Развитие психомоторики и сенсорных процессов у обучающихся с умственной отсталостью
Развитие психомоторики и сенсорных процессов у обучающихся с умственной отсталостью
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников с умственной отсталостью, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ? составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне. Программа курса "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"обеспечивает формирование личностных и предметных результатов освоения АОП на ступени начального образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов у обучающихся с умственной отсталостью»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение города Н
«Специальная (коррекционная) школа»
(МКОУ С(К)Ш № ***)
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей ___________
Руководитель МО
___ /______________/
ФИО
Протокол №____ от
«___» _________ 20__г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____ /_________ /
ФИО
«___» _________ 20__г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
_____ /_________ /
ФИО
Приказ от «__» ________ 20__г. №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по "Развитию психомоторики и сенсорных процессов"
у обучающихся с умственной отсталостью
( п. 2.2.5 Программы коррекционной работы АОП )
I вариант (1 "Д", 1-4 кл.)
автор-составитель
педагог-психолог
Н
2016
Пояснительная записка
Нормативная база:
Нормативная база разработки учебной программы :
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ (в ред Федеральных законов от 07.05.2013 399-ФЗ, от 23.07.2013 №203-ФЗ)
Устав МКОУ С(К)Ш №***
Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных ) образовательных учреждений VIII вида. Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова.
АОП МКОУ С(К)Ш №***
Учебный планпо АОП МКОУ С(К)Ш №***
СанПиН 2.4.2.3286-15
II. Общая характеристика учебной программы
Данный курс является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих детям с нарушением интеллекта недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности.
Сенсорное развитие ребенка с нарушением интеллекта значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушения аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с окружающим миром. Такого ребенка следует научить планомерному наблюдению за объектом, рассматриванию его, ощупыванию и обследованию. Но кроме этого необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам других предметов, т.е. ученик должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически,- сенсорными эталонами. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.
Формирование и обогащение чувственного опыта ребенка через совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного (умения видеть, слышать, осязать) является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьника с нарушением интеллекта.
Эффективность аналитико-синтетической деятельности в процессе восприятия также обеспечивает использование сенсомоторных действий: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать и т.д. Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, развития мелкой моторики при выполнении специальных упражнений.
Большое значение для психического развития имеет закрепление чувственного опыта в слове. Речь служит орудием человеческого мышления, средством общения и регуляции деятельности. Для детей с нарушением интеллекта характерны выраженные отклонения в речевом развитии, которые обнаруживаются на различных уровнях речевой деятельности. Использование на психокоррекционных занятиях всего многообразия приемов, облегчающих восприятие: показ предметов, стимулирующие реплики и направляющие внимание вопросы, рассказ педагога, игра, создание проблемной ситуации и др., побуждают учеников к оречевлению того, что они видят, к выполнению с объектом определенным образом организованной деятельности и к формированию полученных результатов. Разные виды деятельности представляют большие возможности для обогащения словарного запаса детей.
Учитывая психологические особенности детей, целесообразно давать материал дробно, с постепенным, чем обычно усложнением, увеличивая количество закрепляющих упражнений, включая материал для повторения и самостоятельных работ. Учащиеся должны уметь показать и прокомментировать свои действия, объяснять все, что они делают, собирают, решают, рисуют, лепят. Коррекционно-развивающие занятия должны обеспечить не только усвоение определенных универсальных действий, но также формирование приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития речи.
Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через обучение, игру, музыку, движение, изобразительную деятельность и т. д. в процессе преимущественно коллективной деятельности, что взаимно обогащает детей, вызывает положительные эмоции и чувства, способствуют овладению различными способами коммуникации, саморегуляции.
Итак, структура программы психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:
-развитие крупной и мелкой моторики графомоторных навыков;
-тактильно-двигательное восприятие;
-кинестетическое и кинетическое развитие;
-восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
- развитие зрительного восприятия и зрительной памяти;
-восприятие особых свойств предметов через развитие осязания,
обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
- развитие слухового восприятия и слуховой памяти;
-восприятие пространства;
-восприятие времени
Цели и задачи учебного курса.
Цели: развитие и коррекция нарушений психомоторики и сенсорных процессов у ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)
Основные задачи:
Образовательные:
обогащать чувственный и познавательный опыт на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения;
формировать на основе активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
формировать способность эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
исправлять недостатки познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, инструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
формировать точность и целенаправленность движений и действий.
способствовать овладению ребенком основными компонентами интеллектуальной деятельности: мотивационно-ориентировочным (умение принять инструкцию в полном объеме), операционным (способы действия, достижение результата), контрольно-оценочным (умение проконтролировать ход работы и адекватно оценить ее результаты). Воспитательные:
воспитывать самостоятельность, ответственность за свои поступки, аккуратность, настойчивость;
воспитывать трудолюбие, терпение, умение доводить дело до конца;
прививать чувства патриотизма; воспитание гражданственности, уваженияк правам, свободам и обязанностям человека.
вырабатывать положительную мотивацию к учению.
