kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие психомоторики и сенсорных процессов у обучающихся с умственной отсталостью

Нажмите, чтобы узнать подробности


Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников с умственной отсталостью, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ? составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.         Программа курса "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"обеспечивает формирование  личностных и предметных результатов освоения АОП на ступени начального образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов у обучающихся с умственной отсталостью»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение города Н

«Специальная (коррекционная) школа»

(МКОУ С(К)Ш № ***)

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей ___________

Руководитель МО

___ /______________/

ФИО

Протокол №____ от

«___» _________ 20__г.



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____ /_________ /

ФИО

«___» _________ 20__г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_____ /_________ /

ФИО

Приказ от «__» ________ 20__г. №




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по "Развитию психомоторики и сенсорных процессов"

у обучающихся с умственной отсталостью


( п. 2.2.5 Программы коррекционной работы АОП )

I вариант (1 "Д", 1-4 кл.)

автор-составитель

педагог-психолог





Н

2016




Пояснительная записка

  1. Нормативная база:

Нормативная база разработки учебной программы :

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ (в ред Федеральных законов от 07.05.2013 399-ФЗ, от 23.07.2013 №203-ФЗ)

  • Устав МКОУ С(К)Ш №***

  • Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных ) образовательных учреждений VIII вида. Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова.

  • АОП МКОУ С(К)Ш №***

  • Учебный план по АОП МКОУ С(К)Ш №***

  • СанПиН 2.4.2.3286-15



II. Общая характеристика учебной программы


Данный курс является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих детям с нарушением интеллекта недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности.

Сенсорное развитие ребенка с нарушением интеллекта значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушения аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с окружающим миром. Такого ребенка следует научить планомерному наблюдению за объектом, рассматриванию его, ощупыванию и обследованию. Но кроме этого необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам других предметов, т.е. ученик должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически,- сенсорными эталонами. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.

Формирование и обогащение чувственного опыта ребенка через совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного (умения видеть, слышать, осязать) является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьника с нарушением интеллекта.

Эффективность аналитико-синтетической деятельности в процессе восприятия также обеспечивает использование сенсомоторных действий: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать и т.д. Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, развития мелкой моторики при выполнении специальных упражнений.

Большое значение для психического развития имеет закрепление чувственного опыта в слове. Речь служит орудием человеческого мышления, средством общения и регуляции деятельности. Для детей с нарушением интеллекта характерны выраженные отклонения в речевом развитии, которые обнаруживаются на различных уровнях речевой деятельности. Использование на психокоррекционных занятиях всего многообразия приемов, облегчающих восприятие: показ предметов, стимулирующие реплики и направляющие внимание вопросы, рассказ педагога, игра, создание проблемной ситуации и др., побуждают учеников к оречевлению того, что они видят, к выполнению с объектом определенным образом организованной деятельности и к формированию полученных результатов. Разные виды деятельности представляют большие возможности для обогащения словарного запаса детей.

Учитывая психологические особенности детей, целесообразно давать материал дробно, с постепенным, чем обычно усложнением, увеличивая количество закрепляющих упражнений, включая материал для повторения и самостоятельных работ. Учащиеся должны уметь показать и прокомментировать свои действия, объяснять все, что они делают, собирают, решают, рисуют, лепят. Коррекционно-развивающие занятия должны обеспечить не только усвоение определенных универсальных действий, но также формирование приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития речи.

Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через обучение, игру, музыку, движение, изобразительную деятельность и т. д. в процессе преимущественно коллективной деятельности, что взаимно обогащает детей, вызывает положительные эмоции и чувства, способствуют овладению различными способами коммуникации, саморегуляции.

Итак, структура программы психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:

-развитие крупной и мелкой моторики графомоторных навыков;

-тактильно-двигательное восприятие;

-кинестетическое и кинетическое развитие;

-восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;

- развитие зрительного восприятия и зрительной памяти;

-восприятие особых свойств предметов через развитие осязания,

обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;

- развитие слухового восприятия и слуховой памяти;

-восприятие пространства;

-восприятие времени

Цели и задачи учебного курса.

