На данном этапе развития общества весь процесс обучения и воспитания ребенка с ОВЗ направлен на развитие механизмов, обеспечивающих его адаптацию к различным условиям жизни. Такую адаптацию обучающихся обеспечивает изучение всех предметов, входящих в учебный план специальной (коррекционной) школы VIII вида. В начальном обучении предмет «Русский язык» (письмо и развитие речи) занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников. При этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом способствуют и формированию жизненной компетенции обучающихся с ОВЗ..
Разработка урока составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта и на основе примерной программы специальных (коррекционных) учреждений под редакцией В. В. Воронковой, 2010.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Медиаподдержка (презентация к уроку) |
1.Организационный момент. Цель: - положительная мотивация к учебной деятельности - активизация мыслительной деятельности обучающихся | Проверка готовности класса к уроку. 1. Приветствие: Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, матушка-земля! Здравствуйте, мои друзья! Гостям тоже - здравствуйте! 2. Создание психологического настроя. Какое сегодня прекрасное утро! Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу и нашим гостям хорошее настроение, порадуем знаниями по русскому языку. - Чему мы учимся на уроках русского языка? (ответы детей) - На уроках русского языка мы учимся грамотно, аккуратно, красиво писать, четко и правильно выговаривать слова, запоминать правила. За правильные ответы, активность на уроке вы будете получать поощрительные жетоны. У девочек будет надпись «ум – ни – ца», у мальчиков – «ум – ник» | Читают стихотворение хором. Эмоциональный отклик. | Слайд 2 |
2. Пальчиковая гимнастика (с помощью бельевой прищепки) Цель: коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук | - Выполняем пальчиковую гимнастику. Повторяйте за мной действия, проговаривая четверостишие Кусается сильно котёнок – глупыш, Он думает: это не палец, а мышь. Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!» За эту работу жетон получают… | Дети проговаривают четверостишие и с помощью бельевой прищепки выполняют массаж кончиков пальчиков. (Смена рук) | слайд 3 |
3. Чистописание Цель: совершенствование навыка письма, развитие памяти, внимания демонстрация образца каллиграфического письма | Давайте вспомним правила посадки на уроке: Тетрадь с наклоном положу, Ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. - Запишите число, классная работа. - Отгадайте, какую букву мы будем сегодня прописывать. Палочка и палочка, Между ними галочка, И понятно сразу всем: Получилась буква… (М). - Пропишем букву М. - Возьмите карандаш и подчеркните лучшее на ваш взгляд написание. Вот так же старайтесь всегда писать | Записывают дату и вид работы (классная работа). Отгадывают букву для минутки чистописания. - Прописывают строчную и заглавную буквы м, М. Подчеркивают наиболее красивое написание | слайд 4 |
4.Словарная работа Цель: развитие слухового внимания | - А вот еще загадки. Отгадайте! Маленький, беленький По лесочку прыг-прыг, По снежочку тык-тык. Зверей она – краса! Плутовка рыжая… Просыпается весной А зимой под снежный вой Спит в избушке снеговой. 1) Записать в тетради, поставить ударение, подчеркнуть орфограмму. 2) Посмотрите на следующий слайд и проверьте, правильно ли вы написали - Как одним словом сказать, кто это? 3) – Записать предложение Зимой медведь спит в берлоге. За эту работу жетон получают… | Дети просматривают слайды и отгадывают загадки. заяц лиса медведь Проверяют по эталону 1 группа – записывают под диктовку. 2 группа – списывают предложение, в словах которого пропущены буквы: Зимой м.две.ь спит в берлоге | Слайды 5. 6. 7 |
5.Физкультминутка Цель: сменить вид деятельности и привести мышцы в тонус | Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем отдыхать! Спинку бодро разогнули Ручки кверху потянули! Раз и два, присесть и встать, Чтобы отдохнуть опять. Раз и два вперед нагнуться, Раз и два, назад прогнуться. Вот и стали мы сильней, Здоровей и веселей! | Движения в соответствии с текстом. | слайд 8 |
6. Сообщение темы урока Цель: знакомство с темой урока, сообщение целей совместная с учениками работа по осмыслению и принятию цели урока и постановке учебных задач | - Отгадайте ребус 7я - Что такое семья? - У тебя есть семья? - Назови членов твоей семьи. - Почему ты этих людей называешь семьей? - Семья-группа живущих вместе родных или близких по духу людей. - Как можно по-другому назвать членов одной семьи? - Что объединяет родственников? - Родственники-члены одной семьи, похожие друг на друга. Глаза, например, у всех карие. Или носы курносые. В русском языке слова тоже живут семьями, т. е. являются родственниками. Называются такие слова РОДСТВЕННЫМИ. - Тема урока: «Родственные слова». Сегодня мы узнаем, по каким признакам объединяются слова-родственники. Будем учиться подбирать родственные слова. За эту работу жетон получают… | Отгадывают ребус. Участвуют в учебном диалоге Читают тему урока | слайд 9 слайд 10 |
7. Работа над новым материалом Цель: формирование понятий о признаках родственных слов. Ознакомление с новыми терминами | Актуализация знаний - Сегодня к нам на урок пришел Старичок –Лесовичок. Вместе с ним мы отправимся в гости к лесному зверьку. А что это за зверек, вы узнаете, рассмотрев картину художника. - Каких животных нарисовал художник на картине? - Какое животное лишнее? Почему? За эту работу жетон получают… - Итак, сегодня на уроке русского языка вместе со Старичком-Лесовичком мы побываем в гостях у белочки. Белочка приготовила вам загадки: ИДЁТ, А НОГ НЕТ, ЛЕЖИТ, А ПОСТЕЛИ НЕТ, ЛЁГКИЙ, А КРЫШИ ЛОМИТ. МЕНЯ НЕ РАСТИЛИ, ИЗ СНЕГА ЛЕПИЛИ. ВМЕСТО НОСА ЛОВКО ВСТАВИЛИ МОРКОВКУ. ГЛАЗА – УГОЛЬКИ, РУКИ – СУЧКИ. КРАСНА ДЕВИЦА ГРУСТНА. ЕЙ НЕ НРАВИТСЯ ВЕСНА! ЕЙ НА СОЛНЦЕ ТЯЖКО, СЛЁЗЫ ЛЬЁТ - Прочитайте слова. - Можно ли сказать, что это слова из одной семьи? - Чем они похожи? - Это родственные слова За эту работу жетон получают… | Рассматривают, называют нарисованных животных, находят лишнее животное, доказывают правильность своего выбора. Художник нарисовал на картине корову, свинью, собаку, кошку, белку. Лишнее животное – белка. Белка – дикое животное, а остальные – домашние. снег снеговик Снегурочка Участвуют в учебном диалоге. | слайд 11 слайд 12, 13 слайд 14 |
8. Физкультминутка Цель: снятие усталости, поддержка психологического настроя | - А сейчас отдохнем вместе с белочкой. Прыгай белка. Хлопай белка. Приседай со мной соседка. Руки вверх, вперед и вниз, Улыбнись и садись. | Движения в соответствии с текстом | слайд 15 |
9. Закрепление понимания изученного, первичная проверка полученных знаний Цель: закрепление изученных знаний и применение их на практике, устранение и коррекция выявленных пробелов | Упражнение в нахождении родственных слов. - А сейчас вместе с белочкой отправимся в лес. Откройте учебник с. 167 , у. 1. - Прочитать стихотворение. - Какие слова связаны родством? - Как понимаете слово лесничество? Лесник? - Назовите общую часть записанных слов. За эту работу жетон получают… | Работают по учебнику, читают стихотворение, отвечают на вопросы. Лесничество-участок леса. Лесник-тот, кто охраняет лес. Дети записывают слова в тетрадь, названный ребенок комментирует написание слова.) Называют и обозначают общую часть -лес- | слайд 16 |
10. Гимнастика для глаз Цель: профилактика зрительного утомления | Демонстрирует на мультимедиа: «Белка и ёлки!» | | слайд 17 |
11. Применение знаний и способов действий Игра «Собери слова» | - Отдохнули наши глазки и пошли мы дальше. Смотрите, сколько шишек! - Какие слова можно составить из слогов, записанных на шишках? - Проверим, какие слова у вас получились? - Как можно назвать эти слова? - По каким признакам вы решили, что это родственные слова? - Какая общая часть в этих словах? - Проверьте. За эту работу жетон получают… | Дети работают в парах - учатся взаимодействовать в парах. Проверяют: белка, белочка, бельчата. Родственные слова Делают выводы. Пытаются заучить новые правила. | слайд18, 19 слайд 20 |
12. Домашнее задание. Цель: сообщить обучающимся о домашнем задании. | С. 168 , у.2 1гр. – 1 и 2 столбики 2 гр. – 3-ий столбик | Читают задание | слайд 21 |
13. Итог. Рефлексия. Цель: подвести итог, оценить результат деятельности обучающихся на уроке, определение степени удовлетворённости занятия детьми | - Понравился ли вам урок? - Что понравилось? - Что мы узнали о родственных словах? - Что такое родственные слова? - На уроке вы зарабатывали жетоны за правильные ответы. Тот, кто набрал себе шесть жетонов и больше, получает за урок отметку «5»; тот, кто набрал четыре или пять – «4». Спасибо за урок! | Подводят итог. Ответы детей | слайд 22 |