III. Место предмета в учебном плане
Данный курс включён для реализации во внеурочную деятельность коррекционно-развивающего направления, с учетом требований охранительного режима нагрузки на учащегося (СанПиН 2.4.2.3286-15). Форма проведения – групповая.
Общее количество часов в год- 66 часов для 1 "Д" и 1 классов, 68 часов для 2-4-х классов.
IV. Личностные и предметные результаты освоения курса
Программа курса обеспечивает развитие личностных и предметных результатов освоения АОП на ступени начального образования.
В программе формирования базовых учебных действий выделены четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне
Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.
V. Ожидаемые результаты у обучающихся 1 «Д»класса
К окончанию учебного года обучающиеся получат возможность научиться:
-Выполнять действия инструкции педагога;
-Согласовывать движения руки и глаза, обеих рук
-Рисовать и обводить по трафарету, штриховать.
-Определять разницу между предметами по форме, величине, цвету; обозначать их словом.
-Различать основные цвета;
-Конструировать предметы из 3-4 х геометрических фигур;
-Узнавать предмет по части;
-Определять на ощупь разные свойства предметов.(по поверхности, весу, температуре) и называть их.
-Находить различия у двух сходных сюжетных картинок;
-Различать «наложенные» изображения предметов;
-Ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;
-Соотносить времена года с названиями месяцев.
Ожидаемые результаты у обучающихся 1 класса
— Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.
Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает?»
1
Календарно - тематическое планирование курса
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
для учащихся 1—4 классов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений
4 класс (68 часов)
№ п/п
Название раздела, тематика занятий
Количество
часов
Дата проведения
(планируе-
мая)
1
Обследование уровня сформированности
моторных и сенсорных процессов у детей
1
Развитие моторики, графомоторных навыков
10
2
Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога)
1
3
Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок — бег вперед, два хлопка — бег назад и т. д.)
1
4
Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога (поворот направо — два шага вперед — один шаг назад), словесный отчет о выполнении
2
5
6
Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку)
Вырезание ножницами на глаз изображений предметов (елочка, снежинка, яблоко)
1
Тактильно-двигательное восприятие
5
12
Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий)
2
13
14
Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной
1
15
Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами)
1
16
Игры с мелкой мозаикой
1
Кинестетическое и кинетическое развитие
4
17
Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога), вербализация поз и действий
1
18
Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов
1
19
Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье)
2
20
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов
12
21
Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначение словом
1
22
Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету
2
23
24
Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4—5 предметов
1
25
Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте)
2
26
27
Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки)
1
28
Определение постоянных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет»
1
29
Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы)
1
30
Узнавание предмета по одному элементу
1
31
Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию»
2
32
Развитие зрительного восприятия
7
33
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2—3-предметных (сюжетных) картинок)
2
34
35
Нахождение нелепиц на картинках
2
36
37
Дидактическая игра «Лабиринт»
1
38
Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти»
1
39
Профилактика зрения. Гимнастика для глаз
1
Восприятие особых свойств предметов
10
40
Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — влажное — мокрое и т. д.), их словесное обозначение
1
41
Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха
2
42
43
Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее и т. д.), словесное обозначение
1
44
Дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов, парфюмерии). Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху»
1
45
Упражнения в измерении веса предметов на весах
1
46
Определение противоположных качеств предметов (чистый — грязный, темный — светлый, вредный — полезный)
2
47
48
Определение противоположных действий, совершаемых с предметами (открыть — закрыть, расстегнуть — застегнуть, одеть — раздеть)
2
49
Развитие слухового восприятия
6
50
Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных)
1
51
Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных). Дидактическая игра «Определи самый громкий (высокий) звук»
1
52
Развитие слухомоторной координации. Дидактическая игра «Запрещенный звук»
1
53
Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит»
1
54
Формирование чувства ритма. Игровые упражнения
1
55
Дидактическая игра «Угадай по голосу»
1
Восприятие пространства
6
56
Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции
2
57
58
Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве
1
59
Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений
1
60
Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате)
1
61
Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом)
1
Восприятие времени
7
62
Определение времени по часам
1
63
Длительность временных интервалов. Дидактическая игра «Береги минутку»
2
64
65
Работа с календарем и моделью календарного года
1
66
Дидактическая игра «Когда это бывает?»
1
67
Последовательность основных жизненных событий
1
68
Возраст людей
1
ОБЩАЯ СХЕМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
ПО ПСИХОМОТОРИКЕ
1.РАЗМИНКА:
Цели:
Создание положительного, рабочего настроя в группе.
Подготовка ребёнка к предстоящей деятельности.
В этой части занятия используются: упражнения на моторику, сохранение зрения, дыхательные упражнения, стимулирующие упражнения (повышающие энергетический потенциал: хлопки, самомассаж головы, ушных раковин, стоп, массаж кистей рук, работа с пальцами рук).
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: РАБОТА ПО ТЕМЕ.
Развитие сенсорных процессов и психомоторики.
Цели: Коррекция сенсорных процессов и психомоторики.
1) Работа по теме (тематические игры и упражнения).
