kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Понятие о родственных словах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку, 4 класс. Тема "Понятие о родственных словах". Соответствует ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Понятие о родственных словах.»

Тема «Понятие о родственных словах»



На данном этапе развития общества весь процесс обучения и воспитания ребенка с ОВЗ направлен на развитие механизмов, обеспечивающих его адаптацию к различным условиям жизни. Такую адаптацию обучающихся обеспечивает изучение всех предметов, входящих в учебный план специальной (коррекционной) школы VIII вида. В начальном обучении предмет «Русский язык» (письмо и развитие речи) занимает ведущее место, так как направлен на формирование функцио­нальной грамотности и коммуникативной компетенции млад­ших школьников. При этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом способствуют и формированию жизненной компетенции обучающихся с ОВЗ..

Разработка урока составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта и на основе примерной программы специальных (коррекционных) учреждений под редакцией В. В. Воронковой, 2010.


План-конспект урока русского языка


Тема

Понятие о родственных словах

Цель

Создание условий для формирования понятия родственные слова

Задачи

1) формирование понятий о признаках родственных слов, умений подбирать родственные слова;

2) развитие познавательных процессов: слухового восприятия и восприятия пространства, зрительного внимания, логического, наглядно-действенного и образного мышления, развитие процессов анализа и синтеза, наблюдательности; обучение приёмам самоконтроля; развитие мелкой моторики рук; обогащение словаря обучающихся; совершенствование навыков письма;

3) воспитание положительных качеств личности (трудолюбия, аккуратности, умения слушать собеседника, сочувствия, взаимоуважения); формирование положительного отношения к учению.

Тип урока

Изучение нового материала

Оборудование

1. Компьютер, как средство обучения.

2. Мультимедийный проектор.

3. Экран.

4. Слайдовый материал.

5. Бельевые прищепки для пальчиковой гимнастики.

6. Учебник А. К. Аксёнова, М.Г. Галунчикова. Русский язык. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М., Просвещение, 2011.

7. Жетоны за правильные ответы.




Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Медиаподдержка

(презентация к уроку)

1.Организационный момент.

Цель:

- положительная мотивация к учебной деятельности

- активизация мыслительной деятельности обучающихся

Проверка готовности класса к уроку.

1. Приветствие:

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, матушка-земля!

Здравствуйте, мои друзья!

Гостям тоже - здравствуйте!

2. Создание психологического настроя.

Какое сегодня прекрасное утро! Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу и нашим гостям хорошее настроение, порадуем знаниями по русскому языку.

- Чему мы учимся на уроках русского языка? (ответы детей)

- На уроках русского языка мы учимся грамотно, аккуратно, красиво писать, четко и правильно выговаривать слова, запоминать правила.

За правильные ответы, активность на уроке вы будете получать поощрительные жетоны. У девочек будет надпись «ум – ни – ца», у мальчиков – «ум – ник»




Читают стихотворение хором.





Эмоциональный отклик.





Слайд 2

2. Пальчиковая гимнастика (с помощью бельевой прищепки)

Цель: коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук

- Выполняем пальчиковую гимнастику. Повторяйте за мной действия, проговаривая четверостишие

Кусается сильно котёнок – глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

За эту работу жетон получают…





Дети проговаривают

четверостишие и с помощью бельевой прищепки выполняют массаж кончиков пальчиков.

мена рук)

слайд 3

3. Чистописание

Цель: совершенствование навыка письма, развитие памяти, внимания


демонстрация образца каллиграфического письма

Давайте вспомним правила посадки на уроке:

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.


- Запишите число, классная работа.


- Отгадайте, какую букву мы будем сегодня прописывать.

Палочка и палочка,

Между ними галочка,

И понятно сразу всем:

Получилась буква… (М).


- Пропишем букву М.


- Возьмите карандаш и подчеркните лучшее на ваш взгляд написание. Вот так же старайтесь всегда писать








Записывают дату и вид работы (классная работа).





Отгадывают букву для минутки чистописания.

