Урок трудового обучения по теме «Весенний букет» (изготовление букета для мамы, бабушки к 8 марта).
Цель: формирование и развитие познавательных, личностных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Задачи:
- дать исторические сведения о празднике «Международный женский день»;
- развивать умение планировать свою деятельность;
- развивать внимание, воображения, творческие способности;
- воспитывать аккуратность, интерес к изготовлению подарка своими руками.
Оборудование:
Мультимедийный проектор для демонстрации презентации;
для учителя – готовый букет-образец;
для детей - пластилин, цветная бумага, ножницы, карандаш, клей, деревянные шампура, коктейльные трубочки, шаблоны.
План проведения занятия
I. Вводная часть:
• организационный момент.
• проверка готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы урока
III. Изучение нового материала
IV. Введение в практическую часть.
V. Практическая часть
- Подведение итогов
Ход урока
I. Вводная часть:
1. организационный момент.
2. проверка готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы урока:
Учитель: (слайд 2) Ребята за окнами класса уже наступила весна и приближается самый прекрасный праздник - день весны, любви и красоты. В этот день принято поздравлять всех женщин и дарить им подарки. Но иногда так хочется, чтобы подарок был особенный, необычный. И поэтому, сегодня на уроке технологии мы с вами сделаем подарок для мам и бабушек своими руками.
III. Изучение нового материала.
1. История праздника 8 марта – Международный женский день.
Для того чтобы приступить к работе, давайте вернёмся в далёкие времена, чтобы узнать историю возникновения праздник. Чем же особенный этот день? Как называется праздник, который отмечается 8 марта?
(Ответы детей)
В давние времена в начале марта в Древнем Риме отмечался праздник матроналии. В этот день матроны (так римляне называли свободнорожденных, состоящих в браке женщин) получали от своих мужей подарки и были окружены вниманием и любовью. Подарки, но менее ценные, получали и рабыни. Хозяйка дома предоставляла невольницам в этот день выходной. Одетые в нарядные одежды, с благоухающими венками на головах римлянки шли в Круглый храм богини Весты – хранительницы домашнего очага и очага римской общины.(слайд 3).
В 19 веке о том, что представительницы прекрасного пола имеют какие-то права, и речи быть не могло. Женщинам запрещали участвовать в выборах, занимать руководящие посты. Женский труд считался менее квалифицированным, работали они порой по 16 часов в сутки, получая при этом гроши.
8 марта 1857 года в Нью-Йорке впервые прошла демонстрация женщин с требованием предоставить им равные права с мужчинами. Решение о ежегодном праздновании Международного женского дня было принято в 1910 году на конференции женщин-активисток.(слайд 4).
В России впервые Международный женский день отмечался в 1913 году в Петербурге. Международный женский день 8 марта с первых лет советской власти стал государственным праздником. С 1965 года этот день был объявлен нерабочим. В этот день принято поздравлять всех женщин и дарить им подарки. С годами Международный женский день стал символом весны, любви и красоты. И поэтому самым распространённым подарком 8 марта стали весенние цветы. Традиционным цветком в этот день во многих странах считается мимоза, такая же нежная и прекрасная как женщина.(слайд 5)
IV. Введение в практическую часть.
Учитель: Праздник 8 марта всегда ассоциируется в сознании с началом весны, с приходом солнышка, тепла, и соответственно, с расцветом самых лучших чувств. И выразить весь наплыв чувств лучше всего с помощью цветов. Сегодня на уроке ребята мы с вами попробуем вырастить не совсем обычные цветы в подарок мамам и бабушкам. Мы сделаем их своими руками. Они никогда не завянут, и долго будут радовать мам, бабушек, сестрёнок. Для изготовления цветов нам понадобятся коктейльные трубочки (учителю необходимо заранее нарезать трубочки на части), который будут лепестками, цветная бумага, простой карандаш, клей, ножницы, пластилин и палочки (деревянные шампура). (слайд 6)
V. Практическая часть
Учащиеся работают в группах. Учителю предварительно необходимо нарезать на части коктейльные трубочки (примерно по 2,5 см). Это лепестки будущих цветов.(слайд 7). Если работа выполняется учащимися 2х, 3х или 4х классов, то нарезать трубочки они могут самостоятельно.
Учитель: Для стебельков используем деревянные шампура (длина около 20 см.). (слайд 8) Из пластилина делаем шар на который будут крепиться «лепестки» и соединяем его с деревянным шампуром. (слайд 9) Далее приступаем к изготовлению цветка. Для этого нарезанные коктейльные трубочки вставляем в пластилиновую основу. (слайд 10)
Цветок можно считать готовым, когда весь пластилиновый шар будет покрыт «лепестками». Остаётся из цветной бумаги вырезать листья и прикрепить к деревянному шампуру. Для этого берём зелёную бумагу, карандашом обводим шаблон, вырезаем. Затем делаем 2 отверстия и просовываем в них стебелёк. Край листка необходимо закрепить. Приклеиваем уголок листа к деревянному шампуру внизу. Подобным образом выполняем ещё несколько цветов. (слайд 11) Наш букет готов. (слайд 12).
В ходе выполнения работы на проекторе демонстрируется презентация, в которой показана последовательность изготовления изделия. Работа довольно простая и доступна для выполнения первоклассникам, но будет интересна также учащимся 2х, 3х, и 4х классов.
Целевые обходы учителя:
1. Контроль организации рабочего места.
2. Контроль правильности выполнения приемов работы и соблюдение правил безопасной работы.
3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
4. Контроль объема и качества выполнения работы.
VI. Подведение итогов. Выставка работ учащихся.
Правила безопасной работы ножницами
- Проверить исправность инструмента.
- Ножницы должны быть с тупыми концами.
- Работать ножницами только на своём рабочем месте.
- Не оставлять ножницы открытыми.
- Следить за движением лезвий во время работы.
- Ножницы класть кольцами к себе.
- Передавать ножницы кольцами вперёд.
- Хранить ножницы в инструментальной укладке или в чехле.
- Использовать ножницы по назначению.
- Для работы с тканью использовать другие, более острые ножницы.