2) Физкультминутка
3) Работа в тетради, ИЗО-деятельность.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Цели:
Проверка полученных знаний и навыков.
Закрепление положительных эмоций от работы.
Подведение итогов занятия.
Схема обследования уровня сформированности
моторных и сенсорных процессов у детей
1. Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича):
Оценка статического равновесия
— сохранить равновесие в течение не менее 6—8 с (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе «аист»: стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей.
Оценка динамического равновесия
— преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см.
2. Оценка ручной моторики:
— выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца;
— координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.
— срисовывание фразы из 3—4 слов, написанной письменным шрифтом, с сохранением всех элементов и размеров образца.
3. Оценка тактильных ощущений:
— узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;
— узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.
4. Оценка владения сенсорными эталонами:
Тесты цветоразличения
— раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от самого темного до самого светлого;
— называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее 3 оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. д.).
Различение формы
— группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных).
В зависимости от возраста детей можно усложнить данное задание: увеличить количество предъявляемых форм (до 5) и раздаточного материала (до 24).
Восприятие величины
— раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек длиной от 2 до 20 см;
— ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор.
5. Оценка зрительного восприятия:
— узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений);
— узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений);
— выделение букв и цифр (10), написанных разным шрифтом, перевернутых.
6. Оценка слухового восприятия:
— воспроизведение несложных ритмических рисунков;
— определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.;
— определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с соответствующего звука).
7. Оценка пространственного восприятия:
— показ и называние предметов, которые на таблице изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.;
— выполнение аналогичного задания в групповой комнате, определение расположения предметов в пространстве (над — под, на — за, перед — возле, сверху — снизу, выше — ниже и т. д.);
— конструирование по образцу из 10 счетных палочек.
8. Оценка восприятия времени:
— с ребенком проводится беседа на выяснение ориентировки в текущем времени (часть суток, день недели, месяц, время года), прошедшем и будущем (например: «Весна закончится, какое время года наступит?» И т. д.).
Оценка выполнения любого задания оценивается по трем качественным критериям:
— «хорошо» — если ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно, объясняя его, полностью следуя инструкции, допуская иногда незначительные ошибки;
— «удовлетворительно» — если имеются умеренные трудности, ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания, требуется помощь разного объема при выполнении основного задания и комментировании своих действий;
— «неудовлетворительно» — задание выполняется с ошибками при оказании помощи или учащийся совсем не справляется с заданием, испытывает значительные затруднения в комментировании своих действий.
На коррекционные занятия зачисляются ученики, результаты выполнения заданий у которых оценены как «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Венгер Л. А. "Психолог в детском саду". - ИНТОР, 1995 г.
Вайзман И. П. Психомоторика. - М., 1976 г.
Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 1997г.
Демирчоглян Г. Г. "Гимнастика для глаз". - М: "ФиС", 1988.
Журнал "Обучение и воспитание детей с нарушениями развития". -Статья "Развитие психомоторики и сенсорных процессов у учащихся начальных классов..." авторы: Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова Н. Новгород, 2005 г.
Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию". - М: Новая школа, 1998.
Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.: Новая школа, 1994.
Ковалько В. И. "Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток". - М: ЭКСМО, 2007 г.
Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 1997.
Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998 г.
Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". - Ярославль: "Академия развития", 2001.
Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". - М.: 1995.
Любимова Т. Г. "Учить не только мыслить, но и чувствовать". -Чебоксары: "КЛИО", 1994.
Никольская И. Л., Тигранова Л. И. "Гимнастика для ума" - М: 1997
Новотворцева Н. В. "Развитие речи детей: Популярное пособие для родителей и педагогов". - Ярославль: "Академия развития", 1997.
Семенович А. В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза" - М.: ГЕНЕЗИС, 2007 г.
Семенченко П. М. "399 задач для развития ребёнка". - М.: 2000
Стрелкова Л. П. "Уроки сказки". -М: Педагогика, 1989
Умайская А. А. "Волшебные точки". - М.: 1987.
Фопель К. "Как научить детей сотрудничать" в 4-х томах. М.: ГЕНЕЗИС, 2001.
Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. "Психотехнические игры и упражнения в спорте". - М.: КЛАСС, 2001 г.
Чистякова М. И. "Психогимнастика". -М.: Просвещение, 1990
Перечень средств, необходимых для реализации программы.
Аппаратные средства
Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео -изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер.
Не аппаратные средства (игры, специализированные приспособления)
Функционально-ориентированные игрушки и пособия (строительные конструкторы, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры, геометрическое лото, логические кубики, пазлы, машинка с эмоциями и т.д.)
Спортивные пособия и предметы (мячи разной величины: массажные и гладкие, кольцебросы, шнуровки)
Арсенал для техники АРТ-терапии (куклы, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А 1, А 2, А 3, А 4, А 5, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши)
Игрушки разных материалов и размеров (пластмассовые, металлические, мягкие, картон и т.д.)
Тетради для творческих работ учащихся
Записи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.