Цели: развитие и коррекция нарушений психомоторики и сенсорных процессов у ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)

Основные задачи:

Образовательные:

  • обогащать чувственный и познавательный опыт на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения;

  • формировать на основе активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

  • формировать способность эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

Коррекционные:

  • исправлять недостатки моторики; совершенствовать зрительно-двигательную координацию;

  • исправлять недостатки познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, инструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

  • совершенствовать сенсорно-перцептивную деятельность;

  • формировать точность и целенаправленность движений и действий.

  • способствовать овладению ребенком основными компонентами интеллектуальной деятельности: мотивационно-ориентировочным (умение принять инструкцию в полном объеме), операционным (способы действия, достижение результата), контрольно-оценочным (умение проконтролировать ход работы и адекватно оценить ее результаты).
    Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, ответственность за свои поступки, аккуратность, настойчивость;

  • воспитывать трудолюбие, терпение, умение доводить дело до конца;

  • прививать чувства патриотизма; воспитание гражданственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

  • вырабатывать положительную мотивацию к учению.


III. Место предмета в учебном плане

Данный курс включён для реализации во внеурочную деятельность коррекционно-развивающего направления, с учетом требований охранительного режима нагрузки на учащегося (СанПиН 2.4.2.3286-15). Форма проведения – групповая.

Общее количество часов в год- 66 часов для 1 "Д" и 1 классов, 68 часов для 2-4-х классов.

IV. Личностные и предметные результаты освоения курса


Программа курса обеспечивает развитие личностных и предметных результатов освоения АОП на ступени начального образования.

В программе формирования базовых учебных действий выделены четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обу­че­ния и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют ос­но­ву формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне

Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.


V. Ожидаемые результаты у обучающихся 1 «Д»класса


К окончанию учебного года обучающиеся получат возможность научиться:

-Выполнять действия инструкции педагога;

-Согласовывать движения руки и глаза, обеих рук

-Рисовать и обводить по трафарету, штриховать.

-Определять разницу между предметами по форме, величине, цвету; обозначать их словом.

-Различать основные цвета;

-Конструировать предметы из 3-4 х геометрических фигур;

-Узнавать предмет по части;

-Определять на ощупь разные свойства предметов.(по поверхности, весу, температуре) и называть их.

-Находить различия у двух сходных сюжетных картинок;

-Различать «наложенные» изображения предметов;

-Ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;

-Соотносить времена года с названиями месяцев.


Ожидаемые результаты у обучающихся 1 класса


— Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.

— Правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения.

— Анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет.

— Различать и называть основные цвета.

— Классифицировать геометрические фигуры.

— Составлять предмет из 2—3 частей.

— Определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.

— Зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух предметов.

— Классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения.

— Различать речевые и неречевые звуки.

— Ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.

— Выделять части суток и определять порядок дней недели.

Ожидаемые результаты у обучающихся 2 класса



— Точно выполнять движения по трехзвенной инструкции педагога.

— Выполнять выразительные движения.

— Согласовывать движения руки и глаза, обеих рук.

— Рисовать и обводить по трафарету, штриховать.

— Определять различия между предметами по форме, величине, цвету, обозначать их словом.

— Различать и называть основные цвета и их оттенки.

— Конструировать предметы из 3—4 геометрических фигур.

— Узнавать предмет по части.

— Определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре) и называть их.

— Находить различия и сходство в двух аналогичных сюжетных картинках.

— Делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений.

— Различать вкусовые качества.

— Сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания.

— Различать характер мелодии.

— Ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении.

— Соотносить времена года с названиями месяцев.


Ожидаемые результаты у обучающихся 3 класса


— Целенаправленно выполнять действия по трех- и четырехзвенной инструкции педагога.

— Дорисовывать незаконченные изображения.

— Группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать их словом.

— Составлять цветовую гамму от темного до светлого тона разных оттенков.

— Конструировать предметы из 5—6 деталей, геометрических фигур.

— Определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов.

— Зрительно дифференцировать 2—3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом.

— Классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств.

— Различать запахи и вкусовые качества, называть их.

— Сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая на руке.

— Действовать по звуковому сигналу.

— Адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов.

— Определять время по часам.


Ожидаемые результаты у обучающихся 4 класса


— Целенаправленно выполнять действия по четырехзвенной инструкции педагога, составлять план действий.

— Выполнять точные движения при штриховке двумя руками.

— Пользоваться элементами расслабления.

— Группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом.

— Смешивать цвета, называть их.

— Конструировать сложные формы из 6—8 элементов.

— Находить нереальные элементы нелепых картинок.

— Определять противоположные качества и свойства предметов.

—Самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам.

— Распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу.

— Определять на слух звучание различных музыкальных инструментов.

— Моделировать расположение предметов в заданном пространстве.

— Определять возраст людей.







































Календарно - тематическое планирование курса

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

для учащихся 1"Д" и 1—4 классов специальных (коррекционных)

образовательных учреждений

1 "Д" класс (66 часов)


п/п


Название раздела, тематика занятий


Количество

часов

Дата проведения

(планируе-

мая)

Дата проведения

(фактичес-

кая)

1



Обследование уровня сформированности моторных навыков


1





2

Обследование уровня сформированности сенсорных навыков



1




Развитие крупной моторики

4



3

Целенаправленность выполнения заданных движений по инструкции педагога

1



4

Целенаправленность выполнения действий: повороты, перестроения.

1



5

Формирование чувства равновесия ("Сенсорная тропа", балансировочная дорожка).

1



6

Психогимнастика. Снятие напряжения с помощью различных вариантов бега и ходьбы

1




Развитие мелкой моторики пальцев рук.


9




7

Кинестетические пробы.

1



8

Пальчиковая гимнастика

1



9


Развитие навыков владения письменными принадлежностями ( простым карандашом)

1



10

Развитие навыков владения письменными принадлежностями (цветными карандашами)

1



11

Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему)

1



12

Штриховка в заданном направлении

1



13

Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин)

1



14

Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос

1



15

Психогимнастика. Игра в кляксы.

1




Тактильно-двигательное восприятие

4



16

Определение на ощупь величины предмета (большой — маленький — самый маленький)


1



17

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов

1



18

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

1



19

Сухой бассейн для рук.

1




Кинестетическое и кинетическое развитие

5



20

Дидактическая игра «Море волнуется»

1



21

Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, "сухой бассейн")

1



22

Имитация движений под звуки природы

1



23


Формирование навыка релаксации

1




24

Психогимнастика.


1




Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

19



25



Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат)

1



26

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (прямоугольник, треугольник)

1



27


Выделение формы предмета


1



28

Обозначение формы предмета словом

1



29

Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные)


1



30

Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме»

1



31

Работа с геометрическим конструктором (по показу: крупный напольный «Лего»)

1



32

Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» (3—4 предмета)

1



33

Различение предметов по величине (большой — маленький)


1



34

Сравнение двух предметов по высоте и длине


1



35

Сравнение двух предметов по ширине и толщине

1



36

Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу

1



37

Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый)

1



38

Дидактическая игра «Назови цвет предмета»

1



39

Различение и обозначение основных цветов. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета»

1



40



Конструирование объемных предметов из составных частей (2—3 детали)


1



41

Глазодвигательные упражнения.

1



42


Составление целого из частей (2—3 детали) на разрезном наглядном материале

1





43


Тренировка психомоторных функций


1




Развитие зрительного восприятия

5



44

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога)

1



45

Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. Игра «Сравни предметы»

1



46

Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола — ножки, у стула — спинки, у ведра — ручки)

1



47

Дидактическая игра «Что изменилось» (3—4 предмета)

1



48

Глазодвигательные упражнения.

1




Восприятие особых свойств предметов

4



49

Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный — горячий), обозначение словом

1



50

Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу»

1



51

Развитие обоняния (приятный запах — неприятный запах). Дидактическая игра «Определи по запаху»

1



52

Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести

1




Развитие слухового восприятия

5



53




Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание).


1



54

Дидактическая игра «Узнай на слух»

1



55

Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин)

Прослушивание музыкальных произведений

1



56

Различение речевых и музыкальных звуков

1



57

Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных)

1




Восприятие пространства

7



58

Ориентировка на собственном теле (правая или левая рука, правая или левая нога)

1



59

Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.)

1



60

Определение расположения предметов в помещении

1



61

Дидактическая игра «Расположи верно»

1



62

Психогимнастика. Тренировка психомоторных функций

1



63

Упражнения на снятие психоэмоционального напряжения

1



64

Психогимнастика. Снятие напряжения с помощью различных вариантов бега и ходьбы

1




Восприятие времени

2



65

Времена года.