- Прописывают строчную и заглавную буквы м, М.


Подчеркивают наиболее красивое написание

















слайд 4

4.Словарная работа

Цель: развитие слухового внимания

- А вот еще загадки. Отгадайте!

Маленький, беленький

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык.


Зверей она – краса! Плутовка рыжая…


Просыпается весной

А зимой под снежный вой

Спит в избушке снеговой.

1) Записать в тетради, поставить ударение, подчеркнуть орфограмму.

2) Посмотрите на следующий слайд и проверьте, правильно ли вы написали

- Как одним словом сказать, кто это?

3) – Записать предложение

Зимой медведь спит в берлоге.



За эту работу жетон получают…

Дети просматривают слайды и отгадывают загадки.


заяц


лиса




медведь



Проверяют по эталону


1 группа – записывают под диктовку.

2 группа – списывают предложение, в словах которого пропущены буквы:

Зимой м.две.ь спит в берлоге


Слайды 5. 6. 7














5.Физкультминутка

Цель: сменить вид деятельности и привести мышцы в тонус

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать!

Спинку бодро разогнули

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два, назад прогнуться.

Вот и стали мы сильней,

Здоровей и веселей!

Движения в соответствии с текстом.


слайд 8

6. Сообщение темы урока

Цель: знакомство с темой урока, сообщение целей совместная с учениками работа по осмыслению и принятию цели урока и постановке учебных задач

- Отгадайте ребус 7я

- Что такое семья?

- У тебя есть семья?

- Назови членов твоей семьи.

- Почему ты этих людей называешь семьей?

- Семья-группа живущих вместе родных или близких по духу людей.

- Как можно по-другому назвать членов одной семьи?

- Что объединяет родственников?

- Родственники-члены одной семьи, похожие друг на друга. Глаза, например, у всех карие. Или носы курносые. В русском языке слова тоже живут семьями, т. е. являются родственниками. Называются такие слова РОДСТВЕННЫМИ.

- Тема урока: «Родственные слова». Сегодня мы узнаем, по каким признакам объединяются слова-родственники. Будем учиться подбирать родственные слова.

За эту работу жетон получают…

Отгадывают ребус.


Участвуют в учебном диалоге


















Читают тему урока

слайд 9




















слайд 10

7. Работа над новым материалом

Цель: формирование понятий о признаках родственных слов. Ознакомление с новыми терминами

Актуализация знаний

- Сегодня к нам на урок пришел Старичок –Лесовичок. Вместе с ним мы отправимся в гости к лесному зверьку. А что это за зверек, вы узнаете, рассмотрев картину художника.

  • Игра «Наложенные картинки»








- Каких животных нарисовал художник на картине?

- Какое животное лишнее? Почему?

За эту работу жетон получают…


- Итак, сегодня на уроке русского языка вместе со Старичком-Лесовичком мы побываем в гостях у белочки. Белочка приготовила вам загадки:

ИДЁТ, А НОГ НЕТ, 
ЛЕЖИТ, А ПОСТЕЛИ НЕТ,
 
ЛЁГКИЙ, А КРЫШИ ЛОМИТ.


МЕНЯ НЕ РАСТИЛИ,
 
ИЗ СНЕГА ЛЕПИЛИ.
 
ВМЕСТО НОСА ЛОВКО
 
ВСТАВИЛИ МОРКОВКУ.
 
ГЛАЗА – УГОЛЬКИ,
 
РУКИ – СУЧКИ.
 

КРАСНА ДЕВИЦА ГРУСТНА.
 
ЕЙ НЕ НРАВИТСЯ ВЕСНА!
 
ЕЙ НА СОЛНЦЕ ТЯЖКО,
 
СЛЁЗЫ ЛЬЁТ


- Прочитайте слова.

- Можно ли сказать, что это слова из одной семьи?

- Чем они похожи?

- Это родственные слова

За эту работу жетон получают…







Рассматривают, называют

нарисованных животных,

находят лишнее животное,

доказывают правильность своего выбора.

Художник нарисовал на картине корову, свинью, собаку, кошку, белку.

Лишнее животное – белка. Белка – дикое животное, а остальные – домашние.







снег







снеговик




Снегурочка




Участвуют в учебном диалоге.








слайд 11

















слайд 12, 13



















слайд 14

8. Физкультминутка

Цель: снятие усталости, поддержка психологического настроя

- А сейчас отдохнем вместе с белочкой.

Прыгай белка.

Хлопай белка.

Приседай со мной соседка.

Руки вверх, вперед и вниз,

Улыбнись и садись.

Движения в соответствии с текстом


слайд 15

9. Закрепление понимания изученного, первичная проверка полученных знаний

Цель: закрепление изученных знаний и применение их на практике, устранение и коррекция выявленных пробелов

Упражнение в нахождении родственных слов.

- А сейчас вместе с белочкой отправимся в лес. Откройте учебник с. 167 , у. 1.

- Прочитать стихотворение.

- Какие слова связаны родством?

- Как понимаете слово лесничество? Лесник?




- Назовите общую часть записанных слов.


За эту работу жетон получают…



Работают по учебнику, читают стихотворение, отвечают на вопросы.


Лесничество-участок леса.

Лесник-тот, кто охраняет лес.

Дети записывают слова в тетрадь, названный ребенок комментирует написание слова.)

Называют и обозначают общую часть -лес-



слайд 16

10. Гимнастика для глаз

Цель: профилактика зрительного утомления

Демонстрирует на мультимедиа: «Белка и ёлки!»



слайд 17

11. Применение знаний и способов действий

Игра «Собери слова»

- Отдохнули наши глазки и пошли мы дальше. Смотрите, сколько шишек!

- Какие слова можно составить из слогов, записанных на шишках?

- Проверим, какие слова у вас получились?

- Как можно назвать эти слова?

- По каким признакам вы решили, что это родственные слова?

- Какая общая часть в этих словах?

- Проверьте.

За эту работу жетон получают…

Дети работают в парах - учатся взаимодействовать в парах.



Проверяют: белка, белочка, бельчата.

Родственные слова


Делают выводы. Пытаются заучить новые правила.



слайд18, 19







слайд 20

12. Домашнее задание.

Цель: сообщить обучающимся о домашнем задании.

С. 168 , у.2

1гр. – 1 и 2 столбики

2 гр. – 3-ий столбик

Читают задание


слайд 21

13. Итог. Рефлексия.

Цель: подвести итог, оценить результат деятельности обучающихся на уроке, определение степени удовлетворённости занятия детьми

- Понравился ли вам урок?

- Что понравилось?

- Что мы узнали о родственных словах?

- Что такое родственные слова?


- На уроке вы зарабатывали жетоны за правильные ответы. Тот, кто набрал себе шесть жетонов и больше, получает за урок отметку «5»; тот, кто набрал четыре или пять – «4». Спасибо за урок!

Подводят итог.



Ответы детей

слайд 22






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Понятие о родственных словах.

Автор: Мальцева Надежда Петровна

Дата: 31.01.2023

Номер свидетельства: 624510

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "«Знакомство с понятиями «родственные слова», « корень слова» "
    ["seo_title"] => string(57) "znakomstvo-s-poniatiiami-rodstviennyie-slova-korien-slova"
    ["file_id"] => string(6) "119230"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413369194"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Технологическая карта "Родственные слова" "
    ["seo_title"] => string(47) "tiekhnologhichieskaia-karta-rodstviennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "162885"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422425590"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока русского языка "Родственные слова" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-rodstviennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "121470"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413981237"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока + Презентация по теме: "Родственные слова. Корень." "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-priezientatsiia-po-tiemie-rodstviennyie-slova-korien"
    ["file_id"] => string(6) "111085"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407046446"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока по русскому языку "Родственные слова. Корень." "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-rodstviennyie-slova-korien"
    ["file_id"] => string(6) "110257"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405769708"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства