Просмотр содержимого документа
«План урока по трудовому обучению»
Открытый урок трудового обучения в 6,7,8 классах. Вариант 2
Тема урока: «Изготовление новогодних игрушек»
(История новогодних традиций России. Комбинирование бумажных материалов.)
Планируемый результат: совершенствовать приёмы работы с бумагой при создании новых форм новогодних игрушек.
Задачи урока:
Расширить знания о праздновании Нового года в России.
Учить использовать известные знания и умения в новых ситуациях.
Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, проводить аналогии, рассуждать и обсуждать, выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту.
Развивать художественные и конструкторско-технологические способности.
Личностные УУД:
Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,
Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,
Умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,
Участвовать в творческом процессе;
Способность к самооценке своих действий, поступков.
Воспитание аккуратности, трудолюбия, добросовестного отношения к работе и способность радоваться успехам одноклассников.
Познавательные УУД:
Умение осуществлять поиск информации из рассказа учителя, личного опыта.
Умение слушать, извлекая нужную информацию для установления причинно-следственных связей. Умение делать обобщения, выводы.
Умение понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.
Систематизировать и расширять представления детей о новых приёмах бумагопластики;
Развивать творческое воображение;
Соблюдать правила по технике безопасности при работе с клеем, ножницами.
Регулятивные УУД:
Умение высказывать своё предположение на основе предоставленного материала.
Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Умение прогнозировать предстоящую работу.
Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Осуществлять пошаговый контроль по результату.
Коммуникативные УУД:
Умение строить речевое высказывание в устной форме в соответствии с поставленными задачами. Умение вступать в учебное сотрудничество с учителем и учащимися.
Умение осуществлять совместную деятельность, в группе.
Умение проявлять доброжелательное отношение к партнерам.
Допускать существование различных точек зрения;
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Методы: наглядные, словесные, практические, ИКТ – иллюстрация способов деятельности через презентацию.
Формы: групповая и индивидуальная на практической части. Оборудование: цветная бумага, клей, ножницы, карандаш, картон.
Ход урока
Оргмомент
Итак, друзья, внимание-
Ведь прозвенел звонок.
Давайте поприветствуем
Всех кто к нам пришёл.
Садитесь поудобнее-
Начнем скорей урок!
Психологический настрой на урок
- Посмотрите друг на друга, возьмитесь за руки улыбнитесь и пожелаем друг другу удачи - молодцы!
3. Постановка цели, мотивация.
Фея в платье белоснежном
Закружила за окном,
И взмахнув рукою нежно,
Всё покрыла серебром.
Будут разные забавы,
Будет рада детвора,
Потому что наступила
Долгожданная ….. зима
-Зимой мы все, и взрослые, и дети, с нетерпением ждем самый веселый, самый любимый праздник в году –Какой? … Новый год!
- Когда мы будем отмечать этот праздник? (в ночь с 31 декабря на 1 января)
-Как мы готовимся к новому году?
-Сегодня на уроке мы снова будем творить и немного говорить.
Говорить по делу, делать все умело!
-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить и что делать?
Давайте сформулируем тему нашего урока.
- На уроке мы расширим знания о праздновании Нового года, закрепим навыки работы с бумагой, нарядим новогоднюю ёлку. Слайд 1
4.Основная часть.
В нашей стране Новый год – один из самых любимых праздников. А вы знаете, что он не всегда отмечался в ночь с 31 декабря на 1 января.
- Кто знает, когда праздновали новый год раньше?
-С 988 года, когда киевский князь Владимир Красно Солнышко ввел на Руси христианство, смена лет, согласно церковному календарю, происходила с 1 марта, реже со дня Святой Пасхи. Это летоисчисление просуществовало вплоть до конца XV века.
В 1492 году царь Иван III постановлением Московского собора не повелел считать за начало года, причем как церковного, так и светского, 1 сентября.
-А кто приказал праздновать Новый год 1 января?- Петр Великий
Царь Петр I был тем, кто ввел в России обычай ставить украшать ёлку. Будучи еще совсем юным, он гостил у своих немецких друзей, где увидел необычную ель с яблоками и конфетами. Став царем, Петр I издал указ отмечать Новый год, как в Европе: «По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых».
Слайд 2,3
. С тех пор наряженная елка стала в России символом Нового года. Рубить дерево строго запрещалось, можно было только срезать ветки.
- Символом Нового года является елка. Какие еще традиции вы знаете?
Один из символов праздника, новогодняя игрушка имеет свою, чрезвычайно интересную историю.
Традиция наряжать елки появилась в первой половине XVII века в Германии и в Прибалтике. Тогда украшения были достаточно просты и следовали христианской символике. На ветках развешивались яблоки как символ плодов с древа познания добра и зла, свечи символизировали ангельскую чистоту, а навершием служила Вифлеемская звезда. В СССР ее альтернативой стала красная пятиконечная звезда и пики.
Стеклянные шары появились в 1848 году, после того как в Германии случился неурожай яблок.
В дореволюционную Россию елочные игрушки доставляли из Германии и продавали в галереях и салонах Санкт-Петербурга и Москвы.
Кстати, купить игрушку из стекла для жителя России 19 века было практически то же самое, что современному россиянину приобрести машину. Слайд 5
Первые стеклянные игрушки: шары, бусы, сферические зеркальные предметы в виде прожекторов и сосулек . Слайд 6
Именно на Руси придумали наряжать ель женскими украшениями — стеклянными бусами. Их изготовлением занималась вся семья: маленькие шарики выдували мастера-стеклодувы, женщины красили бусины, а дети нанизывали их на нитку. Слайд 7
В конце 1930-х на елках появились герои детской литературы — Иван Царевич, Руслан и Людмила, братец Кролик и братец Лис, Красная Шапочка, Кот в сапогах, Крокодил с Тотошей и Кокошей, доктор Айболит. Слайд 7
После премьеры фильма «Цирк» стали популярны фигурки на цирковую тематику. В честь освоения Севера елочные лапы украшали фигурками полярников. Слайд 7
В это же время появились филигранные и расписанные вручную украшения на восточную тему: Аладдин, старик Хоттабыч, колдун Черномор. Слайд 8
После выхода на экраны фильма «Карнавальная ночь» в 1956 году появились знаменитые игрушки «Часы» — со стрелками, установленными, за пять минут до полуночи. В 70–80-е годы самыми популярными были шишки, колокольчики и домики. Слайд 9
Кроме того, в СССР елку украшали игрушками, отражающими идеалы и стремления коммунистического государства. Так, на одной елке вместе сосуществовали овощи и фрукты, космические корабли и подводные лодки, фигурки человечков в национальных костюмах разных народов, фабрики и заводы, домашние и дикие животные, спортсмены. Слайд 10
В военные годы на елки вешали фигурки самолетов танков, сталинских броневиков. Также мастерили фигурки из военных погон и подручных материалов, например медицинских бинтов. Слайд
Большое распространение в Советском Союзе получили украшения из папье-маше (плотного вещества, состоящего из бумажной массы, смешанной с клеем, гипсом или мелом). Слайд 12
В качестве украшений по доступной цене стали делать игрушки-картонажи. Эти тисненые фигурки вырезались и склеивались из двух половинок выпуклого картона, тонированного золотой или серебряной краской. Среди картонажных игрушек были популярны изображения зверей, рыб, птиц, сказочных персонажей и звезд.Они представляют собой два склеенных между собой кусочка картона с зеркальным расположенным на них рисунком, слегка выпуклым. Игрушка, таким образом, получается двусторонней.Слайд 13
Украшать дом в канун праздника стало популярно, и соседи даже негласно соревновались между собой у кого же в этом году жилище будет более красиво и чопорно декорировано. Правда, не смотря на влияние тенденций, правила украшать остались все теми же, изменился только материал. На верхушке дерева красовалась звезда, по всей длине развешивали «яблоки», а также ставили горящие свечи в наши дни они превратились в гирлянды и дождики. Обычай вешать на зеленые ветки печенье и вафли остался. До середины XVIII столетия украшения были только съедобные помимо выпечки к «елочному меню» добавились орехи, фрукты и конфеты.
А, когда до Нового года останутся считанные дни и вы, извлечете коробку с елочными украшениями и станете наряжать симпатичное, зеленое, колючее деревце – подержите в руках каждый шарик и каждую игрушку чуть подольше… Ведь каждая новогодняя игрушка – это частичка волшебства, в которое так хочется верить под Новый год! А еще говорят, что в каждой из них скрыта своя тайна.
Дополнительный материал:
В 1895 году в США была изготовлена первая уличная новогодняя электрическая гирлянда, которая украсила ель перед Белым домом. В Советской России первые гирлянды начали производиться только в 1938 году.
Мишура появилась в Германии в 1610 году и была сделана из тончайших серебряных стружек. Но серебро быстро теряло свой блеск и тускнело из-за жара свечей, к тому же подобное украшение было довольно дорогим. Люди победнее делали мишуру из скрученной в спираль оловянной проволоки.
5. Физминутка.
- Встали из – за свои места, немножко отдохнём и поиграем. Я буду называть предметы, а вы, если этим можно украсить ёлку, хлопайте в ладоши и наклоняем голову вперёд, если нет, поворачиваем голову в лево и вправо и машем руками.
Бусы новогодние. Да.
Рюкзаки походные. Нет.
Шарики блестящие. Да.
Яблоки настоящие. Да.
Яркая звезда. Да.
С неба круглая луна. Нет.
Разноцветные фонарики. Да.
Сдобные пряники. Да.
Мишура блестящая. Да.
Шишка настоящая. Да.
Мягкая подушка. Нет.
Яркая хлопушка. Да.
- Какие вы молодцы! Поиграли, отдохнули, а теперь за работу! Будем с вами мастерить и творить.
6. Практическая часть работы.
Творчество, труд, мастерство.
- Как понимаете? (То, что человек делает своими руками, радует окружающих, приносит ему уважение окружающих. Его называют мастером. Чтобы сделать вещь, человек должен приложить немало труда, проявить фантазию и творчество)
7. Испытание: - Работа с памятками. Работа в парах. Подумайте какие правила безопасности нужно помнить и соблюдать при работе? Как нужно использовать материалы и инструменты?
Техника безопасности при работе с ножницами
1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
2. При работе внимательно следите за направлением резания.
3. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4. Не держите ножницы лезвием вверх.
5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
6. Не режьте ножницами на ходу.
7. Не подходите к товарищу во время работы.
8. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
9. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
Техника безопасности при работе с клеем
1. С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!
2. Наноси клей на поверхность изделия только кистью.
3. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.
4. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.
5. По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.