1



66

Дидактическая игра " Определи время года"

1




Итого:66 часов









































Календарно - тематическое планирование курса

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

для учащихся 1—4 классов специальных (коррекционных)

образовательных учреждений

1 класс (66 часов)


п/п


Название раздела, тематика занятий


Количество

часов

Дата проведения

(планируе-

мая)

1

Обследование уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей


2


2



Развитие моторики, графомоторных навыков

14


3

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (бросание в цель)

1


4

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (повороты, перестроения)

1


5

Формирование чувства равновесия («дорожка следов»)

1


6

Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления и т. д.)

2


7


8

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика

2


9


10

Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой)

2


11


12

Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка

2


13


14

Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин)

1


15

Работа в технике рваной аппликации

1


16

Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос

1



Тактильно-двигательное восприятие

4


17

Определение на ощупь величины предмета (большой — маленький — самый маленький)

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

1


18

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов

1


19

Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение»

1


20

Игры с крупной мозаикой

1



Кинестетическое и кинетическое развитие

4


21

Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Море волнуется»

1


22

Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, «акробаты», имитация ветра)

1


23

Движения и позы головы по показу, вербализация собственных ощущений

1


24

Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей)

1



Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

18


25


Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)

2


26


27

Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом


2


28


29

Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные)


1


30

Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме»

1


31

Работа с геометрическим конструктором (по показу: крупный напольный «Лего»)

1


32

Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» (3—4 предмета)

1


33

Различение предметов по величине (большой — маленький)


1


34

Сравнение двух предметов по высоте и длине


1


35

Сравнение двух предметов по ширине и толщине

1



36

Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу

1



37

Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый)

1



38

Дидактическая игра «Назови цвет предмета»

1



39

Различение и обозначение основных цветов. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета»

1



40

Конструирование объемных предметов из составных частей (2—3 детали)

2



41



42

Составление целого из частей (2—3 детали) на разрезном наглядном материале

1




Развитие зрительного восприятия

5



43

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога)

1



44

Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. Игра «Сравни предметы»

1



45

Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола — ножки, у стула — спинки, у ведра — ручки)

1



46

Дидактическая игра «Что изменилось» (3—4 предмета)

1



47

Упражнения для профилактики и коррекции зрения

1




Восприятие особых свойств предметов

4



48

Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный — горячий), обозначение словом

1



49

Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу»

1



50

Развитие обоняния (приятный запах — неприятный запах). Дидактическая игра «Определи по запаху»

1



51

Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый — легкий). Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести

1




Развитие слухового восприятия

5



52

Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра «Узнай на слух»

2



53



54

Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Прослушивание музыкальных произведений

1



55

Различение речевых и музыкальных звуков

1



56

Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных)

1




Восприятие пространства

7



57

Ориентировка на собственном теле (правая или левая рука, правая или левая нога)

1



58

Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.)

1



59

Ориентировка в помещении (классная комната). Определение расположения предметов в помещении

1



60

Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте и т. д.)

1



61

Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона)

1



62

Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур

1



63

Расположение предметов на листе бумаги. Дидактическая игра «Расположи верно»

1




Восприятие времени

5



64

Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Упражнения на графической модели «Сутки»

1



65

Последовательность событий (смена времени суток)

1



66

Понятия «сегодня», «завтра», «вчера»

1



67

Неделя. Семь суток. Порядок дней недели

1



68

Дидактическая игра «Веселая неделя»

1









Календарно - тематическое планирование курса

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

для учащихся 1—4 классов специальных (коррекционных)

образовательных учреждений

2 класс (68 часов)


п/п


Название раздела, тематика занятий


Количество часов

Дата проведения

(планируе-

мая)

1

Обследование уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей


2


2



Развитие моторики, графомоторных навыков

14


3

Развитие точности движений (метание в цель мяча, стрел; «Кольцеброс»)

2


4


5

Координация движений (игры с мячом, обручем)

2


6


7

Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога (2 шага вперед — поворот направо и т. д.)

1


8

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением

1


9

Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус)

1


10

Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету

2


11


12

Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур

1


13

Развитие координации движений рук и глаз (по инструкции педагога)

1


14

Графический диктант (по показу)

1


15

Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм

1


16

Работа в технике объемной аппликации

1



Тактильно-двигательное восприятие

4


17

Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые)

1


18

Определение на ощупь формы предметов. Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

1


19

Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние)

1


20

Игры со средней мозаикой

1



Кинестетическое и кинетическое развитие

4


21

Движения и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по инструкции педагога)

1


22

Движения и положения головы (по инструкции педагога), вербализация собственных ощущений

1


23

Движения и позы всего тела. Дидактическая игра «Зеркало»

1


24

Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений)

1



Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

14


25

Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб)

2


26


27

Группировка предметов по форме (объемные и плоскостные)

1


28

Сравнение 2—3 предметов по высоте и толщине

1


29

Сравнение 2—3 предметов по длине и ширине

1


30

Группировка предметов по форме и величине по инструкции педагога

1


31

Группировка предметов по форме и цвету по инструкции педагога

1


32

Составление сериационных рядов по величине из 3—4 предметов по заданному признаку

1


33

Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета»

1


34

Подбор оттенков к основным цветам. Дидактическая игра «Подбери предмет такого же цвета»

1


35

Конструирование предметов из геометрических фигур (2—4 детали)

1


36


Выделение и различение частей знакомых предметов (стул — спинка, ножки, сиденье; шкаф — дверцы, стенки и т. д.)

1


37

Составление целого из частей (3—4 детали) на разрезном наглядном материале

2


38



Развитие зрительного восприятия

5


39

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 3—4 деталей (по инструкции педагога)

1


40

Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок)

1


41

Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?» (4—5 предметов)

1


42

Различение наложенных изображений предметов (2—3 изображения)

1


43

Упражнения для профилактики и коррекции зрения

1



Восприятие особых свойств предметов

6


44

Развитие осязания (температурные ощущения). Приборы измерения температуры (градусник)

1


45

Различие вкусовых качеств (сладкое — горькое, сырое — вареное). Дидактическая игра «Узнай на вкус»

1


46

Развитие обоняния (контрастные ароматы: резкий — мягкий; пищевые запахи), обозначение словом ощущений

2



47

48

Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок и т. д.), словесное обозначение барических ощущений

2


49



Развитие слухового восприятия

5


50

Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошка, бубен)

1


51

Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки)

1


52

Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Прослушивание музыкальных произведений

1


53

Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды)

1


54

Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи» (различение по голосу)

1



Восприятие пространства

7


55

Ориентировка в помещении, движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения

1


56

Ориентировка в школьном помещении, понятия «дальше — ближе»

1


57

Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов)

1


58

Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле листа

1


59

Расположение плоскостных и объемных предметов в горизонтальном поле листа, словесное обозначение пространственных отношений между предметами

1


60

Пространственная ориентировка на поверхности парты

1


61

Дидактическая игра «Определи положение предмета», вербализация пространственных отношений с использованием предлогов

1



Восприятие времени

7


62

Порядок месяцев в году

2


63

64

Времена года. Работа с графической моделью «Времена года»

1


65

Знакомство с часами (циферблат, стрелки)

1


66

Меры времени (секунда, минута, час, сутки)

1


67

Определение времени по часам. Игры с моделью часов

2


68



























Календарно - тематическое планирование курса

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

для учащихся 1—4 классов специальных (коррекционных)

образовательных учреждений

3 класс (68 часов)


п/п


Название раздела, тематика занятий


Количество

часов

Дата проведения

(планируе-

мая)

1

Обследование уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей


1



Развитие моторики, графомоторных навыков

12


2

Упражнения на развитие меткости («Кольцеброс», дартс, «Тир»)

1


3

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога)

1


4

Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной инструкции педагога (два шага вперед — поворот направо — один шаг назад и т. д.)

1


5

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением

1


6

Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание)

1


7

Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях

1


8

Рисование бордюров по образцу

1


9

Графический диктант (зрительный и на слух)

2


10


11

Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений

2


12


13

Работа в технике объемной и рваной аппликации

1



Тактильно-двигательное восприятие

5


14

Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы)

1


15

Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра «Что бывает ... (пушистое)»

2


16


17

Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи»

1


18

Игры с сюжетной мозаикой

1



Кинестетическое и кинетическое развитие

4


19


Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы), вербализация собственных ощущений

2


20


21

Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий)

2


22



Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

14


23

Сравнение и обозначение словом формы предметов (3—4 предмета)

1


24

Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала

1


25

Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции

1


26

Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т. д.)

1


27

Дидактическая игра «Часть и целое»

1


28

Составление сериационных рядов по величине из 4—5 предметов

2


29


30

Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку

1


31

Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные

1


32

Составление сериационного ряда из 4—5 кругов разной насыщенности одного цвета

1


33

Дидактическая игра «Цветик-семицветик»

1


34

Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов

1


35

Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего»)

2


36



Развитие зрительного восприятия

6


37

Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз. Рисование бордюров по наглядному образцу

1


38

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение двух картинок)

1


39

Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами

1


40

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?»

1


41

Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай так же»)

1


42

Упражнения для профилактики и коррекции зрения

1



Восприятие особых свойств предметов

6


43

Развитие осязания (теплее — холоднее), словесное обозначение. Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник)

1


44

Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение

1


45

Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость)

2


46


47

Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче). Взвешивание на ладони, определение веса на глаз

2


48



Развитие слухового восприятия

6


49

Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди — сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук»

1


50

Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук). Дидактическая игра «Прерванная песня»

2


51


52

Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона

1


53

Различение мелодий по темпу, прослушивание музыкальных отрывков

1


54

Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы — барабанщики»

1



Восприятие пространства

7


55

Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице), вербализация пространственных отношений с использованием предлогов

1


56

Развитие пространственного праксиса, словесный отчет о выполнении задания. Дидактическая игра «Куда пойдешь, то и найдешь»

1


57

Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату»

1


58

Деление листа на глаз, на две и четыре равные части

1


59

Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа

1


60

Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске (вертикальное расположение листа)

1


61

Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты

1



Восприятие времени

7


62

Определение времени по часам

2


63


64

Длительность временных интервалов (1 с, 1 мин, 5 мин, 1 ч)

1


65

Дидактическая игра «Успей за 1, 2, 5 мин»

1


66

Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год)

2


67


68

Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает?»

1


















Календарно - тематическое планирование курса

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

для учащихся 1—4 классов специальных (коррекционных)

образовательных учреждений

4 класс (68 часов)




п/п


Название раздела, тематика занятий


Количество

часов

Дата проведения

(планируе-

мая)

1

Обследование уровня сформированности

моторных и сенсорных процессов у детей



1



Развитие моторики, графомоторных навыков

10


2

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога)

1


3

Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок — бег вперед, два хлопка — бег назад и т. д.)

1


4

Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога (поворот направо — два шага вперед — один шаг назад), словесный отчет о выполнении

2


5


6

Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку)

1


7

Графический диктант с усложненными заданиями

2


8


9

Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник)

1


10

Дорисовывание симметричной половины изображения

1


11

Вырезание ножницами на глаз изображений предметов (елочка, снежинка, яблоко)

1



Тактильно-двигательное восприятие

5


12

Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий)

2


13


14

Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной

1


15

Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами)

1


16

Игры с мелкой мозаикой

1



Кинестетическое и кинетическое развитие

4


17

Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога), вербализация поз и действий

1


18

Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов

1


19

Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье)

2


20



Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

12


21

Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначение словом

1


22

Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету

2


23


24

Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4—5 предметов

1


25

Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте)

2


26


27

Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки)

1


28

Определение постоянных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет»

1


29

Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы)

1


30

Узнавание предмета по одному элементу

1


31

Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию»

2


32



Развитие зрительного восприятия

7


33

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2—3-предметных (сюжетных) картинок)

2


34


35

Нахождение нелепиц на картинках

2


36


37

Дидактическая игра «Лабиринт»

1


38

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти»

1


39

Профилактика зрения. Гимнастика для глаз

1



Восприятие особых свойств предметов

10


40

Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — влажное — мокрое и т. д.), их словесное обозначение

1


41

Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха

2


42


43

Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее и т. д.), словесное обозначение

1


44

Дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов, парфюмерии). Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху»

1


45

Упражнения в измерении веса предметов на весах

1


46

Определение противоположных качеств предметов (чистый — грязный, темный — светлый, вредный — полезный)

2


47


48

Определение противоположных действий, совершаемых с предметами (открыть — закрыть, расстегнуть — застегнуть, одеть — раздеть)

2


49



Развитие слухового восприятия

6


50

Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных)

1


51

Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных). Дидактическая игра «Определи самый громкий (высокий) звук»

1


52

Развитие слухомоторной координации. Дидактическая игра «Запрещенный звук»

1


53

Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит»

1


54

Формирование чувства ритма. Игровые упражнения

1


55

Дидактическая игра «Угадай по голосу»

1



Восприятие пространства

6


56

Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции

2


57


58

Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве

1


59

Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений

1


60

Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате)

1


61

Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом)

1



Восприятие времени

7


62

Определение времени по часам

1


63

Длительность временных интервалов. Дидактическая игра «Береги минутку»

2


64


65

Работа с календарем и моделью календарного года

1


66

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

1


67

Последовательность основных жизненных событий

1


68

Возраст людей

1































ОБЩАЯ СХЕМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

ПО ПСИХОМОТОРИКЕ

1.РАЗМИНКА:

Цели:

  1. Создание положительного, рабочего настроя в группе.

  2. Подготовка ребёнка к предстоящей деятельности.

В этой части занятия используются:
упражнения на моторику,
сохранение зрения,
дыхательные упражнения,
стимулирующие упражнения (повышающие энергетический потенциал: хлопки, самомассаж головы, ушных раковин, стоп, массаж кистей рук, работа с пальцами рук).

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:    РАБОТА ПО ТЕМЕ.

Развитие сенсорных процессов и психомоторики.

Цели:     Коррекция сенсорных процессов и психомоторики.

1) Работа по теме (тематические игры и упражнения).

2) Физкультминутка

3) Работа в тетради, ИЗО-деятельность.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Цели:

  1. Проверка полученных знаний и навыков.

  2. Закрепление положительных эмоций от работы.

  3. Подведение итогов занятия.


Схема обследования уровня сформированности

моторных и сенсорных процессов у детей


1. Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича):

Оценка статического равновесия

— сохранить равновесие в течение не менее 6—8 с (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе «аист»: стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей.

Оценка динамического равновесия

— преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см.

2. Оценка ручной моторики:

— выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца;

— координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.

Тесты зрительно-моторной координации:

— срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;

— срисовывание фразы из 3—4 слов, написанной письменным шрифтом, с сохранением всех элементов и размеров образца.

3. Оценка тактильных ощущений:

— узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;

— узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.

4. Оценка владения сенсорными эталонами:

Тесты цветоразличения

— раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от самого темного до самого светлого;

— называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее 3 оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. д.).

Различение формы

— группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных).

В зависимости от возраста детей можно усложнить данное задание: увеличить количество предъявляемых форм (до 5) и раздаточного материала (до 24).

Восприятие величины

— раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек длиной от 2 до 20 см;

— ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор.

5. Оценка зрительного восприятия:

— узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений);

— узнавание контурных изображений (5 изображений);

— узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений);

— выделение букв и цифр (10), написанных разным шрифтом, перевернутых.

6. Оценка слухового восприятия:

— воспроизведение несложных ритмических рисунков;

— определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.;

— определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с соответствующего звука).

7. Оценка пространственного восприятия:

— показ и называние предметов, которые на таблице изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.;

— выполнение аналогичного задания в групповой комнате, определение расположения предметов в пространстве (над — под, на — за, перед — возле, сверху — снизу, выше — ниже и т. д.);

— конструирование по образцу из 10 счетных палочек.

8. Оценка восприятия времени:

— с ребенком проводится беседа на выяснение ориентировки в текущем времени (часть суток, день недели, месяц, время года), прошедшем и будущем (например: «Весна закончится, какое время года наступит?» И т. д.).

Оценка выполнения любого задания оценивается по трем качественным критериям:

— «хорошо» — если ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно, объясняя его, полностью следуя инструкции, допуская иногда незначительные ошибки;

— «удовлетворительно» — если имеются умеренные трудности, ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания, требуется помощь разного объема при выполнении основного задания и комментировании своих действий;

— «неудовлетворительно» — задание выполняется с ошибками при оказании помощи или учащийся совсем не справляется с заданием, испытывает значительные затруднения в комментировании своих действий.

На коррекционные занятия зачисляются ученики, результаты выполнения заданий у которых оценены как «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Венгер Л. А. "Психолог в детском саду". - ИНТОР, 1995 г.

  2. Вайзман И. П. Психомоторика. - М., 1976 г.

  3. Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 1997г.

  4. Демирчоглян Г. Г. "Гимнастика для глаз". - М: "ФиС", 1988.

  5. Журнал "Обучение и воспитание детей с нарушениями развития". -Статья "Развитие психомоторики и сенсорных процессов у учащихся начальных классов..." авторы: Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова Н. Новгород, 2005 г.

  6. Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию". - М: Новая школа, 1998.

  7. Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.: Новая школа, 1994.

  8. Ковалько В. И. "Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток". - М: ЭКСМО, 2007 г.

  9. Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 1997.

  10. Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998 г.

  11. Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". - Ярославль: "Академия развития", 2001.

  12. Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". - М.: 1995.

  13. Любимова Т. Г. "Учить не только мыслить, но и чувствовать". -Чебоксары: "КЛИО", 1994.

  14. Никольская И. Л., Тигранова Л. И. "Гимнастика для ума" - М: 1997

  15. Новотворцева Н. В. "Развитие речи детей: Популярное пособие для родителей и педагогов". - Ярославль: "Академия развития", 1997.

  16. Семенович А. В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза" - М.: ГЕНЕЗИС, 2007 г.

  17. Семенченко П. М. "399 задач для развития ребёнка". - М.: 2000

  18. Стрелкова Л. П. "Уроки сказки". -М: Педагогика, 1989

  19. Умайская А. А. "Волшебные точки". - М.: 1987.

  20. Фопель К. "Как научить детей сотрудничать" в 4-х томах. М.: ГЕНЕЗИС, 2001.

  21. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. "Психотехнические игры и упражнения в спорте". - М.: КЛАСС, 2001 г.

  22. Чистякова М. И. "Психогимнастика". -М.: Просвещение, 1990

Перечень средств,
необходимых для реализации программы.

Аппаратные средства

  1. Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео -изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  2. Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

  3. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).

  4. Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер.

Не аппаратные средства
(игры, специализированные приспособления)

  1. Функционально-ориентированные игрушки и пособия (строительные конструкторы, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры, геометрическое лото, логические кубики, пазлы, машинка с эмоциями и т.д.)

  2. Спортивные пособия и предметы (мячи разной величины: массажные и гладкие, кольцебросы, шнуровки)

  3. Арсенал для техники АРТ-терапии (куклы, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А 1, А 2, А 3, А 4, А 5, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши)

  4. Игрушки разных материалов и размеров (пластмассовые, металлические, мягкие, картон и т.д.)

  5. Тетради для творческих работ учащихся

  6. Записи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие психомоторики и сенсорных процессов у обучающихся с умственной отсталостью

Автор: Гисматулина Риана Николаевна

Дата: 02.05.2016

Номер свидетельства: 323830

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Статья «Дидактическая игра как средство психологического развития дошкольника с умеренной умственной отсталостью»"
    ["seo_title"] => string(128) "stat-ia-didaktichieskaia-ighra-kak-sriedstvo-psikhologhichieskogho-razvitiia-doshkol-nika-s-umieriennoi-umstviennoi-otstalost-iu"
    ["file_id"] => string(6) "306379"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458119888"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Статья «Дидактическая игра как средство психологического развития дошкольника с умеренной умственной отсталостью»"
    ["seo_title"] => string(130) "stat-ia-didaktichieskaia-ighra-kak-sriedstvo-psikhologhichieskogho-razvitiia-doshkol-nika-s-umieriennoi-umstviennoi-otstalost-iu-1"
    ["file_id"] => string(6) "306380"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458119895"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "План-конспект занятия по курсу: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1 класса ГУО специальных школ"
    ["seo_title"] => string(138) "plan-konspiekt-zaniatiia-po-kursu-razvitiie-psikhomotoriki-i-siensornykh-protsiessov-dlia-uchashchikhsia-1-klassa-guo-spietsial-nykh-shkol"
    ["file_id"] => string(6) "243445"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445739803"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "«Адаптивная физическая культура с детьми с ограниченными возможностями здоровья»"
    ["seo_title"] => string(80) "adaptivnaia_fizicheskaia_kultura_s_detmi_s_ogranichennymi_vozmozhnostiami_zdorov"
    ["file_id"] => string(6) "648674"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1712515187"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Адаптивная рабочая программа для учащихся с УО 4 класс "
    ["seo_title"] => string(65) "adaptivnaia-rabochaia-proghramma-dlia-uchashchikhsia-s-uo-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "246277"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446319677"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства