Давайте еще раз выразительно прочитаем стихотворение. Какую картину вы представили, когда читали и слушали предложенное вам стихотворение? Где можно увидеть такую картину?(во многих местах нашей Родины). Так вот, эпиграфом нашего урока будет выражение о нашей Родине. Соберите его (Работа с деформированным текстом)

Нет милей и краше Родины нашей.

Так вот, ребята, сегодня, в качестве практического материала для урока вы будете использовать знания, полученные вами о Родине.

Открыли тетради, записали число. Классная работа.

Показывают готовность к уроку. Приветствуют учителя.




Слушают стихотворение, отвечают на вопросы учителя.

Определяют тему,

Выводят цели и задачи

Работают с опорными словами:

Повторим

Проверим

Будем учиться

Будем использовать

А какими мы будем?





















Работают со стихотворением. Ответы детей: цветущий луг, яркое солнце, зеленый луг, раннее утро и т.д.

- Увидеть можно во многих местах нашей Родины. Собирают эпиграф к уроку


Записывают число

2

Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения в деятельности


Вспомните, что вы знаете о существительном, работа с таблицей (сигнальные карточки. Дети поясняют свои ответы)

1.Верите ли вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? что?

2. Верите ли вы, что все имена существительные имеют только форму единственного числа?

3. Верите ли вы, что в русском языке пять падежей?

4. Верите ли вы, что в русском языке есть три типа склонения?

5. Верите ли вы, что имена существительные бывают мужского, женского и среднего родов?

6. Верите ли вы, что существительные делятся на имена собственные и нарицательные?

7 Верители вы, что существительные всегда бывают одушевленными?

Проверяем, оцениваем соответственно критериям (самооценка).

Работают с таблицей. Поднимают сигнальные карточки. Обосновывают свой ответ




Оценивают свою работу в соответствии с критериями

3

Систематизация и обобщение материала по теме «Имя существительное»

А сейчас мы свами проведем словарную работу, но она будет особенной. Вы будете отвечать на вопросы, а ответы – слова будете записывать в тетради, они нам пригодятся для дальнейшей работы на уроке. Причем слова - ответы непосредственно будут связаны с эпиграфом нашего урока. Они все будут о нашей Родине.

  1. Место, где выродились и выросли? (Родина)

  2. Страна, в которой мы живем? (Россия)

  3. Столица России (Москва)

  4. Государственный язык России (русский)

  5. Фамилия президента РФ (Путин)

  6. Основной закон нашей страны (Конституция)

  7. Как называется документ, который выдается гражданам страны по достижению 14 лет (паспорт)

  8. Государственные символы России (гимн, герб, флаг)

  9. Игрушка, визитная карточка России (матрешка)

  10. Дерево, символ России (береза)

Работают в тетрадях. Отвечают на вопросы, записывают слова.



4

Задание 1


  1. Выберите на ваш взгляд слово, которое объединит по смыслу все написанные слова (Родина)

  2. Выберите слово, которое на ваш взгляд является лишним. Обоснуйте свой ответ (русский)

  3. Какой частью речи являются остальные слова, почему вы так думаете?

  4. На какие группы можно разделить существительные (собственные, нарицательные, одушевленные и неодушевленные)

  5. Назовите имена собственные. (Россия, Москва, Путин, Конституция)

Работают в тетради. Выделяют слова : Родина

- русский, потому что прилагательное,

- это существительные

- Россия, Москва, Путин, Конституция



Задание 2.

Используя суффиксы, превратите неодушевленные существительные в одушевленные во множественном числе:

Россия – россияне Москва – москвичи

Выполняют задание в тетеради, выделят суффиксы – ЯН, -ИЧ


Задание 3

А как изменяются существительные? (изменяются по падежам и числам)

Работа с учебником, определи падеж существительных стр. 117, номер 2. Обменяйтесь тетрадями с соседом. Не забываем, что эта работа - труд вашего одноклассника. Поэтому проверяем работу внимательно и аккуратно. Оцените работу, пользуясь критерием (взаимооценка).

Отвечают на вопросы. Ответы детей : изменяются по числам и падежам.

Выполняют упражнения в тетрадях.

Оценивают друг друга.


Задание 4

Как называется изменение существительных по числам и падежам? (склонением) Сколько склонений имеет существительное? (три)

Работа в группе (3 группы). Подберите, слова подходящие схеме, объясните, к какому склонению можно отнести эти слова. Объясните свой выбор

--- я ---е ---ь

--- а ---т ---ь

--- а ---о ---ь


Работают в группе

Вспоминают правила работы в группе. Выполняют задания. Обосновывают свой ответ, опора а таблицу склонений:

1 скл 2 скл 3 скл

М.р., ж.р. м.р.с.р ж.р.

-а, -я -, _о, -е ь

5

Физминутка

Учащиеся выполняют упражнения


Словарная работа

Возвращаемся к слову «русский», выделяем корень. Попробуйте правильно определить значение корня «Русь», прослушивание рассказа С . Романовского «Русь».

  1. Энциклопедический словарь и словарь Даля. (Работает один ребенок), остальные работают в парах

Работа в парах

1.Соберите пословицу, объясните смысл пословицы (работа в парах)

1. На Руси Святой каждый кустик свой

2. Велика Русь, а везде солнышко

3. Кто на Русь нападет, тот смерть себе найдет.

4. На Руси не все караси, есть и ерши

5. Кто в Москве побывал, тот всю Русь повидал.

Вывод: настолько богата и выразительна наша речь. Каждая пословица имеет свой глубокий смысл.





Работают со словом, слушают информации, обсуждают


Работают в парах, собирают пословицы. Объясняют их смысл. Игра «наборщик»

Р

У

С

Ь

родная

удивительная

светлая


6

Систематизация раннее изученных знаний


А сейчас мы с вами сделаем вывод: какими признаками обладают существительные. Для этого мы поработаем с таблицей.

Проведем итоговое тестирование по теме. (Оценивается учителем.

Закрой неправильные ответы)

Существительные обозначают

Предмет

Признак предмета

Отвечают на вопросы

Какой? Какая? Какое? Какие?

Кто? Что?

Изменяются по

Числам, падежам, родам

Числам и падежам

Слова- существительные

Бабочка, часы

Красивый, соленый

Расскажите, что мы знаем о существительном? Какими признаками существительные обладают? (Делают вывод по таблице)

Дети заполняют таблицу.

Делают вывод, используя информацию таблицы:

Существительные обозначают предмет, отвечают а вопросы кто?что?, изменяются по числам, падежам и рода. Примеры существительных бабочка, часы

8

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

- Подведем итоги нашего урока.

- Какой была тема урока?

- Какие цели ставили?

- Все ли мы выполнили, что запланировали?

-Где можно применить новые знания?

Ребята, полученные знания об имени существительном мы будем использовать в последующем обучении, при изучении темы : «Имя существительное»

Рефлексия (Кубик Блума)

Расскажи, что было трудно для тебя

Опиши свое настроение.

Подумай, с чем ты не справился

Ответь нам, какое задание не вызвало у тебя трудности.

Назови задание, которое было трудно выполнять.

Поделись с ребятами своим впечатлением об уроке.

Дети отвечают на вопросы учителя.


Бросают кубик Блума и отвечают на вопросы.

9

Оценка работы школьников с комментарием педагога.

ЛИСТЫ ОЦЕНИВАНИЯ. Выставление оценок с комментированием. Добавить баллы от учителя.

Домашнее задание. Придумать и записать рассказ из 7-10 предложений на тему: «Моя родина- Россия»


Учащиеся работают с листами оценивания.

Учитель анализирует их.


Правила работы в группе: а) работать тихо

б) не перебивать друг друга

в) уважать чужое мнение

Лист самооценки

ФИО ______________________________________________

Этапы урок

Задание

Критерии

Баллы

1

Оценивание учителем.

Без ошибок- 2 балла

С ошибками- 1 балл

Не справился- 0 баллов


3

Самооценивание.

Без ошибок- 2 балла

С ошибками- 1 балл

Не справился- 0 баллов


6

Взаимооценивание.

Без ошибок- 2 балла

С ошибками- 1 балл

Не справился- 0 баллов



Баллы от учителя

От 1-3 баллов


9

Посчитай баллы, выставь оценку.

Больше 6 баллов - «отлично», ты умница! – «5»

4-5 баллов - «хорошо», молодец! – «4»

2-4 балла – «удовлетворительно», в следующий раз у тебя точно получится лучше! – «3»

меньше 1 балла – нужно очень стараться и получить отметку в следующий раз.

Всего баллов:



3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка по теме "Имя существительное. Закрепление знаний", 7 класс

Автор: Папоян Татьяна Викторовна

Дата: 09.01.2024

Номер свидетельства: 643727

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока русского языка "Склонение имён прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-sklonieniie-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "190720"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427212355"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка "Род имени существительных" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-rod-imieni-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "245992"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446276467"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Открытый урок русского языка. Тема: Имя прилагательное. Изменение имени прилагательного по числам и родам. "
    ["seo_title"] => string(117) "otkrytyi-urok-russkogho-iazyka-tiema-imia-prilaghatiel-noie-izmienieniie-imieni-prilaghatiel-nogho-po-chislam-i-rodam"
    ["file_id"] => string(6) "201930"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429154388"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Урок русского языка  3 «Б» класса по теме: «Имя существительное»   (закрепление)"
    ["seo_title"] => string(84) "urok-russkogho-iazyka-3-b-klassa-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "256061"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448038448"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Обобщение материала по теме «Имя существительное». Создание памятки по русскому языку «Имя существительное» "
    ["seo_title"] => string(127) "obobshchieniie-matieriala-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie-sozdaniie-pamiatki-po-russkomu-iazyku-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "146434"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419174840"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства